[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Башкирский форум » Башкортостан - мой дом » Наш Башкортостан! » БАШКИРСКИЕ ПЛЕМЕНА, РОДЫ, РОДОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ в 18-19 вв. (Древние Башкиры)
БАШКИРСКИЕ ПЛЕМЕНА, РОДЫ, РОДОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ в 18-19 вв.
Кому Ваш род относится?
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:09 | Сообщение # 31
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
КИРГИЗ (kыргыз), в Башкортостане племя в составе нижнебельских башкир. Основные тамги

Свою генеалогию киргизцы возводят к потомкам Чингисхана Тонак-бию и Кадык-бию. Киргизцы - потомки енисейских кыргызов, которые в 8-10 вв. переселились на берега Сырдарьи, затем на правобережье Волги, а оттуда на Бугульминско-Белебеевскую возвышенность. В 13-14 вв. поселилось в долине р. Белой. На юге земли киргизцев достигали верховьев р. Ик. На территории расселения киргизцев ныне находятся Илишевский и Краснокамский районы РБ.
Лит.: Янгузин Р.З. Башkорт kэбилэлэре тарихынан. Эфэ, 1995; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
Р.З.Янгузин.

Прикрепления: 2824205.gif(2Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:12 | Сообщение # 32
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
ЕЛАН (йылан), племя в составе нижнебельских башкир. Основные тамги

По преданиям еланцев, их предки пришли в Приуралье со стороны Волги или Крыма. Еланцы - потомки одного из древнетюркских племен, которое включилось в состав кыпчаков на ранней стадии их миграции на запад. Ныне на территории расселения еланцев находится Ермекеевский район РБ.
Лит.: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Прикрепления: 0827719.gif(2Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:15 | Сообщение # 33
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
ЕЛЬДЯК, ельдят (йэлдэк), племя в составе нижнебельских башкир. Основные тамги

Территория расселения, тамги ельдякцев восстановлены по архивным источникам. Древним районом расселения племени было левобережье р. Белой, которое подвергалось наиболее активной кыпчакской экспансии. В 15-16 вв. ельдякцы двинулись на север, на р. Танып, оттуда в долину р. Уфы. На территории расселения ельдякцев ныне находятся Дюртюлинский, Илишевский районы РБ.
Лит.: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Прикрепления: 3558996.gif(1Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:16 | Сообщение # 34
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
КАНЛЫ (kанны), племя в составе нижнебельских башкир. Основные тамги

О происхождении канлинцев сложились две точки зрения: канлинский союз возник в 11-12 вв. в приаральских степях на печенежско-огузской основе (В.В. Бартольд, П.В. Голубовский и др.); канлы - этнические преемники тюркоязычных народов, создавших в последние века до н.э. государство Кангюй (Н.А. Аристов, Н.А. Бронников и др.). Существенную роль в формировании канлысцев сыграли кыпчаки. В 13 - начале 14 в. канлы мигрировали в Приуралье, на юго-запад Башкортостана, где смешались с древнебашкирскими племенами усерган, бурзян, юрматы и другими. На территории расселения канлысцев ныне находится Бирский район РБ.
Лит.: Янгузин Р.З. Башkорт kэбилэлэре тарихынан. Эфэ, 1995; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Прикрепления: 4507910.gif(2Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:17 | Сообщение # 35
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
ДУВАНЕЙ (дыуанай), племя в составе нижнебельских башкир. Основные тамги

Этнически дуванейцы восходят к древней тюрко-монгольской среде Алтая и Монголии. Миграция дуванейцев относится к 13 в. и связана с монгольскими походами. На пути движения на запад они длительное время пребывали в присырдарьинских степях и Приаралье, где подверглись окончательной тюркизации, испытав при этом и определенное влияние ираноязычного населения Средней Азии. По преданию, дуванейцы сначала поселились на берегах р. Ик, затем р. Белой, в дальнейшем - в долине р. Ай. В 17-18 вв. в районе г. Бирска была Дуванейская волость.

Прикрепления: 1093947.gif(1Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:18 | Сообщение # 36
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
КАРШИН (kаршын), племя тюркского происхождения в составе нижнебельских башкир. Основные тамги

Древним районом расселения племени было левобережье р. Белой. Каршинцы подверглись сильному кыпчакскому воздействию и влиянию соседей: племен дуваней с запада, мин с востока.
Лит.: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Прикрепления: 1091263.gif(2Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:21 | Сообщение # 37
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
ТАЗ (таз, тазлар), племя древнетюркского происхождения в составе нижнебельских башкир. Основные тамги

Миграция тазцев из Центральной Азии в Приаральские степи и далее на запад относится к началу 2 тысячелетия н.э. С началом монгольских походов и образования Золотой Орды племя таз кочевало в южных степях, между Эмбой и Уралом. Переселение на север в конце 13 в. связано с междуусобной борьбой Тохты и Ногая. Тазцы пришли в Приуралье отдельными группами, которые влились в состав племен табын, бурзян, усерган и других. Одна группа тазцев направилась на Урал и в Зауралье и заняла соседние с айлинцами земли. В 18 в. из-за изъятия башкирских вотчин под горные заводы она переселилась севернее и влилась в состав племен каратавы и дуван. Вторая группа тазцев направилась по р. Танып на север и заняла лесные районы по среднему ее течению. Ныне на терртиории расселения племени располагаются Балтачевский и Янаульский районы РБ.

Добавлено (16.Декабрь.2008, 17:21:46)
---------------------------------------------
УВАНЫШ (ыуаныш, маныш), племя в составе нижнебельских башкир. Существование племени прослеживается только по архивным источникам. Уванышцы - тюркизированные финно-угры. В 17-18 вв. они занимали земли по правобережью р. Быстрый Танып.
Лит.: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Прикрепления: 5515616.gif(2Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:23 | Сообщение # 38
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
УРАН, племя в составе северных башкир. Основные тамги

Предки уранцев, будучи выходцами из среды тюрко-монгольских племен Центральной Азии, на пути движения на запад длительное время пребывали в Присырдарьинских степях и Приаралье, где подверглись окончательной тюркизации и влиянию ираноязычного населения Средней Азии. В начале 2-го тысячелетия н.э. уранцы попали последовательно в сферу кара-катайского (см. Катай), табынского (см. Табын) и кыпсакского (см. Кыпсак) этнополитического воздействия. По преданиям, уранцы пришли в Башкортостан со стороны Оренбурга, кочевали сначала на р. Миасс и вернулись оттуда в долину р. Белой.
Лит.: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Прикрепления: 5183836.gif(1Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:29 | Сообщение # 39
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
ГАЙНА (гэйнэ), племя в составе северных башкир. Основные тамги

Гайнинцы происходят от родоплеменного объединения тархан Волжской Булгарии, что свидетельствует об этнических контактах гайнинцев с дунайскими и волжскими болгарами, венграми и чувашами. Гайнинцы покинули Волжскую Булгарию в конце 12 в. и в 13-14 вв. проникли в Прикамье, где были включены в сферу преобладающего этнического воздействия древнебашкирских племен усерган, бурзян, тангаур и составили вместе с ними ядро древнебашкирского этноса. Часть гайнинцев осталась в Приуралье, другая мигрировала на север, вверх по течению Быстрого Таныпа. Последний этап переселения гайнинцев на север связан с движением катайских групп и кыпчаков в 13-14 вв. Этот период характеризуется кыпчакизацией всего племени. На территории расселения гайнинцев ныне находятся Татышлинский район РБ, Бардымский район Пермской области.
Лит.: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Добавлено (16.Декабрь.2008, 17:29:47)
---------------------------------------------
ТАНЫП, племя в составе северной группы башкир. Этническая основа су-таныпцев и кара-таныпцев сложилась в булгаро-угорской среде. На территории Башкортостана таныпцы пришли с запада, по преданию с "Мензелинских сторон". В конце 12 - начале 13 в. углубились на север, где вступили в контакт с местными финно-угорскими племенами. Оставшиеся на юге группы смешались с кыпсаками и тамьянцами (см. Тамьян). Роды древнетюркского происхождения казанчи и кайпан вошли в состав таныпцев в 15-16 вв., в процессе движения на cевер. Ныне на территории расселения таныпцев находятся Аскинский, Балтачевский, Янаульский районы РБ.
Лит: см. при ст. Тамьян).
Р.З.Янгузин.

Прикрепления: 1935091.gif(1Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:30 | Сообщение # 40
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
УН (ун, су-ун, суннарсы), племя в составе северных башкир. Основные тамги

Башкирский этноним "ун" восходит к гуннской эпохе, к племенной конфедерации он-уйгуров. Предки уннарцев, входившие в состав древнебашкирских племен ун, расселялись в долине р. Белой. В 16-17 вв. основная масса ушла к р. Уфе, переправилась на ее правобережье и заняла низовья Юрюзани, часть ун осталась на Быстром Таныпе. Ныне на территории расселения ун находятся части Аскинского, Балтачевский и Караидельский районов РБ.
Лит.: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Прикрепления: 7284552.gif(1Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:37 | Сообщение # 41
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
БАЛЫКСЫ (балыkсы), племя в составе северной группы башкир. Основные тамги

Исторические сказания балыксынцев связывают происхождение предков с древними тюрками Алтая и Южной Сибири. В общей волне катайских родоплеменных групп они мигрировали в Приуралье, сначала на Яик, затем - в бассейн р. Ик, где кочевали в 12-14 вв. Затем по р. Танып направились на север и окончательно обосновались в долине р. Тюй, где смешались с местными финно-угорскими племенами, башкирами булгаро-угорского просхождения (Юрми), марийцами и мишарями.
Лит.: Янгузин Р.З. Башkорт kэбилэлэре тарихынан. Эфэ, 1995; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
Р.З.Янгузин.

Добавлено (16.Декабрь.2008, 17:37:49)
---------------------------------------------
Сканирование, html-версия © А.В. Горохов
Отсканировано с книги "Башкирско-руский словарь", издательство © "ДИГОРА", "Русский язык", Москва

Исторический сайт
Горохова Александра Викторовича
О себе скажу только то, что родился в 1963 г. и живу в г. Миасс Челябинской области. Остальное (этапы биографии, место нынешней работы, семейное положение) - не существенно.
http://www.newchron.narod.ru/

Прикрепления: 1077177.gif(1Kb)
 
Raimov_IДата: Вт, 16.12.2008, 19:49 | Сообщение # 42
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
Башкирские шежере о вхождении Башкирии в состав Русского государства

В результате успешной внешней политики Российского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России.

В исторических источниках часто встречаются указания на то, что добропорядочное обращение русских властей с народами Приуралья, особенно с башкирами, и льготы в ясаке побудили вождей башкирского народа послать своих дипломатических представителей к царю Ивану Васильевичу с челобитьем о принятии подданства с определенными условиями.

О добровольном вхождении Башкирии в состав России говорят исторические шежере башкир самых крупных племенных союзов. Вот некоторые записи из шежере.

"... Год был девятьсот пятьдесят четвертый...Промышляя по реке Белой и в лесах бортничеством, в водах - бобрами, в степях - куницей [и] лисицей, [иштяки] (так назвали башкир соседи - казахи и татары) разбогатели. Год был девятьсот пятьдесят четвертый, все иштяки жили по велению Бурнак-бия.

Когда Бурнак-бий умер, бийство поручили Татигачу. Когда Татигач стал бием, в девятьсот пятьдесят девятом [году], в год мыши, на второй день октября русские взяли город Казань. После этого Белый-бий стал падишахом.

Был девятьсот шестьдесят первый год, когда во все земли были направлены послы с грамотами, [которые] известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи. После того, как эти послы обошли [башкирские земли] и известили, год был девятьсот шестьдесят первый. И я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял [с собой] три человека..., сначала Азна-баба, второго Илчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой нескольких друзей-спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными [преклонили головы] Белого-бия падишаха. Получили ярлык, [в подарок] снедь, атласные материи. Царя оповестили о том, что мы - люди с тремястами домами. Земли, оставшиеся от бежавших ногайцев, нижайше попросив, взяли [себе]. [Царь] пожаловал [земли] - в верховьях [реки Белой] - граница Нугуш, в низовьях - Кукуш, с впадающими [в эти реки] с обеих сторон речками и степями, горами и скалами. Дали обещание платить ясак куницей. После этого Белый-бий падишах мне, Татигачу, пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой.

После этого вернулись домой, [вернувшись домой] я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники, мы к Белому-бию падишаху ходили, подчинились [преклонили головы], стали [его] рабами. Мне, Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой, и, нижайше попросив падишаха, земли бежавших ногайцев мы взяли [себе]. Согласились платить ясак из ста куниц. А теперь и вы примете ли [все это]?, - спросил я. Весь народ [досл., каждый из этого народа] сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен. Но я сказал, [что] падишах велел мне, мурзе, ясака не платить; пусть будет так [досл., будет хорошо], - ответили [соплеменники]. Народ сказал: теперь на этой земле есть места для зимнего жилища, реки есть [досл., достаточно воды для питья], [есть] беркуты с гнездами и перелетные [птицы] в реках".

(Из шежере башкир племени юрматы. Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 33.)

"Великий наш шах и царь Иван Васильевич Грозный, начиная с 1547 года, приходил вместе с русским войском [досл., обществом] брать город Казань; после многих сражений при татарском хане Ядкаре 2 октября 1552 года [Иван Грозный] окончательно взял [город] в свои руки. И так же, как [сделали] в городе Казани, сделали в юртах. После этого башкиры четырех племен, [которые живут] к востоку от Казани, послали к этому царю Ивану одинаково знатных людей. Он сам желал их прибытия. 1-ый из них от племени Усерган князь Бикбау. 2-ой от племени Бурзян князь Искэ-бий. 3-ий от племени Кыпчак князь Мешавли Каракузяк. 4-ый из Тамьяна, князь Шагали Шакман.

Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известными Ивану Грозному. Башкир [досл., башкирское общество] приняли [в русское подданство] с [условием] верной службы [царю]; после принятия в подданство [царь], оказав милость, наградил их самих [т. е. послов] тарханским званием; [затем] обратились с нижайшей просьбой отмерить [башкирам] их земли, воды и выдать им [на владение этими землями] грамоту. По их [т. е. башкирских послов] просьбе, он, великий царь Иван Грозный, своим указом [повелел] эти земли отмерить, то есть определить их границы. Для этого в Ногайскую и Сибирскую дороги направил повелительные письма; опираясь на эти письма, народ "семи племен", посоветовавшись [между собой] и согласившись [друг с другом], решили земли, которыми владели их племена, как то степи и леса, разделить. И в 1564 году согласились [платить] ясак. Положенный Грозным ясак [состоял] из лошадей и куниц, и лисиц, и разного другого ясака, - который, посоветовавшись, разделили [между собой].

О [границах] некоторых отмеренных земель ниже рассказывается.

Сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарымсака, верхняя граница до Бузсавыла, по рекам Кизил, Сакмара и Зилаир от истоков до устья и с горами, и по рекам Ачили, Учкалик, и двум Сурэмам от истоков до устья с горами, и [далее] с верховья Саелмыша, с верховья рек Аяк, Мену, от брода [реки] Кираузэ, от реки Мену до Одинокой ивы, и через Ногайский брод от Иртубека до вершины Уксэр, и от истока Сулака, от леса [досл., лиственницы] Уткэш, горы Миазак, верховий Калмака и Башазилар с горами и водами, и от поля Айин-луг, от истоков Элэмсэта, от горы Алти Тура [на берегу] Сакмары до вершины Лаембирде, и от брода реки Таналык вместе с камышами, от Тюбы [небольшой горы, вниз по реке Четум - все эти] земли стали владениями башкир племен Тунгэк и Усерган. Затем [земли]: нижняя граница - от упомянутого Сарымсака, три [реки] Узени, до горы в степной стороне, три реки Чезми и Кэмэлек от истоков до устьев со всеми горами, верхняя граница - до глубокого озера, например [озеро]Дурт-куль, все эти земли стали особенным владением племени Бурзян. У Усерган с Бикбау-князем, у Тамьян с Шагали Шакман-князем, у Бурзян с Искэби-князем, у Кыпчак с Мешавле Каракузяк-князем, у всех племен были [племенные] земельные владения. Те земли, которые, посоветовавшись и отмерив, отделили, в упомянутом городе Казани закрепили в книге.

Если при уплате известного лисьего ясака лис не могли добыть, то рассчитывались медью, от десяти копеек, пятидесяти копеек и до 55 копеек.

Подтверждая это, великий царь вместе со знатными приближенными руки приложили. Написали Иван Бобров, Степан Соколов, Алмавир Степан Белагушин. Писарь секретарь Михаил Белинский так расписался".

(Шежере башкир племени Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян. Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 71-72.)

"В 1552-м году во 2-ой день октября русские взяли город Казань и построили дома. И затем, в 1564-й год, [послы] четырех башкирских племен, а именно от Усергана князь Бикбау Тадкачев, от Кыпчака князь Мешевле Кара Кузяк, от Бурзяна князь Искэ-бий, ходили от указанных четырех племен, будучи приглашенными в город Казань к великому князю Ивану Васильевичу, [надеясь] на справедливость царя России. Из-за страданий, [которые] одни [башкиры] испытывали от Бусай-хана, другие от ногайского мурзы, или Бирган-бия Актуша, из-за отсутствия [у них справедливости, из-за многочисленности обид, этого Бусай-хана и бия Актуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу. Стали подданными великого князя Ивана Васильевича. От имеющихся на нашей земле богатств [досл., занятий, промыслов], а именно мед, шкуры куницы, а некоторые - выдры и бобра, - доставили [царю] ясак. Но этот ясак разложили между башкирами,[живущими] в лесах различными родами [и] исповедующими мусульманскую религию, а именно: по реке-Инзер - [род] Катай, по [реке] Сим - [род] Казаяк, по [реке] Лемеза - [род] Туркмен, по реке Уфа - [род] Булэкэй, по [реке] Узень - шайтан-кудейские башкиры, по [рекам] Киги, Большой Ик, берущими начало [досл., выходящими] из Уя, - дунайские башкиры, усерганские, бурзянские башкиры, [живущие] по Сакмаре, Белой.

Все мы, будучи в согласии [между собой], уплатили упомянутый наш ясак в городе Казани, и царь Иван Васильевич обещал другими повинностями, [учрежденными] без нашего согласия, не причинять башкирскому народу страданий. Составили указную [в смысле: договорную] грамоту, [в которой] особо написали о наших землях и религии, дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию, и чтобы мы, [башкирские] роды, стали нести искреннюю службу; [согласившись] на эти оговоренные между нами условия, взяв друг у друга подписи, нашу грамоту в городе Казани записали в книгу [досл., тетрадь]. Записанная в эту же книгу указная [т. е. договорная] грамота все еще у нас на руках. И, кроме того, подписанное управителем казны письмо, полученное нами после уплаты, то есть доставки указанного ясака в 1567-м и в 1586-м годах, до сего времени имеется у нас на руках. А затем по причине того, что доставлять ясак в Казанскую крепость из-за дальности [расстояния] далеко, для того, чтобы управитель казны был близко, с нашего согласия, на наших землях великий царь построил крепость Уфу. И после этого в 1648 году, согласно данной на основе мусульманской религии клятве, верно служа великому царю, воевали Ригу, Азов и победили его [т. е. царя] врага. Затем 1802, 1803, 1804 и 1805 годы были годами царствования [досл., эпохой] нашего царя Павла Петровича. От [имени] четырех башкирских племен - Усерган, Кыпчак, Тамьян, Бурзян, все живущие на этой земле народы [т. е. башкиры этих четырех племен], имея между собой полное согласие, через поверенного по делам просили милостивого великого царя разрешить высочайшим повелением разделить между четырьмя племенами земли, воды и леса, оставшиеся [нам] в наследство от наших дедов, [которые], будучи под покровительством хана Чингиза Темучина, [получили эти земли] с благосклонного его разрешения. В соответствии с этими настоятельными просьбами милосердный наш царь Павел Петрович оказал милость [и] послал землемеров, повелев им [досл., дав им право, уполномочив] разделить каждому из нас наши земли, воды, леса, и сразу же землемеры разделили [земли]. Разделенные с [общего] согласия наши земли будут известны из следующего: сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарайчика, верхняя граница от Бузсавыла, [притока] Яика, еще река Сакмара, а также река Ик, еще Ислы, Ускэлек, два Сурэма, эти [реки] от верховьев до низовьев, [далее] с верховья Саелмыша, от брода [реки] Крэулэ, от реки Минау до Одинокой ивы, еще через Ногайский брод, от Яртубэка до горы Укчез, еще от истока Сулука, [речки] Минаушлы, от леса [досл., лиственницы] Уткаш, и от камышов верховья Миэрдэка до горы у речки Минаушлы, от камня Алты Тура [на берегу] Сакмары до горы Лайинбирдэ, еще от Яркадака, через Черный лес, от кургана в верховьях Камышлау, от устья Айриурика, от реки Зим - [все эти земли] Усергана с Кыпчаком, Тамьяна и Бурзяна. Затем еще в степной стороне - нижняя [граница] от старого Сарайчика, течение реки Узень с тремя притоками Зайну, верхняя граница озера Дурт-куль, земли асаба [племен] Бурзян и Усерган.

(Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 78-79.)

"О добровольном присоединении к России и получении башкирсами жалованных грамот говорится и в хронике старшины Кидраса Муллакаева сообщенные П.И.Рычкову и опубликованной затем в его книге "История Оренбургская": "... не только те земли, где они прежде подданства своего, будучи еще малолюдни и в крайнем убожестве жили, а именно - за Камою рекою и около Белой Волошки (коя после Белою рекою названа), им, башкирцам, подтверждены, но сверх того и другими многими, на которых они ныне жительствуют, пожалованы, как это свидетельствуют и жалованныя грамоты, которыя у многих поныне имеются".

П.И.Рычков. История Оренбургская. 1869, с. 3-4.

Внешность древних Башкир

Прикрепления: 4690744.jpg(436Kb) · 6843687.jpg(466Kb) · 7950199.jpg(368Kb) · 6393840.jpg(187Kb)
 
FriendДата: Ср, 24.12.2008, 19:33 | Сообщение # 43
Оста
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Награды: 1
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Круто! Классно, что фотки башкир скинул! Теперь уж себя буду знать на лицо!))
 
Raimov_IДата: Пн, 29.12.2008, 14:30 | Сообщение # 44
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
ШЕЖЕРЕ (шэжэрэ), генеалогич. запись башкирских племен и родов. В Ш. вносились имена предводителей родов по муж. линии, включались сведения об ист. событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью Ш. является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых Ш. считалось обязательным. В 15-16 вв. Ш. получили письм. оформление.Самые ранние Ш., возможно, были зафиксированы в булгарский период. Баш. Ш. в изв. степени носят энциклопедич. характер: в них наряду с ист. сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юрид. и морально-этич. нормах, сюжеты произв. нар. т-ва, лит. фрагменты. Отд. Ш. охватывают довольно большой ист. период. Напр., Ш. рода айле содержит трактовку событий начиная с древних времен до 18 в., включая период Булгарского гос-ва и Золотой Орды. В кыпсакских родовых Ш. эпоха кыпсакских объединений (Дешт- и Кыпчак) и последующие события 15-16 вв. отражены в связи с историей башкир. В Ш. ранних периодов преобладает фольк. материал: мифы, предания и легенды. В последующих Ш., касающихся событий 13-15 вв., осн. место занимают ист. факты, иногда встречаются сюжеты героич. эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Таковы, напр., Ш. карагай-кыпсакского, тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов "Шежере племени усерган" написан в стихах и представляет собой письм. поэтич. пам. Своеобразно по форме, структуре и стилю Ш. ялан-бурзянского рода, представляющее собой памятное письмо ("Мэктyб телмэре") от поколения к поколению. Баш. Ш. опирается и на традиции Ш. тюрк., монгольских, араб. и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как "Сборник летописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих", 1300-1310) Рашид-ад-адина, "Тюркские шежере" ("Шэжэрэ-и тэрк", 17 в.) Абулгазы, "Сборник истописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих," 1602) Кадыра Гали.
 
АкКыпсакДата: Вс, 08.11.2009, 03:58 | Сообщение # 45
Юлаусы
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Награды: 1
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Салям!
Не подскажите где представлена информация по баш. племенам в башкирском написании?
(Пример: РОД бошман-hыуын-кыпсак, а не бушман-суун-кыпчак)
 
Raimov_IДата: Вс, 08.11.2009, 17:32 | Сообщение # 46
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
АкКыпсак, салям! Ошонда эзлэп кара
 
АкКыпсакДата: Вс, 08.11.2009, 20:20 | Сообщение # 47
Юлаусы
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Награды: 1
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Рахмат, Zip. Тапманым унда(
Придется самому раскладку установить и набрать smile
 
Raimov_IДата: Вс, 08.11.2009, 22:38 | Сообщение # 48
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
Quote (АкКыпсак)
Придется самому раскладку установить и набрать

Сканер булха

АкКыпсак, следующий ваш вопрос перенесен сюда http://bashklip.ru/forum/20-25-2#2370

 
amba004Дата: Вс, 21.02.2010, 15:14 | Сообщение # 49
Юлаусы
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 1
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Сканер булха - поправьте ссылку на Топ-Торрент.ws
P.S. сайт переехал, на новый домен.
 
ГлебДата: Ср, 16.05.2012, 00:09 | Сообщение # 50
Юлаусы
Группа: Проверенные
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
ZIP, Добрый день! я не знаю дошло ли мое предыдущее сообщение или нет. Если возможно дайте ответ!Заранее благодарен!

Добавлено (16 Май 2012, 00:09:56)
---------------------------------------------
ZIP, Добрый день! я не знаю дошло ли мое предыдущее сообщение или нет. Если возможно дайте ответ!Заранее благодарен!

 
Raimov_IДата: Пт, 18.05.2012, 12:34 | Сообщение # 51
Информатор
Группа: Администратор
Сообщений: 924
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
Quote (Глеб)
Добрый день! я не знаю дошло ли мое предыдущее сообщение или нет. Если возможно дайте ответ!Заранее благодарен!


Здравствуйте! Ответил на ваше письмо, которую написали в личное сообщение!
Для информации, посетите сайт http://shejere.ru/
 
Башкирский форум » Башкортостан - мой дом » Наш Башкортостан! » БАШКИРСКИЕ ПЛЕМЕНА, РОДЫ, РОДОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ в 18-19 вв. (Древние Башкиры)
Страница 2 из 2«12
Поиск:
Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Кредитная карта 22.10.2017, 16:36 skelet500 Объявления, реклама
Читать
Кредитная карта 14.10.2017, 08:22 skelet500 Интересное
Читать
Мобильный конфликт 05.10.2017, 16:03 skelet500 Интересное
Читать
Не детские развлечения 04.10.2017, 12:02 skelet500 Молодежь
Читать
Не детские развлечения 04.10.2017, 12:01 skelet500 Молодежь
Читать
Отношения 04.10.2017, 00:27 skelet500 Молодежь
Читать
Анал 03.10.2017, 15:42 skelet500 Молодежь
Читать
Фотографии
  • Башкортостан с разных ракурсов
  • Фильм! Фильм! Фильм!
  • Башкортостан с разных ракурсов
  • Знаменитости Башкортостана
  • Башкортостан с разных ракурсов
  • Знаменитости Башкортостана
  • Башкортостан с разных ракурсов
  • Фильм! Фильм! Фильм!
  • Башкортостан с разных ракурсов
  • Башкортостан с разных ракурсов
  • Знаменитости Башкортостана
  • Башкортостан с разных ракурсов
Инфо
Система Orphus
О САЙТЕ
www.bashklip.ru 2007 - 2017 | Настоящий ресурс может содержать материалы 16+ | Реклама на сайте | Обратная связь | Помощь | RSS | Если вы нашли ошибку - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter