Почему большинство сегодняшних школьников «сидит» на репетиторах, и можно ли изменить ситуацию?

22.02.2016 в 09:32 \\ Общество \\ 848
  • Первый рисунок

Без репетиторов, без существенного вкладывания денег ребенку, обучающемуся в обычной школе, хорошего образования не получить. Сегодня многие родители именно так и считают. Но так ли это, правильно ли? Чему тогда учат в школе, если большая часть сегодняшних школьников знания получает в другом месте? Попробуем разобраться…



Готовясь к сдачному сезону…

Согласно результатам опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в начале сентября среди родителей, с репетиторами постоянно занимается 24 процента российских школьников. Окончить школу вообще без помощи репетиторов удается только 37 процентам учеников. Приглашать преподавателей, чтобы они помогли ликвидировать пробелы в знаниях и подготовить выпускника к сдаче Единого на хорошие баллы, вынуждены 57 процентов семей.

Репетитор

Какие требования выдвигают перед платными специалистами родители? В 62 процентах случаев, тем, кому для выпускных испытаний осталось еще несколько лет, они помогают усвоить школьную программу. Еще 37 процентов хотят хороших результатов контрольных работ или текущей аттестации ребенка. И только в одном случае из пяти родители ребят стремились дать возможность своим детям научиться чему-то сверх обязательной программы. Обычно в этом случае речь идет об изучении иностранного языка.

Таким образом, как бы школа ни менялась и ни повышала свою эффективность, самостоятельно учиться удается далеко не всем. При этом ставки репетиторов варьируются от 800 до 1800 рублей в час в зависимости от предмета.



Работа как миссия

Ответ на вопрос: «Что нужно, чтобы учиться без репетиторов?» дала Людмила Петерсон, известный российский педагог-методист, автор учебников по математике.

– Чтобы учиться без репетиторов, – считает Петерсон, – нужно несколько условий. Первое – учитель должен воспринимать свою работу как миссию. Второе – учитель должен овладевать новыми способами обучения, как вовлекать ребенка в образовательный процесс, чтобы он сам строил новые знания, они становились ему интересными, чтобы он был способен самостоятельно разбираться в том, что изучает. Третье – учебники должны предоставлять поле для развития всех детей, в том числе одаренных, и предлагать разноуровневые задания. И четвертое условие – нормативная база образования должна допускать существование таких учебников, а не сужать поле для того, чтобы было одно натаскивание. Сегодня это очень часто не выполняется.

Часто не выполняется – это мягко сказано. Скорее, не выполняется вообще. Наше непрерывно реформируемое образование дало сильнейший крен в сторону самостоятельного изучения материала учеником. А учитель – всего-навсего куратор познавательного процесса. Эта мысль постоянно озвучивается на всех педагогических и околопедагогических съездах и форумах, прописывается в документах. Для такого подхода, который, по сути, сводится к тому, чтобы раздать задания, показать, где найти материал к их изучению и проверить полученные знания, никакого особого профессионализма не нужно. Чего не скажешь о репетиторстве, которое требует от учителя серьезного уровня владения материалом, умения работать с детьми, их мотивировать.

При таком раскладе становится ясным, откуда столько непрофессионалов в обычной школе и суперпрофессионалов в репетиторстве. А если учесть еще оплату труда… Выбор учителей является вполне понятным.

Еще один аспект этой проблемы – репетиторство, к которому вынуждают… Ни для кого не секрет, что некоторые учителя, незаслуженно занижая отметки ученикам, сообщают родителям, что без их помощи, без дополнительных занятий ребенок «не вырулит».

– Это вымогательство, по-другому не назовешь, – считает еще один известный в России педагог, профессор и академик Галина Китайгородская. – К сожалению, оно существует не только в школе и в высших учебных заведениях. Я не говорю, что повально, массово, но, тем не менее, существует. Это абсолютно безнравственное, навязанное репетиторство. Мне кажется, что каждая школа обязана вести анализ и знать, кто чем занимается, и наказывать таких репетиторов вплоть до увольнения из школы, потому что безнравственный поступок без наказания нельзя оставлять.

Конечно, репетиторские вымогательства есть, и они признаны на самых высоких «педагогических уровнях», однако о случаях увольнения учителей по этому поводу что-то не слышно…



Отцы и дети

Справедливости ради стоит отметить, что родители тоже приложили руку к тому, чтобы эта проблема образовалась. Именно они превратили репетиторство из крайней необходимости в вопрос престижа и моды. Сегодня очень многие родители, особенно в именитых гимназиях и школах, нанимают ребенку репетиров аж с первого класса, просто из соображений перфекционизма. Он должен быть лучшим! Не понимая, что вредят ему. Многие психологи и специалисты в области образования считают эту тенденцию крайне вредной – ребенок, если с ним все нормально, должен учиться усваивать материал на уроке, а не после повторного «разжевывания» репетитором. Это его демотивирует и отучает работать самостоятельно. А раз нет мотивации, то и толку от этих занятий мало.

Часто репетиторов нанимают те родители, которые сами упустили детей в младших классах, стараясь заполнить пробелы в знаниях, которые навалились к старшим классам как снежный ком. Годами не проверяя уроки, не реагируя на замечания в дневниках, игнорируя приглашения в школу… Эти люди ведут себя так, будто знания нужны не их детям, а учителю. А ведь любознательность, тяга к знаниям, умение трудиться, уважение к школе и учителям, чужому труду с неба не падают. Родители просто обязаны донести до своих детей эти простые истины.

– Мои родители очень долго пытались объяснить, что учеба – это мне нужно, а не им и педагогам… – рассказывает одиннадцатиклассник уфимской школы Александр. – К сожалению, дошло слишком поздно, только к десятому классу, теперь «расхлебываю». Я увлекался историей, уделял ей много времени, участвовал в олимпиадах, мне это было интересно, насчет остального не парился. Теперь понял, что поступать буду на «мужскую» специальность в технический вуз. Сам попросил родителей помочь мне с репетиторами, к сожалению, пробелов, как выяснилось, образовалось много.

По своему опыту могу сказать: чем раньше ребенок осознает простую мысль, «что это надо только ему», тем лучше. Нужно стараться, и даже если преподаватель «не додает», это все равно твоя проблема… Ищи в интернете, старайся получить то, что нужно любыми способами. В рабочем режиме это не так уж сложно…



Это не взятка, а только репетиция

Да, репетиторство сегодня кто только ни ругает. Но стоит отметить и его положительную роль. Бывают дети очень одаренные, талантливые. Им, при тридцати – тридцати пяти учениках в классе, невозможно уделить то внимание, которое могло бы поднять их выше, дать им дополнительные задания, повышенную нагрузку… Тогда смысл в репетиторстве действительно есть – родители нанимают человека, который развивает этот талант, что очень нужно и очень важно.

Еще вариант, противоположный – если ребенок физически, интеллектуально, психически, психологически сильно отстает от сверстников, родители тоже это понимают, хотят его подтянуть, хотя бы до уровня среднестатистического школьника. Они прибегают к репетиторству, как к выходу из некой тупиковой ситуации.

И особая история – это подготовка к ЕГЭ. Многие считают это просто катастрофой. Как можно создать систему экзамена, который никоим образом не вытекает из результатов обучения в школе? Это само по себе нонсенс. Тем не менее, это еще одна объективная реальность нашего образования.

Так кто при таком положении дел должен готовить детей к ЕГЭ? Репетиторы? По логике, школа должна взять на себя бесплатную подготовку к ЕГЭ, по предметам, все как положено. Ведь именно в школе можно выделить хорошистов и тех, которые раздел «С» в ЕГЭ «не возьмут» все равно. Нет для этого потенциала, тогда зачем мучиться. И именно школа должна хорошистов подготовить для того, чтобы они умели выполнять эти задания. А другую группу, может быть, более талантливых ребят, нужно готовить только к части «С», гонять по этому блоку.

– Школа должна бесплатно это делать, – считает профессор Китайгородская. – Мы боремся с коррупцией, но репетиторство в этом смысле можно назвать коррупцией, потому что это, в общем, заработок денег там, где этого быть не должно, и это возмутительно.

Читайте также:
Комментарии
Добавить комментарий
avatar