] Автор: Абу Рейхан Бируни. Издание подготовили А.Б. Халидов, Ю.Н. Завадовский, В.Г. Эрман. Перевод с арабского А. Халидова, Ю. Завидовского. Комментарии В. Эрмана, А. Халидова. Ответственный редактор В. Беляев. Художник Д. Шимилис. Репринт с издания 1963 г.
(Москва: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995)
Скан, OCR, обработка, формат Pdf: uminotori, формат Djv: white_colonizer, 2016

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (7).
    [Введение] (57).
    Глава I, в которой излагаются и устанавливаются общие сведения об индийцах до начала нашего рассказа о них (64).
    Глава II, в которой излагается вера индийцев в бога, - хвала ему! (71).
    Глава III, где рассказывается о вере индийцев относительно разумных и чувственных созданий (75).
    Глава IV - о причине действия и связи души с материей (84).
    Глава V - о состоянии душ и их странствиях в мире посредством переселения из одного тела в другое (88).
    Глава VI, рассказывающая об иных мирах и местах воздаяния в раю и аду (94).
    Глава VII - о том, как происходит избавление от бренного мира, и описание пути, ведущего к этому (101).
    Глава VIII - о различных видах созданий и их названиях (116).
    Глава IX - рассказывающая о кастах, которые индийцы называют «цветами», и более низких кастах (123).
    Глава X - об источнике религиозных и светских законов индийцев, о пророках и о возможности отмены отдельных законов (127).
    Глава XI - о начале поклонения идолам и о том, каковы эти идолы (131).
    Глава XII, где рассказывается о Ведах, пуранах и религиозной литературе индийцев (141).
    Глава XIII, где рассказывается о книгах индийцев по грамматике и поэзии (149).
    Глава XIV, где рассказывается об индийских книгах по другим отраслям знаний (161).
    Глава XV, в которой излагаются сведения об индийской системе мер, чтобы облегчить понимание встречающихся в этой книге мер (167).
    Глава XVI, в которой излагаются сведения об индийском письме, арифметике и тому подобных предметах и некоторых индийских обычаях, которые могут показаться диковинными (174).
    Глава XVII, где рассказывается об их науках, которые простирают крылья над горизонтом невежества (188).
    Глава XVIII, содержащая различные сведения об их стране, реках, море и некоторых расстояниях между их областями и границами (195).
    Глава XIX - о названиях светил, знаков зодиака, лунных станций и тому подобном (207).
    Глава XX, в которой рассказывается о Брахманде (213).
    Глава XXI - о форме земли и неба согласно религиозным представлениям, которые восходят к устным известиям и преданиям (218).
    Глава XXII, где рассказывается о полюсе и преданиях о нем (226).
    Глава XXIII, где рассказывается о горе Меру согласно представлениям, коих придерживаются авторы пуран и другие (229).
    Глава XXIV, в которой подробно рассказывается о семи двипах по пуранам. (234).
    Глава XXV, где рассказывается о реках Индии, их истоках и их течении через различные области (239).
    Глава XXVI - о форме неба и земли по учению индийских астрономов (244).
    Глава XXVII - о первоначальных двух движениях по учению индийских астрологов и авторов пуран (255).
    Глава XXVIII - об определении десяти направлений (263).
    Глава XXIX - об определении заселенной части земли согласно представлению индийцев (267).
    Глава XXX, в которой рассказывается о Ланке, известной как «Купол Земли» (279).
    Глава XXXI - о разнице расстояний между областями, которую мы называем «разностью двух долгот» (282).
    Глава XXXII, где рассказывается о длительности и о времени вообще, о сотворении мира и его конце (287).
    Глава XXXIII - о различных видах суток и о дне и ночи (293).
    Глава XXXIV - о делении суток на меньшие части (298).
    Глава XXXV - о различных видах месяцев и годов (306).
    Глава XXXVI - о четырех мерах времени, которые называются мана (311).
    Глава XXXVII - о частях месяца и года (313).
    Глава XXXVIII - о том, что составляется из суток, включая длительность жизни Брахмы (316).
    Глава XXXIX - о том, что превосходит длительность жизни Брахмы (318).
    Глава XL, в которой рассказывается о сандхи, то есть промежутке, соединяющем два отрезка времени (320).
    Глава XLI - о разъяснении терминов кальпа и чатур-юга и об определении одного из них посредством другого (323).
    Глава XLII - о делении чатур-юги на юги и о противоречивых мнениях по этому вопросу (326).
    Глава XLIII - об особых чертах, присущих четырем югам, и рассказ обо всем, что ожидается в конце четвертой из них (330).
    Глава XLIV, в которой рассказывается о манвантарах (336).
    Глава XLV, рассказывающая о созвездии Большой Медведицы (339).
    Глава XLVI - о Нараяне, его явлении в разные времена и о его именах (344).
    Глава XLVII, рассказывающая о Васудеве и войнах Бхаратов (347).
    Глава XLVIII - о разъяснении меры акшаухини (351).
    Глава XLIX - общие сведения об эрах [индийцев] (353).
    Глава L - о том, сколько звездных циклов входит в каждую кальпу и каждую чатур-югу (362).
    Глава LI - об определении терминов адхимаса, унаратра и ахаргана, выражающих различные периоды, составленные из дней (367).
    Глава LII - об общем объяснении вычисления ахарган, то есть обращении годов и месяцев в дни и обратном действии по переводу дней в годы (373).
    Глава LIII - об обращении годов [в месяцы] частными действиями, применяемыми для некоторых подразделений времени [в эрах] (388).
    Глава LIV - о вычислении среднего положения планет (396).
    Глава LV - о порядке, расстояниях и размерах светил (398).
    Глава LVI - о лунных станциях (413).
    Глава LVII - о солнечных восхождениях звезд и рассказ о жертвоприношениях и обрядах индийцев в это время (421).
    Глава LVIII - о последовательной смене прилива и отлива в водах океана (429).
    Глава LIX, рассказывающая о солнечном и лунном затмениях (433).
    Глава LX, где рассказывается о парване (439).
    Глава LXI - о хозяевах времен с точки зрения религиозного закона и астрономии и о других примыкающих к этому вопросах (442).
    Глава LXII - о шестидесятилетней самватсаре, называемой также шаштьябда (446).
    Глава LXIII - о том, что особо касается брахманов и о том, что они должны делать в течение своей жизни (452).
    Глава LXIV - об обычаях, которым следуют на протяжении своей жизни представители других, кроме брахманов, каст (456).
    Глава LXV, рассказывающая о жертвоприношениях (458).
    Глава LXVI - о паломничестве и посещении почитаемых мест (460).
    Глава LXVII - о милостыне и о том, что следует с имущества (465).
    Глава LXVIII - о том, что дозволено и запретно для употребления в пищу и питье (466).
    Глава LXIX - о браках, месячных, о состоянии зародышей и о родах (468).
    Глава LXX - о судебных тяжбах (471).
    Глава LXXI - о наказаниях и искуплениях (473).
    Глава LXXII - о наследствах и правах умершего на наследство (475).
    Глава LXXIII - о выполнении долга по отношению к телу умершего и о долге живых к своему телу (477).
    Глава LXXIV - о посте и его разновидностях (481).
    Глава LXXV - об определении дней поста (484).
    Глава LXXVI - о праздниках и увеселениях (487).
    Глава LXXVII - об особо почитаемых днях, о счастливых и несчастливых моментах для достижения [небесной] награды (492).
    Глава LXXVIII, где рассказывается о каранах (498).
    Глава LXXIX, рассказывающая о йогах (507).
    Глава LXXX, в которой рассказывается об основах юдициарной астроолгии индийцев и дается краткое изложение их вычислений (512).

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973-1048) - великий среднеазиатский ученый-энциклопедист , поэт и философ .

Аль-Бруни - уникальное явление человеческого гения, он овладел почти всеми науками своего времени, его интересы простирались на астрономию и географию, математику и физику, химию и ботанику, геодезию и фармакологию, геологию и минералогию, историю и этнографию, философию и филологию.

Бируни родился 4 сентября 973 года в предместье города Кят - столицы Хорезм а . О его родителях не известно ничего, поэтому принято считать, что он был сиротой.

Первые годы жизни малыш провел в приемной семье хорезмшаха Мамуна , где на его способности обратил внимание известный ученый того времени Абу Наср Мансур ибн Али ибн Ирак , взявшийся обучить мальчика. Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию.

Получив всестороннее домашнее образование, юноша увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 995 году сделал первый в Средней Азии глобус , который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью. Тогда же он занялся конструированием различных астрономических инструментов и с легкостью определял координаты различных мест в Хорезм е .

Однако, вскоре Кят был завоеван эмиром Гурганджа и столицу перенесли туда. Молодой ученый покинул город и предпринял ряд поездок, с целью пополнения знаний, в такие научные центры как Бухара , Багдад , другие города Афганистана и Хорасан а .

Вернувшись в 1004 году на родину, Бируни приезжает в Гургандж . Там его уже ждут при дворе, и он занимает должность визиря (советника), возглавляя при этом вновь созданную «Академию Мамуна ».

Поистине, двор хорезмшахов в тот период собрал в своей Академии целое созвездие великих имен: энциклопедисты Аль-Бируний , Ибн Сино , Ибн Ирак ; философы Абул Хайир Хамар и Абу Сал Мазихий ; поэт Абу Мансур ас-Салибий , и другие.

Однако торжество «чистой» науки длилось недолго, в 1017 году Хорезм был захвачен султаном Махмудом Газневи , и весь цвет науки вынужден был перебраться в его столицу - Газну . При дворе Газневидов Беруни дожил до преклонных лет, участвовал в походах султана Махмуда в Индию , и даже остался там на какое-то время.

Именно в Индии ученый завершил свои работы по определению размеров земного шара, собрал обширнейший материал по истории, географии, философии и этнографии этой страны.

Умирал аль-Бируни в полном сознании. Попрощавшись со всеми друзьями, он вдруг остановил последнего:

Скажи, что это ты говорил мне о методах подсчета неправедных прибылей?

Да как же можно думать об этом в таком состоянии? - невероятно изумился тот.

Эх ты, поверь, уйти из жизни зная ответ на этот вопрос, гораздо лучше, чем умереть в неведении.

Даже в последний миг своей жизни, пытливый ум исследователя не давал ученому покоя.

Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. Его перу принадлежит около 150 научных работ, охватывающих более 10 областей знаний.

Так самое первое фундаментальное произведение - «Хронология, или памятники минувших поколений »(1000г), посвящено описанию всех известных доисторических календарей, а так же содержит подробную хронологическую таблицу эпох, начиная от библейских патриархов.

Не менее популярна работа «Индия , или Книга , содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений , приемлемых разумом или отвергаемых », в которой ученый дает детальное описание быта, религии, культуры и науки индийцев.

До сих пор актуальны: «Минералогия , или Книга сводок для познания драгоценностей » и «Фармакогнозия » - книга о составе лекарств .

Но, конечно, самое большее количество научных работ посвящается любимым предметам - астрономии и математике :

- «Канон Маасуда », труд написанный для сына султана Махмуда Газневи и включивший в себя 11 томов, содержащих сведения по математике, астрономии, астрологии, истории и этнографии различных наций, коментарии к научным трудам средневековых ученых и многое другое.

- «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии » - работа рассматривающая ряд теорем Архимеда , которые не сохранились в подлиннике.

- Трактат «Тени », освещающий вопросы прикладной математики и многое, многое другое.

Бируни видел свое предназначение в том, что бы передать знания не ученикам-одиночкам, а всем людям, и его мечты сбылись. Книги, написанные великим ученым востребованы до сих пор.

Известен как:

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́ (4 сентября , город Кят, Хорезм , - 9 декабря , Газни , совр. Афганистан) - великий учёный из Хорезма , автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.

Биография

Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак . После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей , где работал у ал-Ходжанди . Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997-1009) и Мамуна II. С 1017 года , после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну , где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» - изумленно воскликнул тот. «Эх ты! - сказал Бируни еле слышно. - Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны.

Главное сочинение Бируни по астрономии - «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел - планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии .

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду .

Сочинения ал-Бируни

  • Бируни Абу Рейхан. Памятники минувших поколений Пер. и прим. М. А. Салье // Избранные произведения, Том I. Ташкент: Фан, 1957.
  • Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
  • Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Беленицкого. Л.: Изд. АН СССР, 1963.
  • Бируни Абу Рейхан. Геодезия (Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами) Иссл., пер. и прим. П. Г. Булгакова // Избранные произведения, Том III. Ташкент: Фан, 1966.
  • Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова. // Избранные произведения, Том IV. Ташкент: Фан, 1974.
  • Беруни Абу Райхан. Канон Мас’уда. / Пер. и прим. П. Г. Булгакова, Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова. // Избранные произведения, Tом V, ч. 1-2. Ташкент: Фан, 1973. Книга 1, глава 1.
  • Беруни Абу Райхан. Книга вразумления начаткам науки о звездах / Пер. и прим. Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова. // Избранные произведения, Том VI. Ташкент, Фан, 1975.
  • Беруни Абу Райхан. Математические и астрономические трактаты. / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. // Избранные произведения, Том VII. Ташкент: Фан, 1987.
  • Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Историко-астрономические исследования, вып. 8, 1962, с. 83-192.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. В кн.: , вып. 3, 1963, с. 93-147.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока , вып. 3, 1963, с. 148-170.
  • Беруни и Ибн Сина. Переписка. Пер. Ю. Н. Завадовского. Ташкент: Фан, 1973. Десять вопросов Беруни относительно «Книги о небе» и ответы Ибн Сины.
  • ал-Бируни. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму. Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской. В кн.: Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983, с. 141-160.

Фильмы

Примечания

Литература

  • Бируни. Сборник статей. Под ред. С. П. Толстова. М.-Л., 1950.
  • Булгаков П. Г. Жизнь и труды Беруни. Ташкент: Фан, 1972.
  • Булгаков П. Г. «Геодезия» Бируни как историко-астрономический памятник. , 11, 1972, с. 181-190.
  • Булгаков П. Г. Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри. Историко-астрономические исследования , 11, 1972, с. 211-220.
  • Джалалов Г. Д. Индийская астрономия в книге Бируни «Индия» . Историко-астрономические исследования , 8, 1962, c. 195-220.
  • Джалалова З. Г. Учение ал-Бируни о движении Солнца. Историко-астрономические исследования , 12, 1975, с. 227-236.
  • Матвиевская Г. П., Сираждинов С. Х. Абу Райхан Беруни и его математические труды. М.: Знание, 1978.
  • Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии. Ташкент: Фан, 1990.
  • Рожанская М. М. О реконструкции полного текста трактата ал-Бируни об удельных весах. Историко-математические исследования , 7(42), 2002, с. 223-243.
  • Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Астрономический труд ал-Бируни «Канон Мас’уда». Историко-астрономические исследования , X, 1969, с. 63-95.
  • Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни, 973-1048. М.: Наука. 1973.
  • Розенфельд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни «Книга вразумления начаткам науки звезд». Историко-астрономические исследования , XII, 1975, с. 205-226.
  • Садыков Х. У. Бируни и его работы по астрономии и математической географии. М.: ГТТИ, 1953.
  • Тимофеев И. В. Бируни. М. Молодая гвардия, 1986.
  • Шарипов А. Великий мыслитель Абу Райхан Бируни . Ташкент, Фан, 1972.
  • Щетников А. И. К реконструкции итерационного метода решения кубических уравнений в средневековой математике. Труды третьих Колмогоровских чтений. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005, с. 332-340.
  • Shlomo Pines, Tuvia Gelblum. Al-Biruni’s Arabic Version of Patañjali’s Yogasutra // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, 1977, Vol.29, № 2, pp. 302-325.
  • Scheppler B. Al-Biruni: Master astronomer and muslim scholar of the eleventh century. Rosen, 2006.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 4 сентября
  • Родившиеся в 973 году
  • Родившиеся в Кяте
  • Умершие 9 декабря
  • Умершие в 1048 году
  • Умершие в Газни
  • Математики по алфавиту
  • Математики средневекового Востока
  • Математики XI века
  • Астрономы по алфавиту
  • Астрономы средневекового Востока
  • Астрономы XI века
  • Астрологи XI века
  • Историки по алфавиту
  • Историки X века
  • Хронисты
  • Историки XI века
  • Арабские историки
  • Географы XI века
  • Географы средневекового Востока
  • Хронология
  • Энциклопедисты
  • Полиглоты
  • История Узбекистана
  • Учёные Хорезма
  • Алхимики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аль-Бируни" в других словарях:

    Аль Бируни Снимок Лунного орбитального зонда … Википедия

    - (4.10.973 ‒ 13.12.1048, по другим данным ‒ после 1050), среднеазиатский учёный энциклопедист. Писал на арабском языке. Родился в Хорезме. В 1018 (или 1017) был увезён Махмудом Газневи в Газни, где оставался до конца жизни. Сочинения Б. относятся… … Большая советская энциклопедия

    БИРУНИ, БеPуни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни - , ср. азиат, учёный энциклопедист. и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник… … Российская педагогическая энциклопедия

Аль-Бируни — учёный, преуспевший в самых разных областях научных знаний своей эпохи, говорил и писал на пяти-шести языках и готов был учиться до самого конца жизни.

Краткие вехи жизненного пути.

Родился будущий учёный и мыслитель 4 сентября 973-го года в городке Кят на территории Хорезмского государства (ныне Афганистан). По рождению он получил имя Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада Аль-Бируни. Считалось, что Аль-Бируни вышел из кругов ремесленников, а семья имела иранские корни. Не смотря на скромное происхождение юноша проявлял серьёзное увлечение наукам и получил приличное образование у довольно известного математика и астронома тех времен Ибн Ирака. Кроме вышеперечисленных наук педагог обучал ученика также философии.

Смышленому молодому человеку хотелось разбираться во всем. Таким образом в числе его многочисленных трактатов и трудов числятся работы по геологии, математике, астрономии, тригонометрии, естествознанию, минералогии, медицине, истории и другим.

Владение языками.

В детстве Абу Райхан разговаривал на родном для тех мест, где родился Хорезмском наречии. В дальнейшем обучился арабскому, позднее персидскому, греческому и другим языкам, освоил в том числе и санскрит. Как и все «большие» мыслители скромно говорил, чтоб слабо знает каждым из этих языков. Общался и работал, в основном, на арабском, считал, что на родном языке удобно только сказки читать. У ученого по этому поводу есть довольно известное высказывание, что ему приятнее слышать ругательства на арабском, нежели получать похвалу по-персидски.

Служба и путешествия.

Мыслитель успел послужить в правительственных кругах почти всех династий, правивший в Афганистане в ту эпоху, когда он изучал мир. И поэтому ему пришлось немало путешествовать по странам и городам Востока. Удалось ему провести несколько лет и в Индии, что оказало на учебного серьёзное влияние. Здесь помимо местной истории, обрядов и канонов Аль-Бируни посвятил много времени астрологии, описал теорию лунных и солнечных затмений и попробовал изучить их влияние на Землю, попытался описать солнце и звезды, правда приписывал звёздам в отличии от планет огненное происхождение. Своим главным трудом учёный считал «Трактат Мас’уда» — учение по астрологии и тригонометрии, в котором он рассчитал диаметр планеты, а также угол отклонения оси Земли (эклектики) относительно линии экватора. Данный трактат назван именем покровителя ученого.

Аль-Бируни очень заинтересовался трудами Аристотеля и позднее, познакомившись с Авиценой, обсуждал значение этих исследований с ним, а также в своей переписке учёные обсуждали естествознание. Как ученый-энцеклопедист Аль-Бируни в первых же своих трудах систематизировал различные методы и варианты календарных исчислении. Позднее описал и дал характеристики более пятидесяти минералам и металлам, позднее попавшим в Менделеевскую таблицу.

04.10.973Учение до последнего вздоха.

Современников исследователи всегда поражало его стремление к постоянному самообразованию и расширению своих знаний во всех сферах, а не в одной конкретной. До последних дней жизни Аль-Бируни сохранил ясность ума, вёл беседы со своими учениками. Говорят, что даже когда 75-летний учёный почувствовал приближение конца, то поинтересовался у одного из друзей о системе подсчёта нечестных прибылей, которую тот разрабатывал. И когда друг сказал, что не об этом нужно думать в такие моменты, умирающий учёный ответил, что не хотел уйти из жизни невеждой. Официальной датой кончины считается 9 декабря 1048-го года.

Немного об историческом наследии.

Родной город Хорезмского государства Кят позднее переименован в Беруни в честь своего известного выходца. В Ташкенте это имя носят институт, техникум и станция метро. За достижения в астрономии этим именем названы астероид и один из лунных краторов. Памятники ученому установлены на его родине.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Имя Аль Бируни означает «человек из пригорода», оно сразу выдает его простое происхождение, он взял такое имя, чтобы выразить пренебрежение к знати. Нищее детство аль-Бируни делил между поисками куска хлеба и знаний. С ним щедро делились знаниями немногочисленные ученые из пригорода Кята. А потом он уже сам впитывал знания из книг и народной мудрости — поэм, легенд, высказываний.

Его интересовало все: химия, астрономия, физика, математика, ботаника, география, геология, минералогия, история, филология, обычаи разных народов, философия. Со временем захотелось ему воочию увидеть страны и людей, о которых читал и слышал предания. Ради этого он нанялся к караванщику. И какое счастье, что одна из дорог свела молодого Бируни с выдающимся ученым Ибн Ираком.

Двоюродный брат Хорезмшаха эмир Абу Наср Мансур ибн Ирак стал наставником Аль Бируни, в семье выдающегося ученого его окружили вниманием. Помощь наставника дала возможность Бируни получить образование. Семнадцатилетним юношей он начал самостоятельные научные исследования как астроном-любитель, а в 21-22 года сконструировал астрономические инструменты и применил их для определения координат населенных пунктов Хорезма.

Одновременно молодой ученый наблюдает солнечное затмение, строит один из первых земных глобусов, определяет угол наклона эклиптики, пишет астрономические трактаты. Вместе с Ибн Ираком Бируни проводит исследования по сферической тригонометрии.

Две страсти пленили ученого на всю жизнь — неуемная жажда новых знаний и желание передать другим открытые законы природы.

Война

Вскоре бурные политические события и кровавые войны прервали научные занятия. В начале 990-х годов правители Хорезма — хорезмшах из Кяты Мухаммед и эмир из Ургенча Мамун были втянуты в войну кочевников, а затем начали междоусобную борьбу. Войска Мамуна прибыли в Кяту и беспощадно расправились с населением. Местный правитель был убит. Тогда впервые Бируни и познал тяжелый путь на чужбину.

В 992 г. он убегает в Рей около Тегерана. После смерти Мамуна, Бируни на короткое время возвращается в Кяту, а затем переезжает в Гурган — столицу одноименного княжества. Были надежды, что при Дворе правителя Гургана — Кабуса, который приобрел репутацию покровителя наук, будет возможность заниматься научными исследованиями.

В какой-то степени эти надежды оправдались. Здесь Бируни прожил примерно шесть лет и создал одну из выдающихся своих книг — «Хронологию» («Памятники минувших поколений»), в которой собрал и критически переработал известные ему достижения по астрономии.

Отдельные разделы произведения посвящены истории культуры и литературе разных народов. После этой книги Бируни стал известен далеко за пределами Гургана. Здесь он написал трактат, посвященный опровержению астрологических предсказаний, и другие работы.

Он попытался измерить градус земного меридиана, но без материальной поддержки не мог осуществить своего замысла. Неприятности начались после того, как ученый отказался занять высокий пост визиря, желая и дальше заниматься науками,

Бируни отклонил почетное предложение, и это испортило его отношения с правителем. К тому же, происхождение Бируни повлияло на его общественно-политические взгляды и научную позицию, и они во многом расходились с догмами официального мусульманства. Его называли богоотступником, еретиком, дьяволом.

Академия Мамуна

В 1004 году ученый принял приглашение нового хорезмшаха Мамуна II и поселился в его столице — Ургенче. Здесь он встретил своего учителя Ибн Ирака, выдающегося врача и философа Ибн Сина (Авиценна), врача, философа и астронома аль Масиха, которого называл своим наставником. В Ургенче ученые организовали научный кружок «Академию Мамуна», что способствовало интенсивным научным исследованиям Аль Бируни и других ученых. В течение нескольких лет Аль Бируни был также близким советником Хорезмшаха, прилагая много, усилий, чтобы сохранить мир и независимость страны.

Период относительного спокойствия был коротким. Сильный султан города Газни (теперь это небольшой город около Кабула), религиозный фанатик Махмуд хищно посягал на плодородные земли Хорезма. Он ставил все новые и дерзкие ультиматумы Хорезмшаху. Среди них было и требование, чтобы все известные ученые были доставлены к нему в Газни.

Хорезмшах предоставил ученым возможности самим решать, как действовать. Авиценна и Масих, переодевшись в лохмотья, отправились в Гурган. Когда они переходили через Каракумы, беглецов захватил страшный песчаный ураган. Масих не выдержал тягот дороги и погиб, в город добрался один Авиценна. Аль Бируни решил не оставлять в трудное время Хорезмшаха, который доброжелательно относился к нему.

Хорезмская Академия Мамуна

Плен Аль Бируни

Но скоро Мамун II погиб в результате дворцовой заговора, и полчища Махмуда ворвались в Хорезм. Они уничтожали людей, разрушали бесценные постройки. Бируни вместе со своим учителем Ибн Ираком попал в плен и был вывезен в Газни. Здесь его ждало заключение, суд и жестокий приговор. Как неверного его должны были сбросить с крепостной стены. Но при дворе Махмуда нашлись и друзья ученого, которые спасли его от гибели.

Они выложили у стены на месте падения мешки с хлопком и ученый только немного ушибся и вывихнул палец. Суеверный султан не решился казнить человека, которому сам Аллах подарил жизнь. В нелегких условиях Аль Бируни продолжал научные исследования, хотя над его головой за 13 лет плена не раз собирались грозовые тучи гнева правителя и коварные интриги придворных.

Именно в этот период ученый создал свои основные труды. Несколько раз он просил разрешение посетить родину. Но султан боялся, что Бируни поднимет восстание против него, и каждый раз отказывал. Зато ему удалось посетить завоеванные Махмудом северные районы Индии, где местные ученые благосклонно встретили Хорезмийцев. Ведь и они были пленными.

Индийский период

В Индии Бируни измерил длину градуса земного меридиана, а изучив санскрит, ознакомился с научными трудами индийских ученых. Он перевел на санскрит «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, свой трактат «Астролябии», а в 1030 закончил большую книгу «Индия».

Написание этого произведения было настоящим научным подвигом, героизмом ученого и человека-гуманиста. Ортодоксальный ислам рассматривал индейцев как врагов — неверных, культура которых должна была быть уничтожена, или, в лучшем случае, заслуживала пренебрежение. Бируни же в своей работе без всякой предвзятости оценил достижения индийских ученых.

Положение ученого улучшилось только после 1030, когда умер Махмуд, а султаном стал сын Махмуда — Масуд. Ему Бируни посвятил свое главное произведение «Канон Масуда по астрономии звезд», который закончил в 1036-1037 гг. В 1038 году учёный написал капитальный труд «Минералогия, или Книга сводок для познания драгоценностей», в которой дана подробная информация по многим известным на тот момент металлах, их сплавах, рудах и минералах. Однако судьба еще не исчерпала всех испытаний, отпущенных ученому.

Газнийское государство подверглась нападению кочевников-сельджуков. Масуд в 1040 попал в плен и погиб, большая часть его империи вошла в состав государства сельджуков. Сын Масуда — Маудуди досталось только небольшое владение. При дворе Маудуди, Аль Бируни и провел последние годы своей беспокойной жизни.

Трудно назвать научную отрасль, в которой не работал бы Аль Бируни. Среди наук, которые привлекали внимание ученого, была и математика. Практически он работал во всех отраслях современной ему математики.

Умер ученый в 1048 году. В истории науки навсегда останется имя пламенного патриота, мужественного борца против религиозного фанатизма, бесстрашного искателя и поборника истины в науке и справедливости в жизни.


Персидский учёный Аль Бируни на марках различных стран