В пейзажной лирике Афанасия Фета очень много стихотворных работ, посвященных такому прекрасному периоду года, как весна. И это совершенно естественно. Ведь весна ассоциируется с возрождением, с новой жизнью, которая проявляется после зимних холодов. Глядя на все изменения, которые происходят в природе, Фет и создавал свои мелодичные и грациозные творения.

Стихотворная работа «Весенние мысли» относится к группе таких прекрасных работ. Первые строки описывают потрясающие обновления природы. Птицы возвращаются из далеких краев, лед освобождает реку и дает ей возможность бурлить с новыми силами, солнышко прогревает землю своими теплыми лучами.

Однако, в последних строках поэт пишет о том, что той холодной зимой, которая предшествовала прекрасной весне, между возлюбленными произошла ссора и теперь лирический герой не уверен, измениться ли все к лучшему. Остается только лишь надеяться.

Особенность данного стихотворения является постоянно повторение слова «снова». О чем это говорит? О неиссякаемом круговороте, в который втянута вся жизнь на земле. Каждый год весна порождает жизнь и поднимает из земли новые растения. Каждый год люди находят и теряют друг друга. И с этим, к сожалению, ничего не поделает.

Один человек, одни отношения – это всего лишь крупинка, которая странствует при первом же дуновении ветерка. Однако все живое имеет право на настоящее счастье. Поэтому, лирический герой, перекладывая мысли в своей голове, надеется только на лучшее..

Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – “Уж верба вся пушистая…”, “Еще весны душистой нега…”, “Я пришел к тебе с приветом…”, “Первый ландыш”, “Глубь небес опять ясна…”, “Еще весна, – как будто неземной…”, “Еще майская ночь”, “Что за вечер!

А ручей…”. Большинство из них проникнуто восторгом, связанным с приходом весны. Лирический герой, как и окружающая его природа, приветствует происходящие перемены. Возможно, он не до конца осознает, почему весна рождает в его душе подобные эмоции, что не мешает отдаваться им полностью.

Стихотворение “Весенние мысли” начинается с позитивной ноты. Герой склонен воспринимать весну как время надежд, любви. Первые четыре строки произведения посвящены описанию пейзажа. Поэт рассказывает о летящих издалека птицах, расторгающих лед берегах, теплом солнце, ожидающем, когда расцветет душистый ландыш. Во второй

строфе нашли отражение душевные переживания лирического героя. Пейзаж, который он наблюдает, рождает светлые чувства и эмоции. Волнуется его сердце, кровь приливает к щекам. Кажется, бесконечная как мир любовь совсем близко, вот-вот придет и затянет в свой водоворот. Настроение третьего четверостишия несколько отличается от настроения, царившего в первых двух. Из финальной строфы становится понятно, что зимой у лирического героя были близкие отношения с некой женщиной. Скорей всего, между ними произошел разлад. Теперь мужчина не уверен, что весной, средь природы разнеженной они вновь станут близки. Тем не менее, его не оставляет надежда на грядущее счастье.

Во всех трех строфах Афанасий Афанасиевич повторяет слово “снова”. Благодаря этому у читателя появляется ощущение круговорота жизни, постоянной повторяемости вещей и явлений. Каждый год приходит весна, тает снег и тянутся к теплому солнцу растения, каждый год люди влюбляются и расстаются. Мир существует по законам, действующим сотни лет. Меняются незначительные детали, первоосновы остаются незыблемыми. Лирический герой – лишь песчинка в огромной вселенной, малая часть вечного круговорота. Впрочем, и он имеет право на счастье, на любовь, на радость, пробужденную весной.


Другие работы по этой теме:

  1. Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и...
  2. Немало стихотворений Фет посвятил приходу весны. Одно из них – “Уж верба вся пушистая…”. Нередко в искусстве зима связывается со сном природы. Весна же олицетворяет...
  3. Со времени появления раннего цикла “Снега” в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа. Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная...
  4. “Весна” (1918). Стихотворение вошло в сборник Пастернака “Темы и вариации”. Лирический герой испытывает те же чувст­ва, что и пугающая даль и боящийся упасть дом: Весна,...

Контрольная работа по истории русской литературы XIX века на тему

«Тема природы в творчестве А.А. Фета»

(на основе произведений «Уж верба вся пушистая» и «Весенние мысли»)

«Уж верба вся пушистая»

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

«Весенние мысли»

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую кровь

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко

Средь природы разнеженной мы,

Как видало ходившее низко

Нас холодное солнце зимы?

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

Тема природы в творчестве А.А. Фета (на основе сопоставления произведений «Весенние мысли» и «Уж верба вся пушистая»)

«Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях. И русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле».

Б. Бухштаб

Большинство произведений А.А Фета посвящено описанию природы. Именно в природе, в ее обворожительной непосредственности он находит единственное разрешение всех вопросов. Природа для поэта – вечный источник красоты, красоты божественной, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении.

В лирике А.А. Фета природа неотделима от переживаний человека, жизнь природы и жизнь души неразрывно связаны.

В стихах Фета во всей своей красоте предстает русская весна – с цветущими деревьями, первыми цветами, птицами, возвращающимися издалека.

Стихотворения, выбранные для анализа, посвящены весне. Это еще не весна в полном ее разгаре, а только первоначальные признаки приближающегося тепла, наступающего оживления. Именно поэтому эти произведения вселяют в душу читателей неподдельную нежность ко всему, что происходит в природе весной. Кажется, что можно самому почувствовать уже начинающее пригревать солнце, ощутить запахи весны, запахи таявшей земли. В произведениях А.А. Фета обонятельные образы играют важную роль – поэт делает акцент на весенних запахах, тем самым возможность читателям почувствовать их.

Неслучайно автор в этих двух произведениях употребляет слова «опять, снова». Употребление данных слов указывает на регулярность и неотменимость прихода весны, и в то же время эти слова выражают его личную радость оттого, что все в природе закономерно, и весна каждый раз, каждый год приходит новая и ободряет людей, оживляет чувства, желания, мечты.

Значительное место у Фета занимают образы птиц, цветов, деревьев. Ему близко все гибкое, нежное, летучее, «трепещущее» – природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях.

Название стихотворения «Уж верба вся пушистая» является подтверждением того, что поэт практически всегда использовал в своих произведениях, связанных с природой, образы деревьев, цветов; в стихотворении «Весенние мысли» появляется ландыш, ждущий солнечного тепла.

В произведениях А.А. Фета все то, что он относит к категории «прекрасного» и «возвышенного», наделяется крыльями. В стихотворении «Уж верба вся пушистая» крыльями «одарена» весна: «весна повеяла крылом». Эта метафора раскрывает нам значение весны для поэта, его отношение к этому периоду: весна окрыляет всех живущих на земле, она дает новые силы, жажду жизни; она словно накрывает все своим покрывалом тепла, нежности и, конечно, любви.

Даже в отношении к «тучкам» проявляется нежность: это уже не тучи, нависшие над землей, несущие с собой непогоду и уныние, нет, это всего лишь маленькие тучки, которые быстро пролетают по небу, будто резвясь на нем. «Тучки носятся», «проносится весна» в стихотворении «Уж верба вся пушистая» и «солнце ходит высоко» в стихотворении «Весенние мысли» – это движение придает стихотворению некую динамику, которая также связана с приходом весны, то есть пробуждением всего, ожиданием чего-то нового.

В стихотворениях употребляются сочетания «тепло озарены», «разнеженная природа», благодаря которым у читателей сразу возникает представление о чем-то чистом, теплом, светлом, добром. Автором в произведения вложено столько личных эмоций, в особенности чувства радости, что невозможно прочесть их и остаться абсолютно равнодушным.

В своих стихотворениях о природе Фет также использовал прием образного параллелизма: «человеческое» и «природное» в картинах Фета слиты воедино, и, безусловно, с приходом весны меняется и настроение лирического героя. Он, как и природа, словно просыпается от долгой зимы:

«И в душу снова просятся пленительные сны» («Уж верба вся пушистая»);

«Снова в сердце ничем не умеришь до ланит восходящую кровь» («Весенние мысли»);

«Веришь, что, как мир, бесконечна любовь» («Весенние мысли»).

«Сны просятся» – олицетворение, введенное автором с определенной целью. Сны – это источник вдохновения поэта, это его тайные мечты, желания. Приход весны способствует оживлению мечт, желаний, волнений, будоражит человека, находящегося в предвкушении чего-то нового, светлого, радостного.

Весна заходит на улицы, украшая их: «Везде разнообразною картиной занят взгляд». И вроде все, как обычно, но в то же время ново, непривычно – в мире все меняется, обновляется, смывается с земли картина зимы, застывшая, неинтересная: «снова птицы летят издалека к берегам, расторгающим лед». А весной все наоборот: появляются яркие, красочные пятна на фоне общей зимней серости, которые привлекают взгляд и радуют лирического героя.

В стихотворении «Уж верба вся пушистая» есть интересная деталь, которая не отмечалась в других произведениях:

«Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…» – мы видим состояние и ощущения не только лирического героя, но здесь появляется собирательный образ – народ, изображенный как праздная толпа. И это вполне естественно для поэта, ведь приход весны воодушевляет, бодрит дух, и поэтому люди радуются наступающей весне, как празднику, которого давно ждали!

«Какой-то тайной жаждою душа распалена» – эта метафора очень точно передает нам состояние лирического героя, демонстрирует столь бурную фантазию, столь «яростное» ожидание чего-то чудесного, что читатель может представить себе ту изнывающую тоску, ту жажду весеннего обновления, которая переполняет героя, практически «сжигает» его.

«И над душою каждою проносится весна» - автор так заканчивает стихотворение «Уж верба вся пушистая» для того, чтобы еще раз подчеркнуть, выделить, что весна не может никого обойти стороной, в каждого человека она вселяет радость, каждого «обнимает» своим теплом и каждому приносит светлую надежду на счастье.

Стихотворение «Весенние мысли» в большей степени раскрывает мысли, переживания лирического героя:

«Но сойдемся ли снова так близко

Средь природы изнеженной мы…?» – автор передает состояние души героя, мучающий его вопрос, ведь весна – время любви, время сладких грез. Заканчивая стихотворение вопросом, автор дает понять, что лирический герой хочет испытывать настоящее чувство любви, желает жить весной.

«И душою подкупленной веришь, что, как мир, бесконечна любовь…» – поэт еще раз указывает на то, что приход весны сулит радость, надежду, с ее приходом в душу каждого человека вселяется вера в неизбежность счастья, а когда человек живет таким радостным ожиданием, находится в предвкушении его – он живет полной жизнью!

"Всесильная природа" - несомненно, центральный образ поэзии Фета. Это не пейзажи, не картины природы, не "фон", на котором возникает лирическая исповедь героя, не "оболочка зримая". Жизнь самой природы и все, что происходит в душе человека при ее непосредственном участии, - постоянные мотивы Фета, его главное художественное открытие.

Природа для А.А. Фета прежде всего вечный источник божественной красоты, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении. Созерцание природы – высшее состояние души лирического героя, придающее его существованию смысл.

Лирический герой не чувствует "равнодушия" природы, напротив - ощущает живую связь с ней. Герой Фета воспринимает отношения человека с природой всегда гармонически. Ему неведомы ни "хаос", ни "бездны", столь значительные для «природных» произведений Тютчева.

Герой не знает чувства покинутости человека, отданного природой на волю рока. Красота природы вливает в душу, при всех невзгодах, ощущение полноты и радости бытия.

Читая стихотворения А.А. Фета, можно с уверенностью сказать, что он - поэт природы в более широком смысле, чем просто лирик-пейзажист. Сама природа в лирике Фета социально обусловлена, и не только потому, что поэт отгораживался от жизни во всей ее полноте, уходя в природу. Фет более, чем кто-либо, выразил в русской лирике свободное отношение к природе. Поэт ощущает себя органичной частью природы, и поэтому в его произведениях передается чувственное, эмоциональное восприятие мира.

«Весенние мысли» Афанасий Фет

Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко
Средь природы разнеженной мы,
Как видало ходившее низко
Нас холодное солнце зимы?

Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»

Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – «Уж верба вся пушистая…», «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш», «Глубь небес опять ясна…», «Еще весна, — как будто неземной…», «Еще майская ночь», «Что за вечер! А ручей…». Большинство из них проникнуто восторгом, связанным с приходом весны. Лирический герой, как и окружающая его природа, приветствует происходящие перемены. Возможно, он не до конца осознает, почему весна рождает в его душе подобные эмоции, что не мешает отдаваться им полностью.

Стихотворение «Весенние мысли» начинается с позитивной ноты. Герой склонен воспринимать весну как время надежд, любви. Первые четыре строки произведения посвящены описанию пейзажа. Поэт рассказывает о летящих издалека птицах, расторгающих лед берегах, теплом солнце, ожидающем, когда расцветет душистый ландыш. Во второй строфе нашли отражение душевные переживания лирического героя. Пейзаж, который он наблюдает, рождает светлые чувства и эмоции. Волнуется его сердце, кровь приливает к щекам. Кажется, бесконечная как мир любовь совсем близко, вот-вот придет и затянет в свой водоворот. Настроение третьего четверостишия несколько отличается от настроения, царившего в первых двух. Из финальной строфы становится понятно, что зимой у лирического героя были близкие отношения с некой женщиной. Скорей всего, между ними произошел разлад. Теперь мужчина не уверен, что весной, средь природы разнеженной они вновь станут близки. Тем не менее, его не оставляет надежда на грядущее счастье.

Во всех трех строфах Афанасий Афанасиевич повторяет слово «снова». Благодаря этому у читателя появляется ощущение круговорота жизни, постоянной повторяемости вещей и явлений. Каждый год приходит весна, тает снег и тянутся к теплому солнцу растения, каждый год люди влюбляются и расстаются. Мир существует по законам, действующим сотни лет. Меняются незначительные детали, первоосновы остаются незыблемыми. Лирический герой – лишь песчинка в огромной вселенной, малая часть вечного круговорота. Впрочем, и он имеет право на счастье, на любовь, на радость, пробужденную весной.

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.

Эпитеты “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.

Метафоры – “солнце нити золотит “, “гром грохочет”, “пыль летит”.

Олицетворение “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

История создания

Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.

Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Тема

Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Жанр

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.

Средства выразительности

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:

  • Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “ солнце нити золотит “, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.