Из книги С.Риуэ-Короз «Эпопея духа ХХ-го века. Биография Рудольфа Штайнера».

«Антропософия, пришедшая в мир благодаря Рудольфу Штайнеру, внесла могучие целительные силы во все сферы нынешней культуры человечества. Без преувеличения можно сказать, что духовное наследство, оставленное Рудольфом Штайнером, не имеет себе равных в современном мире по своей ценности и масштабам. За период всей своей антропософской деятельности он прочел более шести тысяч лекций, а полное собрание его произведений составляет более 350-ти томов. Основанное Рудольфом Штайнером Антропософское Движение распространилось за эти годы во всех культурных странах и развивается в тысячах разнообразных инициатив: вальдорфские детские сады и школы, лечебно-педагогические учреждения, медицинские клиники, фармацевтические фирмы, школы искусств, эвритмические театры, биодинамические сельскохозяйственные фермы, научные лаборатории, институты и т.д."

Андрей Белый о Рудольфе Штайнере.

Внешняя жизнь доктора Штейнера пример назидающий: пример потрясающий; потрясение могло себя изживать лишь в двух крайностях ВОСТОРГА И НЕНАВИСТИ; СРЕДНИЕ чувства в нас - сон; он - БУДИЛ. Когда будят СПЯЩИХ, они пытаются внять будящему голосу, но не слышат слов его, или же с досадой и бранью повертываются на другой бок.

Он не стоял за ОТВЛЕЧЕННЫЕ ДОГМАТЫ; то, что он крепко знал, специально знал, моделировал он всю жизнь, переводя, так сказать, на жаргоны Разных культурных сфер; вавилонское столпотворение специальностей он стремился гармонизировать в СИМФОНИЮ общей работы; и ради общего дела, он силился, как мог, стать ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ.

В этом несении креста, в неустанном самоограничении во имя других, - сказывалась его центральная христианская линия.

Он всемерно старался быть "ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ"; и он же раскрыл этот лозунг ап. Павла: всей жизнью своею.

Деятельность его уподоблялась перманентной деятельности вулкана, сотрясающего окружающих подземными толчками, вызывающими в них эффект потрясения; все вокруг него было потрясено; и все, находящиеся в его обстании, для лиц, непосвященных в этот темп трясений, ходили со странно расширенными глазами; казалось: лица их вытянуты от изумления; было чему ИЗУМЛЯТЬСЯ! И не смешны были эти расширенные глаза, такие глаза, вероятно, делаются во время землетрясений; он - потрясал основы косного покоя; каждым днем своей жизни.

Одновременно текла перманентная лава лекций его; и, конечно, после известного периода (для кого год, для кого два), надо было его не слушать, или слушать умеренно; иначе сознание отдельного человека ощущало себя засыпанным материалом, им подаваемым; еще далее - наступала анестезия восприятий; но как школа встряски сознания, - эту лаву лекций надо было испытать; и, испытав, - бежать от нее. Ведь он говорил не для одних и тех же слушателей; он говорил - "ВСЕМУ МИРУ"; и пусть этот мир от него отворачивается; в отмежеванное ему лекционное 25-ЛЕТИЕ он точно спешил выговорить то, что, остыв, в столегиях, может быть, будет плодоносящею почвою новой культуры; и если он некоторых, неосторожно приближенных, сжигал своей лавой, он не мог остановить ее, ибо он выговаривал не ближним, а всему земному миру; и говорил - не четверть века, а - ВЕКАМИ ВЕКОВ.

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевич (Верхняя Австрия, ныне Хорватия) в семье станционного смотрителя. Кроме Рудольфа в семье были ещё дочь и сын. Семья жила бедно. Через полтора года после рождения Рудольфа его отца перевели в Потшах, в Нижней Австрии. Там семья жила до восьмилетнего возраста Рудольфа. Это была местность с красивейшей природой, окружённая горами. Дальше опять последовал переезд, на этот раз в Нойддорфль, отца назначили начальником маленькой железнодорожной станции в этом селе. В 1872 году Рудольф Штайнер поступил в реальное училище, потому что отец мечтал сделать из сына инженера путей сообщения.

Училище это находилось в Винер-Нойдштадте, там Рудольф обучался семь лет. С пятнадцати лет он начал давать частные уроки ученикам своего и более младшего возраста.

В 1879 году Рудольф Штайнер поступил на обучение в Венскую Высшую Техническую школу. Специализацией его там была математика. Единственным источником средств для жизни у него были частные уроки, так как его семья не была богатой. Кроме Высшей Технической Школы Рудольф Штайнер посещал занятия в Университете. Особенно его интересовали лекции по философии и эстетике. В Технической Школе огромное влияние на Рудольфа оказал Карл Юлиус Шрёэр, профессор литературы. Он пробудил в Штайнере интерес к Гёте, знакомство с личностью и трудами Гёте, имело очень глубокое влияние на дальнейшие пути познания Штайнера. В возрасте 21 года Рудольф Штайнер начал углублённое изучение творчества Гёте. Он участвовал в подготовке и издании естественнонаучных трудов Гёте в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера.

С 1882 по 1897 год он работал в архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В 1891 году Рудольф Штайнер защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора философии в Ростоке.

В 1897 году Штайнер переехал в Беллин, где сотрудничал в различных журналах.

Происходит знакомство его с теософскими кругами, заинтересовавшимися его книгой «Фридрих Ницше - борец против своего времени». Знакомство переходит в более тесные контакты.

В 1900-1901 годах Рудольф Штайнер читает лекции в Теософском обществе.

С 1899 по 1904 год он преподавал историю и естественные науки в общеобразовательной рабочей школе Вильгельма Либкнехта в Берлине.

В 1902 году Рудольф Штайнер вступил в Теософское общество, образовалась немецкая секция, которую Штайнер и возглавил. Начинается его интенсивная лекционная деятельность, как в Берлине, так и в других городах Европы. Хотя формально он и является членом Теософского общества, но уже создаются основы Антропософии. Пишутся книги «Христианство, как мистический факт и мистерии древности», «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров», «Ступени высшего познания», «Из летописи мира», «Очерк тайноведения». Рудольф Штайнер пишет свои драмы-мистерии: «Врата посвящения», «Испытание души», «Страж порога», «Пробуждение душ». Они ставятся в Мюнхене.

В 1913 году происходит исключение Штайнера из Теософского общества, пути с которым окончательно разошлись. В этот же год Рудольф Штайнер провозглашает создание Антропософского Общества, 20 сентября закладывается краеугольный камень в начале строительство первого Гётеанума в Дорнахе, Швейцария. В строительстве его участвовали представители 18 народов Европы, было там и много русских, в том числе Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Сам по себе проект Гётеанума представлял собой нечто, что никогда прежде не строилось, это было совершенно новое слово в строительном искусстве, огромное количество резных деталей, работу над которыми доверяли только членам Антропософского Общества, а не рабочим с улицы. Было создано новое искусство обработки стекла, из стёкол изготовлялись витражи, купола расписывались художниками по замыслу доктора Штайнера, а краски изготовлялись из естественных материалов.

Параллельно строительству, которое поглощало очень много сил, шла интенсивная лекционная работа, делались регулярные театральные постановки, разрабатывалось искусство эвритмии и декламации.

В 1919 году в Штутгарте, Германия,была открыта первая Вальдорфская школа.

В 1920 в Гётеануме начала действовать «Свободная Школа Высшей Духовной Науки».

В новогоднюю ночь с 1922 на 1923 год Гётеанум был подожжён врагами Антропософии и полностью сгорел. Это был страшный удар и тяжёлое испытание для всех дорнахцев, особенно для Рудольфа Штайнера. Но на следующий после пожара день, в оставшихся после пожара мастерских, уже снова продолжались лекции. Сразу же речь пошла о подготовке к строительству второго Гётеанума.

Рудольф Штайнер, помимо огромного духовного наследия в виде книг и циклов лекций, посеял на Земле семена целых отраслей новой жизни: это и вальфдорфская педагогика, и биодинамическое сельское хозяйство, антропософские клиники и фармацевтические фирмы, и многое другое.

1913 год был ознаменован еще и тем, что совместно с его супругой и несколькими их соратниками была создана Антропософия, а точнее - организовано Антропософское общество.

Оно просуществовало вплоть до 1923 года, но на пороге грядущего 1925 г. на Рождественском Собрании общество было реорганизовано и Штайнер объявил о создании его нового воплощения - Всеобщего Антропософского общества. Надо сказать, что эта организация существует и поныне. Ее штаб-квартира расположена в Швейцарии, а последователями и членами общества на данный момент являются около 45 000 человек.

Антропософия Штайнера

Чтобы понять, что представляет из себя антропософия, как таковая, - важно разобраться в ее корнях и истоках. А лежат они в теософии.

Этот термин, в переводе с греческого «божественная мудрость», обозначает теоретическую часть оккультизма, и в широком смысле его можно трактовать как мистическое познание Бога и естественного порядка вещей на планете. Антропософия - это своего рода часть теософии: христианство и православие при этом играют здесь немаловажную роль. Это, мы бы сказали, «Наука о духе», как характеризует направление его основатель. Кстати, появление такой теории - нечто совершенно новое для западной культуры. В целом же учение антропософии предполагает раскрытие методов развития человека за счет расширения его кругозора и мышления.

Высшая школа самопознания или секта?

Основатель антропософии Рудольф Штайнер в своем учении преследует цель исследования мистического и запредельного для человеческого восприятия мира посредством использования науки. Хотя, надо иметь в виду, что сам первый в мире антропософ считал при этом, что заниматься этой наукой могут далеко не все. Прежде всего, антропософия Р. Штайнера ориентирована на людей, в чьих душах кроется стремление познать тайну существования Вселенной и природу человека в ней. Он свято верил в то, что людям пока удается постичь лишь ту часть информации, которую дарует им небо. Также исследователь отрицал всякую принадлежность своей науки к движениям сектантским или же партийным, делая акцент на том, что управления массами в его учениях нет и не может быть. Кроме того, он пояснял, что его методы позволяют постичь истину бытия, исходя из научных методов.

В педагогике Штайнером был также оставлен свой след. Им была образована впоследствии система образования, которая была основана на антропософских принципах. Этот метод в педагогике получил название Вальдорфской педагогической школы.

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?


История развития этого движения берет свое начало еще в 1919 году. Некий хозяин фабрики по производству сигарет Вальдорф Астория Эмиль Мольт, вдохновленный лекциями Штайнера, обратился к нему с просьбой о помощи в открытии школы для детей его сотрудников. Так появилась Вальфдорская школа. Ее принципы, как мы уже знаем, строились на основах антропософии, то есть, прежде всего, - на духовном воспитании детей. Формы и методы обучение малышей в значительной степени отличались здесь от нам известных, что приняты и по сей день в обычных общеобразовательных школах.

Так, например, в школе не было привычных всем учебников и тетрадей. Оценки учащимся младших классов и вовсе не выставлялись: уже тогда преподавание в классах велось без применения оценочной системы и даже без применения специальной учебной литературы. То есть предполагалось, что учитель должен быть абсолютно компетентен в своем предмете без помощи любого рода подсказок и шпаргалок.

Философия свободы

Она закладывалась в души и умы учеников с самого детства. Хотя, тема свободы в еще не вполне сформировавшемся детском мировоззрении - вещь неоднозначная. Но манера донесения информации в школе была настолько деликатной, а критерии и рамки доступного - настолько широкими, что вальдорфские ученики не пренебрегали зачастую и нормами морали-нравственности, воспринимая, порой, свободу - как нечто неотъемлемое и разрушающее все существовавшие до сих пор запреты.

Тем не менее, в целом Рудольф Штайнер последством вальдорфской педагогики заложил потрясающую основу для взращивания свободных и просветленных умов. Более подробно об этом можно прочитать в его трактате о развитии личности «Вена, Веймар, Берлин».

Антропософия и педагогика: о школе

Школы, работающие по принципу вальдорфских, идут по пути содействия и сотрудничества с личностью ребенка. Их основная идея состоит в том, что образование не должно подгонять идущего по своему пути развития маленького человека. Но, в то же время, для этого развития предоставляются все возможные его направления.


Школы оборудуются, по большей части, органическими натуральными материалами. Дети снабжаются пособиями, которые помогают им самостоятельно мастерить себе игрушки. По сути, игровой процесс, так увлекающий малышей, становится для них перым этапом развития и применения всех их способностей. Но главное в таком обучении - духовное развитие детей.

Обучающие материалы в этом случае подаются некими эпохами (блоками), а учебный день на всех этапах обучения поделен на несколько частей:

  • духовная часть – в этой части должно преобладать мышление в активной стадии;
  • душевная часть – здесь детям преподается эвритимия (понятие взаимного соответствия (греч .);
  • креативно-практическая часть – на этом этапе развиваются творческие навыки: дети в школе занимаются шитьем, лепкой, резьбой по дереву, уроками живописи).

Каждый учебный день в вальфдорской школе несет на себе некий символ определенной обучающей дисциплины, стоящей в этот день во главе обучения: скажем, если сегодня по программе день алгебры или геометрии, то эти предметы, например, детям предлагается рассмотреть и с позиции … танца.

Дальнейшее развитие вальдорфского движения

Вальдорфское движение, хотя и было поначалу воспринято приверженцами традиционной системы образования довольно скептически, но все-таки одержало верх над принципами традиционного детского воспитания. При таком подходе были налицо: как явный прогресс в образовании, который был очевиден при общении с вальдорфскими детьми, так и то, что личность педагога отбиралась тщательно, приглашались лишь люди, подлинно заинтересованные в этой профессии, что позволяло учителю расти вместе со своими учениками.

И хотя Штайнер был занят и многими другими направлениями постижения мира, передачи своих знаний и духовных открытий людям, но, тем не менее, - он до конца жизни оставался верен принципам своей образовательной школы и справедливо считал, что педагогика – это основа всех основ в деле воспитания правильного социума. Не случайно вальдорфское педагогическое движение, зародившись почти два века назад, до сих пор имеет мировое признание.

Но вернемся к антропософии.

От антропософских научных исследований до духовных познаний

«Наука о духе» зарождалась, подталкиваемая потребностями общества начала двадцатого века. В то время многие пытались свести воедино взгляды восточной и западной мудрости и самых разных вероисповеданий. Но тонкая грань, отделяющая науку от мистики и оккультизма, все же здесь присутствовала. Порой, эта же грань не давала развиваться науке, а порой – мистике. Но, благодаря усилиям Штайнера, познание Вселенной с использованием научных методик было благоприятно встречено обществом. Мало того, антропософия не может считаться культом или чем-либо в этом роде. Ее активное распространение в сфере образования, например, подтверждает актуальность этого учения даже с точки зрения современных научных знаний.

Исходя из собственного понимания создателем антропософии Рудольфом Штайнером своего учения, его наука не просто способна расширить кругозора человека. Используя методы, предлагаемые антропософией, каждый посвященный в тему может постичь тайны бытия и получить желаемые ответы на многие и многие вопросы, остающиеся открытыми до сих пор.

Антропософская медицина

Надо сказать, что антропософия затрагивает не только теософию, религию и образование. Также мы находим ее отражение и в медицине, и даже в сельском хозяйстве и промышленности: тема использования в быту натуральных материалов возникла, к слову говоря, совершенно не случайно. Но давайте по порядку.


Известно, что медициной интересовался и сам Штайнер. С помощью антропософских приемов и способов он пытался расширить рамки восприятия не только человеческой души, но и человеческого естества. В конечном итоге, поскольку в этом вопросе все взаимосвязано, понимание этих взаимосвязей может реально помочь человеку добиться более эффективных результатов и в борьбе с болезнями.

Методику разделения человека на физическое тело, душу и дух в своей практике используют многие врачи и сегодня. Подобного рода терапия, подкрепляемая учением антропософии, уже давно доказала свое право на жизнь, и результаты ее очевидны.

А задумывались ли вы, например, о том, что значит, скажем, обычное тепло в жизни человека с точки зрения антропософии?.. Эта наука считает тепло - седьмым чувством человека. Опять же, антропософское восприятие тепла отличается от обычного физического его ощущения. В антропософском случае под этим элементарно понятным каждому словом подразумевается то тепло, которое может излучать сам человек, используя свою астральную частицу. Так, находясь, например, в теплой ванне, он будет отдавать и получать тепло в равной степени, в то время как на холоде его внутреннее тепло будет уходить наружу, в пространство, находящееся вне его телесной оболочки…

Влияние антропософии на работу Weleda

В качестве примера влияния антропософии теперь уже и на производство можно привести такую, скажем, известную компанию как Weleda. Это один из наиболее старых (основана в 1921 г.), но уверенно удерживающих позиции лидеров на рынке индустрии в сфере изготовления биокосметики даже сегодня.

Компания, что интересно, была основана, с учетом философии и научных трудов Штайнера, который, хоть и не был ее руководителем, но оказал огромнейшее влияние на развитие и продвижение этого бренда. Но какое, казалось бы, отношение Штайнер имеет к биокосметике? На самом деле, как оказалось, вполне конкретное: ведь он изучал не только теологию, философию, но и химию, а также другие естественные науки, - и список их весьма объемен. Познания в сфере биологии и химии в сочетании с методиками, используемыми в антропософии, помогли Рудольфу Штейнеру и в этом случае создать нечто большее, чем просто обычный продукт…

Созидательные и разрушительные идеи


«Можно достигнуть чего-нибудь только тогда, если постоянно все снова и снова отдаваться одной вполне определенной мысли, если сделать ее окончательно своей. Эта мысль такова: „Я должен все сделать для развития моей души и духа; но я буду совершенно спокойно ждать, пока высшие силы найдут меня достойным определенного просветления“. Если эта мысль сделается в человеке настолько могущественной, что она станет чертой его характера, тогда он на правильном пути».

«Я считал своим долгом искать истину в философии. Я стремился изучить математические и естесственные науки и был убежден, что смогу понять их истинную суть лишь при условии, что смогу увязать результаты этих наук с прочной философской основой».

Рудольф Штайнер, австрийский ученый, философ, практик начала ХХ века, посвятил свою жизнь исследованиям самых различных областей: философии, физике, математике, химии, биологии, медицине, искусству... Р.Штайнер известен нам как основатель Духовной науки «Антропософия» (от греч. ἄνθρωπος - человек и σοφία - мудрость ).

Штайнер определил антропософию как «путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной." Он писал, что антропософия "возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души. Поэтому антропософами могут стать лишь те люди, которые подобно голоду и жажде ощущают жизненную потребность в решении известных вопросов о существе человека и Вселенной».

Как главную задачу антропософии Р.Штайнер видел «восстановление союза религии и науки, внесение Бога в науку и Природы в религию, и таким образом духовное оплодотворение искусства и жизни» .

Cуть Антропософии - привнесение научной методологии в изучение явлений сверхчувственного порядка, построение моста между религией и обычной наукой.

Штайнер убежден, что «в каждом человеке дремлют способности, при помощи которых он может обрести познание высших миров». При этом именно «через прозрение в мир сверхчувственный человек научается твердо и уверенно стоять в жизни... познавать причины жизненных явлений, тогда как без такого прозрения человек - подобно слепому - нащупывает свою дорогу в лабиринте последствий».

Утвержденное Штайнером Антропософское общество стало объединением людей, которые, как и он, стремились «взращивать душевную жизнь в отдельном человеке и в человеческом обществе на основе истинного познания духовного мира». Цель общества заключалась в содействии исследованиям в духовной области, без догматизма и сектантства.

Антропософия в наши дни это:

  • более 350 томов наследия Р.Штайнера - лекции и литература, посвященная науке о духовности;
  • Всеобщее Антропософское Общество с центром в Дорнахе (Швейцария), имеющее отделения во многих странах;
  • вальдорфские школы и детские сады во многих странах мира;
  • антропософские клиники и фармацевтические фирмы;
  • лечебно-педагогические учреждения, школы эвритмии (искусство движения, проявляющее речь и музыку)
  • и многое другое, что возникло под воздействием импульса Р.Штайнера.

1. Рудольф Штайнер и антропософия

Вальдорфские школы - одна из наиболее заметных форм деятельности "Антропософского общества", которое шведский исследователь Свен Ове Ханссон назвал "самой удачливой оккультной религией в Европе". Другие исследователи называют его "самой развитой современной формой западного эзотеризма" и "высокоорганизованной оккультной группой" .

Антропософия зародилась в период духовной сумятицы, которая царила в Германии в начале ХХ в. В то время экзотические и оккультные религиозные группы плодились как грибы, то есть ситуация была похожа на взрывоподобное распространение культов в 60-е годы в США. "Антропософское общество" было создано Рудольфом Штайнером (1861-1925 гг.), ранее возглавлявшим германское отделение , но отколовшимся от него и сформировавшим секту, которая последовала за его личными откровениями о "духовном мире". Секта достигла периода зрелости во время социального и политического кризиса, переживавшегося Германией во время Первой мировой войны и после нее.

Деятельность секты включает в себя антропософскую медицину (в Европе у секты есть собственные больницы), "биодинамическое" сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни "Кемпхилл" для отставших в развитии людей и "церковь" под названием "Христианская община". Однако самой эффективной программой распространения теософии являются ее вальдорфские школы.

Их число иллюстрирует размеры успеха. По всему миру существуют более 500 школ, в том числе около 125 в США. Число вальдорфских школ постоянно растет. Хотя чаще всего их называют вальдорфскими в честь первой такой школы, разработанной Штайнером в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф-Астория", их также называют штайнеровскими школами, а в некоторых частях Европы - просто "свободными школами".


2. Учение

Согласно учению Штайнера, Христос - это солнечный бог, пришедший на землю не для того, чтобы искупить человечество от греха, но чтобы помочь роду людскому найти правильный баланс между влияниями зороастрийских богов света и тьмы - Люцифера и Аримана. В откровениях Штайнера обычно смешиваются религиозные, научные и исторические аспекты. Его версии истории включают в себя главы о погибших континентах Лемурия и Атлантида, которые, как он утверждает, он прочел посредством "ясновидения" в мифических "хрониках акаши". Часть центральных концепций Штайнера: реинкарнация, карма и многобожество - почерпнута им из индуизма через теософию. К ним он подмешал двух богов из дуалистического зороастризма и поместил эту смесь в рамки геоцентрической космологии средневековой Европы, согласно которой человечество занимает ступень в космической иерархии непосредственно под девятью чинами сверхъестественных существ. Объединяющим принципом штайнеровской системы является оккультная доктрина соотношений, выраженная в формуле "что наверху, то и внизу". Семь планет соотносятся с семью историческими эпохами, двенадцать созвездий зодиака - с двенадцатью частями человеческого тела, четыре стихии - с четырьмя типами человеческого темперамента, и т. д., до мельчайших деталей. Эти магические соотношения характеризуют Космос как единую живую духовную сеть бытия. Мистическое мироощущение Штайнера глубоко пессимистично. В числе прочего он предсказал воплощение темного бога Аримана в начале ХХ в. В этом отношении антропософия весьма смахивает на псевдохристианские хилиастические секты. После Первой мировой войны, когда Штайнеру не удалось убедить глав правительств разных стран мира воспринять его утопическую политическую систему, Штайнер разработал образовательную схему, чтобы антропософия по меньшей мере могла бы начать процесс повышения эволюционного уровня душ, которые будут воплощены в будущих поколениях. Как и другие лидеры сект, Штайнер безапелляционно утверждает, что его откровения являются единственной истиной и что все остальные традиции и типы знания ошибочны.


3. Привлекательные черты вальдорфских школ

Каким же образом и почему не имеющие никакого отношения к антропософии родители посылают своих детей в школы, распространяющие эти столь необычные идеи? Вальдорфские школы проводят дни открытых дверей для родителей, однако сектантская идеология остается незамеченной. Ее можно заметить только если знать, где искать. Посетитель видит лишь прекрасные декорации и громадный энтузиазм каждого сотрудника школы. Цвета, освещение и художественное оформление тщательно подобраны с вниманием к человеческим ощущениям. Стены покрашены в мягкие пастельные тона, причем используется специальная фресковая технология, производящая так называемый эффект мерцания. Стены украшают репродукции великих произведений искусства, а также рисунки учеников школы и собрания красивых природных объектов, которые меняются по мере смены времен года. В изучение каждого предмета включены искусство устного рассказа, рисования, музыки и драмы. Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому не удивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, также как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей.


4. Обман

Помимо соблазнительной красоты, вальдорфские школы для привлечения детей из неантропософских семей используют сознательный и заранее разработанный обман относительно своих целей и своей организации. С самого начала Штайнер планировал пользоваться услугами "внешних" для его секты людей путем систематического сокрытия целей школ и содержания их учебных планов. В 1920 г., пытаясь получить государственное лицензирование для своей школы, он написал:

"Мы должны создать условия, чтобы нам это удалось… А для того, чтобы сделать то, что мы хотим, по меньшей мере необходимо беседовать с людьми, не потому, что нам это приятно, но потому, что нам это необходимо, - и попросту одурачить их" .

Поскольку вальдорфцы используют христианскую символику, неудивительно, что посетители принимают их школы за христианские. Родители-христиане или те, кто хотел бы дать своим детям достойное образование в христианской традиции, могут выбрать вальдорфские школы именно из-за этого, также как и многие некатолики предпочитают посылать своих детей в католические школы. Помимо этого, вальдорфские учителя рассказывают, что в предмете "духовная история человечества" помимо христианства изучаются и другие религии как неотъемлемая часть этой истории. Но захотели бы эти родители записать своих детей в вальдорфские школы, если бы они знали о странных верованиях их основателя, о принципах, которыми руководствуются учителя, и о том, насколько эти странные верования и эти принципы влияют на каждый предмет, преподаваемый в школе? Конечно, учителя будут утверждать, что, несмотря на их личную веру в религиозное учение Штайнера, в школах они профессионально используют только его педагогические наработки. Но мы знаем, что это не так.

Если антропософа спросить об оккультных учениях Штайнера, он ответит вам весьма уклончиво. Однако педагогика основана на всем наследии Штайнера без исключений. Соответственно государственные педагогические инстанции, рассматривающие вопрос о лицензировании вальдорфских школ, должны рассматривать всю полноту писаний создателя системы. Мировоззрение Штайнера можно обнаружить в его книгах, изданных антропософскими издательствами и продающихся, в частности, в вальдорфских школах. Если на основе этих доктрин составить своего рода "символ веры" и попросить родителей подписаться под ним, то вряд ли антропософские школы смогут похвастаться большим количеством учеников: в каждой из них будет лишь по десятку детей местных антропософов.

Антропософских учебников как таковых не существует. Но если родители захотят провести расследование, они смогут найти написанные Штайнером книги, в которых содержатся оккультные, религиозные, псевдонаучные и расистские высказывания, типичные для Германии 20-х годов. Тем не менее учителя-вальдорфцы убеждали авторов этого текста в том, что их школы внеденоменационны и нерелигиозны. Они признали лишь то, что некоторые из учений Штайнера "довольно сложны".

Мы не знаем, какие материалы предоставили антропософы руководству образовательных округов городов Милуоки и Детройта, но вальдорфская школа в Сан-Франциско предоставила в распоряжение авторов документ, в котором содержались следующие обманные утверждения:

"Какое количество антропософии и Штайнеровских идей преподается детям в вальдорфских школах?

Ни капли. В день, когда Рудольф Штайнер открыл первую вальдорфскую школу, он твердо заявил: "Мы совершенно не намерены преподавать растущим человеческим существам наши идеи и содержание нашего мировоззрения. Нашей целью не является образование ради какой-либо особой догмы". Хотя существует всемирное "Антропософское общество", члены которого неизбежно поддерживают вальдорфские школы, не существует абсолютно никакой связи между школами и обществом (курсив наш - Авт.).

Являются ли школы религиозными?

Если это означает присоединение к той или иной деноминации или секте, то мы отвечаем НЕТ. Однако школы можно назвать "религиозными" в более возвышенном смысле этого слова и к тому же они основаны на христианской перспективе западной цивилизации" .

Сравните это высказывание с тем, что Штайнер говорил на закрытых конференциях учителей первой вальдорфской школы:

"Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение… Вальдорфская школа может поместить себя на самую широкую основу и таким образом сделаться столпом и утверждением всего Антропософского Движения" .

То, что эта политика продолжается до сегодняшнего дня, неопровержимо доказывается словами современного антропософского писателя Гилберта Чайлдза: "Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую - учителями" .

"…Никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего" .

Художник, писатель и бывший преподаватель вальдорфской школы М. С. Ричардс так пишет о религиозной природе вальдорфских школ: "Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от "внешних" предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение… Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично - они художественны, познавательны и религиозны" .


5. Антропософия в программе школ

Эта противоречивая позиция оказывает двоякое влияние на преподавание:

  1. через прямое преподавание вероучения, причем более ревностные учителя занимаются им больше, чем другие;
  2. через исключение из преподавания информации, которая противоречит вероучению.

Верования секты просачиваются в школьную программу из-за энтузиазма учителей, считающих необходимым доносить эти "факты" до школьников. Часто попросту из-за невежества они принимают на веру идеи Штайнера относительно данного предмета, даже не осознавая, что весь остальной мир думает иначе. Штайнер говорил: "Вы должны заставить детей осознавать, что им дают объективную истину. И если это иногда выглядит похожим на антропософию, то в этом не вина антропософии. Просто вещи устроены таким образом… Так или иначе познающий истину неизбежно станет антропософом" .

В других случаях учителя верят, что доктрины секты являются самым передовым научным знанием, и им предоставлена особая привилегия преподносить его школьникам. Например, в предмете "физиология", который преподается в 6-м классе вальдорфских школ, имеются уроки о "двенадцати чувствах" и их соотношении со знаками зодиака. В качестве объективных исторических данных приводятся, например, штайнеровские "пост-атлантические эпохи", последняя часть его чтения "хроник акаши", содержащие данные об "эволюции земли". Уроки искусства состоят из копирования рисуемых учителем на доске иллюстраций и в штайнеровских акварельных медитациях на "чистом цвете", исполняемых в технике "влажным по влажному". Много времени проводится в повторяющемся геометрическом черчении, предназначенном для того, чтобы ученики оценили "свойства чистых цифр".

Любые знания, которые противоречат весьма своеобразным доктринам Штайнера, просто исключаются из процесса обучения. Например, Штайнер утверждал, что сердце не качает кровь, и поэтому, хотя вальдорфские ученики могут рисовать весьма изящные диаграммы человеческой системы кровообращения, им никогда не объяснят, как она работает. Штайнер учил, что свет является чистым духом и что Ньютон был не прав: свет нельзя разложить на составные цвета. Выпускники вальдорфских школ вряд ли будут иметь ясное представление о световом спектре, несмотря на то, что они пройдут курс физики как в начальной, так и в средней школе.

Постоянно работающие в вальдорфских школах учителя являются убежденными антропософами, считающими задачей своей жизни сохранение и распространение штайнерианского мировоззрения. Над центром классной доски, где в католических школах обычно помещено распятие, вальдорфские учителя часто помещают изображение солнца. Также мы видели на этом месте изображение танцовщика, левая рука которого согнута под прямым углом вверх, а правая - под прямым углом вниз. Это - изображение знака бога-солнца - свастика.

Вальдорфские занятия всегда начинаются с молитвы. Вот стишок Штайнера, который ежедневно произносится перед занятиями в классах с 1-го по 4-й:

Любящие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих членах я ощущаю
Духовную силу души.
В ясном сиянии солнечного света
Я поклоняюсь, о Бог,
Власти человеческой силы,
Которую Ты столь благодатно
поместил в мою душу

Для неинформированного человека это может выглядеть как общая молитва, приемлемая для любой деистической религии. Однако для того, кто знает, что антропософы почитают бога-солнце, этот текст выглядит совсем по-другому.

В Милуоки, где городская образовательная комиссия приняла решение субсидировать вальдорфскую школу как альтернативное частное образовательное заведение, "заслуженный" вальдорфский учитель Бетти Стели сообщила, что им удалось оставить все молитвы, лишь заменив слово "Бог" словами "внутренний свет". Однако использование слова "Бог" в проводимых в классе вальдорфских молитвах было введено в 20-е годы как сознательное приспособление к общественному мнению. В антропософских писаниях обычно употребляется слово "боги", а не "Бог". Все эти перемены находятся в полном согласии с проводившейся Штайнером политикой маскировки. Как он советовал еще в 20-х годах, "что касается всех этих вещей, то тут важнее всего их внешняя форма. Никогда не называйте это стихотворение молитвой, но "открывающим занятия стишком". Проследите, чтобы внешние люди никогда не слышали выражение "молитва", исходящее из уст учителя. Это вам поможет на долгом пути преодоления предрассудка, что вальдорфская школа является антропософской" .

Все вальдорфские школьники обязаны проходить два особых предмета, которые являются чисто антропософскими духовными упражнениями: живопись и эвритмия. Школьники проходят живопись каждый год в течение всего процесса обучения, но на этих уроках они разучивают только одну технику: штайнеровский метод акварельного письма по влажной поверхности. Вальдорфские школьники разучивают и используют иные способы рисования в ходе занятий по другим предметам, но занятия живописью выделяются особо. Все школьники пишут одни и те же картинки. Вальдорфские занятия живописью не имеют ничего общего с творчеством или самовыражением. Их тайная задача - воздействовать на подсознание школьников путем медитации на чистый цвет и символические образы.

Эвритмией все школьники занимаются дважды в неделю. Как и живопись, это духовное и "целительное" упражнение. Эвритмические позиции представляют согласные (12, что соответствует знакам зодиака), гласные (7, что соответствует семи планетам), музыкальные ключи (12), интервалы (7) и геометрические фигуры. Человеку внешнему все эти позиции кажутся абсолютно бессмысленными, но посвященные верят утверждению Штайнера, что эвритмия - это подлинный язык ангелов.

Одной из наиболее очевидных сектантских характеристик вальдорфских школ является отвержение ими всех внешних идей как в педагогике, так и в преподающихся там предметах. У вальдорфцев есть их собственные методы, которые они восприняли от своего учителя. Поскольку Штайнер уже мертв, никакие изменения или дополнения не допускаются.

Вальдорфские учителя проходят обучение только в вальдорфских институтах по подготовке и обогащению педагогов. Они не обучаются в педагогических институтах и не входят в региональные или национальные учительские организации. Вальдорфские школьники изолированы в равной степени. Например, обучающихся точным наукам вальдорфских школьников в Сан-Франциско не водят на экскурсии в "Эксплораторий" (всемирно известный научный музей в Сан-Франциско, где можно все трогать руками и проводить какие угодно опыты), так как научная экспозиция музея противоречит "откровениям" Штайнера.

Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. "Внешним" это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана. Это хороший пример того, как тайные доктрины оказывают разрушительное влияние на содержание учебных программ.


6. Милуоки

Руководство американских городов Милуоки и Детройта начало финансировать вальдорфские школы, которые были оформлены как государственные "альтернативные" школы. Но для получения этого статуса вальдорфцы должны были нанять значительное количество учителей "со стороны".

Однако позволить преподавать в своих школах людям, не разделяющим их религиозную доктрину, вальдорфцы не могли. Для разрешения этой дилеммы они немедленно подвергли учительский состав религиозной индоктринации. По словам "заслуженного" вальдорфского учителя Бетти Стали, учителя изучали биографию Рудольфа Штайнера, развитие ребенка, основы вальдорфской учебной программы и ее соотношение с развитием ребенка, четыре темперамента, важность для учителя занятий развитием своей внутренней жизни через групповые упражнения и процесс самотрансформации через искусство.

Первый настораживающий признак - это то, что биография основателя была помещена на самый верх списка. Остальные предметы являют собой типичный пример использования сектой привычных названий, под которыми они подразумевают нечто совершенно иное. Например, когда антропософы говорят о развитии ребенка, они имеют в виду 3 штайнеровских семилетних цикла (мистическое число), в ходе которых душа ребенка постепенно перевоплощается из духовного мира и "физическое", "эфирное" и "астральное" тела входят в то, что главный антропософ называет должными отношениями между собой, для того, чтобы смогло воплотиться "внутреннее Я", доселе балансировавшее между смертью и новым рождением. Под ссылкой на четыре темперамента имеется в виду увлечение Штайнера средневековой физиологией. Вальдорфские учителя классифицируют личности на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков и относятся к детям соответственно их типам. Групповые упражнения на самом деле являются медитативными практиками Штайнера. Стали сообщила, что новые учителя восприняли доктрину Штайнера с энтузиазмом.


7. Выводы

Вальдорфские школы созданы для того, чтобы распространять учения Рудольфа Штайнера, а эти учения бесспорно являются религиозными. Итак, любая вальдорфская школа по определению - религиозная школа. Утверждение, что прошедшие религиозную подготовку вальдорфские учителя могут оставлять свои религиозные убеждения на пороге классной комнаты, является очевидной ложью. Ввиду того, что антропософия является тоталистской системой, мы глубоко сомневаемся в том, что внерелигиозные государственные школы могут использовать педагогику Штайнера.

Журнал "Free Inquiry". Весна 1994 г. Vol. 14, № 2.

Рудольф Йозеф Лоренц Штайнер (Штейнер) (нем. Rudolf Joseph Lorenz Steiner, 27 февраля 1861, Кральевица, Венгерское королевство в составе Австрийской империи (сейчас Хорватия) - 30 марта 1925, Дорнах, кантон Золотурн, Швейцария) - австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия.

Антропософия.

Он характеризует антропософию следующим образом: «Антропософия - путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной… Антропософ - это тот, кто ощущает, как существенную жизненную потребность, определённые вопросы о природе человеческого существа и Вселенной, так же как люди испытывают голод и жажду». Rudolf Steiner, Anthroposophical Leading Thoughts (1924)

Антропософское общество.

С 1900 года Рудольф Штейнер начал читать лекции в Теософском обществе, возглавляемом Анни Безант, и участвовал в создании его германской секции. С 1902 года - генеральный секретарь германской секции теософического общества, но в 1913 году Штайнер его покинул. Тогда же в 1913 году его женой Марией фон Сиверс, М. Бауером и К. Унгером было основано Антропософское общество, которое в 1923 году Р. Штейнер реорганизовал, основав на Рождественском Собрании 1923-1924 годах новое Всеобщее Антропософское общество (ВАО) с центром в Дорнахе (Швейцария), имеющее отделения во многих странах мира, существующее поныне и насчитывающее 43 000 членов[источник не указан 255 дней]. В 1921 основал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями, ныне это бренд лекарственной косметики weleda. В годы фашистского режима в Германии антропософское общество было запрещено, но продолжало действовать легально в Швейцарии и в некоторых других странах. Р. Штейнер является создателем антропософии - духовной науки, суть которой в стремлении внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Антропософия создает новые направления: в социологии - движение за социальное триединство, в педагогике - Вальдорфская школа, в естествознании - гетеанистическое естествознание, в медицине и фармакологии - антропософская медицина, в сельском хозяйстве - биодинамическое земледелие, в искусстве - в живописи, архитектуре, сценическом и лечебном движении - эвритмия, в движении за религиозное обновление христианства - Община Христиан. В области религиоведения установил эволюционные связи великих мировых религий прошлого и настоящего - эллинизма, иудаизма, ислама, буддизма и христианства в его трёх основных формах. Полное собрание сочинений Р. Штейнера - книги, стенограммы лекций, не считая художественного наследия, записных книжек и другого - в настоящее время насчитывает 354 тома. С 1910 по 1922 г. руководил строительством первого Гетеанума - антропософского центра и в то же время храма. В ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года первый деревянный Гетеанум был уничтожен в результате пожара. На его месте ещё при жизни Р. Штейнера был заложен второй Гетеанум, где по настоящее время находится центр ВАО. Умер Р. Штейнер 30 марта 1925 года в Дорнахе.

Русское антропософское общество.

Русское антропософское общество было организовано в 1913 г. Русское антропософское общество ставило своей целью «братское единение людей на почве признания общих духовных основ жизни, совместную работу над исследованием духовной природы человека и изучение общего ядра в мировоззрениях и верованиях различных народов». Обществу было отказано в перерегистрации в 1923 г. и его члены продолжали работать нелегально. Некоторые из них подвергались преследованиям. В 1990 г. русское антропософское общество возобновило свою работу как «Антропософское Общество в России» (АОР) с местопребыванием в г. Москве, оно имеет отделения на Украине и в Германии. Является коллективным членом Всеобщего Антропософского Общества (ВАО) с центром в Дорнахе, Швейцария.

Почему только в начале ХХ века? Ведь Штайнер как философ был известен и ранее. Но в ранних произведениях он пытался выразить свои познания о сверхчувственном в рамках официальной философии, не переступая грани, ведущей в эзотерику. Давайте проследим творческий путь этого человека. Родился он 27 февраля 1861г. в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. С детства обладая сверхчувственными способностями, мальчик скоро понимает, что это его исключительная особенность, о которой следует хранить молчание. После окончания реального училища Штайнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории. В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу "вели к переходу от естественных наук к науке о духе". Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания "Немецкой национальной литературы" Кюршнера. В его комментариях к ним уже прослеживаются зачатки антропософии. Затем последовал ряд научных публикаций о Гете. Это все обусловило приглашение его сотрудничать в архиве Гете-Шиллера в Веймаре. В 1891г. Рудольфу Штайнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894г. вышел его основополагающий труд "Философия свободы". В 1897г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики. Он стремится донести свои взгляды до широкой аудитории. Но пока остается непонятым. Тут происходит событие, значительно повлиявшее на дальнейшую судьбу Штайнера. Его книгой "Фридрих Ницше - борец против своего времени" заинтересовались теософы и пригласили его к себе сделать доклад о Ницше. Здесь впервые Штайнер почувствовал интерес к своим сообщениям о духовном мире. Он принимает решение публично выступить с результатами своих духовных опытов. Для этого он становится генеральным секретарем Немецкой секции Теософского общества. С этого времени (начало ХХ века) мы уже видим нового Штайнера. Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги как "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" (1904г.), "Как достигнуть познаний высших миров" (1904г.), "Очерк тайноведения" (1910г.). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000. В своих работах Рудольф Штайнер открывает людям путь к тайнам духовных знаний, излагает космологию и историю человечества. Его лекции собирают огромные аудитории, книги его переводятся на многие языки. Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов. В начале ХХ века, во время расцвета в обществе мистицизма, спиритизма и других оккультных чудес, Рудольф Штайнер как никто другой призывает к знанию в этой области, к изучению непознанных миров. В своей работе "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" он говорит: "Невозможно переоценить то, насколько для желающего развить в себе высшие познавательные способности необходимо пройти через самую строгую работу мысли". И первой ступенью к познанию он считает усвоение сообщений других людей, уже прошедших этот путь. "Знание о душевных и духовных мирах, - говорит он, - покоится в подосновах человеческой души", поэтому это знание "отзывается на духовный факт, найденный другим. И этот отзыв не есть слепая вера, но проявление здорового человеческого рассудка". Таким образом, Штайнер открывает механизм познания, которым мы пользуемся, изучая труды наших Учителей. Они дают толчок к той работе, которая продолжается в нас самих и заключается в том, что мы используем богатства своего собственного опыта, накопленного нами на длинном пути нашей собственной эволюции и хранимого до этого времени невостребованным в самых дальних тайниках нашей души. Рудольф Штайнер все свои работы, все свои публичные выступления основывал на своем личном опыте духовного видения. Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штайнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть. Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания, так называемого Гетеанума, участвовали представители 18 народов Европы, в числе которых был и наш соотечественник Андрей Белый. В эти же годы Штайнер проявляет себя в новой для него области, которую он также использует для популяризации своих знаний. Это- театральное искусство. В 1910-1912гг. в Мюнхене были поставлены четыре мистерии- драмы. В них в поэтической форме изображаются судьбы людей, продвигающихся по пути познания. Названия драм таковы: "Врата посвящения", "Испытания души", "Страж порога" и "Пробуждение души". Попутно он создает новый вид искусства- "эвритмия". Во время своих сверхчувственных опытов он проследил тенденцию движения, происходящего в организме человека во время речи и пения, художественно оформил их в видимые движения и положил в основу эвритмии как "зримой речи". Эвритмия завоевала признание также в области педагогики и медицины. Центр антропософии становится "Свободной высшей школой духовной науки" и превращается в настоящий университет, где содержание всех преподаваемых наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штайнера. Штайнер не только стремился нести в общество свои духовные знания, он хотел действовать. На основе своих знаний он хотел переделать не только науки, но и социальное устройство общества, положив в его основу свою известную идею "о трехчленности социального организма". Постигнув в результате своих духовных опытов космические законы, увидев гармонию Космоса, он хотел перенести эти законы и эту гармонию на человеческое общество. Были даны важнейшие положения новой педагогики, основана первая Вальдорфская школа. Но духовное состояние общества не было еще готово к таким коренным переменам. Те, кто несет новое, естественно, вызывают вражду и преследования со стороны тех, кто живет, извлекая пользу из старого. На жизнь Штайнера совершались покушения. Здание Гетеанума было подожжено и полностью сгорело в ночь на 1 января 1923г. Это явилось сильнейшим ударом для Штайнера и всего Антропософского общества. Но уже в этом же году на Рождество было зарегистрировано новое "Всеобщее или Всемирное Антропософское общество", председателем которого стал и до самой смерти оставался Рудольф Штайнер. Последний год жизни Штайнера был очень плодотворен. Он создает макет нового Гетеанума, который будет построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, другим отраслям науки и искусства. Уже прикованный болезнью к постели он продолжает работать над новым эзотерическим осмысливанием многих тем, разработанных им ранее. "Это был мощный выдох его духа", - так сказала об этом времени его жизни Мария фон Сиверс-Штайнер. Рудольф Штайнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925г. Он оставил нам не только книги, по которым мы учимся, он посеял на Земле семена новых наук и искусств, росточки которых уже пробиваются: это и биолого-динамическое сельское хозяйство, делающее ненужным применение химических удобрений и восстанавливающее плодородие почвы, это и антропософские клиники и фармацевтические фирмы, где занимаются человеком в целом, а не только его телесной оболочкой, это и лечебно-педагогические учреждения, и распространенные во многих странах мира так называемые Вальдорфские школы и детские сады. Ну а основные мощные побеги эти семена, посеянные Учителем Рудольфом Штайнером, дадут уже совсем скоро, в ХХI веке.