Родилась Агния Барто в феврале 1906 года в семье Льва Николаевича Волова, ветеринарного врача, когда немногим более десяти лет оставалось до революции.

Агния Барто не очень любила вспоминать детство. Ведь домашнее начальное образование, изучение французского языка, парадные обеды и ананасы на десерт были приметами буржуазного быта и отнюдь не украшали биографию советской писательницы. Юные годы Агнии Воловой прошли во время гражданской войны и революции. В училище она очень переживала перед выпускными зачетами, поскольку на экзаменах был и Луначарский, нарком просвещения. Именно это и стало ее судьбой.

Луначарский едва мог сдержать смех, когда молодая черноглазая красавица с выражением читала стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Уже через несколько дней ученица была приглашена в Нарком-прос, где нарком просвещения сказал ей, что она рождена для того, чтобы писать смешные стихи. Спустя годы Агния Барто говорила с иронией, что начало ее карьеры было весьма оскорбительным.

Слава к Агнии Барто пришла очень быстро, когда она в свои девятнадцать лет в 1925 году выпустила первую книгу «Китайчонок Ван Ли». Однако это событие не добавило ей смелости, поэтесса была довольно застенчивой. Быть может именно застенчивость помогла ей не нажить врагов. Агния никогда не старалась показаться умней, чем была, не принимала участия в окололитературных склоках и понимала, что ей еще многому необходимо научиться.

Бурной личной жизни Агнии карьера детской писательницы не препятствовала. Еще молодой она вышла замуж за Павла Барто, который тоже был поэтом, родила от него сына Гарика. Однако в двадцать девять лет поэтесса ушла к мужчине, который был самой главной любовью ее жизни. Фамилию Барто она сохранила, несмотря на то, что всю оставшуюся жизнь была вместе с Щегляевым, ученым-энергетиком, родив от него дочь Татьяну.

В их доме часто бывали и актеры, и музыканты, и писатели – неконфликтная Агния Львовна просто притягивала к себе самых разных людей. Помимо этого, Барто часто путешествовала с советскими делегациями.Агния предчувствовала начало войны с Германией. И война с ней обошлась не слишком сурово. С мужем они не разлучались даже во время эвакуации. Бывший в то время видным энергетиком, Щегляев был направлен на Урал. Таким образом, семья переехала в Свердловск.

Последнюю попытку стать писателем для взрослых Барто сделала в 1942 году: она пыталась быть фронтовым корреспондентом. Однако из этой затеи ничего не вышло, и Агния вернулась к семье.В 1944 году Барто вернулась в столицу, и жизнь вошла в привычное русло. Она опубликовала свою поэму, рассказывающую о детях, потерявших на войне родителей, «Звенигород» в 1947 году. У этой поэмы была особая судьба. Агния Барто написала ее после визита в детский дом, находящийся в подмосковном городке Звенигороде. Как и всегда, она использовала в тексте разговоры с детьми.

Вскоре после выхода книги писательнице пришло письмо от женщины, которая потеряла свою восьмилетнюю дочь во время войны. Некоторые детские воспоминания, вошедшие в поэму, показались ей знакомыми. Женщина надеялась, что Барто разговаривала с ее пропавшей дочерью. Это оказалось в самом деле так: мать и дочь увиделись спустя десять лет. А радиостанция «Маяк» в 1965 году стала транслировать передачу «Ищу человека».

Подобный поиск пропавших людей с помощью СМИ не является изобретением Барто, такое практиковалось во многих странах. Но уникальность советского аналога заключалась в том, что за основу поиска брали детские воспоминания. Барто отмечала, что ребенок очень наблюдателен, он видит точно и нередко запоминает увиденное навсегда. Она считала, что детская память может помочь в поисках, что родители смогут узнать своих пропавших давно детей по их детским воспоминаниям. Девять лет своей жизни Агния Львовна посвятила этой работе. Она смогла помочь воссоединиться почти тысяче разрушенным войной семьям.

Ее собственная жизнь складывалась хорошо: муж быстро продвигался по карьерной лестнице, а дочка Татьяна вышла замуж и родила сына. Именно о внуке и сочинила стихи Агния «Вовка — добрая душа». Писательница по-прежнему часто ездила по миру, бывала и в США. Барто была «лицом» всех делегаций, поскольку она говорила на нескольких языках, одевалась со вкусом, умела держаться в обществе и отлично танцевала.

Мужа, умершего в 1970 году, Агния Львовна пережила на одиннадцать лет. Она умерла 1 апреля 1981 года. Вскрытие показало, что ее сосуды были невероятно слабыми, врачи поражались, как последние десять лет кровь поступала в сердце.

Детская писательница Агния Барто знаменита тем, что через свои легкие и незамысловатые стихи очень точно передает серьезные мысли и важные для малышей вещи. Яркий пример – сборник «Все учатся», написанный в середине 60-х.

Этот цикл поделен на несколько частей. Одна из них объединяет в себе совсем коротенькие стихи, в каждом из которых всего четыре строчки. Но зато огромный смысл и польза! Дело в том, что все они посвящены каким-то звукам или буквам. И любой логопед скажет, что в такой форме детям проще учить язык.

Другая часть содержит более длинные стихотворения. Но не менее полезные! Все они так или иначе связаны с процессом обучения (не случайно же так и называется сборник). Например, из этих произведений дети узнают, что такое арифметика, что нужно для школы и как правильно произносить нелюбимую всеми малышами букву «Р».

Сборник «Все учатся» Агнии Барто станет отличным помощником в непростом деле воспитания детей. По уровню восприятия он гораздо лучше всех современных учебников.

« ПО ДОРОЖКЕ, ПО БУЛЬВАРУ » (Жизнь детей других стран, условия их существования, их мысли и чувства всегда волновали поэта. Агния Барто часто бывала за рубежом. Проблема международного единства трудящихся, их борьба за свои права, судьбы детей в этой борьбе - были постоянными темами ее творчества и содержанием ее разнообразной общественной деятельности), « ДУМАЙ, ДУМАЙ... »(В этом разделе Агния Барто адресует читателям детскую лирику, которую можно назвать философской. Даже названия стихов непривычны для детской поэзии: « Совесть », « Одиночество », « Ревность », « О человечестве »... ) , « ПОДРОСТКИ »(Агния Барто и ранее писала стихи, обращённые к подросткам, но в этом разделе собраны стихи, в которых появился новый для поэта герой - современный подросток. Первые же отклики на первые публикации этих стихов в газетах и журналах подтвердили, что поэт точно уловил многие проблемы современного отрочества), « И СНОВА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ » (Завершается этот сборник тем же, чем и начинался - стихами для маленьких. Здесь есть стихи очень давние, написанные еще до Великой Отечественной войны (« Уехали »), а есть и совсем новые - « На даче выключили свет », « Двояшки », « Парашютистки », « В кошачьей неотложке » и другие).

Агния Львовна Барто
(настоящая фамилия Волова) (1906–1981), русская поэтесса.

Родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в семье врача-ветеринара. Училась в балетном училище. В годы учебы, испытывая творческое влияние А. А. Ахматовой и В. В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. По совету А. В. Луначарского занялась профессиональной литературной работой.
В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". За ними последовали "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928), после публикации которых К. И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П. Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка", 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" (1936), а также стихов "Фонарик", "Машенька" и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов "Подкидыш" (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953), "10 000 мальчиков" (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение "Веревочка" было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма "Слон и веревочка" (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник "Подростки", 1943, поэма "Никита", 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник "Стихи детям" (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто "Звенигород" (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу "Найти человека", в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть "Найти человека" (опубликована в 1968 году).
В "Записках детского поэта" (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник "Переводы с детского" (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.

В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Х. К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981 года.
Энциклопедия "Кругосвет"