2018 год объявлен в Российской Федерации Годом добровольца (волонтера), он станет годом «всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России».

Тематическое занятие (классный час) «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» знакомит обучающихся с историей возникновения волонтёрства в России, с такими понятиями, как добровольчество и благотворительность, с деятельностью Российского общества Красного Креста (РОКК).

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цели: формирование активной гражданской позиции, готовности к общественно полезной деятельности на основе добровольчества, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участие в деятельности общественных объединений.

Задачи:

  • воспитывать интерес обучающихся к социально значимой общественной деятельности, неравнодушное отношение к нуждающимся в помощи;
  • систематизировать знания обучающихся о добровольцах (волонтёрах);
  • мотивировать обучающихся к добровольческой деятельности.

Задание 1.

В рабочем листе ответьте на вопросы кроссворда.

В соответствии с полученными ответами сформулируйте тему классного часа.

Тема классного часа «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» .

Задание 2.

Проанализируйте определения слов: «добровольчество», «благотворительность», «волонтёрство» и ответьте на вопросы.

В чем сходство данных видов деятельности? В чём их специфика?

Задание 3.

Объясните смысл высказывания Василия Осиповича Ключевского, академика Императорской Академии наук по истории и древностям Русским.

Задание 4.

Прочитайте текст. Объясните значения слов:

«дом призрения»,

«богадельня»,

«странноприимные дома».

Задание 5.

Ознакомьтесь с текстом. Выполните задание, ответьте на вопрос.

Что изменилось в благотворительной деятельности по сравнению с предыдущим периодом (смотрите задание 4).

Аргументируйте свой ответ.

Задание 6.

6.1. Вставьте в текст пропущенные слова, используя предложенные.

Слова: медики, милосердие, Александр II, Женевская, пожертвования, русско-японская.

6.2. Как вы считаете, почему в конце XIX – начале XX веков большое распространение получили санитарные поезда? Сопоставьте количество санитарных поездов в двух войнах, упомянутых в тексте.

6.3. Можем ли мы охарактеризовать деятельность Российского общества Красного Креста как волонтёрскую?

Задание 7.

Прочитайте текст. Выполните задание, ответьте на вопросы.

7.1. Выберите из представленных на слайде слов те, которые соответствуют вашему пониманию волонтёрства. Поясните свой выбор.

7.2 Почему люди становятся волонёерами? Какой смысл сегодня вкладывается в понятие «волонтёрство»? Какие новые формы волонтёрской деятельности возникли в наши дни?

Методическая разработка

классного часа

« Деньги в России: благотворительность и коррупция»

г. Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Благотворители - бескорыстные и великодушные людьми, неравнодушными к чужим страданиям. Во всём мире благотворительные фонды поддерживают тяжело больных и неимущих, на деньги благотворителей строятся больницы, учебные заведения и исследовательские центры. Благодаря самоотверженному труду благотворителей этот мир становится лучше и добрее. Благотворителями и меценатами всегда гордилась Россия. По счастью, и сейчас есть в нашей стране люди, готовые жертвовать свои деньги на благие дела, на помощь нуждающимся. Однако в современной России ни одно доброе дело не обходится без этого самого «НО». И это «НО» - коррупция, о которой мы часто слышим из средств телевидения и СМИ. И поскольку и то и другое понятие связано с деньгами, следует разобраться в каждом.

В связи с этим актуальность темы классного часа «Деньги в России: благотворительность и коррупция» является очевидной и не вызывает сомнений.

Цель классного часа

Задачи мероприятия:

Образовательные задачи:

–получение знаний о деньгах и их свойствах;

– получение знаний о понятии коррупция и ее истоках;

Получение знаний о понятии благотворительность;

– рассмотрение деятельности десяти крупнейших благотворительных фондов России.

Дидактические задачи:

–создание духовной, творческой атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала обучающихся, а также памяти и речемыслительной деятельности;

– расширение кругозора обучающихся.

Воспитательные задачи:

–воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;

–воспитание взаимовыручки, ответственности за себя и членов команды;

–воспитание чувства толерантности, умения уважать мнение других.

Для достижения целей в ходе классного часа используются интерактивный, словесный метод и метод проблемной ситуации. Классный час проводится в форме групповой и индивидуальной работы.

Место проведения: учебный класс.

Участники мероприятия: обучающиеся группы №3 специальность «Парикмахерское искусство».

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Программное обеспечение: программы «MicrosoftOfficePowerPoint», «MicrosoftOfficeWord».

Целесообразность использования медиапродукта:

Наглядность;

Оперативность;

Повышение мотивации к процессу обучения.

Использованная литература :

1. История становления благотворительности. Научная бибилиотека. – Режим доступа: www.f-mx.ru 2. Дети в Интернете: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detionline.com/mts/exhibition. 3. Десять крупнейших благотворительных фондов в России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ria.ru

План классного часа:

1. Организационный этап.

2. Вводное слово преподавателя. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

3. Основная часть. Изучение нового материала.

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

5. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Подведение итогов классного часа.

7.Рефлексия.

Ход классного часа:

1. Организационный этап.

На данном этапе преподаватель настраивает обучающихся на совместную работу. Педагог знакомит ребят с правилами работы в группах.

Обучающиеся получают раздаточный материал.

2. Вводное слово педагога. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

Добрый день! В рамках сегодняшнего классного часа вы будете работать индивидуально и в группах.

Тема классного часа: «Деньги в России: благотворительность и коррупция». Прошу вас озвучит цель классного часа.

Итак, цель сегодняшнего внеклассного мероприятия – формирование и уточнение знаний о понятиях благотворительность и коррупция, истоки развития и современные направления.

Ребята, перед тем как говорить о таких понятиях, как благотворительность и коррупция – ответьте на вопрос, какое определение связывает два этих понятия?

Ребята, постарайтесь дать определение термину деньги.

Обучающиеся дают свое определение термину, затем педагог высвечивает слайд с верным определением и просит одного из обучающихся прочитать его.

Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

Для чего необходимы деньги и какие функции денег вы знаете?

Деньги выполняют следующие пять функций.

1. Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство.

2. Функция денег как средства обращения.

При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и разрыва между ними не было. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют деньги.

3. Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Так, у людей возникает стремление к их сбережению.

4. Функция денег как средства платежа. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров схему движения (Т-ДО-Т): товар – срочное долговое обязательство – деньги.

5. Функция мировых денег. В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги отдельных государств, разменные на золото: в основном доллар США и английский фунт стерлингов.

С деньгами и их функциями мы разобрались. Теперь обратимся к изучению понятий благотворительность и коррупция.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 г. - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим. Князь Владимир, вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами».

На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся. Таким образом, развитие и укрепление получила церковно-монастырская система благотворительности. И в тоже время из традиций княжеского нищелюбия, как формы княжьего права, постепенно формируется государственная система защиты нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 г. Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

1682 г., в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже десять.

Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 г. митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

Частная благотворительность особенно широко развивается во второй половине XIX в. К 1890-м годам 75% средств, израсходованных на благотворительные цели, приходилось на частные пожертвования. Первоначально основными жертвователями и меценатами были представители аристократических родов. Так, князь Д.М. Голицын финансировал строительство в Москве больницы, граф Н.П. Шереметев на свои средства построил Странноприимный дом. К концу XIX в. социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Благотворительность стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 г. была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались.

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Анализируя историю развития благотворительности, можно сделать вывод о том, что как общественное явление она прошла довольно непростой и длинный путь становления в обществе. Мы проследили, как происходили изменения форм благотворительной деятельности от стихийной индивидуальной до организованной общественной. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие благотворительности в современном обществе.

Ребята, давайте попытаемся сформулировать определение понятия благотворительность?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Благотворительность - оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Скажите ребята, участвовали ли вы в каких-либо благотворительных акциях или проектах?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Достаточно часто в газетах и журналах, по радио и телевидению мы слышим о благотворительных фондах и проектах. Какие крупнейшие благотворительные фонды вам известны и чем они занимаются?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Десять крупнейших благотворительных фондов России.

Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт" основан российским предпринимателем Алишером Усмановым в 2005 году. Фонд специализируетсяна помощи больным детям, поддержке спортивных организаций, а также театров и музеев. В этом году на реализацию различных проектов фонд потратил около 13,75 миллиардов рублей. Источники финансирования - личные средства Усманова, а также деньги, выделяемые подконтрольными ему компаниями.

Благотворительный фонд "Система" создан в 2003 году для благотворительной деятельности одноименной корпорации и подконтрольных ей компаний. К основными сферами деятельности фонда относятся наука, культура и искусство, спорт и социальное развитие. Ежегодно фонд тратит около трех миллиардов рублей на поддержку более чем 50 проектов. Средства в фонд поступают от коммерческих организаций, а также от физических лиц.

Российский фонд помощи (Русфонд) создан в 1996 году издательским домом "Коммерсантъ" для поддержки нуждающихся в помощи читателей газеты "Коммерсантъ". Основатель и руководитель Русфонда - журналист Лев Амбиндер. За первую половину этого года фонду удалось собрать почти 607 миллионов рублей, за прошлый год - более 1,7 миллиарда. Русфонд специализируется на помощи тяжелобольным детям, содействию развития гражданского общества, внедрению высоких медицинских технологий. Источники финансирования - частные лица и организации.

Фонд "Вольное дело" основан российским предпринимателем Олегом Дерипаской в 1998 году. Фонд занимается поддержкой проектов в сфере науки, образования, культуры, территориального развития, здравоохранения и защиты животных. В 2014 году на проекты фонда было выделено более 441,7 миллиона рублей. По данным журнала "Эксперт", фонд финансируется из личных средств Олега Дерипаски и отчислений группы компаний "Базовый элемент".

Благотворительный фонд Михаила Прохорова , ставший первой в России благотворительной организацией с региональной стратегией работы, учрежден бизнесменом Михаилом Прохоровым в 2004 году. Основная цель - системная поддержка культуры в российских регионах. За 10 лет работы бюджет фонда превысил два миллиарда рублей. Точной информации по источникам финансирования нет.

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко учрежден в 2010 году. Основная деятельность фонда - реализация программ: "Старшее поколение", "Семья и дети", "Спорт", "Культура". За первые три года работы бюджет фонда составил 330, 2 миллиона долларов. Основной источник финансирования фонда - личные средства Семьи Тимченко

Фонд "Подари жизнь" основан в 2006 году актрисами Чулпан Хаматовой и Диной Корзун. Сфера деятельности фонда - помощь больным детям. За 2015 год фонд собрал более 326 миллионов рублей. Источники финансирования - российские, международные и иностранные организации, частные лица в России и за рубежом, а также "лица без гражданства".

Благотворительный детский фонд "Виктория" основан в 2004 году президентом корпорации "Уралсиб" Николаем Цветковым. Фонд специализируется на помощи детям, оставшимся без попечения родителям и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Расходы на благотворительные программы в 2013 году составили более 184 миллиона рублей. Более свежих данных нет. Источниками финансирования, также по данным на 2013 год являются личные средства Николая Цветкова, доходы от целевого капитала, фандрайзинг, средства банка "Уралсиб".

Благотворительный фонд Владимира Потанина основан предпринимателем Владимиром Потаниным в 1999 году. Сфера деятельности фонда - культура и образование. Бюджет фонда составляет более 300 миллионов рублей в год. Финансирование фонда осуществляется лично Владимиром Потаниным.

Благотворительный фонд "Линия жизни" создан в 2004 году. Сфера деятельности - помощь тяжелобольным детям, а также формирование культуры благотворительности в обществе. Всего фондом на проведением операций больным детям было собрано более 1,7 миллиарда рублей. Источники финансирования - средства, выделяемые физическими лицами, пожертвования российских и иностранных компаний.

Теперь обратимся к рассмотрению отрицательного явления – коррупции.

По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»). Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III. А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича.

При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Однако опасаясь остаться вовсе без подданных (ведь на тот момент воровали уже все госслужащие вплоть до генерал-прокурора Ягужинского), Петр так и не издал такой указ, ограничившись приказом вешать только крупных взяточников.

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II.

Екатерина понимала, что одними словами делу не поможешь, и действовать надо решительнее своих предшественников на Российском престоле, иначе страну разграбят вконец. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре.

Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума. Так, когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей: «Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас... манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования. Но, к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали к утеснению многих и в повреждение нашего интереса, а что паче всего, будучи сами начальствующие и обязанные собой представлять образец хранения законов подчиненным своим, те самые преступники учинилися и в то же зло завели».

При Павле I ситуация только обострилась. Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам. И усердно из него черпали.

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму.

Коррупция вновь начала процветать при НЭПе, когда вновь возникла предпринимательская деятельность. Тогда же взяточничество стали считать формой контрреволюционной деятельности, а контрреволюционеров, как известно, ставили к стенке.

Позже, к концу 20-х годов, борьба с коррупцией приобретает характер массовых карательных кампаний.

А с началом коллективизации в 1929 году взяточничество распространилось и в деревне.

Так как коррупция считалась буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает. «Взяточничество,- написано в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам,- в современных советских условиях стало относительно редким явлением».

Ребята, давайте попытаемся сформулировать определение понятия коррупции?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Корру́пция - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды…

Хочется вспомнить слова Д.А.Медведева: «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной».

У вас на столах лежит раздаточный материал. Давайте изучим некоторые положения Конвенции ООН против коррупции.

Коррупция - глобальная проблема, охватившая весь мир, волнует всех с верху до низу. Не зря, международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря в день открытия подписания Конвенции ООН против коррупции (впервые был отмечен 9 декабря 2004 года). Тогда в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции.

В течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года.

Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.

Коррупция дошла до самых низших слоев общество. Даже "дно общества" решает свои проблемы денежным способом. Неужели это путь для выживания чиновника и опустившегося бомжа? Кто виноват во всем этом попустительстве?

Самое страшное придется на нынешнее поколение, которое под покровительством родителей. Оно в основном повторяет взрослых. А когда-то повзрослеет.... Не все же смогут решать проблемы свои с помощью денег. Сегодня, пока не поздно, надо воздействовать на сознание ребенка, помочь сделать выбор в своих поступках, понять: в мире есть еще что-то прекрасное, доброе, вечное. Это взаимовыручка, дружба, милосердие.

1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию. Без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен.

Теперь я прошу вас разделиться на две команды и выполнить задания.

Педагог делит обучающихся на две команды и объясняет задание, которую нужно выполнить. На доске высвечиваются проблемные ситуации, на которые обучающиеся каждой команды предлагают свои пути решения, исходя из сведений, полученных в течении занятия.

Команда 1 – «Предложите свои способы борьбы с коррупцией»

Команда 2 – «У вас есть возможность открыть благотворительный фонд. Какой сфере или области он будет посвящен и кому может оказать свою помощь?»

Обучающиеся готовятся к выступлению, а затем представляют свой проект.

Следует отметить, что деньги – это неотъемлемая часть жизни человека, а значит такие понятия как коррупция и благотворительность будут тесно связаны с деньгами.

Ребята, назовите, пожалуйста, цель сегодняшнего классного часа? Была ли достигнута цель? Благодарю всех за работу. До новых встреч.

Классный час

«Дорогою добра»

Цели и задачи:

формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;

познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе;

расширять кругозор, пополнять словарный запас обучающихся.
Оборудование : плакат "цветок доброты"; толковый словарь Ожегова; запись песни Ю. Энтина и М.Минкова "Дорога добра» ; музыкальный центр.

Ход мероприятия:
Учитель:

Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово это серьёзное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.

И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!

О каком качестве пойдёт речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Доброта... Добро... Что же это такое? Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова:

Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, стремление делать добро другим.

Это человеческое качество высоко ценилось во все времена и вырабатывалось в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Вот несколько высказываний о доброте выдающихся людей. (Зачитывают ученики)
"Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид." (Драматург В.Розов).

"Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта". (Мигель Сервантес)
"Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других".(Лев Толстой)
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".(Жан Жак Руссо)
Вспомним пословицы и поговорки о доброте.

(Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пословицы написаны на доске, учащиеся объясняют их смысл.)

Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра добра не ищут.
Доброе слово - половина счастья.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Почему-то в наше время люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Ученик: Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Поэт А. Чепуров

Учитель: А как много слов образовано от слова добро!

На плакате изображён "цветок доброты", на его лепестках написаны слова, дети читают их и объясняют значение.(добропорядочный, доброжелательный, добросовестный, добросердечный, добродушный, добродетельный, добронравный)

Какой человек может быть добрым?
(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей, не завидовать, не вредничать, не грубить и т.д.)
- Где и как вы проявляете доброту? Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно? (Ответы детей )
Ученик : Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: "Нехорошо".
Сказал, и знай себе пошёл.
Второй взглянул, потом вздохнул,
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.
Учитель: - Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит пословица: " Кто добр поистине, добро творит в молчании".
- Добрый человек помогает не только людям, он помогает всем, кто его окружает: птицам, животным, растениям. Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно.
1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2 . Когда старушка - соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
- Проанализируйте эти ситуации и скажите, почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчиков?

А где добро всегда побеждает зло? Конечно в сказках. Многие писатели в своём творчестве обращаются к теме добра, доброты.

Кто из них более счастлив, почему? Докажите.

Какие слова вы подберёте, чтобы описать солнце? Можно ли назвать его добрым?

Вы говорили, что если человек добр и щедро делится с другими, как солнце в сказке, то он часто больше приобретает, чем теряет. Поэтому издавна богатые люди занимались благотворительностью. Давайте снова заглянем в словарь.

Благотворительность – оказание материальной помощи бедным из милости.
Важной и неотъемлемой частью деятельности купечества является благотворительность. Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения - все это было привычной статьей расходов российских купцов.

Распространенным явлением было строительство зданий на средства одного купца или всех прихожан. Например, строительство Троицкого кафедрального собора, которое длилось более полувека. В описи жертвователей на строительство и восстановление собора входило большинство томских купцов: Ф.С. Толкачев, П.В. Михайлов, Д.И.Тецков, Н.Е. Филимонов, А.М. Серебренников, Н.И. Верещагин и многие другие. Но и среди них выделяется по размерам своего пожертвования на собор З.М. Цибульский. Его пожертвование составило 150000 рублей.

Другим поводом для благотворительности томских купцов были нужды народного образования, забота о сиротах и детях бедных родителей. Купцы дарили школам и училищам деньги, строительные материалы, здания, книги. Крупным жертвователем на нужды образования был И.А. Еренев. Он построил в Заозерском предместье, где у него были кожевенные заводы, два училища и был в них почетным блюстителем, то есть брал все расходы на себя.

Большое влияние на общественную жизнь и развитие просвещения оказала деятельность купца Петра Ивановича Макушина, который вместе со своим компаньоном купцом В.В. Михайловым открыли первый в Сибири книжный магазин 19 февраля 1873 года – в годовщину отмены крепостного права в России. Впоследствии П.И. Макушин начал торговать не только книгами, но и канцелярскими товарами, в 1880 г. открылся музыкальный магазин, клиентами торгового дома стали практически все школы и гимназии Томской губернии. Макушин занимался изданием “Сибирской газеты” В отличие от “Томских губернских ведомостей”, “Сибирская газета” печатала новости Сибири и Томска, аналитические, публицистические статьи, очерки, фельетоны. Иногда в материалах содержалась критика в адрес томских властей, что стало причиной закрытия газеты в 1888 г. Когда газета стала выходить вновь, но уже под новым названием “Сибирская жизнь”, она была интересна томичам не один десяток лет.

Благоустройство городов и здравоохранение – еще одна сфера благотворительных начинаний. На частные и общественные средства строились больницы, устраивались парки и сады, мостились улицы, сооружались мосты. В Томске известен своей благотворительность золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев. С 1844 года он содержал томский приют. Став миллионером, Асташев возводит в Томске один из первых каменных домов, до сих пор являющийся достопримечательностью Томска (это здание Краеведческого музея).

Купец Евграф Иванович Королев известен тем, что построил первое в Томске каменное здание театра на Московском тракте, а также помогал в строительстве ряда томских церквей, открыл и содержал на свои средства детский приют, регулярно жертвовал деньги на школьное образование. Благотворительная деятельность купца была отмечена государственными наградами. Когда в 1900 г. Е.И.Королев скончался, один перечень его деяний на благо города занял целую газетную колонку.

Еще одно крупное пожертвование на нужды города сделал С.С. Валгусов. Он получил разрешение на возведение в Томске здания бесплатной библиотеки. Пожертвования С.С. Валгусова было в одном ряду с пожертвованиями других сибирских купцов, которые, не имея возможности сами получить хорошее образование, ценили и любили книжное дело, старались шире распространять знания, стимулировать написание новых книг.

Не прошли томские купцы и мимо созданного в Томске в конце 19 века «Общества содействия физическому развитию». В Петуховском саду общество устраивало зимой каток, летом площадки для игр детей и взрослых, был нанят инструктор для игр г.Филиппиус, в саду были проложены дорожки для велосипедистов, а на реке устраивались купальни со школой для плавания. Обществом проводились и другие мероприятия, связанные с большими расходами, часть которых получали через пожертвования томских купцов.

Довольно часто в Томске и других городах Сибири возникали пожары, были наводнения и другие стихийные бедствия. Население оставалось без крова над головой и без необходимого имущества, и купцы помогали людям встать на ноги своими пожертвованиями. Например, 25 апреля 1882 года в Томске вспыхнул пожар, и в Заозерье выгорело три квартала домов. На следующий день, 26 апреля, пожар возник в центральной части города, на Песках. Первыми на бедствие откликнулись братья Королевы, которые представили в управу 500 рублей для раздачи беднейшим жителям города, пострадавшим от пожара, и еще они пожертвовали 150 рублей на наем лошади с бочкой для подвоза воды на пожар. В дальнейшем круг жертвователей на помощь пострадавшим от этого пожара расширился, а суммы пожертвований во много раз увеличились.

Наконец, не чужды были сибиряки и патриотических пожертвований. В годы двух самых тяжелых для России войн 19 века (Отечественной 1812 года и Крымской 1853-1855 гг.) в Сибири проходили сборы средств на борьбу с вражеским нашествием.

Списки жертвователей и пожертвований можно еще долго расширять, и среди них обнаружатся довольно редкие и оригинальные инициативы. Так, купец А. Кухтерин в 1892 году снарядил за свой счет экспедицию профессора Томского университета С.И. Залесского с целью исследования целебных свойств Карачинского озера в Каинском уезде, а в следующем году экспедицию того же профессора финансировал Е. Королев.

Трогательна была забота городской думы об известных своей благотворительностью купцах. По постановлению думы их портреты вывешивались в здании городской думы, в общественном банке, в устроенных ими учебных заведениях, их именами назывались учебные заведения, улицы города.


Ученик: Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на земле.

В наши дни в Томске, так же, как и в других городах, существуют различные фонды, которые поддерживают традиции благотворительности. Фонд Алёны Петровой, например, за 2011 год собрал более 10 млн. рублей, которые будут направлены на покупку медикаментов, средств гигиены, игрушек, канцтоваров для больных детей; организацию праздников и акций; оборудование, ремонт и содержание Реабилитационного центра,а также для помощи всем нуждающимся детям. В ноябре в нашей области под патронажем губернатора Виктора Кресса прошла Декада благотворительности. В рамках Декады благотворительности были проведены концерты для ветеранов “Подари улыбку”, акции “От семьи к семье” по сбору вещей для малообеспеченных семей и организованы рейды оказания помощи одиноким и пожилым людям. В Северске прошла акция “Помоги малышам” по сбору игрушек для детей, от которых отказались родители. Здесь же дан был старт акции “Солдатский Новый год” по сбору новогодних подарков для солдат. Во всех школах области прошли тематические открытые уроки, общегородские линейки, конкурсы рисунков, сочинений, плакатов о добре и милосердии. Кроме того, были выпущены специальные номера газет и радиопередач, проведены спортивные игры, фестивали национальных культур и организованы выставки в школьных библиотеках.

А закончить наш разговор мне хочется замечательной песней Ю. Энтина и М.Минкова

"Дорога добра". (дети поют песню)
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо...
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!


Литература:

  1. "Мастерская учителя",авторы Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, Москва "Вако",2008.
  2. Справочник классного руководителя, автор Н.И.Дереклеева. Москва "Вако" ,2009
  3. Использована информация из сети Интернет:

Приложения:

  1. Джанни Родари «Солнце и туча»

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по прежнему весело катило по небу, и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

2. Стихи и песни, которые можно использовать при проведении классного часа.

"Доброта"(слова Н. Тулуповой, музыка И.Лученок).


Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Припев: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, светит.
Радуются взрослые и дети.

Л.Татьяничева
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряться
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!


Классный час

Тема: «Добру откроются сердца »

Цели: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить знакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе; пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Возраст обучающихся: 2 класс, 8 лет

Степень вовлеченности в благотворительность: слышали о благотворительности и участвовали

Оборудование кабинета: экран, компьютер, электронная презентация, рисунок светлого и чёрного сердечек, листы бумаги А-4 по числу учащихся, простые карандаши, ручки, ножницы, карточки с заданиями для работы в группе.

Сценарий классного часа

1. Организационный момент .

Ребята, скажите, что может быть мягче подушки? (ответы учащихся)

Это наши руки, ладони.

2. Мотивация

Ладонь, длань, долонь - так в старину называли внутреннюю сторону руки. Многие пословицы и поговорки связаны с ладонью.

«Ладонь легка - дружба крепка». Как вы это понимаете? (ответы учащихся)

Так что же умеют наши руки? (ответы учащихся)

Наши руки - часть живой природы, а значит, наши руки умеют сажать цветы, кормить животных.

Слайд 2

Русский писатель Лев Кассиль говорил: «Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека».

3. Постановка целей

О чём пойдёт речь, вы сейчас узнаем с помощью подсказки.

2 ученицы читают стихотворение

Добро - это ты! Добро - это я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро - это праздник в семье,

Добро - это песня ручья по весне,

Добро - это радости море и смеха,

Добро - это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом - Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро - это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о том, какое добро могут творить наши руки.

4. Основная часть

Послушайте отрывок стихотворения русского поэта Якова Полонского «Нищий».

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Ребята, что вы можете сказать об этом человеке?

Какое человеческое качество присуще этому старику?

(доброта, отзывчивость, милосердие, бескорыстие, благотворительность).

(Слова вывешиваются на светлом сердечке)

Слайд 3

А сейчас послушайте еще один отрывок из стихотворения великого русского поэта Михаила Лермонтова с таким же названием «Нищий».

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

Какое чувство вызывает это стихотворение?

(Безразличие, жестокость, злоба, коварство, жадность, черствость души)

Слова вывешиваются в черном сердечке.

Такие люди, к сожалению, есть, но наша задача быть другими. А как быть с этими пороками, если они есть? (Ответы детей)

Да, их нужно уничтожать, бороться с ними.

Ребята, давайте эти слова порвем и выбросим. Им не место в нашей жизни.

Народная мудрость гласит: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

В нашей Донецкой Народной Республике возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность».

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Слайд 4

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

А кто может быть благотворителем? (Ответы детей)

Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, людям с ограниченными возможностями, людям преклонного возраста. Для Давайте вспомним, что сделано в нашей Республике: Слайд 5

установлены пандусы около магазинов, аптек, разных организаций.

для инвалидов, воспитанников детских домов организуются различные поездки, праздники, встречи и т.д.

для помощи больным людям организуется сбор денег. Жертвуют деньги и пожилые, и молодые, кто сколько может. И многим людям уже была оказана медицинская помощь.

А когда люди начали заниматься благотворительностью? (Ответы детей)

5. Рассказ о роли благотворительности в истории и современном обществе

Благотворительная деятельность имеет давнюю историю:

Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей - сирот. Слайд 6

Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся. Слайд 7

Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов. Слайд 8

Императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность. Слайд 9

В 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

Может вы знаете конкретных людей, которые сейчас занимаются благотворительностью? (Ответы детей)

Сейчас очень много организаций, отдельных людей, которые делают благие дела, чтобы помочь жителям Донбасса в такое для нас страшное время, например: Слайд 10

Общественная организация "Фонд Единый Донбасс" выплатил летом 2017 года 40 000 руб. семье из нашего города, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации, — сразу два ребенка больны тяжелой формой детского церебрального паралича. Помощь предназначена для послеоперационной реабилитации ребят.

Фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы». За два года этот фонд спас жизни более 500 малышей, которые страдали разными тяжёлыми болезнями.

И таких фондов очень много. Огромную поддержку нам оказывает Российская Федерация.

Взрослые работают, могут помочь денежными средствами. Но вы не зарабатываете, как же вы можете помочь окружающим? (рассуждения учащихся)

(Например, детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность - это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению. В каждом из вас есть маленькая частичка доброты как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

6. Работа в группах с произведениями, в которых прослеживаются благие намерения .

1 группа: сказка «Гуси-Лебеди» Какие добрые поступки совершила девочка, героиня сказки? (ответы учащихся).

2 группа: сказка «Курочка Ряба» Какое доброе дело сделала Курочка? (ответ: курочка снесла золотое яичко, чтобы не плакали дед и бабушка)

3 группа: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» чему учит? (забота и уважение к старым людям).

7. Практическая работа.

Возьмите листок бумаги, положите на нее свою ладонь и обведите карандашом. Напишите, какие добрые дела вы сделали, а если еще не сделали, то о каких добрых делах вы мечтаете. Заслушать ответы нескольких учащихся. Затем все ладошки прикрепляются на доску вокруг светлого сердечка.

Учащиеся образуют круг, подняв руки вверх.

На ваших руках всегда будет солнце, всегда будет царить добро и любовь к окружающему миру - ведь нам сейчас так этого не хватает! Отпустите руки, возьмитесь за руки и подарите друг другу тепло ваших рук и улыбку.

8. Заключительная часть .

Наш урок хотелось бы закончить словами из стихотворения С. Я. Маршака

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

9. Подведение итогов .

Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, о чем он заставил вас задуматься?

Ребята, говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Пусть вашим девизом будет: «Наши руки творят добро». Слайд 11

И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

(Исполнение песни детьми) Слайд 12

Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета.

Пословица

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений - это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги - это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности - православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа.

Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ.

Оформление : записать на доске тему классного часа, эпиграф.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. Меценаты, спонсоры и благотворители.

2. Подвиг купца Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ.

IV. Интерактивная беседа.

V. Современные Тимуры.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием.

Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким-то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.)

Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».)

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали.

III. Информационный блок

1. Меценаты, спонсоры и благотворители

Ученик 1. Благотворительность - это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек.

Ученик 2. Меценаты - это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат - это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

2. Подвиг купца Третьякова

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи - это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ

Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович-Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович-Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.)

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

Им тоже хотелось прославиться.

Они любили искусство.

Они жалели художников.

Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

Да, потому что им было обидно, что русские художники живут в нищете.

Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в Европе.

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за будущее России. Павел Михайлович Третьяков, Савва Тимофеевич Морозов, как и другие русские меценаты, не делали себе рекламы, не любили, чтобы их восхваляли, превозносили. Они стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые занимались благотворительностью, в жизни руководствовались пословицей, которую мы взяли эпиграфом к классному часу: «Бог дает богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой отчет имеется в виду?

Примерные ответы детей:

Отчет по деньгам, куда они их потратили.

Отчет о том, как добыл человек это богатство.

Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет и заберет богатство.

Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель. Многие «новые русские» сейчас покупают яхты, роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они отчитаться перед Богом за свое богатство?

Примерные ответы детей:

Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются за нечестно нажитый капитал.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве благотворительности?

Примерные ответы детей:

Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Дать денег на развитие науки.

Помочь талантливой молодежи.

Дать денег больному на сложную, дорогую операцию.

V. Современные Тимуры

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду.

Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник - Рождество Христово. Рождественские дни - время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности?

Примерные ответы детей:

Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей.

Можно купить продукты для соседской старушки.

Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку.

Можно заступиться за слабого, которого все обижают.

Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто-то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, - и этот праздник станет еще более радостным для вас.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что-то заставило вас задуматься?

Примерные ответы детей:

Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители.