Организация деятельности ПМП консилиума в МБОУ «Новотроицкая СШ».

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Новотроицкая СШ». ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

Основная цель ПМПк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели мы ставим следующие задаич:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.

Наш консилиум имеет основной и сменный состав. В основной состав ПМПк входят: директор школы он же педагог-психолог; учитель – логопед он же председатель ПМПк; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят воспитатель ДОУ учителя-предметники, классные руководители. Состав может варьироватся в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели).

В задачи внепланового консилиума входят:

принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности;

изменение образовательного маршрута.

Педагог-психолог приносит на консилиум:

Результаты наблюдений;

Результаты экспертных опросов педагогов и родителей;

Результаты обследования самих школьников.

Обобщенные данные о ребенке

Описание психологических особенностей
- обучения;
- поведения;
- самочувствия школьника.

Обнаруженные нарушения или отклонения от
- возрастной;
- психической;
- социальной нормы.

Описаны конкретные проявления этих нарушений:умственное снижение по отношению к возрастной норме;психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений.Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

Классный руководитель предоставляет на консилиум:

результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками;

Педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом

Классный руководитель фиксирует:(ведёт «Дневник наблюдения)трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;особенности индивидуальных черт его обучения;особенности обучения;- самочувствие, настроение.

Показатели для характеристики

Качественные характеристики учебной деятельности.

Количественные показатели учебной деятельности.

Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).

Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Учитель-логопед: отражает особенности речевого развития ребенка;возможности его коррекции и прогноз.

Учитель-дефектолог: предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития

мед.сестра предоставляет :

1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

соответствие физического развития возрастным нормам;

состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2. Факторы риска нарушения развития:

наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

Социальный педагог

берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом:

Регламент проведения внепланового заседания ПМПк

Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания.

2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания.

3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума;

решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей. 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

Я расскажу более подробно ход консилиума на примере конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

какого рода помощь требуется школьнику?

какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

какую работу могут взять на себя участники консилиума?

какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

3 этап.

Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

В заключение

Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстроиством

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Психолого-медико-педагогический консилиум в МБОУ «Новотроицкая СШ» Председатель ПМПк МБОУ «Новотроицкая СШ» Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна 2017-2018учебный год

Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка

Приказ директора школы о создании ПМПк в МБОУ «Новотроицкая СШ» Положение о ПМПк МБОУ «Новотроицкая СШ» График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)

Цель ПМПк Обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи ПМПк 1. Ранняя диагностика отклонений; 2. К онсультирование родителей, педагогов; 3.Определение необходимых специальных образовательных условий; 4. Определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам; 5.Составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию; 6. Формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития

Состав ПМПк Директор школы (педагог-психолог) заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учитель-дефектолог, медицинская сестра, учитель-логопед, учитель, воспитатель (представляющий ребенка на ПМПк).

Плановый консилиум Плановый консилиум решает следующие задачи: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

Внеплановый консилиум Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели). В задачи внепланового консилиума входят: принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам; изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности; изменение образовательного маршрута.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ?

Педагог-психолог приносит на консилиум: - результаты наблюдений; - результаты экспертных опросов педагогов и родителей; - результаты обследования самих школьников.

Обобщенные данные о ребенке Описание психологических особенностей - обучения; - поведения; - самочувствия школьника. Обнаруженные нарушения или отклонения от - возрастной; - психической; - социальной нормы. Описаны конкретные проявления этих нарушений: умственное снижение по отношению к возрастной норме; психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений. Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

Классный руководитель предоставляет на консилиум: результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками; - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом.

Классный руководитель фиксирует: (ведёт «Дневник наблюдения) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; особенности индивидуальных черт его обучения; особенности обучения; - самочувствие, настроение.

Показатели для характеристики Качественные характеристики учебной деятельности. Количественные показатели учебной деятельности. Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях). Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Учитель-логопед: отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз.

Учитель-дефектолог: предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития.

Медицинский работник Предоставляет: 1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: соответствие физического развития возрастным нормам; состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры). 2. Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка; факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. 3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом: помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума; решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.

Регламент проведения внепланового заседания ПМПк 1. Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания. 2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания. 3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

Регламент проведения внепланового заседания ПМПк 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк). 5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями). 6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

Ход консилиума 1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

Ход консилиума 2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику Участники консилиума отвечают на вопросы: какого рода помощь требуется школьнику? какую развивающую работу желательно с ним осуществлять? какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения? какую работу могут взять на себя участники консилиума? какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели? что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

Ход консилиума 3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

В заключении Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам)

Спасибо за внимание!


Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.

Основные направления деятельности школьного ПМПк.

Деятельность специалистов сопровождения.

Психолого–медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) образовательного учреждения создаётся для решения проблем, связанных с обучением, воспитанием и социальной адаптацией учащихся. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» раскрывает механизмы работы ПМПк.

В состав консилиума входят по приказу директора школы заместитель директора школы по УВР (председатель консилиума), психолог, логопед, врач, социальный педагог.

Целью ПМПк является создание условий для индивидуального развития детей с трудностями в обучении и поведении.

В задачи консилиума входят:

Организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик;

Выявление потенциальных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций для учителей в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании;

Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно- развивающей работы;

Выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребёнка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближнему окружению;

Обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включаетактивизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально- волевого развития;

Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

Профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-профилактических мероприятий.

Работа ПМПк заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.

Основные направления деятельности школьного ПМПк:

Формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей;

Комплексное воздействие на личность ребёнка;

Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно - развивающего обучения и воспитания.

В функции специалистов консилиума входит предупреждение психолого-физиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагога и обучающихся).

ПМПк является коллегиальным органом сопровождения учеников. Специалисты ПМПк разрабатывают рекомендации и индивидуальную коррекционно- развивающую программу для детей, которым необходимо сопровождение. В ходе проведения консилиума назначается ведущий специалист сопровождения, который отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. Ведущим специалистом сопровождения назначается тот специалист, помощь которого необходима ребёнку в первую на данном этапе. Например, у ребёнка трудности в обучении из-за нарушения лексико-грамматического строя речи, в этом случае ведущим будет логопед, при нарушении ЭВС ведущий – психолог и т.д.

В процессе сопровождения каждый специалист решает следующие задачи, реализует конкретные виды работ, представленные в сводной таблице:

Деятельность специалистов сопровождения

Участник сопровождения

Деятельность на этапе подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках ПМПк

Деятельность по реализации решений ПМПк

Врач

Справка о соматическом и психическом здоровье ребёнка

Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Психолог

Проведение необходимой диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углублённой диагностики в отношении ребёнка. Подготовка материалов к ПМПк.

Проведение психолого-коррекционных, развивающих, консультативных мероприятий с детьми. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классным руководителем. Психологическое просвещение всех участников УВП.

Логопед

Проведение диагностической работы по выявлению уровня речевого развития.

Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретному ребёнку. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

Проведение коррекционной работы по развитию речи детей, устранение дефектов речевого развития. Планирование совместной работы с учителями начальной школы, русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.

Классный руководитель

Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов- предметников)

Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения.

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума. Консультирование педагогов-предметников и родителей по вопросам сопровождения школьника и класса.

Педагог- предметник

Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в раках его подготовки

Не участвует

Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых завучем и специалистами ПМПк, по сопровождению школьников со стойкими трудностями в обучении. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных учеников и её последующая реализация. Работа по корректировке учебных программ с учётом рекомендаций специалистов консилиума. Консультирование родителей. Участие в семинарах, посвящённых проблемам сопровождения.

Заместитель директора

Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий

Организация работы консилиума, участие в его работе, разработка педагогических аспектов сопровождения учеников специальных (коррекционных) классов

Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам сопровождения. Консультирование администрации.

Школьная администрация

Организационная помощь в проведении диагностической работы

Не участвуют

Встречи со специалистами консилиума по обсуждению результатов. Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство.

Родители школьников (или лица, их замещающие)

Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в рамках подготовки к консилиуму

Не участвуют

Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых специалистами сопровождения. Сотрудничество со специалистами в решении школьных проблем ученика.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Коллектив авторов

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду дошкольного образовательного учреждения комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении определенных условий: организации безбарьерной среды, повышении квалификации педагогов ДОУ, организации психолого-педагогического сопровождения. Решение о направлении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение принимается родителями на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В данном документе должны быть представлены образовательный маршрут ребенка, перечень и описание условий, необходимых для разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.

Деятельность окружной ПМПК организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 95 от 24.03.2009 г. и Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве № 16 от 28.04.2010 г.

В соответствии с Положением комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Основные направления деятельности комиссии:

«… а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении…».

Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» регулирует «отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания».

В статье 11 часть 1 Закона говорится: «В целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования создаются центральная (городская) и территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии».

В статье 11 часть 3 указано: «…Рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания), содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, обязательны для исполнения государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья».

Особенно важным для деятельности ПМПК и консилиума образовательного учреждения является содержание статей 14 и 15, посвященных особенностям приема в государственные образовательные учреждения (ст. 14) и порядку перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 15).

В статье 14 (части 1, 2, 3) говорится:

«… 1. Прием лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы для приема граждан в государственные образовательные учреждения, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.

3. Отказ в приеме лица с ограниченными возможностями здоровья в государственное образовательное учреждение может быть обжалован в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы».

Статья 15 (части 1, 2) гласит:

«… 1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья переводится в другое образовательное учреждение или на другую форму получения образования на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении учебного года, если более ранний срок не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае установления психолого-медико-педагогической комиссией невозможности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, на основании решения органа самоуправления образовательного учреждения орган государственной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования, по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии принимает меры по продолжению лицами с ограниченными возможностями здоровья обучения в другом образовательном учреждении или по иной форме получения образования».

Статья 15 разрешает ПМПК на основании проведенного анализа ситуации выносить заключение (предложение) о необходимости перевода ребенка из одного образовательного учреждения в другое в соответствии с его состоянием и возможностями для дальнейшего получения образования, что в обязательном порядке должно быть подкреплено соответствующим решением органа самоуправления образовательного учреждения.

Основные задачи деятельности ПМПК в условиях становления инклюзивной практики:

Оценка особенностей и уровня развития ребенка;

Оценка возможности включения ребенка в образовательное учреждение, реализующее инклюзивную практику;

Определение индивидуального образовательного маршрута;

Определение условий включения (наличие специалистов сопровождения, специального оборудования, безбарьерная среда и др.);

Выбор образовательного учреждения (или его структурного подразделения);

Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка в той или иной части образовательного маршрута в ДОУ (в одном из его структурных подразделений).

Таким образом, ПМПК по результатам обследования ребенка и взаимодействия с его родителями определяет следующие условия:

1. Вид ДОУ, структурное подразделение ДОУ (служба ранней помощи (СРП); лекотека и/или группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с возможностью включения детей с ОВЗ в группу нормально развивающихся детей); группа комбинированной направленности (инклюзивная));

2. Условия пребывания ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ: объем включения (частичное или полное включение; определение потребности в специалисте сопровождения (тьюторе); рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы, включающие направления психокоррекционной работы, реализуемые специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, специальный педагог, специалист ЛФК, врач, и т. д.); рекомендуемый режим занятий и консультаций; потребность в дополнительной помощи специалистов вне ДОУ; необходимое для ребенка дополнительное специальное оборудование, дидактическое наполнение, средовые изменения; срок повторного обращения в ПМПК.

Приведем пример разработки специалистами ПМПК образовательного маршрута для дошкольника с расстройствами аутистического спектра (ребенок наблюдался с 4-летнего возраста).

В поведении неадекватен, испуган, сильно возбужден, демонстрирует множественные стереотипии и эхолалии. Можно предположить наличие страхов, в том числе вычурных. Контакт формальный, на фоне утомления то демонстрирует аутоагрессию, то безучастно лежит на ковре.

Рекомендации ПМПК. Посещение группы кратковременного пребывания «Лекотека», в течение 6 мес., при наличии тьютора (специалиста сопровождения) с постепенным переходом от индивидуальных к групповым формам взаимодействия и наличии индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Консультация врача психиатра Центра психического здоровья МЗ РФ. Проведение ПМПк специалистов ДОУ не реже 1 раза в 3 мес.

2. Повторное ПМПК (динамическое). Проводится с целью оценки динамики развития регуляторной и эмоциональной сфер и оценки возможностей ребенка находиться в инклюзивной среде.

Оценка состояния ребенка на приеме ПМПК. В поведении более упорядочен, проявление аутоагрессии на приеме не демонстрирует, контакт со взрослым по поводу предмета остается формальным, действия с предметами стереотипные, возможны совместные действия со взрослым (короткое время). По заключениям специалистов ДОУ может «заниматься» около 15-20 мин. в индивидуальном режиме, проявляет больший интерес к происходящему вокруг, речь не так изобилует эхолалиями. Выполняет без негатива простые режимные моменты (садится пить чай, убирает игрушки). Ребенок наблюдается врачом-психиатром, принимает медикаментозное лечение.

Рекомендации ПМПК. Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» с частичной гибкой интеграцией в среду обычных сверстников в инклюзивной группе ДОУ (с сопровождением специалиста группы «Особый ребенок») сроком на 6 мес. Постепенное увеличение времени пребывания в среде обычных детей. Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия с психологом, дефектологом, логопедом. Занятия ЛФК. Определение срока пребывания в таком режиме по усмотрению ПМПк ОУ.

3. Повторное ПМПК (выезд в ДОУ, где находится ребенок). Проводится с целью корректировки уровня и степени включения ребенка в среду обычных сверстников по результатам оценки динамики развития ребенка, эффективности пребывания в группе, эффективности всех развивающих мероприятий.

Оценка динамики. Ребенок остается специфичным в поведении, в речи присутствуют эхолалии, поддерживает контакт с детьми на уровне простой игры, не демонстрирует двигательного беспокойства до наступления утомления. По заключениям специалистов ДОУ выработан стереотип индивидуальных занятий с дефектологом, успешен и результативен в конструктивной деятельности. На групповых занятиях включается в игровые моменты и стереотипные игры. Однако может играть и в одиночестве. Рекомендации ПМПк ДОУ – зачисление ребенка в инклюзивную группу.

Рекомендации ПМПК. Перевод ребенка в инклюзивную группу ДОУ, определение режима посещения индивидуальных занятий. Дополнительные занятия в Окружном ресурсном центре по подготовке к школе (группа фольклорной терапии, занятия в интегрированной группе по формированию коммуникативных и социальных навыков), продолжение наблюдения у психиатра в Научном центре психического здоровья Минздрава РФ. Образовательный маршрут дан на 2 года. Оценка динамики состояния на ПМПк ДОУ.

4. Повторное ПМПК (непосредственно в окружном ресурсном центре) с задачей оценки динамики развития ребенка и его психологической готовности к обучению в инклюзивном классе СОШ, определение программы обучения и необходимых дополнительных занятий.

Оценка динамики. Описание состояния ребенка в возрасте 7 лет 2 мес. На приеме специфичен в поведении, проявляются черты вычурности, в контакт вступает осторожно, напряжен. Выполняет предложенные задания, демонстрирует неравномерность в развитии психических функций, формальные первичные навыки счета и чтения сформированы в соответствии с возрастом, задания конструктивного характера выполняет в возрастной стратегии, затруднено считывание эмоционального контекста ситуации, эмоционально незрел. Демонстрирует «зоны» «сверхценных» захватывающих его интересов.

Рекомендации ПМПК. Обучение в 1-м инклюзивном классе по массовой программе, сопровождение тьютора (на период учебного года), дополнительные занятия с дефектологом – (индивидуальные), психологом во фронтальном режиме, психотерапевтическая работа с семьей в рамках Ресурсного центра. Обсуждение на школьном ПМПк, с целью корректировки объема коррекционных занятий и их направленности. Обсуждение стратегии деятельности специалиста сопровождения (тьютора). Совместное обсуждение со специалистами ПМПК ОРЦ динамики адаптации и развития ребенка. Во второй половине учебного года посещение фольклорного кружка или студии в системе дополнительного образования. Продолжение наблюдения у врача психиатра.

Специалисты ППМК имеют право оговаривать с родителями дополнительные условия, необходимые для успешной адаптации ребенка в ОУ, – в нашем примере это наблюдение психиатра в НЦПЗ или проведение психотерапевтической работы с членами семьи в условиях другого центра и т. п.

В современной командной работе специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (А. Я. Юдилевич, 2002) реализуются два основных принципа – мультидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к деятельности ПМПк ДОУ.

Мультидисциплинарный принцип заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребенка, что предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов ПМПК (от врачей до социальных работников и воспитателей).

Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при такой оценке и преломления (в некоторых случаях серьезной коррекции) мнения каждого из специалистов, в зависимости от мнения других членов ПМПк. Это, в свою очередь, требует соответствующих технологий проведения коллегиального обсуждения, то есть технологий междисциплинарного взаимодействия. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на ведущего заседание консилиума специалиста (председателя ПМПк – старшего логопеда или координатора по инклюзии в ДОУ). Важной задачей ведущего становится последовательность обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т. п.

Учет обоих принципов командной работы специалистов формулирует как задачи образования, так и задачи коррекционно-развивающей помощи ребенку и сопровождения его семьи.

Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (ПМПк ДОУ) как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 127/901-6. В инклюзивном дошкольном образовательном учреждении ПМПк – это объединение специалистов ДОУ, реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.

Обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;

Обсуждение сложившейся образовательной ситуации;

Разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в данное образовательное учреждение.

Таким образом, стратегия включения ребенка в некоторой степени зависит от специалистов ПМПк, определяющих необходимые условия для его успешного включения в среду обычных сверстников.

Задачами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) инклюзивного ДОУ являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех детей группы, в которую включен ребенок с ОВЗ.

Успешная деятельность ПМПк определяется внешними и внутренними условиями организации деятельности инклюзивного ДОУ. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Модель построения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, посещающего инклюзивное

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Варианты построения образовательного маршрута и условий включения ребенка с ОВЗ в работу различных структурных подразделений ДОУ Рекомендации ПМПК по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и созданию условий для детей с ОВЗНиже представлены краткие

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

Введение Общение и его роль в развитии ребенка

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Роль общения в развитии ребенка Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.Жизнь иногда

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Роль игры в развитии ребенка Время летит, и ваш малыш постоянно расширяет сферу своих интересов и осваивает все новые знания и умения. Ему уже не хватает тех знаний, которые позволяла получить предметная деятельность. Поэтому на новом этапе развития приходит новый способ

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Роль массажа в развитии ребенка Массаж способствует здоровому росту младенца и играет важную роль в его физическом и психическом развитии. Улучшается кровообращение и укрепляется иммунная система ребенка. Именно массаж позволяет ребенку и родителям лучше узнать

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Глава 1. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая и социальная

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Глава 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 2.1. Клинические проявления при задержке психического развития Анализ теоретических разработок и повседневной практики показывает, что в медицине задержку психического

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

I.3. Отношение учащихся к учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема Проблема психологии взаимоотношений учителя и учеников, создания эмоционально-положительной атмосферы на занятиях привлекает педагогов, психологов и философов с давних

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Роль родителей – роль ребенка Как родители восьмерых, мы признаем, что со своими первыми детьми не очень-то нетерпеливо ждали очередной трапезы, особенно когда они были в возрасте от года до двух. Мы чувствовали себя ответственными за каждую их трапезу, за то, что они

Из книги автора

Роль бабушки в воспитании ребенка Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские

Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

Основными задачами ПМПК являются:

  • своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
  • содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
  • внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
  • своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
  • содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

Состав ПМПК всех уровней должен включать : педагога-психолога, специального психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, специалистов медицинского профиля (детского психиатра, детского невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога), юриста, медицинского регистратора.

Основные направления деятельности ПМПК

  1. проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  2. освидетельствование выпускников образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья для определения необходимых организационно-технических условий при проведении государственной (итоговой) аттестации;
  3. освидетельствование несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с действующим законодательством;
  4. подготовка по результатам обследования (освидетельствования) рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  5. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
  6. оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  7. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Обследование детей специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел при условии получения согласия родителей (законных представителей) детей.

Комиссия и консилиум играет большую роль в проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, они выявляют особенности их развития, устанавливают диагноз, и незамедлительно позволяют начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий, определить максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с особыми образовательными потребностями.

2. Отграничение детей с ЗПР от детей с умственной отсталостью .

Дифференциальный признак

Характер анатомических повреждений головного мозга

Наличие диффузного (разлитого, тотального) поражения головного мозга. Слабость замыкательной функции коры больших полушарий

Наличие очаговых поражений головного мозга средней или легкой степени. Наличие функциональных нарушений деятельности ЦНС

Внешний облик

Диспластическое телосложение, в ряде случаев деформация черепа. Выражение лица может отражать снижение интеллектуального развития.

Взгляд может быть настороженным, беспокойным, но не бывает бессмысленным. Во внешнем облике может быть отражена наивность.

Физическое состояние

Может наблюдаться заметное отставание в физическом развитии, замедленность движений, в других случаях моторное беспокойство, хаотичность двигательных реакций.

В некоторых случаях может наблюдаться отставание в физическом развитии. Дети как правило пропорционально сложены.

Нервно-психический статус

Повреждение ЦНС и дисфункция ее созревания. При неврологическом обследовании выявляется патологическая неврологическая симптоматика. Патологическая инертность нервных процессов, склонность к аффектам, расторможенность влечений.

Проявляется сочетание симптомов негрубого нарушения функций ЦНС. Отмечается наличие нейродинамических расстройств – лабильность (неустойчивость, в основном внимания), явления вегето-сосудистой дистонии, соматической ослабленности, энергетическое истощение нервных клеток. Наблюдается микроорганическая симптоматика: выражена на висках и переносице венозная сеточка, легкая асимметрия лицевой иннервации,.

Состояние двигательной сферы

Наличие выраженных в той или иной степени отклонений в развитии двигательной сферы

(нарушений координации движений, недоразвитие мелкой ручной моторики).

Нарушения со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют. Может отмечаться отставание в физическом развитии.

Уровень развития познавательной сферы

Отмечается стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов, отсутствие инициативы и самостоятельности в учебной и др видах деятельности. Нарушена способность к анализу и обобщению полученной информации, а так же способность к отвлеченному мышлению и абстрагированию.

Отмечается проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (игровой, предметно-практической). Выявляется наличие избирательных интересов к определенным видам деятельности или отдельным предметам окружающей действительности. Способность к анализу и обобщению полученной информации в основном сохранена. Деятельность восприятия и мышления, связанная с анализом наглядной и словесной информации нуждается в направленной поддержке со стороны педагога.

Психологические особенности, выявляемые в различных видах деятельности

Готовность к восприятию помощи

Слабо используют предлагаемую помощь или не используют ее совсем.

Большинство детей способны адекватно воспринимать оказываемую помощь, правильно ее использовать.

Темп усвоения знаний, навыков, способов действий, приемов деятельности

Резко замедлен, необходимо постоянное подкрепление (повторный показ, объяснение), затруднено усвоение не только навыков умственных действий, но и навыков практической деятельности.

Снижены по сравнению с нормой навыки практической деятельности (предметно-практические действия), но они усваиваются относительно легче и быстрее, чем навыки умственных действий. Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению, продуктивность интеллектуальной деятельности снижена в связи с нарушением функции внимания и не способности к длительному умственному напряжению.

Прочность усвоения знаний (навыков, способов действий)

Усвоенные знания без постоянного их использования в практической деятельности быстро утрачиваются. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти.

Способность к усвоению и сохранению ЗУН в целом приближаются к норме, могут наблюдаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации (чаще словесной, отвлеченной)

Темп перехода от одного вида деятельности к другому

Резко замедлен, без специально организованной помощи часто не возможен, овладение абстрактно-логическим уровнем деятельности даже при оказании педагогической помощи, часто недоступен

Несколько замедлен, в частности переход от образно-действенного к абстрактно-логическому уровню деятельности.

Способность переноса полученных навыков в новые условия деятельности или на другие виды деятельности

Перенос полученных навыков крайне затруднен даже при оказании соответствующей помощи.

Имеется у большинства детей с ЗПР. Как правило на первоначальном этапе требуются указания и объяснения педагога.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПк (консилиума) в ОО Подготовила Стороженко А.Ф., методист ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»

2 слайд

Описание слайда:

1. Конституция РФ. 2. Конвенция ООН о правах ребенка. 3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации». 4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». 5. Закон №181- ФЗ «О защите инвалидов в РФ». НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

3 слайд

Описание слайда:

6. Письмо Министерства образования РФ «Организация работы психолого – медико – педагогического консилиума в образовательных учреждениях» от 27.03.2000 г. №27/901 – 6. 7. Устав и локальные акты регулирующие организацию образовательного процесса в ОО 9. Положение о ПМПк в ОО НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

4 слайд

Описание слайда:

Цель психолого – медико -педагогического консилиума Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

5 слайд

Описание слайда:

Задачи ПМПк Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения. Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе ОО. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий. Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в обучении.. Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.

6 слайд

Описание слайда:

Основные функции ПМПк: 1. Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в ОО. 2. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. 3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса. 4. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

7 слайд

Описание слайда:

В состав ПМПк входят: Председатель ПМПк: - координатор по инклюзивному образованию Члены ПМПк: - педагог-психолог; - учитель-логопед; - медицинский работник; - педагоги, работающие с детьми. Структура организации деятельности ПМПк

8 слайд

Описание слайда:

Этапы создания и организации деятельности психолого – медико – педагогического консилиума в ОО Приказ по ДОУ о создании ПМПк Положение о ПМПк Договор о взаимодействии с муниципаль-ной ПМПК Организационный этап. Ответственные: Руководитель ОО, председатель ПМПк График работы ПМПк

9 слайд

Описание слайда:

Приём детей на консилиум по запросу родителей по инициативе педагогов Письменное согласие родителей на обследование ребенка по медицинским показаниям внеплановый: по запросу участников образовательного процесса

10 слайд

Описание слайда:

Договор между ДОУ и родителями (законными представителями) обучающегося Журнал записи детей на ПМПк Этапы создания и организации деятельности психолого – медико – педагогического консилиума Ответственный председатель ПМПк 1 этап - подготовительный

11 слайд

Описание слайда:

Обсуждение ребенка на консилиуме планируется за две недели до его проведения. Председатель ПМПк ставит в известность родителей и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны за 3 дня до проведения ПМПк предоставить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период с момента последнего консилиума. На ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта психолого-медико-педагогического сопровождения, содержащая рекомендации индивидуального подхода к работе с ним. Карта исключает возможность ознакомления с ее содержанием посторонних лиц. Подготовка ПМПк

12 слайд

Описание слайда:

ПМПк проводится под руководством председателя консилиума. На заседании ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании или коррекционной работе, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Заключение специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. При направлении на ПМПк копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения выдается на руки; копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем за 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума. Порядок проведения ПМПк

13 слайд

Описание слайда:

Педагогическое представление (характеристика), в котором отражены проблемы, возникающие у педагога работающего с ребенком Выписка из истории развития ребёнка (анамнез) Представление: психологическое – педагог – психолог; логопедическое – учитель – логопед; медицинское – врачи-специалисты. 2 этап – индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума Ответственные специалисты ПМПк

14 слайд

Описание слайда:

3 этап – коллегиальное обсуждение Определение образовательного маршрута и коррекционной помощи Протокол консилиума Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк Итоговое заключение с рекомендациями специалистов, участниками образовательной деятельности Документация

15 слайд

Описание слайда:

Документы: копия коллегиального заключения ПМПк; направление с заключениями врачей; логопедическое представление; психологическое представление; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и др. результаты продуктивной деятельности ребенка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам ПМПК 4 этап – направление ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию Определение программы обучения Консультативная помощь специалистов

16 слайд

Описание слайда:

Документация: ИПР ребенка; планы коррекционно – развивающих мероприятий всех специалистов консилиума Ответственные: куратор ребенка, все специалисты консилиума. 5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе