Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.


Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменял он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

...Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам "достраивает" так, чтобы они пелись. Например, "но ведь дуб молодой, не разжелудясь...". Откуда это "не разжелудясь"? Или "все спокойно впивает грудь". А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен.

Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши..

Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями - может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого... Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

...И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: "...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком".

Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго "богатого" этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю. Но здесь заботятся о красоте - красят ставни в красивый цвет неба.

Сергей Есенин заявляет, что этот дом ему никогда не забыть, хотя прошло много лет, но кажется, что все было только вчера. Поэту продолжает снится "наше" поле, лес, луга. Он с детства считал своим, родным то, что вокруг этого дома. Что же там в этом низеньком доме было такого особенного? Собственно, в стихотворении сам дом не описывается, оставаясь символом.

Два раза (в начале и конце стихотворения) поэт здесь сравневает ее бледное и "бедное" небо с бедненьким и сереньким ситцем, но никакая бедность не делает любовь поэта к родному краю меньшей. Тема нищеты продолжается в "тощей дали", в журавлях, которые никогда сытно не ели... Автор говорит, что полюбил этих птиц, то есть можно сделать вывод о том, что раньше они могли своим тоскливым курлыканьем вызывать у него раздражение. Журавли эти видели лишь, как и он, кривые деревья, а слышали только свист соловья. Тут будто мерещится образ соловья-разбойника, ведь дальше написано, что от этого свиста можно умереть.

Есенин говорит, что с возрастом "разучился" восхищаться, ушли бурные чувства из-за усталости и разочарований. И все-таки это тихое чувство к дому и ко всему вокруг него сохранилось, и оно греет. Именно из-за такого, но для каждого своего собственного дома или двора в сердце рождается нежное и грустное чувство. Так развивается патриотизм и сама душа.

Впрочем, Есенин сам признается, что хотел бы разлюбить эту русскую грусть и нищету, но не может. И никто из полюбивших Россию тоже не может это забыть.

Анализ стихотворения Низкий дом с голубыми ставнями по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Каменщик Брюсова

    Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными.

  • Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

    Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

  • Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба

    В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого.

  • Анализ стихотворения Юность Есенина

    Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения

  • Анализ стихотворения Толстого То было раннею весной…

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой лирическое сочинение в виде ретроспективного взгляда на ушедшую юность.

Даже если мы прочитаем только первую строку стихотворения, она мгновенно нарисует в нашем сознании образ удивительно талантливого и яркого поэта «крестьянской избы», С. Есенина. Связывая свой художественный мир с деревенской жизнью, поэт на протяжении всего творчества одно из центральных мест своей поэзии отводит природе, соединившейся в его понимании, с родным домом, рязанской землей.

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями...» написано в 1924 году. Оно отражает лирические размышления поэта о родине, покинутой им однажды. Главная идея стихотворения содержится уже в его первой строфе:

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

В центре стихотворения находится лирическое «Я» самого поэта. Есенин воплощает в стихотворных строках своеобразную исповедь человека родному дому, его признание в вечной памяти и любви её манящей силы. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом в описании мира юных лет поэта. Его слова окрашены чувством элегической грусти, тем самым, вводят читателя в атмосферу затаённой печали и тоски:

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Несмотря на годы, разделяющие поэта с его светлой и счастливой порой юности, он не забыл красоту и очарование родной природы.

Третья строфа является идейной кульминацией стихотворения. В ней раскрыт весь душевный мир поэта, сильно изменившийся и одновременно сохранивший прежние черты. Годы погасили в поэте способность восхищаться окружающей действительностью. Теперь он не хочет «пропасть» в деревенской глубинке. Однако особая нежность его «русской души» не исчезла, именно она теребит сердце поэта при мысли о покинутой малой родине:

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Следующие строки - это живописная, но несколько грустная картина природы. Её образы навевают в стихотворении элегическое настроение. В них создаётся мир тихой грусти, основанный на мелодической, напевной интонации. Поэт вспоминает в блёклых, суровых тонах природу «северных бедных небес». Но красота не сводится для поэта к яркости красок. Он ощущает душевную красоту, родственную близость с неприглядной, на сторонний взгляд, природой:

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов», поэтому был вынужден уйти. Всё, что зовет поэта обратно, - это нежная, тихая красота природы:

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый..

Стихотворение Есенина замечательно тем, что поэт не боится раскрыть сложное противоречивое чувство, затронуть тайные стороны своей души. С одной стороны, он хочет разлюбить землю своей молодости, пытается «научиться» забыть её. Но всё равно родина остаётся мила поэту и вносит в сердце печальную радость воспоминаний:

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Эмоциональное обращение поэта к своей родине становится его откровенным признанием в вечной любви. Завершающая строфа стихотворения вторит словам первой. Благодаря такому приёму, произведение имеет кольцевую композицию, отчего обретает смысловую завершенность, идейную законченность.

Оглянувшись в прошлое, поэт вновь говорит о памяти, которую не смогут стереть годы разлуки:

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

В последних строках поэт снова обращается к центральному образу стихотворения - образу дома. Он нарисован Есениным вместе с одним из его атрибутов. Ёмкость выражения в сочетании с цветовой символикой создают неповторимый образ «деревенской избёнки». Значение синего, голубого цвета в творчестве поэта велико. Синий для Есенина - это не только вечный дополнительный, но и доминирующий цвет. Он устанавливает перекличку с другими оттенками. Поэт считал, что и в самом имени Россия спрятано что-то синее. Он так и говорил Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово. ...И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». По народной традиции синий (голубой) считался цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественное». В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями» этот цвет несёт на себе большую смысловую нагрузку. Интересно, что Есенин раскрашивает ставни не яркой синей краской, а использует более мягкий, приглушённый, расплывчатый тон - голубой. На выбор основного цвета стихотворения повлияла общая эмоциональная настроенность стихотворения. Чувство грусти, осенней неуютности создают выражения «серенький ситец», «северные бедные облака», «седые журавли». Такая тональность в сочетании с глубоким чувством привязанности поэта к родной земле делает необходимым использование полупрозрачной, неяркой краски.

Даже если мы прочитаем только первую строку стихотворения, она мгновенно нарисует в нашем сознании образ удивительно талантливого и яркого поэта «крестьянской избы», С. Есенина. Связывая свой художественный мир с деревенской жизнью, поэт на протяжении всего творчества одно из центральных мест своей поэзии отводит природе, соединившейся в его понимании, с родным домом, рязанской землёй.
Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями...» написано в 1924 году. Оно отражает лирические размышления поэта о родине, покинутой им однажды. Главная идея стихотворения содержится уже в его первой строфе:
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
В центре стихотворения находится лирическое «Я» самого поэта. Есенин воплощает в стихотворных строках своеобразную исповедь человека родному дому, его признание в вечной памяти и любви её манящей силы. Несмотря на годы, разделяющие поэта с его светлой и счастливой порой юности, он не забыл красоту и очарование родной природы.
Третья строфа является идейной кульминацией стихотворения. В ней раскрыт весь душевный мир поэта, сильно изменившийся и одновременно сохранивший прежние черты. Годы погасили в поэте способность восхищаться окружающей действительностью. Теперь он не хочет «пропасть» в деревенской глубинке. Однако особая нежность его «русской души» не исчезла, именно она теребит сердце поэта при мысли о покинутой малой родине:
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Стихотворение Есенина замечательно тем, что поэт не боится раскрыть сложное противоречивое чувство, затронуть тайные стороны своей души. С одной стороны, он хочет разлюбить землю своей молодости, пытается «научиться» забыть её. Но всё равно родина остаётся мила поэту и вносит в сердце печальную радость воспоминаний:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Эмоциональное обращение поэта к своей родине становится его откровенным признанием в вечной любви. Завершающая строфа стихотворения вторит словам первой. Благодаря такому приёму, произведение имеет кольцевую композицию, отчего обретает смысловую завершённость, идейную законченность.
Оглянувшись в прошлое, поэт вновь говорит о памяти, которую не смогут стереть годы разлуки:
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
В последних строках поэт снова обращается к центральному образу стихотворения - образу дома. Ёмкость выражения в сочетании с цветовой символикой создают неповторимый образ «деревенской избёнки ». Значение синего, голубого цвета в творчестве поэта велико. Синий для Есенина - это не только вечный дополнительный, но и доминирующий цвет. Он устанавливает перекличку с другими оттенками. Поэт считал, что и в самом имени Россия спрятано что-то синее. Он так и говорил Вс. Рождественскому: «Россия!
Какое хорошее слово. ...И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» По
народной традиции, синий (голубой) считался цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественное».
«Низкий дом с голубыми ставнями» символизирует собой тот родимый край, ту «голубую Русь», которую потерял поэт, однажды покинув её. Искренность и глубина переживания лежат в основе этого стихотворения. Наверное, поэтому оно завораживает читателя и погружает его в противоречивый и этим прекрасный мир есенинской души.

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании. Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, — Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. Никогда не изменял он своей вечной религии — любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться… Или в другом стихотворении: Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. Есенин — пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников: …Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый… Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь…». Откуда это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь». А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни: Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши. Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте: До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями — может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого… Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении: …И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».