Название теста . Психологический тест "Аналитические математические способности. Форма А"

Краткое название . АМС.А

Предназначение .

Данный психологический тест предназначен для диагностики аналитических математических способностей. Аналитические математические способности относятся к академическим. То есть в первую очередь они позволяют человеку лучше усваивать учебный материал, в данном случае -- математику. Аналитические математические способности тесно коррелируют с показателем IQ, и поэтому большинство тестов на IQ включают в себя субтесты на определение закономерностей в числовых рядах. Обладатели высоких показателей по аналитическим математическим способностям проявляют способности к анализу не только в области математики, но и в иных разнородных проблемах. Обладатели низких показателей по данному качеству не проявляют ни способностей, ни склонностей к анализу, зачастую совершают неоправданно легкомысленные поступки.

Стимульный материал теста состоит из двадцати числовых рядов. Каждый ряд включает в себя десять чисел, находящихся в определённой взаимосвязи между собой. Одно из десяти чисел пропущено (отмечено троеточием). В задачу испытуемого входит найти это пропущенное число.

Методику можно проводить и в индивидуальной работе с испытуемым, и в группе. Время прохождения теста: 15 минут. Запрещается пользоваться калькулятором и делать какие-то вспомогательные записи.

Методику можно применять и в школьной психологии при анализе математических способностей обучающихся, и в процессе профотбора на профессии, требующие хорошо развитых математических и аналитических способностей: разного рода аналитики, экономисты и др.

Методика имеет четыре разные формы (А, Б, В и Г). Данная форма -- форма А.

Оцениваемые качества . Аналитические математические способности

Порядок проведения

Испытуемому выдаётся стимульный материал и бланк ответов. Время проведения методики -- 15 мин.

Инструкция

Сейчас вы получите задания. Каждое задание представляет собой ряд чисел. Эти числа находятся в определённой закономерности. Найдите эту закономерность. Одно из десяти чисел в ряду пропущено. Используя найденную закономерность, определите что это за число. Запишите это число в бланк ответов и приступайте к следующему заданию. Если долго не получается решить одно задание, то переходите к другому. Время, которое у вас есть: 15 минут.

Задания

1) 196 175 154 133 112 91 ... 49 28 7

2) 39 24 23 41 7 58 -9 75 -25 ...

3) -31 -30 -55 -1 -79 ... -103 57 -127 86

4) 23 ... 57 74 91 108 125 142 159 176

5) 155 ... 205 230 255 280 305 330 355 380

6) 5 -4 -13 ... -31 -40 -49 -58 -67 -76

7) -15 -1 4 -9 8 9 ... 17 14 3

8) 89 ... 73 83 57 70 41 57 25 44

9) ... -28 -16 -12 -8 4 0 20 8 36

10) 11 18 12 ... 9 7 21 0 2 26

11) 0 -9 -10 -7 -17 -3 ... -25 4 -21

12) 6 -8 1 1 -15 6 ... -22 11 -9

13) 95 95 112 86 129 ... 146 68 163 59

14) 92 105 106 133 120 161 ... 189 148 217

15) 6 -3 -21 15 -48 33 ... 51 -102 69

16) 120 ... 62 33 4 -25 -54 -83 -112 -141

17) 7 31 55 79 103 127 151 175 ... 223

18) -2 -13 -27 -29 ... -45 -77 -61 -102 -77

19) -19 4 27 50 73 96 119 142 ... 188

20) 38 28 18 ... -2 -12 -22 -32 -42 -52

БЛАНК ОТВЕТОВ

Ф.И.О.: ______________________________________

Возраст (полных лет): ___________

Обработка результатов

С помощью ключа посчитайте количество верных ответов. За каждый верный ответ начисляется один балл. Таким образом, максимальный балл составляет 20.

Ниже приводится таблица ориентировочных нормативов для разных возрастов.

КЛЮЧ

Год разработки теста . 2009

Номер версии . 1.0

1. Психологический тест "Аналитические математические способности. Форма А" [Электронный ресурс] // А. Я.. 24.02.2009..html (24.02.2009).

Разработчик . Лаборатория сайт

Лицензия . Текстовое содержимое доступно в соответствии с

Числовые тесты — это задания, основанные на необходимости расчетов - от базовых математических и арифметических до сложных задач в десятки действий. Разнообразие числовых тестов объясняется необходимостью оценки соискателей для разных сфер бизнеса, должностей и ролей внутри разных компаний. Числовые тесты всегда используются работодателями, так как они дают наиболее объективную оценку способности кандидата к анализу цифровой информации и способности делать выводы на ее основе.

Что представляет собой математический (числовой) тест?

Эти тесты могут быть разными. Для представителей математических профессий (инженеров, экономистов, бухгалтеров, IT) это будет более серьезное испытание. Но и при приеме на работу представителей других профессий подобные задания тоже могут использоваться. Они позволяют выявить уровень внимательности, сосредоточенности, умение быстро производить вычисления, работать с графиками или таблицами.

Для определения числовых способностей часто используют знаменитый тест Айзенка (IQ), так как большая доля представленных в нем вопросов — числовые задачи.

Как готовиться к числовым тестам?

При подготовке мы рекомендуем уделить основное внимание числовым тестам от следующих разработчиков: SHL, Talent Q, IBM Kenexa, Saville, HT Line. Более 95% крупнейших работодателей России и мира используют именно эти математические тесты.

Читайте больше о числовых тестах в нашей большой статье

Вы получаете:

  • Более 600 практических заданий от компаний SHL, Talent Q, IBM Kenexa, Saville, HT Line
  • Задания, подобранные с учетом требований основных работодателей и организаторов конкурсов
  • Подробная аналитика успешности прохождения
  • Стратегии решений заданий основных типов
  • Персональные рекомендации
  • Доступ на 12 месяцев к базе тестов

Диагностика математического интеллекта Тест математических аналогий{ В. Н. Дружинин }

Задания, включаемые в тест математических аналогий, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к любым тестам способностей: быть стандартными, однородными по структуре, быть эквивалентными или же упорядоченными по трудности. Кроме того, они должны удовлетворять требованиям теоретической валидности: диагностировать математическую способность как таковую. К этому добавляется требование экологической валидности теста: соответствие его научно-практической задаче.

Поскольку важнейшим требованием, предъявляемым нами к задачам, была их применимость в школьной практике, в качестве тестового материала нами были использованы задачи, разработанные А. Г. Гайштутом, направленные на формирование у учащихся таких умственных операций, как анализ, синтез, аналогия, обобщение.

С точки зрения автора, «математика, как известно, наука доказательная или дедуктивная… Но доказательство открывается с помощью правдоподобного рассуждения, с помощью догадки. Два типа рассуждения – доказательное и правдоподобное – дополняют друг друга». Задачи, предложенные Гайштутом, сформулированы на основе материала из курса математики с 4-го по 10-й класс и состоят из 5 серий: 4-й класс, 5-й класс, 6-7-й классы, 8-й класс, 9-10-й классы. Решение задач каждого типа предполагает знание учебного материала, но, помимо того, способность к мысленному обнаружению отношений между пространственными и знаковыми элементами условий задачи и умение производить математические операции с математическими структурами. Таким образом, задачи, предложенные Гайштутом, могут быть использованы для диагностики уровня развития мышления, мыслительной способности оперировать абстрактными структурами на математическом материале.

Рассмотрим образец задачи:

1. Найти Электричество XIII

Неизвестное математик?

В данные задачи входят 4 элемента, один из которых неизвестен. Требуется найти неизвестный элемент. Решение может быть найдено только тогда, когда будет решена вспомогательная задача: выделены отношения элементов начальных условий задачи. Между элементами «электричество» и XIII отношение тождества: число букв в слове «электричество» равно 13, между элементами «электричество» и «математик» – отношение различия: разное число букв. Следовательно, требуется, чтобы неизвестное находилось в отношении тождества с элементом «математик» и в том же отношении количественного различия с элементом XIII, как элементы «математик» и «электричество». Неизвестный элемент – число IX. Следовательно, испытуемый должен произвести операции сравнения элементов, выделить тип отношений – количественные различия и сделать умозаключение по аналогии. Как видно, отношения между элементами задачи арифметические, от испытуемого требуется знание цифровых обозначений и умение читать и считать, а также владение арифметическими действиями. Следовательно, данная задача соответствует уровню подготовки школьника 4-го класса. Тем самым, несмотря на то что в задаче присутствует конкретный материал и для его решения требуются стандартные знания и умения, успешно решить эту задачу можно, только обладая определенным уровнем развития мыслительной способности, оперируя с символическими (пространственно-знаковыми) структурами. Следовательно, задачи удовлетворяют выдвинутому нами требованию: диагностировать одновременно уровень развития продуктивного математического мышления (открытие новых отношений) и репродуктивного математического мышления (нахождение решения при помощи применения знаний). Поскольку материал теста должен соответствовать учебной программе средней школы, тест был разбит на 5 субтестов: 1) субтест для 4-го класса, 2) субтест для 5-го класса, 3) субтест для 6-го класса, 4) субтест для 7-8-го классов и 5) субтест для 9-10-го классов.

Теперь приведем результаты стандартизации теста математических аналогий (ТМА).

Общее число испытуемых было равно 350. Число испытуемых каждого учебного класса – 50. Получены следующие значения средних и дисперсий, характеризующих трудность и дифференцирующую силу теста.

Выявилось, что субтесты для 5-го и для 9-го классов вызывали затруднения у учеников. Однако следует отметить, что тестирование учеников 9-10 классов обычной школы проходило после окончания уроков. Опрос учащихся показал, что они были утомлены и не испытывали интереса к выполнению заданий.

При тестировании в остальных классах получены значения х", близкие к 5 баллам (5 правильно решенных задач), что свидетельствует об эквивалентности заданий. Дисперсии среднего балла значимо не различаются. Следовательно, все субтесты обладают примерно равной дифференцирующей силой.

Рассмотрим показатели дифференцирующей силы и трудности отдельных заданий на примере субтеста для 7-8-го классов.

Коэффициент трудности отдельных заданий находится в пределах 0,25 < р <0,71.

Тем самым можно утверждать, что тестовые задания относятся к группе заданий средней трудности.

Приведем данные трудности задач для всех субтестов, где трудность равна отношению числа испытуемых, решивших тест, к общему числу испытуемых.

Соответствующие результаты оценки дифференцирующей силы задач в единицах стандартного отклонения (?).

Предлагаемый тест математических аналогий «Задачи Гайштута» (ТМА) может быть использован для диагностики уровня развития общего интеллекта и математических способностей. Тест обладает достаточной внутренней и внешней валидностью. Успешность выполнения теста связана с уровнем развития способности к мысленному решению задач, понятийного и пространственного мышления. Тест следует испытывать при проведении контрольных и самостоятельных работ, так как он стандартизирован в этих ситуациях. Следует избегать включения теста в экзаменационные работы. ТМА следует применять после прохождения соответствующего учебного материала, то есть в конце года (4, 5, 6-й классы) или 2-х лет обучения (7-8, 9-10-й классы). Задачи теста обладают высокой однородностью. Если испытуемые решат больше 5 заданий, можно считать, что они обладают высоким уровнем развития способности мыслить аналогиями. Если меньше, то не следует ставить определенный диагноз. Необходимо провести через некоторое время повторное обследование и использовать в качестве дополнения другие аналогичные тесты.

Литература

1. Гайштут А. Г. Математика в логических упражнениях. Киев: Радянска школа, 1985. 192 с.

2. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии. // Вопросы психологии. 1982. № 2.С. 28-32.

3. Крутецкий В. А. Психология математических способностей. М.: Просвещение, 1968. 432 с.

4. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

5. Мательский П. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышейная школа, 1977. С. 149-160.

6. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация. М.: Иностранная литература, 1963. 446 с.

7. Психодиагностика. Теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. 207 с.

8. Guilford J. Т. The ature of Human intelligence. N.Y.: McGraw-Hills, 1967. 538 p.

9. Witzlack G.Grundlagen der Psychodiagnostik. Berlin, 1977.

Тест математических аналогий

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Тест на кинестетическом уровне, или К-Тест Журналы для мужчин не дают много советов по части секса, так как мужчины думают: "Я и так знаю, что делать. Просто дайте мне голую бабу!" Джерри Сайнфельд. Вот представь себе, что ты уехал далеко от своего дома, скажем, километров за

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Измерение интеллекта Особо стоит поговорить об измерении интеллекта. Интеллект (от лат. intellectus - «понимание», «познание») - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущения,

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Из книги Инженерная эвристика автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

В. Н. Дружинин Психология общих способностей.

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Глава 3 Диагностика интеллекта

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Диагностика структуры интеллекта (Тест Р. Амтхауэра){Сокращенный вариант теста разработан А. Н. Ворониным и С. Д. Бирюковым.} Первая часть теста На выполнение заданий первой части теста отводится 15 мин.Ниже вы найдете предложения, в каждом из которых не хватает одного

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Тест. Диагностика склонности к агрессивному поведению (А. Ассингер) Вам предлагается ряд ситуаций. Подчеркните тот вариант их разрешения, который наиболее характерен для вас.1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Из книги автора

«Боковое смещение» (проведение аналогий) «Боковое смещение» обычно принимает форму использования метафор, или аналогий. В «Фокусах языка» паттерном аналогии называется попытка установить взаимосвязь, аналогичную определяемой в некотором обобщении. Такая взаимосвязь

Из книги автора

Работа интеллекта Как только вы явно указываете себе цель, мозг начинает ее достигать. Важно знать, что наш мозг устроен просто, но эффективно. Природа не стала распыляться и применила единый принцип: Интеллект решает все проблемы одним и тем же способом. Это очень

Из книги автора

Экспресс-диагностика школьной зрелости у ребенка (Ориентировочный графический тест Керна-Иразека) Для определения школьной зрелости ребенка родителям проще всего использовать тест Керна-Иразека.Этот тест состоит из трех заданий: нарисовать человека, скопировать

Из книги автора

Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости - вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень...?Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные

Структура любой конкретной способности состоит из универсальных и общих качеств, необходимых для различных видов деятельности, а также специальных качеств, без которых успех не может быть обеспечен в каком-то одном виде деятельности.

Условия успешной математической деятельности

В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

  • Иметь склонность к занятиям математикой, активно и положительно относится к ней до страстной увлеченности.
  • Иметь такие характерологические черты, как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и устойчивые интеллектуальные чувства.
  • Иметь во время деятельности благоприятные для ее выполнения психические состояния.
  • Иметь определенный запас знаний, умений и навыков в данной области.
  • Иметь определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Первые четыре пункта можно рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности, а вот пятый пункт является специфическим, проявляющим успешность конкретно в математической деятельности.

Общие способности позволяют обеспечить сравнительную легкость и продуктивность при получении знаний и в различных видах деятельности, их можно обозначить как одаренность. А вот специфические различия в одаренности проявляются в направлении интересов учащихся, почему одних интересует математика, других музыка, третьих литература и т.д.

О психологическом тесте

Психологический тест предназначен для определения коэффициента математического интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста и взрослых (от 14 до 50 лет). Содержит 29 заданий, требующих математических вычислений, понимания простых математических правил, логического мышления. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из четырех вариантов.

Длительность теста составляет 15 минут.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Коэффициент математического интеллекта определяется с помощью специальной оценочной таблицы. Шкальная оценка имеет шесть градаций:

  • очень хорошо - коэффициент математического интеллекта > 130 баллов,
  • хорошо - коэффициент математического интеллекта = 120 баллов,
  • выше - коэффициент математического интеллекта = 110 баллов,
  • ниже среднего - коэффициенту математического интеллекта = 90 баллов,
  • низкий - коэффициент математического интеллекта = 80 баллов,
  • очень низкий - коэффициент математического интеллекта < 70 баллов.

Демо-версия комплекса