Канонический текcт

(Если до) последнего дня будешь (полон) правды, (то будет) изначальное свершение, благоприятна стойкость. Раскаяние исчезнет.

  1. Для защиты примени кожу желтого быка.
  2. (Лишь по) окончании дня (производи) смену. — Поход — к счастью. Хулы не будет.
  3. Поход — к несчастью. Стойкость — опасна. Речь трижды коснется смены (и лишь тогда) будет права.
  4. Раскаяние исчезнет. Обладая правдой, изменишь судьбу. — Счастье.
  5. Великий человек подвижен, (как) тигр. И до гадания (он уже) обладает правдой.
  6. Благородный человек подвижен, (как) барс, и у ничтожных людей меняются лица. — Поход — к несчастью. Стойкость пребывания на месте — к счастью.

В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение — кожа, которая сброшена змеей. Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей «Книге Перемен» как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется «изначальным свершением», и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами «благоприятна стойкость». Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации. Эти мысли выражены в следующем афоризме текста: Смена. Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение и благоприятная стойкость. Раскаяние исчезнет.

1

Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) — при помощи кожи. Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, — образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы. В этом смысле и может быть понят афоризм, который без комментариев у нашего читателя мог бы вызвать лишь улыбку: В начале сильная черта. Для укрепления примени кожу желтой коровы.

2

Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым. Вот почему текст говорит здесь: Слабая черта на втором месте. Лишь по окончанию дня производи смену. Хулы не будет.

3

После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на третьей позиции, как говорит «Книга Перемен», лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно. Поэтому текст здесь говорит: Сильная черта на третьем месте. В смене речь трижды коснется ее, и лишь тогда к ней будет доверие. Поход — к несчастью. Стойкость — ужасна.

4

Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу. Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли — огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Владея правдой, изменишь судьбу. Счастье. Раскаяние исчезнет.

5

При максимальном выявлении смены на пятой позиции «Книга Перемен» указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п. Вот почему в тексте здесь сказано: Сильная черта на пятом месте. Великий человек подвижен, как тигр. И до гадания он уже владеет правдой.

6

Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем «выражение своего лица». Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества. Вследствие этого текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Благородный человек подвижен, как барс. У ничтожного человека меняется лицо. Поход — к несчастью. Стойкое пребывание не месте — к счастью.

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Сцепление и ясность. Гармоничное сочетание Инь и Ян во внутреннем приводит к разрешению во внешнем — к смене чего-либо.

Интерпретация Хейслип

Все изменения и перестановки, происходящие вокруг вас сейчас — закончатся; да так удачно, что результаты превзойдут все ваши ожидания. Вы теперь не уверены в себе, но грядут новые перспективы, и вы вновь обретете веру в себя. Возможно, ваши планы изменятся, и вы отправитесь туда, куда прежде и не собирались. Сейчас вам очень везет в игре.

Хочу ли я столь радикального превращения?

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире.
Из глубины прозрачного озера сияют на солнце драгоценные слитки золота. Уже сейчас в жизни проявлен ценный клад, добытый радостным свершением.
В недрах земли, прямо под озером, кипит огненная лава. В то же время очень большие эмоции заперты на внутреннем плане.
Клубы пара, пепла и дыма – это мощный подземный огонь выходит из недр земли на поверхность. Внутреннее несогласие и протест начинают проявляться в мире событий.
Огненная лава осветит все вокруг, превратит озеро в пар, расплавит драгоценные золотые слитки. Прежние достижения утонут в огне страстей и эмоций. Наступит полная ясность и большое сцепление с происходящими событиями (свойства огня).

На ПОДСОЗНАНИИ вибрация аналогичная, только гораздо мощней.
Бездонное бесконечное голубое небо заполнило собой все. Уже сейчас подсознательный план заполнен самыми Высшими, самыми прекрасными вибрациями.
Под небом в земле проросли маленькие семена деревьев. В глубине подсознания зародились семена сомнения и несогласия с Высшим.
Поросль стремится к свету и проникает тонкими ветвями прямо в голубое небо, а корнями уходит глубоко в землю. Разногласия и сомнения, основанные на реальных фактах и духовных исканиях, усиливаются.
Там, где вчера было бесконечное голубое небо, сегодня мощный лес шелестит листвой на ветру. Высшее будет вытеснено на второй план концепцией, какой должна быть настоящая любовь и истинный Бог. Все погрузится в житейскую суету.

Общее толкование гексаграммы №49

В проявленной действительности разгорается огонь эмоций и страстей. Если оставить все как есть, то эмоциональный пожар уничтожит все прежние достижения. КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПЕРЕМЕН.

На подсознании все сильно усугубляется. Уже сейчас здесь максимально проявлено Высшее. Максимально в том смысле, что ситуация больше в настоящий момент вместить не в состоянии. Каждодневные заботы и тревоги, несогласие с происходящими событиями вытеснят Высшее из подсознания, если не будет существенных ПЕРЕМЕН. КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПЕРЕМЕН.

Как в проявленной действительности, так и на подсознании естественный ход событий заменяет Высшее на большие эмоции (мир событий) и житейскую суету (подсознательный план). Стоит остановить этот поток, а еще лучше, развернуть в обратном направлении. Это невозможно сделать без кардинальных перемен. КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПЕРЕМЕН. Накопленный внутренний божественный потенциал требует соответствующих изменений в мире событий. Без кардинальных перемен не возможно удержать Высшие вибрации, которые есть у получившего эту гексаграмму прямо сейчас. Возможно, лучше всего все начать с чистого листа, кардинально изменив свои основные ценности и ориентиры. Благоприятна настойчивость в достижении перемен. В этом плане осуждение, негодование, неприятие — это короткий путь удалить Высшие вибрации любви из ситуации и в целом из жизни.

__________________________________________________________

МНОГОМЕРНОСТЬ
(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №49)


Означает принятие без сомнений и протеста любых событий, в том числе несчастий, болезни и даже смерти своих любимых и самого себя. Это практически невозможно для смертного человека, имеющего инстинкты самосохранения. Поэтому всегда будут ситуации, порождающие сомнения и несогласие с естественным течением жизни. Эти сомнения и протесты будут вытеснять Любовь, Высшее из сознания и подсознания так, что со временем потребуются КАТЕГОРИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ для достижения ГАРМОНИИ С МИРОМ.

_______________________________________________________

ПРОТЯНИ РУКУ К ТОМУ,

ЧТО ОТТАЛКИВАЕТ ТЕБЯ.

СТАНЬ ТЕМ, С ЧЕМ ТЫ БОРОЛСЯ.

ПОЛЮБИ ТО, ЧТО НЕНАВИДЕЛ.

И НЕБО БУДЕТ С ТОБОЙ.

Позиции для осознания:

1. Почувствуй внутри себя божественный стержень, и что бы ни происходило, оставайся собой. Пусть мир подстраивается под тебя, а не наоборот.

2. Жизнь – это движение и изменение. Даже Бог меняется, потому что он живой! Отказ от перемен — это смерть.

3. В жизни все заранее предопределено. В этих условиях не может быть перемен в зависимости от воли человека. Изменения — не более чем фантазия беспокойного ума.

4. Внешние события зависят от нашего внутреннего состояния, от нашего восприятия и наших ожиданий. Меняясь внутренне, мы мгновенно меняем и судьбу, и поток событий!

5. Не только мы зависим от Космоса, но и Космос зависит от нас, как и мы зависим от каждой клетки своего организма. Сделай абсолютно здоровой всего одну любую клетку своего организма и весь организм наполнится здоровьем. Измени себя, и весь Космос тут же изменится и изменит свое отношение к тебе!

6. «ВЫ должны быть тем изменением, которое Вы хотели бы видеть в мире», — Махатма Ганди.

7. «Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь точку зрения», — Уильям Джеймс.

8. «Вы несёте ответственность за то, кем вы являетесь. Не перекладывайте ответственность на другого, иначе никогда не освободитесь от страдания. Как бы тяжело и больно не было: это вы и только вы отвечаете за всё, что случается, случалось, и будет случаться с вами», - Ошо.

9. «Истинное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь», - Генри Миллер.

10. «Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого, пусть жизнь живет через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли лучше, чем та, которая настанет?», - Руми.

11. Главный парадокс психотерапии: «Принятие самого себя таким как есть — это и есть начало настоящих изменений».

12. «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться», - Марк Твен.

13. «Не откладывай на завтра то, что можешь отложить на послезавтра», - Марк Твен.

14. «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя», - Л. Н. Толстой.

15. «Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться», - Дон Хуан.

16. «Однажды ученик спросил у Мастера:
— Долго ли ждать перемен к лучшему?
— Если ждать, то долго! — Ответил Мастер» (Энтони де Мелло).

17. «Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения нужно всегда начинать с себя», - Ошо.

18. «Мы все озабочены идеей изменения, и большинство людей пытаются измениться с помощью программы. Они хотят измениться. «Я должен быть таким» и так далее, и тому подобное. А на самом деле идея преднамерен­ных изменений никогда, никогда, никогда не работает. Как только вы говорите: «Я хочу измениться», - создаете программу, - возникают контр силы, которые удерживают вас от изменений. Изменения происходят сами по себе. Если вы углубляетесь в то, что вы есть, если вы принимаете это, тогда изменения автоматически происходят сами по себе. Это парадокс изменения. Подтверждением этому служит старая добрая пословица: «дорога в ад вымощена благими намерениями». Как только вы принимаете решение, как только вы хотите измениться, вы открываете дорогу в ад». (Фриц Перлз).

19. «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться», - Альберт Эйнштейн.

20. «Люди меняются, когда сознание фокусируется на божественной части Человеческого Существа», - Крайон.

21. «Ибо каждый человек, который видит вас, на клеточном уровне понимает, что вы делаете. Пусть даже уста и глаза людей выражают нечто совершенно другое, — их тело чтит вас и скоро они переменят свое отношение к вам. Таким образом, изменив себя, один человек может изменить многих. Перемена, произошедшая в вас, повлияет и на других, — и для этого не нужно ничего говорить или проповедывать», - Крайон.

22. «Только тогда, когда вы используете энергию намерения, пытаясь открыть дверь той или иной ситуации, мы вознаграждаем вас синхронистичностью, необходимой для того, чтобы довести ситуацию до логического конца. Не нужно сидеть и ждать Бога. Ныне нас связывают взаимоотношения партнерства», - Крайон.

23. «Муравей двигаясь сделает больше, чем дремлющий вол», — Лао-цзы.

24. «Мы ничего не можем изменить, пока не примем это. Осуждение не освобождает, а угнетает», — Карл Юнг.

25. «Я заметил, что даже те люди, которые утверждают, что все предрешено и что с этим ничего нельзя поделать, смотрят по сторонам, прежде чем переходить дорогу», - Стивен Хокинг.

26. «Белоснежный гусь не должен купаться, чтобы сделать себя белым. Вам не нужно ничего делать, кроме как быть самим собой», — Лао-цзы.

27. «То, что мы думаем, определяет то, что происходит с нами, поэтому, если мы хотим изменить нашу жизнь, нам нужно расширить наше сознание», — Уэйн Дайер.

28. «Вам не нужно быть лучше, чем кто-либо другой, вам просто нужно быть лучше, чем вы были раньше», — Уэйн Дайер.

29. «Если вам кажется, что надо что-то менять в этой жизни, то вам не кажется», - Ринат Валиуллин.

30. «Правда жизни такова - чем больше хочешь что-то изменить, тем больше всё остаётся на своих местах…». Анатомия страсти.

31. «Время не меняет человека, мудрость не меняет человека, и единственное, что может перестроить строй его мыслей и чувств, - это любовь», — Пауло Коэльо. Одиннадцать минут.

32. «Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться», — Коко Шанель.

33. «Иногда вам надо рискнуть и покинуть свой мир для того, чтобы обрести себя», — Сплетница (Gossip Girl).

34. «Измениться легко, трудно - не стать собой прежним», — Симпсоны (The Simpsons).

35. «Хочешь перемен? Меняйся!». Остаться в живых (Lost).

36. «Когда я освобождаюсь от того, кто я есть, я становлюсь тем, кем я могу быть», — Лао-цзы.

37. «Готов ли ты быть вычеркнутым, стертым, аннулированным, обращенным в ничто? Готов ли ты стать ничем? Кануть в забвение? Если нет, то ты никогда по-настоящему не изменишься», — Дэвид Герберт Лоуренс. Феникс.

38. «Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь», — Карлос Кастанеда.

39. «Всё течёт, всё меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот», — Гераклит.

40. «Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли», — Лев Николаевич Толстой.

41. «Действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей вселенной», — Никола Тесла.

42. «Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других», — Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ).

43. «Изменения – это всегда страшно. Но никто не изменит за вас вашу жизнь», — Пауло Коэльо.

44. «Глуп тот человек, который остается всегда неизменным», — Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ).

45. «Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем!» — Михаил Михайлович Жванецкий.

46. «Пусть говорят всё, что угодно, но слова и идеи могут изменить мир!», — Общество мертвых поэтов (Dead Poets Society).

47. «Часто случается, что люди просто вынуждены принимать перемены, подстроенные судьбой», — Пауло Коэльо. Дневник мага.

48. «Любовь может изменить человека до неузнаваемости», — Публий Теренций Афр.

49. «Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает», — Герберт Уэллс. Машина времени.

50. «Известен ли вам какой-нибудь человек, кого бы вам хотелось изменить, исправить, сделать лучше? Если да, то это великолепно. Я в совершенном восторге. Но почему бы вам не начать с самого себя? Даже с чисто эгоистической точки зрения это несравненно выгоднее, чем стараться улучшать других и, между прочим, значительно безопасней», — Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.

51. «Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру», — Луций Анней Сенека.

52. «Не позволяй твоему прошлому определять твоё будущее. Всё меняется… И мы можем начать с изменения нашего взгляда на мир», — Натаниэль Бузолич.

53. «Безумцы, уверенные, что способны изменить мир, на самом деле его меняют», — Уолтер Айзексон. Стив Джобс. Биография.

54. «… когда что-то меняется у тебя в голове, то это почти всегда необратимо», — Стивен Кинг. Противостояние.

55. «Пиджак сменить снаружи - мало, товарищи! Выворачивайтесь нутром!» — Владимир Владимирович Маяковский.

56. «Прежде чем ты изменишься, что-то невероятно для тебя важное должно оказаться под угрозой», — Ричард Бах. Карманный справочник Мессии.

57. «Изменить можно только себя, но кто же с этим согласится? Гораздо привычнее осудить окружающих и ринуться в бой за их усовершенствование», — Александр Григорьевич Свияш.

58. «Не происходит изменений лишь c высшей мудростью и низшей глупостью», — Конфуций.

59. «Для того чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца», — Пьер Буаст.

60. «Узнал он и то, что человек предпочитает пострадать и внешне покаяться, чем измениться в душе», — Герман Гессе. Игра в бисер.

61. «Меняй то, что можно изменить, если это нужно, но научись жить с тем, что изменить не в силах», — Роберт Джордан.

62. «Только новое, принятое глубоко и тотально, может тебя трансформировать. Ты можешь либо принять его, либо отвергнуть. Новое принесет трудности. Именно поэтому ты выбираешь старое - оно не приносит никаких трудностей», — Ошо (Бхагван Шри Раджниш). Храбрость. Радость жить рискуя.

63. «Перемены происходят лишь тогда, когда мы идем против того, наперекор тому, к чему привыкли», — Пауло Коэльо. Ведьма с Портобелло.

64. «Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточится на создании нового, а не на борьбе со старым», — Сократ.

65. «Любые перемены сопровождаются болью. Если ты не чувствуешь боли, значит ничего не изменилось», — Мэл Гибсон.

66. «Никогда, ни на секунду не обращайся к старому. Отметай всё старое. Порви со старым.Никогда не оглядывайся назад - там, позади, нет ничего, на что стоило бы посмотреть. Ты не должен оглядываться, ты должен смотреть вперёд - только вперёд. Иди вперёд, ищи приключений», — Ошо.

67. «Только воздействуя на свои привычки, ты меняешь свою судьбу. Учись делать новые движения, если хочешь оказаться в новой жизни», — Вэй Дэ-Хань.


Перемены. Смена. Преображение

Упорство в день Сы. Изначальный успех. Счастливое гадание. Раскаяние исчезнет.

***

1. Начальная девятка.

Для защиты применяй кожу желтой коровы.

2. Шестерка вторая.

В день сы следует осуществлять перемены. Военный поход - к счастью. Ошибок не совершишь.

3. Девятка третья.

Военный поход - к несчастью, он предвещает опасность. Трижды меняй слова.

4. Девятка четвертая.

Раскаяние исчезнет. Упорство. Обновление к счастью.

5. Девятка пятая.

В переменах великий человек подобен тигру. Еще до гадания - упорство.

6. Верхняя шестерка.

В переменах благородный человек подобен леопарду. Низкий человек лишь изменяет выражение лица. Военный поход к несчастью. Пребывание на месте предвещает счастье.

***

1. Начальная девятка.

Вы недостаточно полны сил и веры в себя, чтобы радикально менять свою жизнь и себя. Идите маленькими шажками. Будьте терпеливы, прежде чем заняться собой, позаботьтесь о других.

2. Шестерка вторая.

Дню сы в китайском календаре соответствует день с земной ветвью Иньский огонь. Чтобы понять смысл этого предложения, необходимо познакомиться с основами китайского календаря. Сейчас это несложно. В самом Китае эта книга самая популярная и есть почти в каждом доме. Ни один китаец не станет вносить перемены в жизнь, не посоветовавшись с календарем. Чтобы начать преобразования в вашей жизни, нужно найти день с энергией иньского огня и использовать его.

3. Девятка третья.

Опасная ситуация. И этой опасностью являетесь вы сами. Какое бы нетерпение, воинственность вас не одолевали, нельзя выяснять отношения, грубить, хамить. Трижды подумайте, какие слова произнести, и в какой форме. Тогда удача будет с вами, и вы останетесь в выигрыше.

4. Девятка четвертая.

Ваше настроение меняется, вы оживились, бодры, энергичны. Можно приступать к переменам.

5. Девятка пятая.

Перемены происходят без особых усилий, и нет такой помехи, которая способна остановить этот процесс. Вы сами видите первые плоды этих усилий, они должны дать еще большую веру в себя и стимул двигаться дальше.

6. Верхняя шестерка.

Самостоятельно определите, к какой категории вы относитесь, и степень изменений, произошедших с вами: "благородный" человек изменился духовно, очистился, просветленно смотрит на мир. Ему не стоит доказывать действиями свои счастливые изменения и показывать новые возможности. "Низкий" изменился только внешне, он научился носить разные маски в разных ситуациях и этим собирается жить дальше. Каждому свое...

***

Собравшись с духом, пересмотрев свою жизнь в предыдущей гексаграмме, можно приступать к настоящим изменениям: преобразованиям себя, образа жизни, привычек, всего того, что и привело к кризису.

Книга утверждает, что для этого все готово, есть энергия Огня, которая наделяет творческим вдохновением, азартом, энтузиазмом. Огромное желание, страстность (триграмма Огня) способны рассеять туман (триграмма - Озеро) ваших страхов, сомнений, депрессии, уныния.

Измениться - это буквально означает сбросить кожу, подобно змее, или сменить мех, подобно линьке тигра. Не соглашусь с тем, что перемены нужны только глубоко духовные. В современной жизни важна и внешняя ухоженность. Совмещайте перемены внутренние с переменами внешними. Литература и кино пестрят (и это один из любимых сюжетов публики) превращениями золушек в принцессы. В кино это происходит быстро и обычно за чьи-то чужие деньги. Если вам повезло и вам выпал такой случай, то проблем нет. Ну а всем остальным нужно еще заработать, чтобы привести себя в достойный вид и смелость, чтобы на все это решиться. Вообще, это серьезный труд: трудно похудеть, трудно постоянно поддерживать в должном виде ногти, прическу, манеры.

Помните, что нельзя требовать от окружения немедленного исполнения ваших желаний, никто не обязан обеспечивать вас новым образом жизни или средствами для изменений. Если, например, вам нужна тишина для медитаций, не скандальте с соседями и близкими, договоритесь полюбовно и найдите компромисс. Кто-то может считать ваши поиски очередной блажью, а вы в ответ мирно и тактично убедите их в необходимости перемен и для них самих. Вы приобретете сторонников и единомышленников. Положительные результаты перемен, происходящие с вами, будут примером и стимулом для других. Чем терпеливее вы будете идти к поставленной цели, тем чудеснее будет результат, потому что общее гадательное значение гексаграммы - удача и счастье.

Символ благоприятный, указывает на стремительные перемены, которые обновляют всё вокруг и открывают новые положительные перспективы.

Вокруг вас все находится в движении и изменяется. В конце концов, это принесет вам добрые результаты, которые превзойдут ваши надежды и самые смелые ожидания.

Пока вы несколько растеряны и потеряли уверенность, но скоро она возвратится к вам с новыми планами и перспективами. Обстоятельства заметно изменятся, ситуация развернется к лучшему.

Вы сможете принять правильное решение и изменить свои планы на будущее. Это приведет вас в новые места, куда прежде вы не собирались и где не были никогда.

Наберитесь терпения. В данное время вам повезет в азартных играх, где вам будет сопутствовать удача и везение.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 49.Смена

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Гэ – Смена.

Иероглиф изображает натянутую на раму шкуру животного.

Обновление, радикальная перемена; переворот, мятеж. Линька, линять; сдирать кожу. Кожа, солдаты, кожаные доспехи. Аннулировать, отменять, устранять, отрезать.

Смысловые связи гексаграммы 49.Гэ

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время радикальных перемен, обновляющих весь сонм вещей. Также, как змея сбрасывает кожу, так и вы избавляйтесь смело от старого. Чтобы расчистить путь для всего нового, устраняйте бесполезное и уничтожайте все, что пришло в упадок или испортилось.

Духи вам благоприятствуют, поэтому действуйте уверенно и решительно. Отриньте болезненные воспоминания и былые раздоры. С каждым наступающим днем вы будете чувствовать себя все более обновленным. Ваши печали сомнения и исчезнут. Наступает время, когда Земля и Небо обновляют друг друга, а все люди подчиняются и выполняют небесные предначертания.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок девятой гексаграммы.

[Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение,

благоприятна стойкость. Раскаяние исчезнет]

I. В начале девятка.

Для защиты примени кожу желтой коровы.

II. Шестерка вторая.

Лишь по окончании дня производи смену.

— Поход — к счастью. Хулы не будет.

III. Девятка третья.

Речь трижды коснется смены, — и лишь тогда к ней будет доверие.

— Поход — к несчастью! Стойкость — ужасна.

IV. Девятка четвертая.

Владея правдой, изменишь судьбу.

— Счастье! Раскаяние исчезает!

V. Девятка пятая.

Великий человек подвижен, как тигр. И до гадания он уже владеет правдой.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Благородный человек, как барс, подвижен; и у ничтожных людей

меняются лица.

— Поход к несчастью.

Стойкость пребывания на месте — к счастью.

Все вокруг вас пребывает сейчас в движении, все меняется, но, в конце концов, добрые результаты превзойдут даже самые смелые ваши ожидания. В настоящий момент вы не чувствуете в себе уверенности, но скоро она вновь вернется к вам вместе с новыми перспективами, обстоятельства изменятся к лучшему. Вы измените, свои недавние планы и отправитесь туда, куда прежде и не собирались. В игре вы сейчас удачливы.

В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется.

Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение — кожа, которая сброшена змеей.

Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей «Книге Перемен» как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется «изначальным свершением», и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами «благоприятна стойкость».

Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации. Эти мысли выражены в следующем афоризме текста:

Смена. Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение и благоприятная стойкость. Раскаяние исчезнет.

Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) — при помощи кожи.

Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, — образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы. В этом смысле и может быть понят афоризм, который без комментариев у нашего читателя мог бы вызвать лишь улыбку:

В начале сильная черта. Для укрепления примени кожу желтой коровы.

Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым. Вот почему текст говорит здесь:

Слабая черта на втором месте. Лишь по окончанию дня производи смену. Хулы не будет.

После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил.

Лишь на третьей позиции, как говорит «Книга Перемен», лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно. Поэтому текст здесь говорит:

Сильная черта на третьем месте. В смене речь трижды коснется ее, и лишь тогда к ней будет доверие. Поход — к несчастью. Стойкость — ужасна.

Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу.

Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли — огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Владея правдой, изменишь судьбу. Счастье. Раскаяние исчезнет.

При максимальном выявлении смены на пятой позиции «Книга Перемен» указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п. Вот почему в тексте здесь сказано:

Сильная черта на пятом месте. Великий человек подвижен, как тигр. И до гадания он уже владеет правдой.

Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи.

Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем «выражение своего лица». Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества. Вследствие этого текст говорит здесь:

Наверху слабая черта. Благородный человек подвижен, как барс. У ничтожного человека меняется лицо. Поход — к несчастью. Стойкое пребывание не месте — к счастью.