Привет! Знаете, что важно ребенку рассказать о своей Планете? И сделать это мы сегодня попытаемся несколькими способами, чтобы маленькому было интересно! Давайте расскажем ему сказку! Но такую, в которой он бы смог сам участвовать: отвечать на вопросы, размышлять, фантазировать и мастерить оригами, фигурки обитателей глубин! А еще нам поможет загадка про море для детей! Мы даже будем играть. А те фигурки, которые мы с малышатами конструировали, станут героями игры!

Детишки, представьте, если бы у вас была возможность полететь на далекую планету и познакомиться с ее жителями! Планета эта очень необычная. Она полностью покрыта водой. Но значит ли это, что на ней нет жизни, как думаете? ~

Чтобы это проверить, давайте в дорогу возьмем акваланги. Знаете, что такое акваланг? ~

Это специальное снаряжение, при помощи которого мы сможем дышать под водой. Теперь мы без страха нырнем и даже опустимся на дно!

Ах! Как же здесь красиво! Как вы думаете, здесь есть растения? ~

Да! Здесь растет ТРАВА. Порой она называется водорослями. Вы слышали уже такое название? ~

Давайте ее сделаем своими руками из бумаги, или пластилина, или просто раскрасим. И, если крохе понравится, будем делать всех или некоторых из тех, о ком узнаем.

Теперь приступим к расскаскам и аппликациям. Все картинки увеличиваются по клику.

Распечатать для аппликации

Раскраска

Раскраска

Раскраска

А вместо земли у нас с вами песок. Если присмотреться, можно увидеть растущие кристаллы, это – кораллы. А еще есть РАКУШКИ. Схема ракушки оригами — кликайте для увеличения фото.

Неужели под водой кто-то живет? Как думаете? ~

Да! Здесь много разных жителей. И почти со всеми мы сможем близко познакомиться. Например, с РЫБАМИ, с КРЕВЕТКАМИ и КАЛЬМАРАМИ. Но есть такие огромные, как СКАТ и АКУЛА. К ним лучше детям близко не приближаться, эти «рыбы» очень опасны. Не меньших размеров и ДЕЛЬФИНЫ, но с ними мы подружимся быстро, они веселые и любят поиграть.

Схемы оригами увеличиваются по клику. Источник информации

И мы тоже любим играть. Но это нам еще предстоит. А пока расскажите, что-нибудь вы слышали о жильцах этой планеты? ~

Так вот, летать никуда не надо. Мы можем встретить и КОСАТКУ, и ЧЕРЕПАХУ и у нас на планете Земля. Вы что-нибудь слышали про обитателей моря ? ~

Правда, никто не знает, может они прилетели с той самой далекой планеты? Может, если мы познакомимся с ними ближе и подружимся, они сумеют нам рассказать немного о себе. Например, почему некоторые из них живут только в реках, а другие – в морях, да и океан наполнен этими необычными животными и рыбами. Почему и как это произошло? Интересно, правда? ~

А пока давайте разгадаем загадки!

Морские загадки

Вопросы будут разные, короткие и чуть подлиннее для деток разных возрастов. Все они с ответами , чтобы и взрослые и малышата не растерялись! Будут вопросы для карапузов постарше. Которым уже 7 лет и более. И для крох 3 4 лет .

А ну-ка! Отгадайте!


Раскраски для распечатки

Я подготовила для вас раскраски.

Игры с оригами

Согласитесь, такие замечательные игрушки, которые мы сейчас сделали вместе с карапузами, не должны лежать без дела! А «дело» мы им сейчас придумаем! Давайте играть?

Игра про дружбу

Здесь нужно четверо игроков. Каждый возьмет на себя роль одного из персонажей сказки.

В одном морском царстве жили Черепаха, Дельфин, Кальмар и Акула.

Черепаха и Кальмар дружили. Им было весело вместе, да и немного друг на друга они были похожи, оба носили свои домики на спине: панцирь и раковину.

Видя, как интересно проводят время Черепаха и Кальмар, Дельфин тоже захотел с ними общаться. Приплыл, и говорит:

– Давайте вместе, все втроем, дружить!

Но Кальмару так не хотелось, чтобы кто-то еще с Черепахой общался, играл в песочнице и бегал наперегонки. Что он сказал:

– Ты такой большой. Ищи товарищей среди таких же огромных рыб.

Расстроился Дельфин и уплыл печальный такой.

Но когда он только отплывал, он заметил, как к товарищам подбирается Акула. Поэтому Дельфин решил посмотреть, что будет дальше? Что задумала хищница?

А ты знал, что акулы опасны и они могут нападать на рыб и даже едят кальмаров, когда те зазеваются? ~ а знаешь, кто еще ест кальмаров? ~ (птицы, например, альбатросы, а еще дельфины, но не наш Дельфин, он был дружелюбным, и еще – кашалоты)

Черепаха первая заметила Акулу. И успела спрятаться. А Кальмар чуть не стал обедом для хищницы, если бы… Если бы ее не защитил Дельфин!

Креветка и Кит

Двое игроков. Один играет роль Креветки, другой – Рыбы.

  • Поставьте 4 корзины. Это – океаны. Пусть малыши угадают, в скольких океанах живут киты, а в каких креветки. (во всех и одни, и другие)
  • Пусть детки покажут, как киты и креветки ныряют из корзины Атлантический океан, в Тихий и т.д.
  • Дать карапузам угадать размеры одних и других. Пусть покажут размер ракообразных (от 2 до 30см). смогут они показать размер китов? А угадать? (от 2м, до 30).
  • Кто кого ест? ~
  • Поставьте шуточный вопрос. Ракообразные маленькие, но если они нападут стаей, победят кита? ~
  • В чем еще, кроме размера, отличие одних и других? ~ (окрас (розоватые креветки и темные, черные или синие киты), как плавают (как виляют хвостами, кто глубже, кто всплывает на поверхность), киты могут делать фонтан, а креветки?)

Друзья, надеюсь, вам понравилось, как вы позанимались с ребятишками. А потому. подписывайтесь и заходите вновь в гости за новой порцией игр! Приводите с собой друзей, пусть и они расскажут деткам о чудесах на нашей планете. А на сегодня все! Пока и до новых встреч!

Примечания

  • Я ставила знак тильда «~» там, где малыши могут ответить на вопрос, поучаствовать в беседе.
  • Смотрите, все, что можно сделать в виде поделок, какие схемы есть на сайте, я написала большими буквами. (надеюсь, так удобно)

Схемы оригами

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

по теме: «Вода. Обитатели водоёмов»:

1. Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:

    а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
    б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)

    а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
    б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)

    а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6) а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)

9) а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)

10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан.. .(ИНЕЙ)

Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).

2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».

    В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.
    (ПРОРУБЬ)

    Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)

    Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,
    заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)

    С неба звёзды падают, лягут на поля.
    Пусть под ними скроется чёрная земля.
    Много-много звёздочек тонких, как стекло.
    Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).

    Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
    Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.
    Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)

    На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)

    Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)

    Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)

    Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
    Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)

    Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)

11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)

12) По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков
течёт

вода. (ТУЧИ)

    Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)

    Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)

15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)

16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)

17) Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.
(НЕБО И СНЕГ)

18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)

19) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)

20) Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,
мхи.

Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)

    Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)

    Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)

    Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)

    В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)

25) Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)

    Пушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.
    (ОБЛАКО)

    Без пути и без дороги ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)

28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)

29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)

3. Дидактическая игра: «О двух братцах».

Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.

Правила игры: В загадках говорится о действиях « двух братцев». Братцев « двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.

Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.

Дети отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Потом сравнивают загадки о разных «братцах». Загадки:

    Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)

    Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)

    Два братца по небу гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякий
    слышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ)

    Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)

    Два братца в одном в одном домике живут, но один белый, а другой
    прозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ)

    Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)

    Два братца зимой родятся; у одного братца в круглом оконце днём стекло
    разбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ)

    Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,

Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)

9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)

10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,

Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)

4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к. другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.

2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.

9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»

Цель:

Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.

10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.

    Дидактическая игра: «Определи по контуру».

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

    Дидактическая игра: «Определи по тени».

Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.

Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.

    Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:

1.Что такое вода? (Жидкость)

    Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)

    Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)

    Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).

    Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).

    Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).

    Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).

Дидактические игры придумала и подготовила

воспитатель ГБДОУ детский сад № 41

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Чеховская Вера Иосифовна

Белокосова Ирина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования кружка "мастерская Самоделкина"
Учебное заведение: МУДО "Центр детского творчества №2"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Экологическая игра "Открываем тайны моря"
Дата публикации: 10.02.2016
Раздел: дополнительное образование

Открытое занятие

на тему: Экологическая игра « Открываем тайны моря».

Цель занятия:
познакомить и обобщить знания детей о море и его обитателях.
Задачи занятия:

Обучающие:
активизировать знания детей о море и подводном мире; формировать умение размышлять, закреплять коммуникативные навыки.
Развивающие:
развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
морская фуражка, 2 корабля с флагами, штурвал, якорь, спасательный круг, карточки с загадками, конверты с заданием из квадратов, ракушки, наглядность морские обитатели, СД-диск с музыкальным сопровождением, термо-салфетки, клей
Методические приемы:
игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, творческое задание, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
План занятия:

1.
Организационный момент-проверка готовности к занятию
2.
Сообщение темы занятия
3.
Вступительное слово педагога
4.
Введение в тему занятия: а)1 Конкурс « Названия морей» б)2 Конкурс « Загадки о морских обитателей» в)Легенда о Седне-хозяйке морей г)3 Конкурс « Узнай по силуэту!» д)4 Конкурс Капитанов- танцевальный « морской танец « Яблочко!»
5.
Физ-минутка е) 5 Конкурс « Практическая работа учащихся-выполнение коллективной аппликации « Подводный мир»
6.
Вводный инструктаж
7.
Выставка и анализ творческих работ учащихся е) 6 Конкурс « Призыв в защиту моря!»
8.
Итог и выводы занятия с элементами рефлексии
9.
Слово жюри
10.
Награждение сладкими призами
11.
Уборка рабочих мест

1. Организационный момент
(проверка готовности к занятию).
2. Сообщение темы занятия:
Ребята, сегодня у вас будет необычный урок, а экологическая игра « Открываем тайны моря!». Где нас ждут приключения, открытия и даже испытания, преодолеть которые вам помогут ваши знания, смелость, ловкость и конечно дружба!.А чтобы нам было интересней мы будем соревноваться друг с другом, а жюри вам будет ставить баллы, за выполненные задания. У кого баллов будет больше, тот и будет победитель в нашей игре.
3.Вступительное слово педагога:
Итак, мы сегодня вместе с вами Побываем моряками, Не секрет ни для кого Моряком быть не легко: Должен в море плыть он смело, Должен знать морское дело, С дисциплиною дружить И смекалку проявить! Ну, так что же, испугались, или это не беда? Вы готовы выйти в море?
Дети:
отвечают хором: Да!
Педагог:
Ну, тогда поторопитесь, На команды разделитесь, Каждый тянет жребий свой Из фуражки из морской. (дети вытягивают скрученные бумажки с названиями команды: либо « Алый парус», либо « Альбатрос» и расходятся на белый и алый корабли. Получилось две команды, Две команды моряков. Та, что справа
Дети хором:
« Алый парус!» (наклеиваю на доску в виде фона -море корабль с алыми парусами) Та, что слева
Дети другой команды хором:
« Альбатрос!»(наклеиваю корабль с белыми парусами) А теперь командам нужно Капитанов выбрать дружно. (дети выбирают капитанов и называют) Все дети одеты в морские костюмы.
Педагог
: Все моряки носят головные уборы, которые называются бескозырки, такие как у вас, а капитаны -морские фуражки. Капитаны подойдите ко мне(одеваю на головы капитанов морские фуражки).Ну вот, теперь вы настоящие капитаны.- Пройдите на свои корабли. -Капитаны! Корабли готовы к отплытию? -Да!
Я вам желаю хорошего плаванья. А по-морскому это звучит так: Семь футов под килем желаю я вам, Пускай корабли мчатся вдаль по волнам! (звучит музыка « Пираты Карибского моря»- дети плывут, капитан держит штурвал). Ну, вот мы и в море(показываю на доску на которой изображено море)
3. Введение в тему:
Итак, начнем, мои друзья, И первый конкурс объявляю я. Много на Земле морей Назовите их скорей!
Конкурс1: « Названия морей»
(команды поочередно произносят вслух по одному названию моря, не повторяясь, время на раздумье не более 5 сек., побеждает та команда, которая произнесла название моря последней). Дети называют моря. Молодцы! Справились с этим заданием.
Педагог:
Море бывает разным Черным бывает и Красным Бывает море веселым Чаще бывает соленым, А я люблю синее море, С ласковой, нежной волною.(показываю на море). А вот загадки, для азартных игроков, На смекалку мы проверим Наших юных моряков!
Конкурс 2: « Загадки про морских обитателях»
А вы знаете, как появились морские обитатели? Тогда послушайте одну легенду о Седне- хозяйке морей и морских животных (наклеиваю изображение Седны на доску).
Легенда о Седне- хозяйке морей и морских животных.
Жила с отцом в одной деревушке девочка по имени Седна. Вместе с отцом она рыбачила в море. Однажды возвращаясь домой, море разбушевалось и грозило потопить их вместе с кораблем. Отец решает принести Седну в жертву морю и сбрасывает ее за борт корабля. Но Седна успевает ухватится руками за борт. Но отец отрубает ей пальцы, которые падая в море, превратились в разных морских животных, а девочка опустилась на дно и превратилась в морское божество. Так по легенде появились морские обитатели. Это очень грустная легенда, но мы продолжаем наш 2 конкурс » Загадок про морских обитателей». Я загадываю загадки, а команды поочередно должны отгадать их.
Итак, первая загадка для команды « Алый парус!»

Морской конек
(наклеиваю на доску)
1.
Есть лошадка, что не пашет, И го-го она не скажет, Молча плавает в воде, Прячется в морской траве. Что получилось у команды « Альбатрос?»
Дети: Краб
(наклеиваю на доску)
2.
Для себя на дне морском Он клешнями строит дом Круглый панцирь, 10 лап Ну конечно, это краб. И с этим заданием вы справились. Для капитанов конкурс настает, Теперь от вас команда баллов ждет. Знаете ли вы, какой главный танец у моряков? Правильно, морской танец « Яблочко! » А умеют ли танцевать его наши капитаны мы сейчас проверим. Каждый капитан должен под музыку станцевать танец « Яблочко!». И так, начали. (звучит музыка танец « Яблочко! , а капитаны выходят и танцуют). Какие молодцы у нас капитаны, не подвели свою команду. Команды поапплодируйте им. Капитаны пройдите на свои корабли. А на море- штиль! Тихо и спокойно, давайте выйдем на берег и немного прогуляемся, соберем красивые ракушки. Команды встаем и повторяем за мной движения.
4. Физминутка:
Над волнами чайки кружат(показываю на летящих чаек) Полетим за ними дружно, (машем руками) Что там чудится в тумане(руки вытягиваем вперед) Волны плещут в океане(изображаем волны руками) Это мачты кораблей(руки тянем вверх) Пусть плывут сюда скорей(машем руками приветствуя) Мы по берегу гуляем Мореходов поджидаем(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке(наклон вперед) И сжимаем в кулаке(сжимаем кулак) Чтоб побольше их собрать- Надо чаще приседать(приседания). Вот как много мы ракушек набрали(показываю детям наборы с ракушками).

5. Практическая работа учащихся под музыкальное сопровождение:
А теперь командам дружно Аппликацию придумать нужно И в поделке рассказать: Как дельфины в море плавают, И плавают киты, И рыбки разноцветные необычной красоты. Этот конкурс называется аппликация « Подводный мир». Каждая команда, все дружно должны придумать аппликацию из ракушек и декоративных элементов и оживить вот этот подводный мир (показываю на 2 фона морских куда дети будут приклеивать ракушки). Но прежде, чем ее сделать кто мне из моряков напомнит. Что такое аппликация? Правильно.
Аппликация
-это способ создания определенного рисунка, путем наклеивания на фон деталей из ткани, ракушек и других материалов. А также не забываем про технику безопасности при работе с клеем.
6. Вводный инструктаж по технике безопасности
Клеем мы детали не над работой, а на специальных термо-салфетках, а затем переносим их на фон. Клей прикрываем крышкой, чтобы он не пролился. Ракушки смазываем тонким слоем и прижимаем слегка пальчиками к работе. Руки вытираем салфетками. Итак, начали.(звучит музыка « Разные моря», На морском дне лучше», « Волна» - дети выполняют все дружно аппликацию, педагог следит за правильностью ее выполнения). Все команды закончили свою работу?
Дети:
да! А теперь тихо без забот Организуем выставку ваших работ
7. Выставка и анализ детских творческих работ:
Итак, первая команда « Алый парус»(дети показывают и рассказывают, что они изобразили). Затем, вторая команда « Альбатрос». Какой красивый подводный мир получился у вас. Наше море ожило, благодаря вашей слаженной работе.
8. Итог занятия и выводы с элементами рефлексии:
Понравилась ли вам ваша работа? А аппликация другой команды? Давайте все вместе похлопаем друг другу.(дети хлопают). Что вы узнали сегодня нового о морских животных?(дети отвечают). Молодцы! Но известны морякам и беды моря
Их много, даже трудно сосчитать Какие беды моря вы знаете?(ответы детей) Давайте посмотрим какие же беды бывают у моря:
Первая беда:
-это мусор на пляже, которые люди оставляют после отдыха, а животные думают, что это еда, едят и в итоге погибают(наклеиваю морского котика умершего от мусора на пляжах), бутылки и бочки с караблей тоже сбрасывают в море (наклеиваю на доску картинки морское дно засорено бутылками и бочка плывет по морю).
Вторая беда:
-это сточные воды(наклеиваю картинку) , которые сливают в моря и от них гибнут осьминоги и морская рыба (наклеиваю картинки).
Третья беда:
-это браконьерство(наклеиваю на доску картинку) - массовый отлов крабов приводит к их исчезновению.
Четвертая беда:
-это нефтяные пятна(наклеиваю на доску картинку). Танкеры везут в своих трюмах нефть, но нечайно наскакивают на подводную скалу и получают пробоину. Нефть разливается по воде скользкой пленкой и птицы из нее не могут вылетить и тоже погибают (наклеиваю картинку). И вот поэтому Я предлагаю нашим двум командам Призыв в защиту моря написать. Чтоб берегли глубины моря, Его растения, животный мир, Чтоб человек разнообразие морское Для будущих потомков сохранил.
е) Конкурс « Призыв в защиту моря»
Последний конкурс называется « Призыв в защиту моря»(каждая команда придумывает в стихах призыв, вписывает его на лист, а затем озвучивает, на это задание вам дается 1 минута). Итак, начали(звучит музыка» Дорогою добра») Затем команды озвучивают свои призывы, которые наклеиваются на доску. Молодцы, ребята! Очень хорошие призывы вы сочинили. Морские животные-беззащитны. Жизнь на планете Земля невозможна без них. Если они исчезнут, то исчезнет и красота нашей природы. -Помните это! Не истребляйте, охраняйте и любите их. Давайте будем к тому стремится, Чтоб нас любили и морские животные и птиц(наклеиваю картинку на доску) И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям.(наклеиваю картинку) Учитесь любоваться красотой природы, будьте добры и милосердны не только к животным, но и к окружающим вас людям. Ребята сегодня вам пришлось вынести нелегкие испытания. В этом соревновании окрепла ваша дружба, взаимовыручка, сплоченность и отвага, которые помогли вам преодолеть все преграды. Желаю вам оставаться такими же дружными, смелыми, и находчивыми. Семь футов под килем Желала я вам,
И вот приближаемся Мы к берегам. Семь конкурсов сложных Уже позади Итог подведет Беспристрастно жюри.
9. Слово жюри
(Победила-дружба!)
10. Награждение и поощрение детей сладкими призами(
вручение конфет в виде морских обитателей)
11.Уборка рабочих мест.

МОУДОД « Центр детского творчества№2»

Открытое занятие
на тему:
Экологическая игра « Открываем

тайны моря»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Белокосова Ирина Васильевна

Вид проекта: информационно-творческий

Участники: дети средней группы «Светлячок»

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
  • развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать способность вслушиваться в звуки природы;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности ;
  • использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
  • учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта:

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта.

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое..!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете?

Что вы знаете об обитателях подводного мира?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?

Чем питаются обитатели моря?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий « Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка –клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х.-К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами « Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

  • Прослушивание песен о море;
  • Слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина»;

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;

Помощь в организации досуга на морскую тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну »

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры

Цель:Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Оформление игрового уголка «Морской мир»

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель:Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.

Оборудование и материалы : Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты.

Лилия Сафарова

Программное содержание

Закрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.

Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.

Работа по ориентировке в пространстве.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Обогатить словарный запас: морской узел, морской конек, палуба, матрос, спасательный круг, кок-повар, капитан, морские следопыты.

Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, и творческие способности ребенка.

Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.

Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.

Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Пояснительная записка

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. Детская игра- сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства обогащать впечатления об окружающем мире.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

В процессе игры создаются различные ситуации. Ребенок не только слушает и наблюдает, а активно действует. Включаясь в ситуацию, дети тренируются в выполнении игровых действий, связывании их в единый сюжет.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре «Морские следопыты» у детей возникают ситуации, которые способствуют усвоению ими основных социальных отношений: ребенок находит выход из создавшихся ситуаций, делает определенные вывод.




Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на корабле под названием «Брик». По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием. Также ставится задача о выполнении маршрута по карте. На карте есть острова с интересными заданиями.

Первый «Заколдованный остров»

Дети отгадывают загадки на морскую тему.

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

(Морская звезда)

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг …

(Морской конёк)

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан.

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная …

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я…

(Осьминог)

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник стоит?

(Дельфин)

Второй остров «Морские обитатели»

Дети отгадывают силуэты морских животных и животных жарких стран.

Третий остров «Остров развлечений»

Игра «Море волнуется раз».

Четвертый остров «Заколдованные животные»

Дети собирают пазл и описывают части животных, которые нарисованы, затем дать характеристику животного: обитание, питание, окраска.

Пятый остров «Морской узел»

Дети по образцу завязывают морской узел на канате.

Шестой остров «Остров сокровищ»

Дети отвечают на вопросы и получают фишки в виде золотых монет.

1. Чем отличается море от реки? (Море соленое, а река пресная)

2. Какое самое большое морское животное? (Кит)

3. Кто проглотил солнце? (Крокодил)

4. Из какого животного плещет фонтан? (Кит)

5. У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч)

6. Как называется морская трава? (Водоросли)

7. Какие сказочные герои живут в море? (Русалка, рыба Немо)

8. У какой рыбы есть пила? (Рыба-пила)

9. Царь морей? (Нептун)

10. Какая звезда живет в море? (Морская звезда)