1 слайд

2 слайд

Психоло гия (др.-греч. ψυχή - душа; λόγος - знание) - наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, а так же психологических особенностей отдельных людей либо их групп. Включает в себя фундамента льную психоло гию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну ю психоло гию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи ческую психоло гию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.ля добавления текста щелкните мышью. Определение психологии

3 слайд

4 слайд

История Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн на момент 1940 года охарактеризовал психологию с исторической точки зрения следующим образом: «Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой». Психология начала развиваться с временен античности и до сих пор продолжает свое развитие.

5 слайд

Предмет психологии Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. Душа (все исследователи до начала XVIII века) Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология - Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер) Непосредственный опыт субъекта (структурализм - Вильгельм Вундт) Приспособляемость (функционализм - Уильям Джеймс) Происхождение психических деятельностей (психофизиология - Иван Михайлович Сеченов) Поведение (бихевиоризм - Джон Уотсон) Бессознательное (психоанализ - Зигмунд Фрейд) Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология - Макс Вертгеймер) Личный опыт человека (Гуманистическая психология - Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

6 слайд

Отрасли психологии Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии». Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, медицинская психология, юридическая психология и многие другие.

7 слайд

Место психологии в системе наук Положение психологии связано с двумя разноплановыми традициями. Первая представляет собой её стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая - стремление занять место житейской психологии. Как указывают В. В. Петров и В. В. Столин, обе цели принципиально недостижимы. В сравнении с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину со своим понятийным и методологическим аппаратом для изучения психической жизни. Вместе с этим психология имеет особенности, связанные с тем фактом, что объект её изучения способен к внутреннему отражению своих состояний. Научная и житейская психология сохраняют принципиальные различия, но при этом взаимосвязаны друг с другом. Психология имеет связь как с естественными, так и с гуманитарными науками. Связь психологии с естественными науками имеет в своей основе биологическую природу человека. Однако особенностью человека является то, что он является социальным существом, психические явления которого во многом социально обусловлены. По этой причине психологию принято относить к гуманитарным наукам. Отличительной особенностью психологии является слияние объекта и субъекта познания.

8 слайд

Дискуссии по поводу научного статуса психологии Научный статус психологии на протяжении длительного времени является предметом обширных дискуссий. Как отметил в 2005 году член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН А. В. Юревич, психология занимает промежуточное положение между наукой и паранаукой. Большинство специалистов сходится во мнении, что в настоящее время психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений, методологий и целей. Среди психологов нет консенсуса ни относительно того, насколько научна современная психология, ни относительно того, может ли она быть научной в принципе. Даже среди тех, кто считает возможным приведение психологии к научным стандартам, нет согласия по поводу того, к какому типу наук её следует отнести. Американский психолог Б. Р. Хегенхан в 2009 году указал, что учёные дают целый ряд ответов на вопрос, является ли психология наукой, и содержание этих ответов зависит от того, кто их даёт и какой аспект психологии при этом подразумевает: нет, она представляет собой допарадигмальную дисциплину; нет, её предмет слишком субъективен, чтобы поддаваться научному исследованию; нет, но она может и должна стать наукой; и да, и нет: она частично является наукой, а частично – нет; да, психология является научной дисциплиной, использующей научную методологию. Научный статус психологии служит предметом полемики в современной дискуссии между модернизмом и постмодернизмом.








ФУНКЦИИ ПСИХИКИ Активное отражение воздействий окружающей действительности; Регуляция поведения и деятельности; Осознание человеком себя и своего места в окружающем мире. Отражение – многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта






ЭТАПЫ РАЗВИТЯ ПСИХИКИ Интеллектуальная психика Поведение очень пластично. Животные могут решать сложные задачи, менять поведение при возникновении препятствий за счет выявления закономерных связей между предметами. Отмечается наличие образного и наглядно – действенного мышления.




ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ: 1.Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность; 2.Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; 3.Психическое отражение углубляется и совершенствуется; 4.Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; 5.Преломляется через индивидуальность человека; 6.Носит опережающий характер.




ДЛЯ СОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРНО: 1. Рефлексивная способность (познание психических процессов и самого себя); 2.Мысленное представление и воображение действительности; 3. Тесная связь с речью (сознательное отражение всегда словесно – понятийно означено); 4.Наличие интеллектуальных схем (правила, понятия, логические операции) 5. Способность к коммуникации.




ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ психические познавательные процессы психические состояния психические свойства ощущения восприятие внимание память мышление воображение речь эмоционально- волевые чувства воля устойчивый интерес творческий подъем апатия угнетенность направленность темперамент характер способности


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ 4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения 3. Психология как наука о поведении Начинается в XX в. Задачи психологии – Наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались 2. Психология как наука о сознании Начинается с XVII в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов 1. Психология, как наука о душе Такое определение психологии было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека


БИХЕВИОРИЗМ Основатель Д.Уотсон (1878 – 1958) Бихевиористы отказались от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии. Задача психологии должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), а цель в предсказании поведения субъекта и управлении им. Для этого необходимо: 1.Описать само поведение: 2.Выяснить стимулы, от которых зависит поведение; 3. Установить связи между стимулами и поведением. S R R)"> R), а цель в предсказании поведения субъекта и управлении им. Для этого необходимо: 1.Описать само поведение: 2.Выяснить стимулы, от которых зависит поведение; 3. Установить связи между стимулами и поведением. S R"> R)" title="БИХЕВИОРИЗМ Основатель Д.Уотсон (1878 – 1958) Бихевиористы отказались от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии. Задача психологии должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R)"> title="БИХЕВИОРИЗМ Основатель Д.Уотсон (1878 – 1958) Бихевиористы отказались от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии. Задача психологии должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R)">




ПСИХОАНАЛИЗ Основной постулат: движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых сексуальное (либидо). В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидозных влечений, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу. (1856 – 1939)


ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ Основатель М. Вертгеймер. В. Келер, К. Коффка Сознание понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. ()




ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. Маслоу (1908 – 1970) главным предметом исследования является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация, личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.


Основные концепции развития психологии Психоаналитически ориентированные концепции (глубинная психология) Концепция З. Фрейда Неофрейдизм Концепция К. Юнга (аналитическая психология) Концепция А. Адлера (индивидуальная психология) Концепция К. Хорни Структурный психоанализ Гуманистический Психоанализ Э.Фромма




КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Когнитивистская ориентация Нейролингвистическое направление (НЛП) (Р. Бэндлер, Д.Гриндер) Генетическая психология Ж. Пиаже Концепция Л. Кольберга Когнитивная психология У. Найсера. Дж. Брунера Теория конструктов Дж. Келли другие Теория «человека экономического» Теория «когнитивного соответствия» Теория «рационально- эмоциональной терапии»


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Гуманистически – экзистенциальная ориентация Концепция А. Маслоу Экзистенциально- гуманистический подход Личностно- ориентированный подход К. Роджерса Теория смысла В. Франкла Подход Р. Мэя Экзистенциально- аналитическая концепция Бюдженталя

Искусство понимания мимики, умение «читать» лица других людей очень важно для любого человека, живущего в наше время. Это умение необходимо каждому - в особенности людям, планирующим связать свою дальнейшую трудовую деятельность с профессиями, в которых необходима работа с людьми. Кроме того, умение распознавать эмоции других людей полезно в любых видах межличностного общения. Оно поможет лучше понимать друзей и родителей (ведь часто бывает трудно понять и принять то, что у людей существуют различия в том, как переживаются и отображаются на лице одни и те же эмоции). Поможет угадывать намерения малознакомых людей и быть более успешным в интимно-личностных отношениях. Цель занятия - пробудить в ребятах интерес к этой теме и побудить их к самостоятельному и более полному изучению невербального общения.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данная презентация может использовать педагогами-психологами на индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. В презентации представлены задания на развитие восприятия, внимания, памяти.

В презентации "Психологическая подготовка к экзаменам" рассматривается объективный взгляд на экзамен. Ребята из презентации смогут узнать из каких моментов должна состоять подготовка к экзамену и как правильно ее организовать на каждом из этапов. Какими способами бороться со стрессом, какие продукты необходимо употреблять. Узнают о важности режима сна и отдыха в период подготовки, ознакомятся с приемами, мобилизующими интеллектуальные возможности. Презентацию можно использовать педагогу- психологу в рамках профилактической работы.

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка поможет Вам скорректировать поведение детей. Материал разработан на основании книги Мишеля Борбра "38 способов изменения проблемного поведения ребенка" материал может быть интересен психологам, классным руководителям и родителям. Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия на методических объединениях и родительских собраниях.

Целевая аудитория: для психолога

Материал представляет собой презентацию, адресованную участникам образовательного процесса (родителям, педагогам) с целью освещения вопросов подросткового возраста и профилактической деятельности. В презентации раскрыты основные характеристики подросткового возраста, а также обозначены конкретные виды кризисных ситуаций: конфликтные ситуации в семье, проблемы общения в подростковой среде, проблема зависимостей, самоутверждение в обществе, осознание свободы личности и ее границ. Предложены рекомендации для внутрисемейного урегулирования ситуации и работы в рамках образовательного учреждения.

Целевая аудитория: для психолога

Презентация представляет собой опору для выступления специалиста-психолога перед родителями детей, собирающихся поступать в 1й класс. В презентации раскрыты основные аспекты готовности ребенка к школе: эмоциональная, социальная, моторная, интеллектуальная с их компонентами.

Презентация к программе "Уроки психологии". Доступно и наглядно объясняет учащимся основные понятия психологии.

Тест твой психологический тип предлагается учащимсяся для самопознания и закрепления понятий интраверт и экстраверт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА («психология» переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»))

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Психика – свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать человека и его поведение.

Основные функции психики (для чего существует психика и что она делает) Отражение – окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально – оно преломляется через индивидуальность человека. Регуляция поведения и деятельности – свойства личности

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь Психические процессы А) познавательные Б) эмоционально-волевые Свойства личности Состояния

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь

Познавательные процессы С их помощью мы получаем знания об окружающем мире – видим и чувствуем предметы, обращаем на них внимание, запоминаем, обдумываем, рассказываем другим, создаем что-то новое…

ощущения Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Цвета, звуки, запахи – все это ощущения. Красный, шершавый, горький, громкий – ощущения.

восприятие Это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом. Мы воспринимаем все что нас окружает: образы людей, зданий, машин, животных и т. д.

внимание Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального. Мы смотрим интересный фильм, или делаем уроки и не видим, не слышим ничего вокруг.

память Это все что мы запоминаем, что мы ощущали в нашем прошлом опыте, эти образы остаются в мозгу. Запоминаем Сохраняем Воспроизводим Узнаем

воображение Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых. Воображение как бы перерабатывает то, что есть в памяти. Произведения писателей, художников, кинематографистов появляются благодаря работе творческого воображения

мышление Получив информацию, мы перерабатываем ее. Обдумываем причины и последствия событий, поступков. Делаем умозаключения. Решаем задачи.

Эмоционально-волевые психические процессы Эмоции и чувства Воля

Эмоционально- волевые процессы Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности.

ЭМОЦИИ ЭТО НАША РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА НАС. Наше личное к ним отношение.

воля Это то, как мы контролируем свое поведение. С помощью воли мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо. А также отказаться от чего-либо (бросить курить).

Свойства личности Способности Мотивация Темперамент Характер

Свойства личности Это все что мы сами и окружающие люди могут сказать о нас. Отвечает на вопрос: «Какой ты человек?»

способности Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности. Например: способности к музыке, к рисованию и т. д.

мотивация То, что побуждает, заставляет нас делать что либо. Мотивы наших поступков.

темперамент Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность.

Типы темперамента и их характерные черты. Сангвиник – подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность. Флегматик –медлительность, устойчивость, эмоциональные состояния внешне выражаются слабо. Холерик – бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность, общая подвижность. Меланхолик – легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события.