Не ходите дети в Африку гулять...

В принципе кем угодно и примеров тому множество. Но, когда мне задают такой вопрос, то обычно имеют в виду, где выпускник биофака может работать по специальности.

Решил написать сам для себя, что бы такое можно ответить школьникам и студентам.

Для начала разберемся, что значит работать по специальности. В моем дипломе указана специальность «Ботаник». Можно ли работать ботаником? Можно, но за то, что ты «ботаник по жизни» денег обычно за это не платят.

А если серьезно, какие есть варианты? Под работой по специальности будем подразумевать использование спец. знаний и умений изученных в ВУЗе. Вариант уехать из России в данном тексте не рассматривается (введем ограничение модели:).

Тут приходится думать очень долго...

После длительного размышления можно выделить 7 основных вариантов.

1. Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе или научном институте, музее,

2. Работа в биотехнологической, агробиологической, медицинской или инновационной компании,

3. Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования, репетитор

4. Врач или ветеринар

6. Журналист

7. Ландшафтный дизайнер

Рассмотрим их подробнее

Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе
или научном институте, музее

Закончить университет и работать на благо Альма-матер, наверное, мечта как минимум половины студентов. Как с этим в МГУ?

Остаться в МГУ (во всяком случае, на биофаке) довольно сложно: первые лет 5 «светят» ставки инженеров и лаборантов и маленькая зарплата (ок. 5000 р.). Через 3, реально 5 лет «освободится» (в основном естественным путем) ставка научного сотрудника и будет БОЛЬШАЯ зарплата (20000 р., если я не прав - пишите!).

А как же гранты, гос. контракты и т. п.? - спросите вы. Гранты не дают - кризис. Если и дают, то деньги небольшие (для примера можно посмотреть средний размер гранта РФФИ), на з/п идет мало (все равно все съедят налоги), лучше купить реактивы и оборудование, в итоге в России гранты не кормят (хорошо если грант даст прибавку в 3000 р./мес.). И чем дальше, тем больше проблем при получении денег . Опять же, если известны исключения - пишите.

В итоге большинству сотрудников нужно иметь либо альтернативный источник доходов (родители, муж, ... → определенного рода селекция тех, у кого есть богатый муж или богатые родители) или где-то еще работать. К сожалению, доп. работа со временем может стать основной.

А что это я все про з/п да про деньги? Просто... при выборе места учебы этот момент кажется не таким важным, зато его актуальность значительно возрастает после получения диплома. Интересная учеба еще не обещает интересную работу, а количество времени «свободного» для науки часто имеет положительную корреляцию с получаемым результатом.

Из проблем ВУЗовского ученого - замкнутая среда той самой Альма-матер. В отличие от Европы, у нас нет никакой мобильности ученых: все варятся в одном соку и до защиты докторской диссертации помнят, кто кому наступил на ногу на первом курсе, увел девушку, разбил колбу, поставил «неуд» на экзамене и многое другое (да и после защиты не забывают).

Еще одна проблема - пед. нагрузка. Есть большая вероятность того, что оставшись в ВУЗе, большую часть времени придется не заниматься наукой, а вести занятия у студентов. К этому тоже надо быть готовым.

С институтами РАН я знаю ситуацию хуже. Думаю уровень з/п сопоставим и чаще ниже. С грантами все тоже. Зато пед. нагрузка не светит.

Музеи . Их мало. У музеев федерального подчинения проблемы с финансированием, з/п как в ВУЗе или ниже. В городских музеях насколько, я знаю ситуация лучше (ср. дарвиновский и зоологический музеи в Москве), подробностей не знаю, но вряд ли все выпускники биофака могут трудоустроится в дарвиновский музей.

Т. о., выбирая этот путь («научный сотрудник») стоит дать себе четкий ответ на вопрос «Зачем?», чтобы не забыть в процессе о цели пути.

Работа в биотехнологической, агробиологической,
медицинской или инновационной компании

Есть несколько возможных вакансий/вариантов: можно работать лаборантом, научным сотрудником (исследователем), научным консультантом, разработчиком или менеджером

Лаборантом можно устроиться в одной из многих биомедицинских компаниях (в основном связанных с ДНК-диагностикой). Что надо делать? Капать нуклеотиды и праймеры по пробиркам, ставить ПЦР (или аналогичные варианты). З/п 40000 р. при полной неделе (или при 2 через 2). Вопрос, стоит ли для этого учиться 5, а то и 6 лет, остается открытым. Через 2 мес. работы навыки капать по пробиркам будут идеальны, но что дальше? Времени-то на науку (за которой все идут в ВУЗ) нет. Какие перспективы? Карьерный рост может заключаться в переходе на менеджерскую позицию и управление лаборантами.

Работа научным сотрудником (исследователем) в компании, ведущей прикладные исследования. Это вроде бы как раз то, ради чего кажется все учились (те, кто хочет и науку, и деньги)? Но где найти такую фирму? Реальные биомедицинские, биотехнологические, компании либо не могут себе позволить вести исследования, либо это крупные корпорации, у которых исследовательское подразделение странным образом находится не в России. Известное мне исключение «Данон», и возможно что-то связанное с бактериями и нефтью/газом. Есть подозрение, что компаний таких мало, чтобы устроиться в них нужны связи, про з/п ничего не знаю

Промежуточный вариант работа технологом , например, на грибоводческом хозяйстве. З/п ок. 20000 р., не забудьте одеть сапоги, придется месить навоз или опилки. Устроиться технологом в биофармацевтическую компанию просто нереально (в России нет своей биофарм. промышленности).

Работа научным консультантом . Тут нужен знания и опыт работы. Можно идти в крупное фермерское хозяйство или растить грибы. З/п м. б. очень неплоха. Нужно дойти до статуса консультанта и наверное параллельно надо в науке работать. Мне известны счастливые сочетания в области картофелеводства. Самое забавное, что востребовано как раз то направление, которым все пренебрегают во время обучения («скучно, не интересно, это не наука»). Возможно что-то такое есть в области патогенных грибов или биодеструкции.

Работа разработчиком . Можно коммерциолизировать свою научную разработку. Денег на это выделяется много ( вопрос, куда они уходят ). Рассказывать об этом можно долго (вам интересно?), факт в том, что даже если все очень круто, нужно и перспективно, в проекте достижим реальный результат, который будет куплен, деньги за разработку будут через 3 - 5 лет. Что же есть все это время? См. др. варианты.

Работа менеджером (то есть по административной части). Строго говоря не является работой по специальности, но это наверное самый распространенный исход. З/п от 20 - 30 000 и до... Реально логистика, растоможка и т. п. В основном все завязано на Китай + есть крупные компании типа Байер, Марс и т. д.

Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования.Репетитор

Школа. Тоже писать можно долго. Сколько получает учитель в Московской школе? От 3000 и до... (ну, я так думаю до 60000 - 80000 р.). В общем вроде неплохо, но реально придется забыть про науку (или про деньги). Образование даваемое биол. ф-том строго говоря не педагогическое (далее пропустим блок о призвании/ образовании/профессии). Рисуем картину темными красками: полная нагрузка, огромное количество бумажек, психолго-педагогический и административный вынос мозга, а уж если ты завуч и клас.рук… Разница между частными и гос. школами не так велика. Частные: меньше классы и (часто) уровень школьников, но может бумажек бумажек тоже будет меньше (не факт). Возможно есть частные школы с высокими стандартами образования как в «элитных английских», но где те школы? Самое интересное, что и з/п б. м. одинаковая.

Доп. образование. В дополнительном образовании у учеников больше мотивация, обучение носит более профильный характер и требует больше спец. знаний. Но сначала меньше денег, рост з/п носит очень плавный характер, а с новыми порядками начисления зарплаты не ясно, что будет (как и в школе). Много зависит от руководителя структурного подразделения и/или директора. При пессимистично-успешном варианте карьеры «светят» бумажки и админ. должности → зав отделом → зав сектором → не остается ни науки ни педагогики, а только работа с кадрами, план работы подразделения и годовой отчет.

Репетиторы потихоньку вымирают. Ранее они готовили к спец. экзаменам, а сейчас ЕГЭ, требующий своего типа подготовки. К ЕГЭ неплохо готовят именно школьные учителя, а не вузовские преподаватели. В любом случае вряд ли репетиторство может быть основной работой, обычно это доп.

Журналистика

Для биол. журналистики вроде нужны знания (вроде по специальности), но не нужна такая журналистика. Кто-то пишет, потому что не может не писать, кто-то пишет, потому что нужны еще деньги, но мне не известны те, кто живет только этим.

Врач или ветеринар

О работе врачом или ветеринаром даже рассуждать не буду. На биофаке, в общем и целом, этому просто не учат. Есть другие ВУЗы, и не меньше проблем для обсуждения и вариантов развития событий.

Работа в министерстве или департаменте

Работа в министерстве или департаменте - это работа чиновником. Что для этого нужно? Биол. образование или связи? Про з/п молчу. Это интересно? Успешно, наверное.

Работа в ландшафтном дизайне

Работа Ландшафтным дизайнером может и подойдет под определение «по специальности», но биофак вряд ли этому учит? Открытым остаются вопросы, кем работать и где работать?

Сравнив все рассмотренные варианты, становится ясно, что выбор достаточно ограничен, п оэтому реально, закончив биофак, его выпускники в России работают:

· Фотографами

· Дизайнерами

· Пром. альпинистами

· Нянями

· В Макдональдсе (если не закончили биофак)

· Сбивают лед с крыши

· Учат танцам

· Идут в манагеры

· Создают свой бизнес

· Ну, или уезжают заграницу

При этом они, конечно, используют знания, полученные на факультете, но...

Напишите, если я что-то забыл или неправ. Интересно обсудить.

В этом году вузы окончили около 500 тысяч бюджетников. Далеко не у всех выпускников к моменту окончания вуза был опыт работы. Куда легче всего устроиться, если кроме учебной практики за плечами нет ни дня рабочего стажа?

В первый же год после окончания вуза работу находят 75 процентов выпускников. По данным портала Superjob, проще всего устроиться на работу выпускникам без опыта в банковской сфере, IT-компаниях и на предприятиях крупного бизнеса. Взять на работу новичка с дипломом готовы 60 процентов работодателей (до кризиса таких было 72 процента).

Что предлагают специалистам с дипломом, но без опыта работы? Расклад такой: 13 процентов работодателей - должности в сфере продаж, закупок или работу с клиентами, 11 процентов - инженерные специальности, 10 процентов - рабочие профессии. Примерно столько же готовы взять выпускника университета на работу администратором или офис-менеджером.

А вот программистов, как ни странно, ждет всего 4 процента работодателей. Кроме того, по-прежнему нужны секретари, диспетчеры, продавцы и бухгалтеры, юристы. Если в прошлом году 50 процентов работодателей сказали, что довольны качеством подготовки молодых специалистов, то в этом году таких только 47 процентов. Вот основные претензии: "средняя теоретическая подготовка", "высокий уровень амбиций", "зашкаливающее самомнение". Проще всего найти работу тем выпускникам, кто, будучи студентом, проходил стажировку. Так или иначе, около 80 процентов работодателей рассматривают варианты сотрудничества со стажером. И только 22 процента редко приглашают стажеров на работу или делают это очень избирательно.

Пять лет назад только 17 процентов выпускников педвузов искали работу в сфере образования, сейчас таких в полтора раза больше. Гораздо реже будущие учителя хотят теперь идти на административную работу, в отделы кадров, маркетинг и рекламу.

Основные претензии к выпускникам: средняя теоретическая подготовка, высокие амбиции

Педагоги хотели бы получать в месяц от 40 тысяч рублей (Москва). В действительности в московских школах можно заработать гораздо больше. На сайтах школ указаны средние зарплаты педагогов (без учета доходов администрации), в некоторых - 73 000, 79 000, 78 000, 77 000 рублей... В Новосибирске выпускники педвузов рассчитывают на 23-25 тысяч рублей, в Саратове - в среднем на 15 тысяч. Кстати, один из саратовских интернет-порталов попросил своих читателей анонимно ответить на вопрос о доходах. Вот что получилось: автор студенческих работ может заработать до 45 тысяч рублей в месяц, профессор в вузе - 37 тысяч.

Но больше всего сейчас везет выпускникам сельхозвузов. В последние пять лет спрос на них постоянно растет.

Нужны агрономы, зоотехники, ветеринары, технологи в перерабатывающую промышленность, - рассказала проректор Уральского государственного аграрного университета Ольга Лоретц. - Работодатели готовы брать на работу и специалистов со стажем, и выпускников без опыта работы. Крупные предприятия предлагают хорошие зарплаты - 25-30 тысяч рублей в месяц. Многие наши выпускники сами открывают фермерские хозяйства.

Есть спрос на экономистов и бухгалтеров, которые знают не только макроэкономику, но и все про надои и удои. К сожалению, в последнее время экономические факультеты во многих отраслевых вузах закрылись как непрофильные. Недавно вуз проводил мониторинг трудоустройства, и выяснилось: 90 процентов выпускников, которые сразу после окончания вуза не поехали в село, через два года все же возвращаются и работают по специальности.

Очень нужны сегодня врачи. Но не все. Больше всего вакансий на рынке труда для стоматологов, офтальмологов, отоларингологов, гинекологов. На первом месте среди выпускников медвузов - фармацевты. К сожалению, их приглашают не фармпредприятия, а аптечные сети и супермаркеты, которые открывают в торговых залах киоски с лекарствами.

Досье "РГ"

Самые востребованные у работодателей вузы

Сельскохозяйственные: Ставропольский государственный аграрный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Воронежский государственный лесотехнический университет, Уральский государственный аграрный университет, Донской государственный аграрный университет, Ульяновская государственная сельхозакадемия им. Столыпина, Красноярский государственный аграрный университет.

Медицинские: Нижегородская государственная медакадемия, Казанский государственный медуниверситет, Сибирский государственный медуниверситет, РНИМУ им. Пирогова, Первый Санкт-Петербургский госуниверситет им. Павлова, Северный государственный медуниверситет, Иркутский государственный медуниверситет.

Инженерные: МИФИ, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, МФТИ, МИСиС, МГТУ им. Баумана, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Социология - наука об обществе. Это узкое определение имеет обширнейший объем. Все, что связано с человеком и обществом, находится в зоне пристального изучения и интереса этой достаточно молодой отрасли знания.

Специалист, получивший высшее профильное образование по социологии и изучающий общество, его социальные слои, институты и группы - социолог. В каких сферах профессиональной практики может применить свое образование социолог? Чем он может заниматься в жизни? Социология - что за профессия? И какой уровень дохода может быть у представителя этой сферы? Постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Кто такой социолог?

Социолог - специалист, получивший профильное высшее образование.

Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. Организуются на политологии, либо экономики. Специалист, получивший социологическое образование, может работать в разных сферах. Предметом его деятельности является исследование общества в той плоскости, в которой осуществляется профессиональный интерес. Профессии, связанные с социологией, достаточно разнообразны.

Преподаватель

Преподавание в системе высшего образования - прямое назначение социолога.

Помимо собственно социологии и спецкурсов по углубленному профилю, специалист имеет право на чтение курсов по экономике, философии, политологии и по другим областям социальных наук. Разработка инструментария социологических исследований - область профессиональной деятельности социолога. Этот инструментарий имеет прикладное значение фактически во всех областях социальной практики - начиная от изучения покупательского спроса в торговой лавке и до уровня исследования спроса на космические исследования в мировом масштабе.

Эксперт по изучению спроса

Для любой организации важно понимание целей и задач деятельности. А для некоторых социальных институтов невозможно существование без статистических данных о состоянии общества. Анализ этих данных предоставляет социология. Какие профессии она «кормит»?

  • Государственные институты. Без знания структуры общества, запросов населения, статистических показателей развития экономики и всего общества в целом невозможна деятельность государственных институтов - политики, власти, права, юрисдикции.
  • Понятно, что ни дня не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп.
  • Некоммерческие организации. Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются.

Как видим, фактически все участники экономического пространства испытывают потребность в услугах профессиональных социологов.

Заработная плата специалиста социолога

В идеальном варианте, зарплата служит формой вознаграждения за деятельность.

Эта мера востребованности профессионального ресурса обществом. Если социология - профессия, зарплата составляет от 30 000 рублей у новичка и до 70 000 рублей в месяц у профессионала. Особенно востребован инструментарий социологических исследований и оценка рынка. Здесь уровень дохода зависит от стоимости проекта, прядок цен значительно превышает среднестатистические данные.

Если специальность по диплому "социология", что за профессия может быть избрана по окончании учебы? В каких областях социальной практики найдет применение специалист этого профиля?

Социология: что за профессия?

Маркетолог, аналитик, руководитель отдела управления информацией - в этих специалистах высокая потребность у современных работодателей. И это все профессиональные социологи. Для них область применения познаний безгранична.

Знание о разных социальных группах и слоях общества, владение системами оценок статистической информации, полученной в процессе исследования социального объекта, умение разработать социологическую программу исследования и применить полученные знания для оценки социального явления - это лишь небольшая зарисовка о специфике трудовой деятельности специалиста в области под названием "социология". Что за профессия и какое будущее у этой специализации, красноречиво говорят рейтинги профессиональной востребованности. В топ 10 входят специальности, для которых необходим диплом социолога.

Интерес к познанию общества и закономерностей его развития - это элемент общей культуры человека. Поскольку без этого знания невозможно адекватно оценивать перспективы развития в нем личности. И роль социолога благородна по своей сущности. Его знания - золотой ключик к тайнам социума и стратегии успешности!

Никто не знает ответа на эти два вопроса лучше, чем вы сами. Я могу лишь рассказать о своём видении этого всего на правах соприкоснувшегося с философским. Пусть вы уже и, вероятнее всего, поступили и решили эти вопросы для себя. Но всё же.

Я не задавался вопросом, где работать. Но меня интересовало, стоит ли поступать на философский, чтобы... чтобы там что-то найти. А искал я... себя, какого-то понимания хоть чего-нибудь - других людей, их поступков, процессов, происходящих вокруг. Я был дезориентирован вообще, я не знал, что делать, как мне жить, как двигаться в сторону ответов на эти вопросы. Я точно не хотел поступать на экономиста, куда звали родители, но не знал, что хочу сам. Так я и остановил своё внимание на философском, который как-то случайно попался мне на глаза. И поступил я туда, не прочитав ничего из философии и почти ничего из классической литературы, в чём, конечно, сейчас стыдно признаваться.
Итак, на первом собрании студентов кураторы сказали, что нам дадут "классическое" образование, и мы будет развиты всесторонне, что открывает для нас широкие возможности. Но это, конечно, пустые слова. На философском много пустых слов, поэтому - никому не доверяйте - правило первое. Сразу же правило второе - всегда ищите подлинный смысл сказанного, услышанного. И в официозных речах, и на лекциях с семинарами. И тут как бы вырисовывается первое испытание, критерий того, что философский - это и правда ваше. Это желание, стремление к пониманию. Если вы в очень многих, если не во всех, вопросах стремитесь дойти до полного понимания какого-то вопроса, то у вас есть т. н. "интерес к философии" или то, чем является смысл слова "философия" у греков. Если же вас интересуют готовые ответы, то лучше идите на естественно-научный факультет, на физфак или биофак, куда-нибудь ещё. На философском вам их не дадут, но могут дать иллюзию, что дают. Поэтому ещё третье правило - ни за что не расслабляйтесь, всегда сохраняйте свой ум в режиме недоверия, сомнения, удивления, непонимания: к профессорам, к текстам, какими бы аристотелями-гегелями они бы не были написаны, даже к себе и к своим законченным мыслям. Короче: всегда допускайте относительность тех ответов, которые вы для себя находите, и идите дальше. Никогда не удовлетворяйтесь теми ответами на любые вопросы, которые у вас есть. Это залог того, что вы не впадёте в маразм, как это случается с очень многими профессорами философского, да и со студентами тоже. После этого правила можно сформулировать второй критерий того, что из вас может получиться философ: у вас не просто стремление к пониманию каких-то "важных" вопросов, а вы просто жить без поиска ответов на них не можете. То есть должно быть всепоглощающее стремление, получение неимоверного кайфа от самого поиска, желание положить жизнь, сотни жизней на этот поиск. Вы должны реально хотеть быть философом, то есть не задавать таких странных вопросов насчёт поступления. Но ваш вопрос, конечно, ничего не значит. Сам его факт, ваше сомнение говорят о том, что вас всё же тянет в эту сторону. И вы можете разжечь это стремление ещё сильнее. И тут философской может помочь двумя факторами. Первый - как-никак на философском всё-таки читают классические тексты, что закладывает фундамент, формирует вкус, облегчает вам процесс чтения, даёт ориентиры. Лучше всего это делает работу над курсовой под научным руководством. Но и семинары с лекциями играют важную роль в этом, разве что важно читать всё и даже больше, не останавливаться на "обязательном чтении", ибо на философском очень расслабленный процесс обучения, на многое закрывают глаза, об этом ниже. Вам нужно лишь отсеивать полезные занятия от неполезных (не в ущерб успеваемости), выбрать хорошего научрука (что должно быть главным критерием в поиске вуза - хороший научрук). Второй фактор в пользу философского - это его небольшая нагрузка, особенно это касается СПбГУ, РХГА, РГГУ, ТГУ (Томск), Мининского университета (Нижний Новгород). МГУ с ВШЭ имеют бОльшую нагрузку, но в целом тоже несильно загружают в отличие от других факультетов. Это выборка факультетов в вузах субъективная - на мой взгляд, если и стоит поступать на философский, то ограничивать свой выбор только этими вузами.
Но философия - это не обучение на философском, это всего лишь часть занятия философией. Прежде всего, это ваши личные занятия, ваши личные тексты, ваше личное понимание, ваш осознанный опыт, ваша интерпретация опыта других философов и культуры вообще. Не стоит ограничиваться чтением книг и занятиями в вузе. Есть ещё формальные и неформальные лекции в разных местах города (как в столицах, так и в провинции), есть бары, есть жизнь вообще, не стоит о ней забывать и закрываться в "положении книгочея". Важно лишь всё для себя интерпретировать после опыта с тем или иным, и уже потом делать выводы. К тому же, философия - не единственный способ докопаться до т. н. понимания. Есть искусство. Есть литература. Есть отдельные виды физической активности - танец и т. д.
И осторожно. Если в вас нет такой тяги к философии, нет такого стремления к пониманию, нет возможности посвящать себя труду чтения, то вам стоит подумать о другой сфере и не идти на философский. Заканчивать философский не ради занятия философией не имеет почти никакого смысла. Для прокачки навыков лучше пойти на менеджмент, на юрфак, эти знания вам больше пригодятся в работе и её поиске. Философия - это не про работу. Ибо после философского в лучшем случае вам повезёт, и вы напишите книгу, а потом ещё и ещё, вас будут звать на лекции и мероприятия, в среднем вы просто будете работать в универе или в каком-нибудь неплохом журнале, в худшем вы будете работать где-нибудь в сфере услуг. При отсутствия интереса к философии более вероятен последний вариант. Либо ещё один, но он будет возможен лишь при вашем упорстве, это бизнес-, политическая и подобные карьеры. Но для последних лучше закончить профильные этим сферам факультеты.
И самый главный совет - развивайте прежде всего своё мышление, прислушиваетесь к своим ощущениям, развивайте свою интуицию. И будет вам... что-то. Это не указание к действию, даже если местами так и звучит. Это одно из видений того, как лучше всего делать в этих условиях. И, быть может, завтра я буду думать уже не так.
У меня всё. Удачи вам.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 12 минут

А А

Поиск работы для вчерашнего выпускника института – задача, которая не всегда отличается легкостью. Насколько бы престижным ни было учебное заведение, насколько хорошо ни учился бы выпускник — не торопятся, увы, работодатели с руками и ногами хватать молодого работника.

Почему? И как искать после института работу выпускнику?

Курс на работу молодому специалисту – как сделать выбор правильно?

Чтобы разобраться в вопросе – почему так трудно найти себе работу после института – необходимо понять и усвоить, что наиболее важную роль играет не диплом выпускника и не его желание пахать по 25 часов в сутки, а рынок вакансий, актуальность специальности в данный момент времени , опыт работы и букет талантов будущего работника.

Что нужно помнить, чтобы сделать выбор правильно?

  • Для начала — критически оцените свой уровень профессиональной подготовки . Нужно понимать, что знания, полученные в учебном заведении, могут оказаться просто устаревшими и даже бесполезными для рынка труда. Причем, и серьезная подготовка в одной из самых популярных и востребованных профессий не дает гарантий, что все работодатели будут ждать вас, распахнув объятья, у подножия карьерной лестницы. Почему? А потому что нет ни опыта, ни необходимых практических навыков. Поэтому усмиряем амбиции и, не теряя надежды на лучшее, готовимся к тому, что дорога к мечте будет трудной и тернистой.

  • Самоопределяемся. Не всегда профессия будет соответствовать буквам в дипломе. Педагог может стать редактором, инженер — менеджером и т.д. Определитесь – в какой сфере вам хочется работать. Профессия в дипломе не означает, что вы должны искать работу именно в соответствии с ним. Вполне возможно, что гораздо быстрее вы найдете работу, не имеющую ничего общего с дипломом. Это ни хорошо, ни плохо – это нормально. Расстраиваться не имеет смысла, потому что такой поворот – это возможность вашей самореализации в других сферах и раскрытия внутреннего потенциала. Да и любой опыт лишним не будет.

  • Реально оцените свои возможности. Где именно вы могли бы применить свои знания, таланты, способности и личные качества. Если выпадет шанс – соединить свои возможности с увлечениями, то работа станет не только площадкой для развития и заработка, но и отдушиной.

  • Не бегите впереди паровоза. Понятно, что заоблачная зарплата – желание каждого выпускника института. Но если вам предложили работу, в которой вам нравится все, кроме зарплаты, то не спешите хлопать дверью – возможно, это тот самый скоростной лифт к вашим мечтам. Да, придется на какой-то период «затянуть пояса», но всего лишь через год вас уже будут называть специалистом с опытом работы, а не выпускником института без опыта. Соответственно, и на желаемую должность с хорошей зарплатой будет устроиться уже гораздо проще.
  • Будьте заметным. В процессе учебы используйте все возможности «саморекламы». Предлагают выступить с докладом на конференции? Выступайте. Просят о написании проекта или создании статьи на основе дипломной работы? Используйте и эти шансы. Талантливого студента работодатели заметят еще в процессе его обучения.

  • Начинайте работать до того, как закончите институт. Пусть это будут скромные подработки, работа в вечер или на неполный день – не важно. Важно, что вы получаете опыт работы, который после выпуска станет вашем козырем. И пока ваши товарищи будут носиться по городу, вручая каждому потенциальному работодателю резюме, вы будете уже выбирать лучшее из предложений, успев зарекомендовать себя как ответственного работника. Или же просто останетесь работать в той же компании, но на полной ставке.

  • Не забывайте о специальных тренингах. Если вы не желаете работать по специальности, а куда пойти – не знаете, отправляйтесь на тренинг по профориентации (в них сегодня дефицита нет). Там вам помогут разобраться – куда пойти, чтобы работа была в удовольствие, а ваших навыков и талантов хватило работодателям.

Где и как искать работу выпускнику после института – инструкция по поиску работы молодому специалисту

  • Для начала — просмотрите все специализированные интернет-ресурсы. Их количество ограничено, и отдельные сайты предназначены именно для поиска работы выпускниках ВУЗов. Изучите все возможности ресурсов, научитесь ими пользоваться и держите руку на пульсе.

  • Составьте резюме. Как известно, – в большинстве случаев, половина успеха. Не умеете? Изучите тему составления резюме или обратитесь к профессионалам. Именно по резюме вас может заметить или, наоборот, проигнорировать, работодатель. Не увлекайтесь – трезво оценивайте возможности, чтобы ваши навыки и таланты четко соответствовали заявленным в резюме.

  • Разместите резюме на ресурсах по поиску работы. Вакансии просматривайте ежедневно, не забывайте оставлять отклики.
  • Обратитесь в кадровые агентства. Только будьте осторожны – сначала проверьте репутацию конторы и убедитесь, что она положительная.

  • Обратите внимание на форумы, которые созданы для по конкретным профессиям – на таком форуме всегда будет раздел, посвященный соискателям.
  • Не обходите стороной и социальные сети – в них сегодня немало интересных пабликов с возможностями поиска работы, включая отдельные страницы с предложениями для творческих товарищей.

  • Составив резюме, разошлите его по всем компаниям и фирмам , деятельность которых напрямую связана с вашей дипломной или иной выбранной специальностью. Серьезных усилий для этого не потребуется, а вот 2-4 интересных предложения вы можете получить.
  • Поинтересуйтесь о компаниях в вашем городе , которые имеют практику «взращивания» из новичков серьезных сотрудников с полноценным обучением. Конкуренция будет высокой, но талант и уверенность в себе всегда пробьют дорогу молодым.
  • Проработайте все свои связи и знакомства, включая родственные. Возможно, среди ваших близких, друзей или родственников есть люди, трудящиеся в «вашей» сфере. Они могут помочь, если не с трудоустройством, то хотя бы советом.

  • Ярмарки вакансий для выпускников – еще один вариант , который упускать из вида не стоит. На такой ярмарке можно напрямую пообщаться с представителями компаний, которые при личной встрече сразу смогут составить о вас определенное мнение. Информацию о ярмарках вакансий всегда можно найти в сети – интернет вам в помощь.
  • Учитесь спокойно воспринимать неудачи. Даже десяток собеседований, прошедших впустую – это опыт. Вы учитесь правильно «подавать» себя, молчать, где нужно, и говорить только то, что чего от вас ждут.

  • Собираясь на , потрудитесь собрать информацию о компании – это пригодится вам при личной встрече с руководством. И помните, что встречают по одежке. То есть, приходить на собеседование в спортивном костюме или с авоськами по пути из магазина не стоит.
  • Поиски оффлайн тоже бывают перспективными . Не поленитесь обойти все близлежащие учреждения, где требуются люди вашей профессии – не все фирмы информируют о вакансиях через интернет и СМИ.
  • Во многих ВУЗах имеется система устройства выпускников после обучения . Поинтересуйтесь – есть ли такой шанс у вас. Возможно, искать ничего и не придется.
  • Подумайте о сайте-визитке. Работодателю будет проще оценить способности соискателя, если он сможет воочию убедиться в профессионализме, например, фотографа, программиста, веб-дизайнера, художника и пр.

Не отчаивайтесь, если вам не везет. На поиски работы может уйти от недели до 3-4 месяцев, но, рано или поздно, ваша работа вас все-таки найдет .

Упорный человек просто обречен на успех!

Знакомы ли Вы с проблемами поиска работы после ВУЗа? Поделитесь своими советами для выпускников в комментариях ниже!