- (МАИ) имени Серго Орджоникидзе высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана… … Энциклопедия техники

    - (МАИ технический университет с 1993), основан в 1930. Готовит инженерные кадры по специальностям самолето и вертолетостроения, экономики и организации производства летательных аппаратов и др. В 1993 ок. 15 тыс. студентов … Большой Энциклопедический словарь

    Запрос «МАИ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное название Moscow Aviation Institute (MAI) … Википедия

    Энциклопедия «Авиация»

    - (МАИ) имени Серго Орджоникидзе — высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом… … Энциклопедия «Авиация»

    Им. Серго Орджоникидзе (МАИ), один из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области авиастроения. Основан в 1930. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана деятельность таких авиаконструкторов и… … Большая советская энциклопедия

    - (МАИ, технический университет с 1993), основан в 1930. Готовит инженеров по специальностям самолёто и вертолётостроения, экономики и организации производства летательных аппаратов и др. В 1998 около 18 тыс. студентов … Энциклопедический словарь

    Начавшееся в начале XX века бурное развитии авиационной науки и техники потребовало принципиально новых инженерных кадров для новых отраслей науки и техники. В 1925 г. на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ)… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Запрос «МАИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное … Википедия

    МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (МАИ, технический университет с 1993), основан в 1930. В составе университета 14 факультетов: авиационной техники; двигателей летательных аппаратов; систем управления, информатики и электроэнергетики;… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Гостев Анатолий. Данное издание является каталогом выставки лучших образцов европейской гравюры XV-XVIII веков. Сгруппированные по национальным школам гравюры из собрания`Центра графических…
  • 100 шедевров Европейской гравюры , Гостев Анатолий. Данное издание является каталогом выставки лучших образцов европейской гравюры XV-XVIII веков. Сгруппированные по национальным школам гравюры из собрания "Центра графических искусств"…

language mai.ru/priem

mail_outline [email protected]

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 10:00 до 17:00

Сб. c 10:00 до 14:00

Последние отзывы МАИ

Кирилл Лаптев 11:32 11.07.2013

Я поступил в МАИ в 2009 году.

На нашей специальности «системная инженерия» было две группы, в общей сложности человек 35. Первую сессию я завалил, потеряв стипендию, но дальше пошло все как надо, и больше я такой страшной ошибки не допускал. Преподаватели преимущественно молодые, 30-40 лет. По-поводу их отношения к студентам - преимущественно положительное (если и студенты к ним хорошо относятся), но было пару редких уродов, у которых никто не мог сдать лабораторную и постоянно...

Денис Никопольский 17:12 08.07.2013

Поступать в институт было интересно. Много новых впечатлений, новых отношений. Окончил я школу с физико-математическим «уклоном». Поэтому, сам процесс и содержание вступительных экзаменов особых трудностей не составили. Но, это не значит что, все было просто. Конкурс был четыре человека на место, выше было только в МГУ (5). И, конечно волнение, незнание что дальше.

Это был период расцвета советской эпохи. И, инженеры, конструкторы (авиация и космос) самые уважаемые специалисты. ...

Галерея МАИ




Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Обзоры вуза

Лучшие финансовые вузы России по версии журнала "ФИНАНС". Рейтинг составлен на основании данных об образовании финансовых директоров крупных предприятий.

ТОР-10 крупнейших вузов в Москве по количеству студентов из мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки в 2016 году.

О МАИ

Московский авиационный институт был основан еще в 1930 году. Его целью была подготовка самых высококлассных специалистов, которые могли бы работать в авиационной промышленности России. В 2009 году МАИ стал победителем среди 12 вузов Российской Федерации, которые участвовали в конкурсе программ развития университетов и, по распоряжению правительства РФ, ему было присвоена почетная категория «Национальный исследовательский университет».

Образование в МАИ

На данный момент в МАИ можно получить высшее образование конструктора и проектировщика самого широкого профиля для предприятий ракетно-космической, оборонной и авиационной промышленности. Предприятия аэрокосмических и оборонных отраслей сейчас испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, поэтому выпускники МАИ всегда будут востребованы и могут рассчитывать на успешную карьеру.

Сейчас в МАИ и его четырех филиалах – «Взлет» в городе Ахтубинске Астраханской области, «Ракетно-космическая техника» в городе Химки Московской области, «Стрела» в городе Жуковский Московской области и «Восход» в городе Байконур Республики Казахстан, - учатся около 20000 студентов на различных формах обучения.

В институте можно получить образование по 33 направлениям подготовки бакалавров, 12 направлениям магистратуры и 9-ти, востребованным на современном рынке труда, специальностям. К тому же в МАИ можно получить послевузовское образование по 50 специальностям, дабы расширить собственный кругозор и быть в курсе новейших технических разработок в сфере авиации и оборонной промышленности.

В МАИ также есть возможность получения второго высшего образования. Второе образование студенты могут получить как после окончания вуза, так и одновременно с первым образованием. Таким образом, при выпуске из МАИ студенты получают два диплома единовременно, что существенно повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Выпускники МАИ

С момента основания института, с высшим образованием МАИ закончило около 160 тысяч специалистов как для ракетно-технической, так и для авиационной промышленности. Среди выпускников института:

  • 250 главных и генеральных конструкторов, а также несколько руководителей научно-исследовательских программ и проектных организаций в сфере авиации;
  • 50 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук;
  • 21 летчик-космонавт, каждый из которых побывал в открытом космосе;
  • Елена Серова – выпускница МАИ - включена в состав экипажа Международной космической станции, вылет которого должен произойти во второй половине 2014 года;
  • 100 летчиков, которые занимаются испытанием авиационной техники;
  • множество Героев России и СССР и заслуженных летчиков-испытателей.

Благодаря активному развитию спорта в институте, в МАИ было подготовлено около 60 олимпийских чемпионов Европы и мира по самым разным видам спорта.

Трудоустройство выпускников МАИ

Для того чтобы трудоустроить своих выпускников и адаптировать их к современному рынку труда, в 1996 году на территории МАИ был создан Центр трудоустройства, который входит в состав Ассоциации центров трудоустройства вузов Москвы. База данных центра постоянно обновляется работодателями, которые заинтересованы в выпускниках МАИ, и на данный момент таких предприятий насчитывается уже более 200.

Для студентов вуза каждый год проводится «Аэрокосмический форум», который включает в себя «Ярмарку вакансий», где студенты могут увидеть, какие специальности сейчас востребованы и какие качества особенно ценятся работодателями. Также в МАИ проводятся семинары по успешному трудоустройству и построению карьеры, где студентам рассказывают подробно о том, как выгоднее преподнести будущему работодателю свои лучшие качества, дабы получить желанное место работы, и как затем себя проявить, чтобы быстро сделать блестящую карьеру.

После выпуска своих студентов Центр трудоустройства МАИ проводит исследования их востребованности на рынке труда. Данный мониторинг показал, что около 10000 выпускников вуза успешно работают на предприятиях Роскосмоса, Минпромторга и в других государственных корпорациях, что свидетельствует о том, что в институте они получили отличные знания и смогли использовать их в своей практической деятельности.

Научная деятельность в МАИ

На данный момент в институте реализуется программа «Научно-педагогическая молодежь». В рамках этой программы в аспирантуру МАИ были приняты 42 аспиранта, которые должны до окончания аспирантуры написать и защитить диссертацию, а после этого проработать в институте 3 года в качестве преподавателей. Если же по окончанию этого срока они не захотят покинуть МАИ, то могут там остаться работать и дальше.

Научно-исследовательской деятельностью в МАИ занимается около 3000 студентов, которые участвуют в:

  • студенческом конструкторском бюро авиационного моделирования;
  • студенческом конструкторском бюро экспериментального самолетостроения, где разрабатывается создание спортивных и очень легких самолетов;
  • студенческом конструкторском бюро вертолетостроения, где разрабатываются дистанционно-пилотируемые малоразмерные летательные аппараты.

Участвуя в таких исследованиях, студенты могут теснее общаться с профессорским и преподавательским составом института, а значит глубже вникать в суть своей будущей профессии. Тем более что студенты, которые успешно занимаются наукой, получают именные стипендии и премии, а за участие в конкурсах и выставках – медали и дипломы, которые затем повысят их конкурентоспособность на рынке труда.

Я мама студента третьего курса. Сын учится на программиста. Учиться очень тяжело, по три шкуры сдирают. Особенно на первом курсе, особенно Вестяк!) Но, те кто действительно хочет учиться, а не пришел просто за корочкой, те всегда на плаву. За три года, по словам сына, отчислены либо те, кто явно не потянул и перевелся в другой ВУЗ по-легче, либо те кто "забил" на учебу вообще, не появлялся на лекциях, не сдавал лабораторные, зачеты и экзамены.

Мой старший сын в этом году закончил учебу на 1 факультете и поступил в аспирантуру без экзаменов. Когда защищал диплом-аудитория аплодировала. Могу сказать, что учиться сложно, филонить не получиться, гранит науки нужно грызть. Преподаватели высокого уровня и старой закалки, они и куют сегодняшние высококвалифицированные кадры. Из 27 человек, поступивших с моим сыном на кафедру, к финишу пришли только трое. Но это специалисты высочайшего уровня. Работодатели готовы их брать на любых условиях. 02. 07 с младшим сыном также подали документы в МАИ. Насчет приемной комиссии согласна- полный бардак, удивительно, что за столько лет люди, которые занимаются организацией приема абитуриентов не удосужились промониторить другие ВУЗы (а как у них?) или хотя бы перенести приемную комиссию в ДК, где есть стулья. Огромнейшее неудобство- нельзя в одном месте выбрать факультеты по приоритету, пришлось этот ад проходить дважды.

Первое время будет трудно. Самый частый вопрос в голове будет "зачем оно мне нужно?" касаться будет в первую очередь начерталки, инжеграфа, химии. Придётся смириться с тем, что нужно, и стиснув зубы сдавать учить, зубрить, предметы. Покупать ли чертежи? На мой взгляд лишь в самом крайнем случае. Поверьте человеку, не приспособленному для черчения никак - любой чертёж можно сдать, задолбав препода своим усердием и постоянным исправлением указанных преподом косяков, (на платные по инжеграфу я так и не попал), а вот купленные чертежи палятся сразу и есть риск быть посланным с ними. После первых неудач на сессии может возникнуть острое желание свалить куда-нибудь, где легче. Даже не сдача экзамена с трёх попыток и уход на платные курсы - вовсе не повод это желание осуществлять, тем более если хвост один. Примерно вот такие трудности, будущие первокурсники.

МАИ у меня под боком. Преподавала в соседней школе, очень многие ученики пошли в МАИ, причем в основном троечники. По-моему, все, кто хотел, все и поступили. Сведения 7-летней давности. Сильный там остался сего один факультет, программирование. В нашей школе раньше были 9-11 классы, которые вели преподаватели из МАИ, лет 15 назад они были очень востребованы, туда был конкурс. 7 лет назад туда брали всех без разбору, сейчас никак не наберут на одну подгруппу в классе. Я думаю, что МАИ можно рассматривать как запасной вариант. МГУ ВМК закончила сама, три года назад закончил сын (бюджет). Учиться трудно и никаких взяток там не берут, дерут три шкуры. На курсе у сына к диплому осталось меньше половины курса, и платников выгоняют, не стесняясь, одноклассник сына (платник) вылетел со 2 курса и приземлился в МАИ, и закончил его, не сильно утруждаясь. Но вообще я не очень довольна, как сейчас на ВМК учат, специалисты из Бауманского гораздо сильнее.

Здравствуйте, переодически просматривая записи, заметила, что о МАИ очень мало сливов. Ну так вот вам мой отзыв о МАИ. 11 класс я мягко говоря прогуляла, и поэтому ЕГЭ сдала неважно, сдавала 5 предметов: русский, математика, английский, обществознание и как запасной взяла географию. Определённой цели для поступления не было, думала что-то связанное с экономикой, ну а географию даже и не планировала. Так оказалось, что сильной как раз и вышла география, к которой почти не готовилась. Судьбой сложилось так, что поступила я в МАИ. Возникает логичный вопрос, что там можно делать с географией, так вот, там есть специальность "экологическая безопасность космической деятельности", пошла я туда из-за романтичного названия, особо не представляя, что буду изучать.

Немного об учебном плане Первый курс был очень тяжёлым для всех моих одногруппников, так как все мы практически гуманитарии, а в первом семестре наш учебный план был завален математикой, физикой, начертательной геометрией и так далее, по специальности был всего лишь один предмет. Сдавали сессию с мыслью что после 1 курса никакой физики и математики больше не будет. Было очень тяжело, когда ты всем сердцем ненавидишь эти предметы. Во втором семестре история повторилась, но появились и более специализированные предметы, сейчас я учусь на втором курсе, у меня есть дифуры, инженерка, материаловедение, твимс, вроде последний семестр мучений, но мы уже привыкли в общем-то, хотя неустанно повторяем: "мы же экологи" Учебный процесс Посещение не самая жёсткая вещь в этом институте, есть предметы которые обязательно нужно посещать (инженерная графика, английский язык), есть на которые не нужно, тут все по-разному, у меня не самая лучшая посещаемость, но потом приходиться платить за это в конце семестра. Расписание выдаётся в начале семестра, и больше не меняется, ну разве что если с преподом лично договориться. В день бывает максимум 4 пары, то есть заканчиваешь в 16 дня. Субботы у всех разные, раньше не учились, сейчас учимся раз в две недели.

Здания и общаги Корпуса находятся благо все в одном месте, но их состояние ужасное, лифты работают через раз, туалеты-дырки в полу, и это в главном корпусе, отсутствие мест где можно посидеть между парами, зато у нас нет гардероба, я считаю это плюсом, так как нет вечных очередей, и ты спокойной можешь сидеть в аудитории в куртке и в шапке, напоминаю, здания ужасные, окна бывают с огромными щелями. В общежитие не живу, но была в них, есть блочного и коридорного типа, тут уж все зависит от факультета, но общежитие моего факультета с громким названием "космос" в плачевном состоянии.

Развлекательной программой заправляет профбюро, и тут уже от каждого зависит, но постоянно есть возможность сходить в театр бесплатно, в музеи и тд Очень много уже получилось, но не могу ничего не сказать про маевский дух, у МАИ есть свои традиции, например когда весь институт пьёт 1 сентября на коробке, а потом полиция дружно всех разгоняет, вообще наш институт называют музыкально-алкогольным, но если ты не пьёшь, то тебя никто не принуждает. Есть очень много кричалок про маевцев, и наверное дух маевский и заставляет его любить, несмотря на все его минусы. МАИ ЭТО Я, МАИ ЭТО МЫ, МАИ ЭТО ЛУЧШИЕ ЛЮДИ СТРАНЫ.

МАИ безусловно основной институт в авиаации. Но небольшой ремонт не мешало бы в общежитии сделать, а то получается когда учимся, то все действительно соответствует высокому уровню. А когда приходим в общежитие, то уж извините совсем не соответствует... Да крнечно моквичам и москвичкам на это наплевать, понятное дело тони домой поехали и поели маминого борща. Но ведь Москва это не вся Россия, свя Россия это мы, люди со всей страны. А все эти москвичи только нос к верху, а толку никакого. Много не знают, и сильно тупят, я даже уже стала замечать, если тупит, то сто процентов москвич. Хотя я не против всех москвичей, поймите меня правильно, но те которых встречала, это мрак и ужас...

отучилася первый курс на ИНЖЭКИН МАИ

по поводу приемной комисси, когда поступала тоже был в диком ужасе от всего происходящего, даже думала отказаться от затеи туда поступать, но нет, поступила всё таки) такой беспорядок творится там всегда и по-моему менять ничего не собираются, главное не судите об этом весь институт!

на счет ремонта - сначала бросается в глаза, конечно, обстановочка, но потом привыкаешь) да и в самом корпусе ИНЖЭКИНа недавно был ремонт, там всё ооочень даже хорошо + построили сейчас новый корпус, не помню правда для какого факультета

само образование - на хорошем уровне, не плохо, но и не отлично, сами понимаете, не в МГУ поступаете. преподаватели действительно учат, в большинстве случаев просто так и за красивые глаза оценку не поставят) мне за год запомнились преподаватели по праву, истории (которую я не любила, но на лекции этого преподавателя ходила с удовольствием), матана (это вообще сложно забыть), экономика, информатика, статистика и тд. все перечисленные очень достойные преподаватели!

НО! отдельно хочу сказать про деканат и всё что с ним связано - это просто ад! ужас! кошмар! люди, работающие там - просто нелюди, по-другому сказать не могу. что в самом деканате девочки сидят, от которых никогда ничего не добьешься, постоянно злые какие-то, и так далее, не понимаю, зачем пошли на эту работу, если им это не нравится, что, самый кошмар - это зам. декана - я вообще не знаю, кто ее пустил работать с людьми, тем более со студентами! постоянно на всех орет, в прямом смысле слова, я не разу ее не видела, чтобы она на кого-то не орала, если что-либо от нее получить надо - сами понимаете, что вас ждет. остается только максимально ограничиваться от этой персоны, но когда приходится сталкиваться, в любом случае остается неприятный осадок после общения. такое ощущение, что она либо больна на голову, либо нервы пора лечить, либо ей просто нравится вымещать всю свою злость на студентах

а так институт хороший) я не пожалела ни разу, что поступил именно сюда, и атмосфера хорошая(ну почти) и преподавание!

МАИ является одним из крупнейших технических университетов России. В настоящее время в университете по различным формам обучения обучаются около 21 000 человек. В МАИ организована многоуровневая подготовка специалистов в рамках системы непрерывного образования, начиная от предуниверсария МАИ и дополнительных образовательных программ для школьников 8-11 классов до курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
План приёма в 2019 г. составляет более 3750 человек.

План приёма студентов на бюджетные места в 2019 году

Преподавателей и исследователей

Преимуществом подготовки студентов в МАИ является направление их на профильные предприятия, где они под руководством специалистов промышленности выполняют специализированные курсовые и дипломные проекты, проходят все виды практик, при этом предприятия оплачивают их труд и назначают дополнительные стипендии. Это помогает студентам видеть свои перспективы на предприятиях, а работодателям — способности будущих сотрудников. По такому виду обучения МАИ заключил договоры более чем со 150 организациями. На предприятиях проходят стажировки и преподаватели университета.

Подготовка специалистов в филиалах университета осуществляется в ведущих центрах авиационной и ракетно-космической промышленности:

  • в г. в г. Жуковском — с целью обеспечения кадрами предприятий АО «ОАК», ЦАГИ, АО «НИИП имени В. В. Тихомирова»;
  • в г. Ступино — с целью подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса ОАО «НПП «Аэросила», АО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» и для входящего в состав Госкорпорации «Ростех» — ОАО «Ступинская металлургическая компания».
  • в г. Химки — с целью обеспечения кадрами со средним профессиональным образованием предприятий Госкорпорации «Роскосмос»;
  • в г. Ахтубинске — с целью подготовки специалистов для Государственного лётно-испытательного центра ВВС РФ;
  • в г. Байконуре — с целью подготовки кадров для эксплуатации ракетных стартовых комплексов на космодроме «Байконур».

МАИ реализует целевой набор в соответствии с государственным планом подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на 2016-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 192).

МАИ занимает лидирующее место среди самых востребованных организациями ОПК учебных заведений страны.

Суммарно в 2018 году целевой приём от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Госкорпораций «Ростех» и «Роскосмос», Концерна Алмаз-Антей, других ведомств, а также по договорам с органами государственной власти и местного самоуправления составил более 720 человек.

При этом наблюдается существенный рост качества абитуриентов МАИ. Так, за последние два года средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на бюджетные места, увеличился почти на 7 баллов (в 2018 г. — 75 баллов), а только целевого набора — более чем на 10 баллов (в 2018 г. — почти 70 баллов). Это один из самых высоких темпов роста среднего балла среди российских вузов.

Практико-ориентированный подход


Подготовка студентов на базе МАИ осуществляется по принципу сквозного проектирования всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Для этого в университете создана уникальная лабораторная база, соответствующая современному уровню развития промышленности. Это натурные образцы техники, включая самолёты, вертолёты, ракеты, системы вооружения, робототехники, авионики и радиолокации, аэродинамические трубы, авиатренажёры, промышленный вычислительный томограф, установка сплавления металлических порошковых материалов, порошковый рентгеновский дифрактометр, экспериментальный вакуумный стенд, комплекс оборудования для исследования микро- и наночастиц, измерительный комплекс лаборатории создания высокоточных сверхширокополосных радиосистем и другие.

Обучение по принципу сквозного проектирования



На базе научно-исследовательских лабораторий, ресурсных центров, конструкторских бюро студенты проходят подготовку и участвуют в выполнении НИОКР. Также организованы защиты дипломных проектов по созданию летательных аппаратов.

Специальные профильные предметы в МАИ преподают руководители предприятий промышленности: Б.В. Обносов, Б.С. Алёшин, В.А. Сорокин, С.Ю. Желтов и другие.

Взаимодействие МАИ с организациями


Открыть схему в отдельном окне

Московский авиационный институт осуществляет подготовку специалистов для всех российских космодромов:

  • «Байконур» (г. Байконур);
  • «Плесецк» (г. Мирный);
  • «Восточный» (г. Углегорск).

В 2009 году МАИ заключил трёхсторонний договор с Амурским государственным университетом (АмГУ) и Правительством Амурской области о подготовке специалистов для нового российского космодрома «Восточный» по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». В 2015 году состоялся первый выпуск 13 студентов, которые принимали непосредственное участие в реализации первого запуска с космодрома. В настоящий момент в рамках трёхстороннего договора подготовлены почти 100 специалистов.

В 2017 г. на базе МАИ создан IT-центр, деятельность которого направлена на подготовку кадров в части решения практических задач для бизнеса в контексте Индустрии 4.0, реализацию новых форматов сотрудничества через реализацию совместных инновационных образовательных программ и исследований, развитие студенческого предпринимательства, генерацию высокотехнологичных IT-сервисов и решений.

На базе IT-центра МАИ уже запущены следующие магистерские программы в области IT:

  • управление цифровым производством;
  • проектирование высоконагруженных интернет-сервисов;
  • машинное обучение и управление большими данными;
  • управление процессом разработки ПО;
  • кибербезопасность инфокоммуникаций.

Партнёрами МАИ в реализации новых программ IT-магистратуры стали такие компании, как ivi, Avito, СберТех, Microsoft, Samsung, HeadHunter, МТС.

Также запущен совместный акселератор IT-проектов МАИ и Фонда развития интернет-инициатив.

В МАИ реализуются дополнительные образовательные программы различной продолжительности и направленности, включая технический английский язык, деловой иностранный язык. На факультете иностранных языков МАИ за последние годы прошли обучение авиационному английскому языку более 3 000 пилотов и авиадиспетчеров гражданской авиации РФ и стран СНГ по стандартам ИКАО, проводится подготовка бортпроводников и квалификационное тестирование на определение уровня владения английским языком в соответствии со шкалой ИКАО. Специалисты факультета оказывают переводческие услуги.

Подготовка офицеров

МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Эксперимент по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе в МАИ. В настоящее время Учебный военный центр при МАИ осуществляет подготовку офицеров для службы по контракту в интересах различных видов и родов войск Вооружённых Сил (ВС) Российской Федерации. Параллельно с основным учебным процессом в МАИ осуществляется подготовка офицеров запаса на военной кафедре. Выпускники МАИ с 2013 года имеют возможность проходить военную службу по призыву в научных ротах ВС РФ.

Международная деятельность

МАИ осуществляет подготовку иностранных студентов из 59 стран, в том числе из 10 стран СНГ. Наиболее крупные контракты на обучение заключены со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Социалистическая Республика Вьетнам, Союз Мьянмы), а также с КНР, Казахстаном, Белоруссией, Узбекистаном, Таджикистаном и другими. Многие иностранные выпускники МАИ занимают руководящие должности в своих странах. В настоящее время в МАИ и его филиалах проходят обучение более 1300 иностранных граждан.

Иностранных студентов

В настоящее время в университете реализуются программы по направлениям: «Авиастроение», «Двигатели летательных аппаратов», «Ракетные комплексы и космонавтика», «Авионика и электрификация инженерных систем», в рамках которых иностранные студенты проходят обучение на английском языке.

МАИ активно взаимодействует с зарубежными университетами и корпорациями с области программ двойных дипломов и разрабатывает новые актуальные образовательные программы

В 2017 г. запущена новая магистерская программа, не имеющая аналогов в России и в мире, с Шанхайским университетом Цзяо Тун по направлениям:

  • технологии управления жизненным циклом изделий при проектировании современных воздушных судов;
  • проектирование конструкций летательных аппаратов из полимерных композиционных материалов;
  • двигатели летательных аппаратов (конструирование и проектирование ГТД, перспективные технологии производства ГТД, тепловые процессы в ГТД).

Магистранты первый год обучаются в Шанхае, а второй – в МАИ. Программы обучения имеют эксклюзивный характер и разработаны в интересах и с участием российских корпораций ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также китайской авиастроительной корпорации Comac.

Также Московским авиационным институтом совместно с Пекинским университетом авиации и космонавтики (Бэйханский университет), Нанкинским университетом аэронавтики и астронавтики, Чжэцзянским университетом, Шеньянским аэрокосмическим университетом, Южно-Центральным университетом и Харбинским Политехническим Университетом были открыты сетевые формы магистратуры на английском языке с выдачей двух дипломов по направлениям «Проектирование летательных аппаратов» и «Двигатели летательных аппаратов».

Благодаря реализации новых программ прием иностранных студентов в МАИ увеличился более чем в 2 раза.

Также в 2017 г. МАИ вошёл в приоритетный список вузов, определённых Правительством РФ в рамках реализации проекта по экспорту российского образования. Проект включает в себя привлечение российскими вузами иностранных студентов, увеличение зарубежных слушателей онлайн-курсов и иностранных школьников. Кроме того, в 2017 году МАИ вошел в перечень федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства на подготовительных отделениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Московский авиационный институт принимает активное участие в международных ассоциациях, таких как:

  • Всемирная инициатива инженерного образования (CDIO);
  • Ассоциация технических университетов России и Китая;
  • Европейская ассоциация аэрокосмических университетов PEGASUS;
  • Международный совет по авиационным наукам (ICAS);
  • Международная федерации астронавтики (IAF).

Дополнительное профессиональное образование

Ежегодно аспиранты и сотрудники МАИ проходят стажировки и повышение квалификации. За последние пять лет (2014-2018) число прошедших стажировки составило более 3 700 человек. В 2018 году 444 сотрудника и аспиранта университета прошли стажировки на предприятиях авиационно-космической отрасли. Среди них такие предприятия, как ООО «ОАК – Центр комплексирования», АО МКБ «Факел» им. ак. П.Д.Грушина, ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева, ФКП «НИЦ РКП», ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», ИПРИМ РАН, ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Южный», Инженерный центр «ОКБ им. А.И. Микояна» АО «РСК»МиГ» и др.

Кадровый потенциал университета и уникальное оборудование ресурсных, научно-образовательных центров и центров коллективного пользования МАИ позволяет на современном уровне проводить повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов профильных предприятий отрасли по более чем 110 программам дополнительного профессионального образования (ДПО) и повышения квалификации МАИ. Так, более 1300 представителей промышленности и 785 научно-педагогических работников университета прошли повышение квалификации на базе МАИ. При реализации отдельных программ ДПО активно используются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Повышение квалификации в МАИ проводится по современным методам численного моделирования, управлению жизненным циклом изделий, управлению проектами и программами и другим направлениям.

В 2017 году в университете создана Школа управления МАИ, целью которой является организация системы управленческой подготовки кадрового резерва корпораций и инженеров нового поколения.

В настоящее время в Школе управления МАИ по программам, посвященным управлению переходом корпорации на бизнес-модель жизненного цикла, прошли обучение более 100 специалистов высокотехнологичных предприятий (АО «ОАК», АО «ОДК», АО «ОСК», АО «Вертолеты России», АО «РОСНАНО», ГК «Росатом»), а также 70 сотрудников и талантливых студентов университета. В рамках обучения проектные команды работают над реальными задачами, стоящими перед корпорациями и обсуждают корпоративные лучшие практики управления программами.

Также в МАИ разработана и реализуется собственная кадровая программа МАИ «Научно-педагогическая молодёжь», целью которой является насыщение профессорско-преподавательского состава университета молодыми учёными. Программа включает в себя разделы: «Целевая аспирантура и докторантура» - организация и финансирование подготовки диссертаций аспирантами и докторантами, заключившими с институтом гражданско-правовой договор о дополнительном финансировании их обучения в аспирантуре и работы в течение 3–5 лет после окончания обучения в качестве преподавателей; «Квалификационный рост» - организация и финансирование подготовки диссертаций молодыми работниками института; «Омоложение педагогических кадров» - организация планомерного замещения молодыми учёными профессорско-преподавательского состава. В настоящее время в целевой аспирантуре университета обучаются 18 аспирантов. Всего за время реализации программы подготовлено более 60 молодых преподавателей, защитивших кандидатские и докторские диссертации.

Работа со школьниками

Профориентационной работой МАИ со школьниками 5–11 классов охвачено множество школ и профильных техникумов г. Москвы. По утверждённым учебным программам МАИ в более чем 50 базовых школах преподаватели университета проводят дополнительные занятия по математике, физике и русскому языку.

Мероприятия

Дополнительное образование

Подготовка к поступлению

Реализуется новый формат взаимодействия с Департаментом образования г. Москвы, предусматривающий системную предпрофессиональную и профориентационную работу с общеобразовательными организациями. Благодаря этому более 15 000 учащихся стали участниками различных проектов университета в 2017-2018 учебном году.

Одним из ключевых направлений такого взаимодействия является проект «Инженерный класс в московской школе», в рамках которого в 2017-2018 учебном году проходили занятия по проектной деятельности, организовано дополнительное обучение по математике, физике, информатике, осуществлялась подготовка к предпрофессиональному экзамену. Также были организованы и проведены экскурсии на предприятия инженерной направленности, таких как ПАО «Компания «Сухой», ПАО «НПО «Алмаз», ПАО «РКК «Энергия», АО «МВЗ им. М.П. Миля», ФГУП ГосНИИАС и другие. В летнее время для школьников проходят инженерные каникулы на базе МАИ. Участниками проекта стали почти 1700 школьников г. Москвы.

В рамках Постановления Правительства Москвы от 04.12.2018 г № 1466-ПП «О мерах, направленных на реализацию Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на базе МАИ открыт Детский технопарк «Траектория взлёта». Технопарк представляет собой оснащённую высокотехнологичным оборудованием площадку, на которой реализуются программы, разработанные совместно с высокотехнологичными авиационными предприятиями Москвы по следующим направлениям: беспилотные авиационные системы, IT, 3D-моделирование/промдизайн, умная фабрика, цифровое производство, робототехника, композиционные материалы, аддитивные технологии, виртуальная и дополненная реальность.

Ещё одной новой площадкой для школьников, которые интересуются наукой и техникой, станет Предуниверсарий МАИ (откроется в сентябре 2019 г.) - совместный с Правительством Москвы проект по организации профильного обучения на базе университета.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) является тематическим партнёром МДЦ «Артек». В 2018 году в совместной смене АО «ОАК» и МАИ «От мечты до достижения» приняли участие больше 100 школьников, которые были поделены на команды по этапам жизненного цикла изделия: конструктора, проектировщики, программисты, специалисты по электрооборудованию, 3D-печати и операторы дронов. Еще одна смена МАИ прошла в рамках программы «Артековские стартапы», где команда маёвцев провела образовательную программу «Современные технологии в авиастроении», а также серию занятий по аэрокосмической тематике.

Летом 2018 года в «Сириусе» прошла совместная смена Объединённой авиастроительной корпорации и Московского авиационного института в рамках программы «Большие вызовы». В течение трёх недель проектная команда школьников создавала беспилотный летательный аппарат по проекту «Умное изделие - предиктивная аналитика».

В 2017 году Московский авиационный институт подписал соглашение о развитии партнёрства с фондом «Талант и успех», который осуществляет системную работу по выявлению и сопровождению одарённых детей России.

Молодые учёные и преподаватели МАИ стали тьюторами и экспертами портала «Проектория», помогая талантливым школьникам найти эффективное решение реальных производственных задач для самых актуальных и востребованных профессий.

Олимпиада Национальной технологической инициативы, в которую входит организуемый Московским авиационным институтом профиль «Беспилотные авиационные системы», в 2017 году включена в перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). Профиль «Беспилотные авиационные системы» делает акцент на технической и инновационной деятельности в области создания беспилотных летательных аппаратов. Особое внимание в нём уделяется разработке и настройке интеллектуальной цифровой среды для организации автономной работы группы летающих аппаратов и развертывания локальной навигационной системы. /p>

Трудоустройство выпускников

Более 80 % выпускников МАИ работают на профильных высокотехнологичных предприятиях. По результатам проведенного Минобрнауки России мониторинга МАИ входит в ТОП-5 московских вузов инженерно-технической направленности по доле трудоустройства и по уровню заработной платы выпускников. Средняя заработная плата окончившего МАИ молодого специалиста составляет более 70 тыс. руб.

МАИ обладает широкими связями с промышленностью и является одним из самых востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. С целью содействия трудоустройству выпускников и адаптации студентов к рынку труда с 1996 года в университете работает Центр трудоустройства МАИ. Центр входит в Ассоциацию центров трудоустройства вузов Москвы и является координационной структурой Ассоциации. Сотрудники Центра принимают активное участие в работе Межвузовского центра развития карьеры, а также в работе Комиссии по трудоустройству Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. В базе данных Центра трудоустройства МАИ более 200 компаний-работодателей, заинтересованных в выпускниках университета.

Центр трудоустройства МАИ

Аэрокосмический клуб работодателей

Для студентов МАИ и других вузов Центр трудоустройства ежегодно проводит «Аэрокосмический форум», включающий ярмарку вакансий, семинары для студентов по построению карьеры и успешному трудоустройству, круглый стол с участием администрации МАИ, представителей компаний-работодателей и вузов аэрокосмической направленности. В форуме принимают участие более 20 компаний-работодателей, а также Центр занятости населения САО г. Москвы. Мероприятие посещает более 1 300 студентов и выпускников, которым предлагаются вакансии на предприятиях - стратегических партнёрах МАИ.

На специализированных стендах в МАИ регулярно размещается информация о вакансиях, а также о программах стажировок профильных предприятий.

Также силами Центра трудоустройства МАИ ведётся специализированный интернет-портал с вакансиями авиакосмических предприятий, на котором любой студент или выпускник может оставить свое резюме.

Участие в международных и национальных рейтингах университетов

В рамках стратегии развития МАИ реализует комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на усиление позиций университета в ряде ведущих российских и международных академических рейтингов. Так, по результатам 2018 г. МАИ не только впервые вошел в World University Ranking - ежегодный рейтинг лучших университетов мира, опубликованный британским агентством Times Higher Education (THE), но и оказался в группе 601-800 предметного рейтинга THE лучших университетов мира по направлению «Инженерные науки и технологии», а также в группе 301-500 рейтинга THE университетов стран с развивающимися экономиками.

Также, по результатам 2018 г. в ежегодном рейтинге лучших вузов стран БРИКС, подготовленном авторитетным международным агентством QS, МАИ улучшил результат прошлого года на 8 позиций и занял 105 место. Среди российских университетов, вошедших в рейтинг, МАИ вырос на 2 позиции и занял 26 строчку.

Также в 2018 г. в ежегодном рейтинге вузов России по версии «Эксперт РА» МАИ впервые вошёл в топ-30 общего рейтинга, переместившись сразу на 5 позиций и заняв 27 место, при этом показав одну из лучших динамик роста среди всех университетов.

МАИ - единственный университет в России, ведущий подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий авиационной, ракетной и космической техники от системного проектирования до реализации отдельных высокотехнологичных производств.

Фильм НТВ о МАИ:

Уникальность МАИ заключается в том, что он исторически создавался с целью подготовки конструкторов и проектировщиков практически для всех отделов и бригад ОКБ и заводов авиационной промышленности (начиная от проектирования конструкций крыла, фюзеляжа, шасси, двигательных установок до технологии и экономики производства).

Наряду с профильными для университета авиационными направлениями, университет готовит специалистов в области информационных технологий. Подготовка специалистов для аэрокосмической и оборонной отраслей ведется на образцах техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, системы вооружения, авионики и радиолокации.

Видеосюжет о 80-летнем юбилее:

МАИ обладает широкими связями с промышленностью и является одним из самых востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для ОПК. Так, в 2015 году целевой приём от Минпромторга России, ГК «Роскосмос», «Росатом», Ростех и других ведомств составил 802 человека.

Накопленный научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, наличие уникальной технологической базы, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности позволяют МАИ готовить специалистов высшей квалификации, уровень подготовки, знания, умения и навыки которых соответствуют современным требованиям отечественного и мирового рынков труда. Такие специалисты сегодня крайне востребованы предприятиями аэрокосмической и оборонной отраслей нашей страны.

В студгородке МАИ созданы необходимые условия для проживания, самостоятельных занятий и отдыха обучающихся, а также для организации внеучебной, культурно-массовой и спортивной работы.