Предисловие / Introduction

Для данного гайда использовалась информация с сайта и гайд Spunky117 с форума . Данный гайд является переводом и объединением инфомрации из этих двух источников. Автором видео, которые находятся ниже, является Spunky117.
For this the guide used information from site and guide of Spunky117 from forum . This guide is a translation and information counter the union of these two sources. The author of the videos is Spunky117.

Обзор навыков / Review of skills

Берсерк (Berserk)


Активный навык.
В этом режиме персонаж переходит на рукопашный бой, сметая всё на своём пути. Также в этом режиме у него повышается устойчивость к повреждениям и восстанавливается здоровье.
Левая рука бьет больнее (урон 300%), правая быстрее (урон 100%).
Длительность: 18 секунд. Перезарядка: 60 секунд.
Active Skill.
In this mode, the character moves to the melee, sweeping away everything in its path. Also in this mode, it increases the resistance to damage and restore health.
The left hand has harder (300% damage), right hander faster (100% damage).
Duration: 18 seconds. Recharging: 60 seconds.

Буян - первое дерево навыков Брика. Фокусируется на активном навыке (Берсерк) и рукопашных атаках.
Brawler - the first skill tree Brick. It focuses on active skills (Berserk) and melee attacks.

Железный кулак (Iron Fist)


Увеличивает урон наносимый в рукопашной на 6% (до 30%).
Increases damage inflicted during melee by 6% (to 30%).

Переполняющая ярость (Endless Rage)


Увеличивает длительность состояния берсерка на 10% (до 50%).
Increases the duration of the state of berserk by 10% (to 50%).

Жало пчелы (Sting Like a Bee)


Удар в состоянии берсерка заставляет персонажа бросаться вперед на противников. Расстояние броска увеличивается на 1,2 метра (4 фута) за очко.
Kick in the state of berserk character makes opponents rush forward. Throw distance increases by 1.2 meters (4 feet) per point.

Тяжелый удар (Heavy Handed)


Убийство врага на несколько секунд увеличивает силу персонажа в рукопашной на 12% (до 60%).
Killing the enemy for a few seconds increases the strength of character in melee by 12% (to 60%).

Охотник за наградой (Prize Fighter)


В состоянии берсерка атака на противника дает 6% шанс появления денежных призов (до 30%). P.S. Не особо полезный навык, ибо денег почти всегда хватало. В принципе при желании можно взять, но позже сбросить.
Attack in the state of berserk on the enemy gives you a 6% chance of occurrence of cash prizes (to 30%). P.S. It"s not a particularly useful skill, since the money is almost always enough. Basically, if you want you can take, but later discarded.

Короткий фитиль (Shot Fuse)


Восстановление возможности перейти в состояние берсерка уменьшается на 6 секунд (до 30 секунд).
Recovering possibilities go to the state of berserk reduced by 6 seconds (to 30 seconds).

Кровавый спорт (Blood Sport)


Убийство врага в состоянии Берсерка восстанавливает 2% здоровья персонажа (до 10%).
Killing enemies berserk restores 2% of the character"s health (to 10%).

Танк - второе дерево навыков Брика. Фокусируется на уменьшении урона как самому игроку, так и команде.
Tank - the second skill tree Brick. It focuses on reducing the damage both to the player and the team.

Закаленный (Hardened)


Увеличивает максимальный объем здоровья на 12% (до 60%).
Increases the maximum volume of health by 12% (to 60%).

Телохранитель (Safeguard)


Увеличивает защиту щита на 8% (до 40%).
Increases defense shield by 8% (to 40%).

Избиение (Bash)


Рукопашная атака может ослепить противника. Шанс этого увеличивается на 10% (до 50%).
Melee attack can blind the enemy. The chance of this is increased by 10% (to 50%).

Сокрушительная сила (Juggernaut)


Убийство врага делает персонажа невосприимчивым к повреждениям на несколько секунд. +10% к сопротивлению повреждениям (до 50%).
Killing the enemy is doing the character immune to damage for a few seconds. 10% resistance to damage (to 50%).

Возмездие (Pay Back)


Как только заканчивается энергия щита, персонаж получает бонус к атаке на 10 секунд. +8% бонуса за очко (до 40%).
As soon as the energy shield ends, the character gains a bonus to attack for 10 seconds. + 8% for bonus per point (to 40%).

Крепкий орешек (Diehard)


Увеличивает количество здоровья, которое персонаж получает при восстановлении или Втором дыхании, на 30%. Также увеличивает время до смерти при выходе из строя на 20%. (До 150% и 100% соответственно).
Increases the amount of health that a character gains in the reduction or second wind by 30%. Also extends the time before his death, in case of failure by 20%. (Up to 150% and 100% respectively).

Несокрушимый (Unbreakable)


Как только заканчивается энергия щита, персонаж получает 5 секунд быстрой регенерации энергии щита. 3% регенерации в секунду (до 15%).
As soon as the energy shield ends, the character receives 5 seconds rapid regeneration of energy shield. 3% recovery per second (15%).

Подрывник - третье дерево навыков Брика. Фокусируется на использовании взрывного оружия, в частности ракетниц и гранаты.
Blaster - the third skill tree Brick. It focuses on the use of explosive weapons, such as rocket launchers and grenades.

Способный (Endowed)


Увеличивает урон наносимый взрывчаткой на 3% (до 15%).
Increases the damage dealt by explosives by 3% (to 15%).

Быстрая перезарядка (Rapid Reload)


Увеличивает скорость перезарядки всех типов оружия на 4% и снижает отдачу на 6% (до 20% и 30% соответственно).
Increases recharge rate of all types of weapons by 4% and reduces the impact of 6% (to 20% and 30% respectively).

Месть (Revenge)


Убийство врага на несколько секунд увеличивает урон наносимый всеми типами оружия. +10% урона (до 50%).
Killing the enemy for a few seconds increases the damage caused by all types of weapons. + 10% damage (to 50%).

Большая вместимость (Wide Load)


Увеличивает количество ракет, которые может нести Брик на 1 за очко.
It increases the number of missiles that can carry Brick 1 per point.

Ликвидация (Liquidate)


Нанесение врагу урона взрывчаткой сокращает время восстановления возможности перейти в состояние берсерка на 1 секунду за попадание (до 5 секунд).
Damage inflicted on enemies with explosives reduces the cooldown of opportunities to go to the state of berserk 1 second per hit (to 5 seconds).

Чугун (Cast Iron)


Повышает сопротивляемость персонажа атакам с использованием взрывчатки на 8% (до 40%).
Increases resistance character attacks using explosives by 8% (to 40%).

Подрывник (Master Blaster)


Убийство врага на несколько секунд увеличивает скорость огня на 12% (до 60%) и позволяет восстанавливать 2 ракеты в минуту (до 10).
Kills an enemy to a few seconds the flame speed increases by 12% (to 60%) and recovers two missiles per minute (to 10

Рукопашный билд / Melee Brick

Для данного билда хорошим модификатором класса будет являться Одиночка, дающий +4 к навыку Короткий фитиль и дающий прибавку (+%) к здоровью всей команды. Также будет являться щит дающий прибавку +60% к здоровью.
It"s also good to run a skirmisher class mod with +4 in Short Fuse and a +% Team Maximum Health. You will also need a good shield with 60% Health Boost.

Ниже показана игра с данным билдом.
Gameplay Melee Brick shown in the video below.

Уровни (Level) 5-15


"Время героев умерло. Христианский, Бог, его убил. Не оставив людям не чего, кроме страстотерпцев, страха и стыда"

Беовульф (Beowulf, буквально «пчелиный волк», то есть «медведь»)

Сущность этого явления заключалось в условном «перевоплощении» человека в свирепого зверя,чаще всего волка.

ВОЛК - древний тотемный предок народов. Он покровитель воинских союзов, многие нации называли его своим прародителем. В легендах он поедает чертей, вампиров, мертвецов, пьющих кровь людей и скотины. В природе рвет зверей больных и старых, контролирует численность лисиц и бродячих собак, в районах, где он обитает, не встретить бешенства диких животных.

Дикая природа также невозможна без волка, как немыслима без него сказка или миф. Дикая волчица вскормила своим молоком Ромула и Рема, Дитриха, Кира, родоначальника турков, славянских богатырей Валигору и Вырвидуба. Гагаузы клялись волками, такая клятва признавалась более убедительной, чем обычное честное слово или традиционные клятвы именем Бога.

Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности, тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке. Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.

Звероподобные перевоплощения считались высшей формой проявления боевой ярости во многих военных традициях. Это были воины-смертники, стремящиеся в бою не сохранить свою жизнь, а как можно дороже ее продать, забрав на тот свет больше врагов. Берсерк типичен для многих европейских народов.

Судить о том, что представлял из себя образ воина-зверя, мы можем в первую очередь по скандинавским источникам, ибо в Скандинавии такие воины существовали до XII-XIII вв.. Ber — «медведь» (на древнескандинавском — «bersi»), а «serk» может означать «рубашка». Чаще всего так и трактуют этот термин — «медвежья рубашка», в дословном же переводе с древнескандинавского «берсерк» означает «тот, кто в шкуре медведя». Однако, вот незадача, тотемом берсерков был волк, и никакого отношения к медведю они не имели, иногда их еще называли «ульфхеднеры», то есть волкоголовые. Вероятно, это были разные ипостаси одного и того же явления: многие из тех, кого называют берсерками, носили прозвище "Волк" (ульф), "Волчья шкура", "Волчья пасть" и т.д. Впрочем, и имя "Медведь" (бьорн) встречается не реже. С рубашкой тоже не все в порядке, поскольку среди особенностей берсерка — его показательно голый торс, обычно дрались полуголыми - одетыми по пояс, или же в медвежьих или волчих шкурах.

Есть и другая трактовка значения корней слова «берсерк». Древнегерманского «берсерка» можно переводить по-разному, «Berr» в переводе с древненижненемецкого означает... «голый»! Это понятие дословно переводится — голый рубака». В «Саге о Томских витязях» употребляется корень «серкер», происходящий от понятия «секира». Отсюда сохранился не совсем правильный вариант названия — «берсеркер». В русской традиции чаще используется вариант «берсерк».

Единственные, документально подкрепленные данные об их существовании это поэтические образы, сохранившиеся в скандинавских сагах о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая все на своем пути. Современные ученые не сомневаются в их реальности, но многое из истории берсерков и сегодня остается неразгаданной тайной.

В письменных источниках берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови, в песне о победе короля Харальда Прекрасноволосого, в битве при Хафсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.,. Велика вероятность, что его описание документально: более тысячи лет назад Харальд Прекрасноволосый основал Королевство Норвегия, это было далеко не мирным предприятием, так как знатные роды не желали лишаться своих земель. Ему потребовалась армия. На передние боевые порядки он выбирал особенно сильных, решительных и молодых мужчин, тех самых берсерков. Те посвящали свою жизнь Одину, Богу Войны, и в решающей битве при Боксфьорде, одетые в медвежьи шкуры стояли на носу корабля, «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон». Похожие описания действий берсерков в бою можно найти и у других авторов. Например, в саге об Инглингах известного исландского поэта Снорри Стурлуссона: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда и, как у бешеных животных, у них изо рта текла пена...». В бою берсерки входили в состояние боевого транса, они впадали в неконтролируемую ярость (амок) который викинги называли боевым духом, и демонстрировали полное пренебрежение смертью. Берсерк мог вынуть копье из раны и бросить его во врага. Или же продолжать драться с отрубленной конечностью - без руки или ноги. Наверное, в этом следует искать аналогию с неуязвимостью оборотней, которых нельзя было убить обычным оружием.

В 31 главе «Германии» римский писатель Тацит пишет: Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами, кроме того, они носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier» и которые несут все признаки берсерков (за 800 лет до битвы при Хафсфьорде): "… они упрямые воины. Им свойственна природная дикость. Чёрные щиты, раскрашенные тела, выбирают тёмные ночи для сражения и селят страх в противниках. Никто не устоит перед необычным и словно адским обликом их".

Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: «Бёдвар, Бьярки, Хьялти, Хохгемут, Цвитсерк, Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг». Это указывает на элитарный характер этой касты воинов.

После принятия в Скандинавии христианства старые языческие обычаи запрещались, в частности, бойцы в звериных шкурах. Изданный в Исландии закон 1123 года гласит: «Замеченный в бешенстве берсерка будет заключён 3 годами ссылки». С тех пор воины-берсерки бесследно исчезли.

В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать.

К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это - подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом - на положении “прирученных зверей”.В нормальных условиях берсерков не терпели. Их заставляли покидать сёла и удаляться в горные пещеры, к которым остерегались ходить. Но в отрядах викингов берсерки находили себе достойное применение.

Никто из них не имел своего дома или поля, какую-то заботу. Они приходили к кому угодно, их угощали, они пользовались чужим, они были беспечны в своих делах, и лишь слабость старости делала их непригодными к воинской жизни. Они считали стыдом умирать в собственных кроватях от дряхлости и при близкой смерти они закалывались копьём.

Меч в Скандинавию проник довольно поздно, и даже после широкого распространения он был некоторое время не в чести у берсерков, предпочитавших палицу и секиру, которыми они наносили круговые удары от плеча, без подключения кисти. Техника достаточно примитивная, зато степень овладения ею была очень высока.

Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.

Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно - и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью. После припадков ярости берсерки впадали в глубокую депрессию, вплоть до следующего нервного срыва.

Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.

Существуют официальные теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Эта точка зрения является наиболее распространенной, однако назывались и другие возможные причины, такие как истерия, эпилепсия, психические заболевания и наследственность.

"Легендарная сила берсерков не имеет ничего общего ни с духами, ни с наркотиками, ни с магическими ритуалами, а была болезнью, передающейся по наследству", думает профессор Джессе Л. Байок. Исландский поэт Эгиль был вспыльчив, зол, непобедим также как его отец и дед. Упрямый характер, а голова его была такая массивная, что и после смерти Эгиля нельзя было расколоть её топором. Так написано в саге об Эгиле. Описания там указанные позволили Байоку узнать то, что семья Эгиля страдала от синдрома Пагета, наследственной болезни, при которой происходит неконтролируемое увеличение кости. Но можно ли приписывать миф вокруг берсерков только наследственной болезни?

Образ оборотня может быть связан с психиатрическим расстройством «клиническая ликантропия», при котором человек считает себя каким-либо животным, к примеру — волком.. Первое известное описание оборотничества привёл греческий врач Марцелл Сидийский

БЕРСЕРКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

А что известно о русских берсерках?

Волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор.

Вилктаки — ликантроп в литовской мифологии. Вервольф — ликантроп в немецкой и англосаксонской мифологии. Бисклаверт — ликантроп в бретонской традиции. Ульфхеднар — дословно «волкоголовые» — человек, оборачивающийся волком в скандинавской мифологии.

У русичей были Волколаки (Волкодлак, Вовкулак, Вовкун) - человек, способный превращаться в волка (медведя).

В славянской мифологии воины-оборотни полулюди — полуволки из свиты Ярилы и Велеса (у скандинавов в свите бога Одина).Волколак обладает огромной физической силой, многократно превосходящей человеческую, а так же внушительной скоростью перемещения: за ночь оборотень способен преодолеть несколько сотен километров.

В «Слове о полку Игореве» описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. - Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя, великому Хорсу волком путь перерыскивал....

"Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..." (Иордан, древний историк, VI век).

В Никоновской летописи есть удивительные строчки датированы 1000 годом: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).

Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.

Византийский писатель Лев Диакон писал о руссах, которые с огромными щитами перед тем, как пойти в атаку, рычали, выкрикивая что-то непонятное. Историк Ключевский писал: Демьян Куденевич выезжал на половецкое войско «без шлема и панциря», так же красноречиво описаны в летописях голотелые хоробры Святослава Великого:

«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.)

«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. Чудилось татарам, что восстали мертвые...»(«Повести о разорении Рязани Батыем»)

Были ли они просто сумасшедшими, бившимися насмерть фанатиками? Владели ли они сверхъестественными силами, которые защищали от ранений? Или это был наркотический эффект? Страдали ли они наследственными болезнями?

Так кто же они берсерки?

У древних германцев и викингом берсерком именовался воин, отличительными чертами которого являлось безупречное воинское искусство, отсутствие доспеха, ритуальная медвежья шкура на плечах и, вероятно, способность вводить себя в состояние измененного восприятия (боевой транс). Берсерки носили исключительно медвежьи шкуры, воины в облачении из волчьих шкур назывались ульвхендарами (или вульфхендарами), это принципиально иной воинский культ, также бытовавший на Севере Европы в раннем средневековье.

Слово «берсерк» (иногда - берсеркер) происходит от древнескандинавской формы «berserkr», которая получена сращением основ «ber» (что значит «медведь», собственно в Древней Руси медведя также называли бером) и «serkr», что переводится как «шкура» или «ткань». Некоторые лингвисты выдвигают версию о том, что «ber» в древнескандинавском также может означать «голый».

Таким образом, слово «берсерк» («берсеркер») дословно означает «медвежья шкура» или «без одежды». Оба варианта отлично описывают викингских берсерков, ведь согласно дошедшим до нас историческим свидетельствам они не носили доспеха и зачастую даже рубах, покрывая плечи и голову шкурой медведя. В традиционном английском языке форма «berserkr» приобрела вид «berserk», сегодня это слово переводят как «яростный».

Считается, что перед боем викинг берсерк (фото изображений с археологических находок представлено ниже) воздавал хвалу Одину и получал его благословение. Нет ни одной однозначно доказанной гипотезы о том, употребляли ли норманнские берсеркеры какие-то фармакологические препараты. Многие исследователи полагают, что речь тут может идти об отварах и настойках из галлюциногенных грибов, либо трав и корневищ, которые могли выполнять роль мощных стимуляторов.

Исторические свидетельства о берсерках

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что скальдическая поэзия в существенной мере приукрашивает образ берсерка, и тут нужно отметить, что в традиционных эддических текстах нет никаких упоминаний об этих неистовых воинах. Впервые берсерк появляется в саге «Глимдрапа», которая была написана знаменитым скальдом Торбьёрном Хорнклови, который жил в Норвегии в IX веке. Это эпическое произведение повествует о военных походах норвежского короля Харольда I Прекрасноволосого, само же упоминание о викинге берсерке встречается в описании легендарной битвы при Хафсфьорде (872 год).

В «Круге земном», эпическом собрании саг Снорри Стурлусона, также встречается оборот «впасть в ярость берсерка». Этот оборот Снорри использует, описывая скандинавских воинов, которые «впадали в ярость, кусали щиты и слой могли быть сравнимы с медведями». Далее Снории указывает, что «такого викинга нельзя было одолеть ни сталью, ни огнем».

Важнейшее и весьма интересное описание викинга берсеркера приведено в «Германии» Тацита. В XXXI главе он пишет, что воины берсерки готовились к своей роли с детства, им нельзя было отращивать волосы и бороду до совершеннолетия. Затем будущие берсеркеры должны были ходить с распущены волосами до тех пор, пока не повергнут своего первого врага. Также каждый из «воинов Одина» носил железное кольцо, которое он мог снять только после первого убийства, и лишь тогда его признавали как берсерка. Тацит также упоминает, что у норманнов берсерки всегда составляли первый ряд атакующего строя.

При этом Тацит не использует само слово «берсерк», его он заменяет формой «harier» (этимология неясна), что, в общем-то, понятно, ведь «Германия» писалась в I веке нашей эры, когда формы «berserkr» могло еще не существовать в скандинавском языке. Тацит, описывая неистовых германских воинов, говорит о том, что они были «упрямы и дики», носили черные щиты, а их тела были «искусно раскрашены». По свидетельствам Тацита берсеркеры нападали на врагов молниеносно и неожиданно, выбирая самые темные ночи, чтобы вселять в них страх.

Полумифический датский король Хрольф Краки, герой многих скандинавских и англосаксонских саг, неоднократно появляется на страницах произведений в окружении своих телохранителей-берсерков. Вообще, мотив элитарности викингов берсерков прослеживается во многих сагах, они часто выступают чем-то вроде личной гвардии конунга. Об этом упоминает и А.Н. Толстой в своей эпопее «Петр Первый», в частности, он пишет, что берсеркер значит «одержимый бешенством». Толстой поясняет, что берсеркеры - это воины, которые выпивали настойку из мухомора и становились настолько жестоки и свирепы, что их начинали опасаться даже сами скандинавы, а потому в войске конунга Канута у берсерков был собственный корабль.

Важно отметить, что норманны берсерки, по всей видимости, не могли адаптироваться к мирной жизни. «Сага об Эгиле», «Сага о Гисле», «Сага о Ньяле» и множество других скальдических произведений повествуют о том, что вне воинского круга берсеркеры становились убийцами, маньяками, грабителями и насильниками.

В XII веке после окончательной христианизации Скандинавии культ берсеркеров пошел на убыль и упоминания о неистовых воинах постепенно исчезают. Вероятно, это связано в том числе с законодательным актом, который был принят в Исландии в 1123 году. Этот закон запрещал носить медвежьи шкуры, также в нем указывалось, что человек, которого увидят «в бешенстве берсерка» будет наказан трехлетним изгнанием.

Версии о «боевой ярости» берсерков и распространенные мифы

Как уже упоминалось, основной гипотезой, принятой сегодня в научной среде, является версия о том, что викинги берсерки (картинки по мотивам этого образа представлены выше) употребляли психотропные настойки, в частности - на основе мухоморов. В связи с этим некоторыми исследователями высказывается мнение о том, что после приема такой настойки берсеркеры в буквальном смысле сходили с ума, ощущая себя непобедимыми, но когда действие препарата проходило, воины вполне очевидно испытывали жестокую ломку. Для того, чтобы минимизировать негативные ощущения, настойку выпивал лишь один из берсерков, а остальные затем пили его мочу, в которой также находились действующие вещества, но уже в меньшей концентрации и без токсинов.

Также существуют версии, согласно которым викинги берсеркеры не употребляли никаких средств, а их «боевая ярость» является следствием врожденного заболевания, возможно - психического и передающегося по наследству. Согласно этой гипотезе, берсеркеры могли быть подвержены тяжелым формам истерии.

Есть и другие версии, согласно которым особое состояние берсерков объясняется направленной медитацией. Воины могли сознательно вводить себя в боевой транс посредством особых практик психологического и духовного плана. В этом смысле ближайшим аналогом является боевой транс бойцов муай-тай, эта практика называется «рам муай» и имеет древние корни.

Однако нужно понимать, что все это - лишь гипотезы, и ни одна из них не имеет четкого подтверждения. Точно также некоторые исследователи высказывают версию о том, что воин, который хотел стать берсеркером, должен был в поединке победить дикого медведя. И хотя данное предположение достаточно эпично и в целом отвечает духу викингских воинов, нет ни одного исторического факта или свидетельства, который мог бы это подтвердить.

Таким образом, о культе викингов берсеркеров мы знаем не так уж много, хотя этот образ пользуется большой популярностью в массовой культуре. Нам не известно, использовалось ли берсеркерами какое-то особое оружие, проводились ли ими какие-то ритуалы и была ли это полноценная воинская субкультура или на самом деле не существовало понятия «профессиональный берсерк». Одно нам известно точно - это были великие воины, которые обладали исключительной храбростью и великолепно владели воинским искусством.

И тут достаточно привести всего один факт: согласно «Англосаксонской хронике» в битве при Стамфорд-Бридже (1066 год) во время переправы армии англичан через мост, их натиск на протяжении нескольких часов сдерживал всего один воин. В итоге, скандинав был убит, однако он дал королю Харальду достаточно времени, чтобы выстроить войско в боевой порядок, и при этом сумел убить 40 англичан. Несмотря на то, что данные об этом воине и самом ходе сражения разнятся, многие исследователи склонны полагать, что речь тут шла как раз о берсерке. Вероятно - о последнем берсерке, ведь с поражением Харольда Сурового при Стамфорд-Бридже фактически закончилась «эпоха викингов».

Что мы знаем о берсерках? Что они дрались как звери, кусали щиты и чуть ли не шли в бой с голыми руками. Так нам про них рассказали. Между тем, о том, кем на самом деле были берсерки, ученые спорят до сих пор.

Слово «берсерк»

Неясности с берсерками начинаются уже начиная с их названия. Откуда появилось это слово? Впервые оно упоминается в Старшей Эдде, затем его использует скальд Торбьерн.

Долгое время, до середины XIX века, ни у кого из специалистов не возникало сомнений, что berserkr означает «без рубашки». Однако Свейнбьёрн Эгильссон в своем словаре предположил, что «берсерк» означает «медвежья рубашка». Предположение было охотно принято, хотя никакого альянса между медведями и берсерками в родовых ирландских сагах нет. С того времени и пошла путаница.

На образ берсерков повлияли дохристианские преставления об оборотничестве, поэтому перевод «медвежья рубашка» был встречен мифологами даже с воодушевлением. Он открывал им большой простор для интерпретаций.

Единства по поводу того, откуда все-таки это слово произошло, нету до сих пор.

Источники

Берсерки были впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (предположительно 872 год). О них скальд написал: «Берсерки рычали, / битва кипела, / облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами».

Упоминаются берсерки и в «Эдде». Дважды. Оба раза они — как полулегендарные герои. Полулегендарными же являются и жены берсерков, которые сражаются в «Песнях о Харбарде» с самим Тором. Но здесь, вероятно, как это часто бывает в мифологии, произошло наложение образов, и автор имеет в виду под женами берсерков мифологических великанш.

Главным источником сведений о берсерках стала посвященная Одину глава из «Истории норвежских королей», написанной Снорри Стурлусоном: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка».

То есть здесь берсерки выступают как «люди Одина», что весьма примечательно, поскольку нигде до этого в сагах и мифах Одина не сопровождает никакая свита из воинов.

Еще есть исландские родовые саги. В них берсерки уже вполне себе реальные люди, но, скажем мягко, малопривлекательные. Они приходят в дома к простым людям накануне Рождества и устраивают там разгром, грабят и насилуют женщин. Положительным героем в таких сюжетах обычно выступает какой-нибудь бравый исландец, который побеждает берсерков либо при помощи дубины (потому что они-де неуязвимы для огня и железа), либо хитростью, потому что признается как аксиома, что берсерки глупы.

В историческом отношении именно этот образ берсерка ближе всего к истине. Принятие христианства, централизация, «переформирование армии», распад дружин викингов — все эти факторы оставили без источника пропитания большую группу бывших воинов, которые кроме как воевать больше ничего не умели. Поэтому они и грабили, и кутили, пока в Исландии не вышел «антиберсеркский» закон 1123 года, в котором черным по белому было написано: «Замеченный в бешенстве берсерка будет наказан 3 годами ссылки».
Показательно, что в законе говорится именно о «ярости берсерка», как об особом состоянии, а не профессиональной черте воинов. К этому мы ещё вернемся.

Ели ли берсерки мухоморы?

Немного разобравшись с тем, откуда берсерки в принципе появились, нужно ответить на главный вопрос…

«Мухоморная тема» постоянно муссируется в разговорах о берсерках. Впрочем, никакой объективной основы эти представления под собой не имеют.

Сначала об опьянении берсерков заговорил исланский скальд Снорри, он уверял, что берсерки пьют напиток троллей. Ни одного упоминания о чем-нибудь подобном нет в сагах о берсерках.

Затем, в конце XVIII века, об одурманивании берсерков себя психотропными средствами заговорил исследователь С. Эдман. При этом он связывал религию викингов с восточносибирским шаманизмом. Почему? Одному ему это было известно… но миф начал приживаться. Ученые, такие, например, как Рейкборн-Хьеннеруд пусть и допускают, что кто-то из берсерков действительно бился в состоянии опьянения, указывают, что это не подтверждено никакими фактами, поэтому разговоры на эту тему — сущий вздор.

Если подумать логически, то весьма сомнительно, чтобы конунг окружал себя 12-ю наркоманами с мечами и топорами.

Берсерки, которых мы знаем

Тем представлением о берсерках, которые мы имеем сегодня, мы обязаны историку-медиевисту, одному из теоретиков нацизма, члену НСДАП и сотруднику Анненербе Отто Хёфлеру.
Именно он развивал мысль о том, что берсерки — воины самого Одина, некая мужская каста избранных воинов, которые за свое бесстрашие попадают после смерти прямиком в Валгаллу, где образуют союз и наслаждаются жизнью. Между тем, по мифологическим представлениям, воины в Валгалле не образуют никаких союзов. Днем они предаются «военным потехам», то есть сражаются и убивают друг друга, а ночью уже предаются веселью. Такой «вечный бой».
Именно созданный Хёфлером образ берсерка и его идеи о государственнообразующей функции мужских союзов стали для ученого «пропуском» и в партию национал-социалистов, и в Анненербе. Это была новая мифология нацизма, в которой расово-правильные берсерки признавались настоящими «псами войны», не привязанными к жизни, безрассудно следующими за Одином. Такая героизация была выгодна новой немецкой власти, она хорошо укладывалась в рамки пропаганды.