Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета.

Пословица

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений - это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги - это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности - православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа.

Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ.

Оформление : записать на доске тему классного часа, эпиграф.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. Меценаты, спонсоры и благотворители.

2. Подвиг купца Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ.

IV. Интерактивная беседа.

V. Современные Тимуры.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием.

Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким-то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.)

Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».)

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали.

III. Информационный блок

1. Меценаты, спонсоры и благотворители

Ученик 1. Благотворительность - это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек.

Ученик 2. Меценаты - это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат - это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

2. Подвиг купца Третьякова

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи - это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ

Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович-Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович-Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.)

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

Им тоже хотелось прославиться.

Они любили искусство.

Они жалели художников.

Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

Да, потому что им было обидно, что русские художники живут в нищете.

Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в Европе.

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за будущее России. Павел Михайлович Третьяков, Савва Тимофеевич Морозов, как и другие русские меценаты, не делали себе рекламы, не любили, чтобы их восхваляли, превозносили. Они стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые занимались благотворительностью, в жизни руководствовались пословицей, которую мы взяли эпиграфом к классному часу: «Бог дает богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой отчет имеется в виду?

Примерные ответы детей:

Отчет по деньгам, куда они их потратили.

Отчет о том, как добыл человек это богатство.

Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет и заберет богатство.

Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель. Многие «новые русские» сейчас покупают яхты, роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они отчитаться перед Богом за свое богатство?

Примерные ответы детей:

Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются за нечестно нажитый капитал.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве благотворительности?

Примерные ответы детей:

Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Дать денег на развитие науки.

Помочь талантливой молодежи.

Дать денег больному на сложную, дорогую операцию.

V. Современные Тимуры

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду.

Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник - Рождество Христово. Рождественские дни - время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности?

Примерные ответы детей:

Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей.

Можно купить продукты для соседской старушки.

Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку.

Можно заступиться за слабого, которого все обижают.

Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто-то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, - и этот праздник станет еще более радостным для вас.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что-то заставило вас задуматься?

Примерные ответы детей:

Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители.

2018 год объявлен в Российской Федерации Годом добровольца (волонтера), он станет годом «всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России».

Тематическое занятие (классный час) «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» знакомит обучающихся с историей возникновения волонтёрства в России, с такими понятиями, как добровольчество и благотворительность, с деятельностью Российского общества Красного Креста (РОКК).

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цели: формирование активной гражданской позиции, готовности к общественно полезной деятельности на основе добровольчества, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участие в деятельности общественных объединений.

Задачи:

  • воспитывать интерес обучающихся к социально значимой общественной деятельности, неравнодушное отношение к нуждающимся в помощи;
  • систематизировать знания обучающихся о добровольцах (волонтёрах);
  • мотивировать обучающихся к добровольческой деятельности.

Задание 1.

В рабочем листе ответьте на вопросы кроссворда.

В соответствии с полученными ответами сформулируйте тему классного часа.

Тема классного часа «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» .

Задание 2.

Проанализируйте определения слов: «добровольчество», «благотворительность», «волонтёрство» и ответьте на вопросы.

В чем сходство данных видов деятельности? В чём их специфика?

Задание 3.

Объясните смысл высказывания Василия Осиповича Ключевского, академика Императорской Академии наук по истории и древностям Русским.

Задание 4.

Прочитайте текст. Объясните значения слов:

«дом призрения»,

«богадельня»,

«странноприимные дома».

Задание 5.

Ознакомьтесь с текстом. Выполните задание, ответьте на вопрос.

Что изменилось в благотворительной деятельности по сравнению с предыдущим периодом (смотрите задание 4).

Аргументируйте свой ответ.

Задание 6.

6.1. Вставьте в текст пропущенные слова, используя предложенные.

Слова: медики, милосердие, Александр II, Женевская, пожертвования, русско-японская.

6.2. Как вы считаете, почему в конце XIX – начале XX веков большое распространение получили санитарные поезда? Сопоставьте количество санитарных поездов в двух войнах, упомянутых в тексте.

6.3. Можем ли мы охарактеризовать деятельность Российского общества Красного Креста как волонтёрскую?

Задание 7.

Прочитайте текст. Выполните задание, ответьте на вопросы.

7.1. Выберите из представленных на слайде слов те, которые соответствуют вашему пониманию волонтёрства. Поясните свой выбор.

7.2 Почему люди становятся волонёерами? Какой смысл сегодня вкладывается в понятие «волонтёрство»? Какие новые формы волонтёрской деятельности возникли в наши дни?

Классный час

Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Во все времена школа решает социальные задачи воспитания. Работа каждого педагога, на мой взгляд, должна опираться на разумное и нравственное развитие в каждом ребёнке определённых ценностей собственной жизнедеятельности. Школа помогает обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут наши дети.

Классные часы как одна из форм учебно-воспитательной деятельности классного руководителя и подготовка к ним помогают развивать кругозор учащихся, повышают их интерес к окружающему миру, развивают разговорные навыки и индивидуальную креативность учащихся, заставляют их не только изучать проблему, но и анализировать сложившуюся ситуацию.

Привлекая детей во внеклассную работу, каждый учитель реализует три основные цели:

практическую - предложенный материал должен быть доступен для

понимания и исполнителей и слушателей;

образовательную - необходимо предлагать информацию познавательного

характера, расширять кругозор учащихся и их

представление о проблеме

воспитательную - учитель создаёт условия для проявления

индивидуальных чувств и способностей ребят

Цель данного внеклассного мероприятия (Урок благотворительности) – воспитание у ребенка гуманных чувств, развитие способности к сопереживанию и к сочувствию вообще и в частности .

Конечно, речь идет о развитии общей эмоциональ­ности школьников. Ведь эмоциональный человек более активно воспринимает происходящее вокруг, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережнее относиться к людям, животным и природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Детям свойственна бурная эмоциональная реакция на услышанное или увиденное. Именно их потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы и реализованы нами, учителями, для воспитания у ребят чуткости, внимания и сострадания.

Целесообразно проводить такого рода мероприятия для классов одной параллели. Обычно подготовительная работа требует высокой организованности не только детей, но и самого преподавателя. С учётом загруженности учащихся, подготовку классного часа необходимо проводить за 1 – 2 недели до его проведения. Прежде всего, советую составить организационный план с указанием сроков проведения предварительных собеседований с классным активом, которые помогают классному руководителю собрать необходимую информацию по предполагаемой теме разговора на классном часе.

Сначала это монопроект , т.е. ученик получает индивидуальное задание поискового характера. Классный руководитель определяет сроки отчётности о выполнении задания. Результат монопроекта – это собранный материал по определённой теме. В данном случае я поручила ребятам собрать информацию по следующим направлениям:

1. Факты из истории появления и развития меценатства в России.

2. Современные примеры благотворительности среди «звёзд».

3. Фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная

возможность нашего класса включиться в их программу или

одновременную акцию.

4. Помощь школе и микрорайону

Надеюсь, что предложенная разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим пособием молодым специалистам.

Желаю творческих идей и успехов в этом направлении своей работы.

Подготовка к классному часу

1. Сообщение ребятам о тематике классного часа.

2. Утвердить актив класса (количество детей) по подготовке мероприятия.

3. Распределить обязанности творческой группы актива.

Собрать материал по тематике классного часа для создания презентации;

а) факты из истории появления и развития меценатства в России.

б) современные примеры благотворительности среди «звёзд».

в) фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная возможность

нашего класса включиться в их программу или одновременную акцию.

г) помощь школе и микрорайону

Назначить учащихся, отвечающих за техническое обеспечение

мероприятия, т.е. установка мультимедийного проектора, экрана,

демонстрация презентации, фотографирование выступающих для отчёта

о проведенном мероприятии на сайт школы;

Написать объявление в «Классный уголок» о времени и месте проведения

«Урока благотворительности»

4. Определить дату предварительного собеседования по результатам

проделанной работы. Просмотреть материал.

5. Создать презентацию для визуального сопровождения подачи информации

6. Поручить родительскому совету закупить постеры, демонстрирующие

тематику классного часа «Урок благотворительности» и пригласить

представителя Благотворительного фонда «Кто, если не Я?».

Ход мероприятия

(по три ведущих стоят с обеих сторон экрана)

Учитель:

Ныне в обществе все чаще и чаще говорят о том, что доброта, сопереживание и сочувствие уходят в прошлое. Маленький ребенок оказывается не защищенным от агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино… Это не отменяет задачу вырастить человека - это осложняет ее. Мы полагаем, что нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие нравственно ценные качества необходимо с «младых ногтей», т.е. с раннего возраста. Сейчас. (слайд №1)

Ученик 1.

Очень здорово, что большинство из нас, задумывается над тем, кого бы порадовать, выходит за пределы ближнего круга и обращает свое внимание и на тех, кому по-настоящему его недостает. Список «очень нуждающихся людей в нашей помощи» известен каждому, вот только жаль, что чаще всего , наши благие порывы не всегда реализуются.

Ученик 2.

Кому же и почему предпочитают помогать?

Больным детям, например. Потому что, когда болеет ребенок, у нас возникает ощущение высшей несправедливости. У детей, по всем жизненным законам, впереди должно быть гораздо больше, чем позади, и их беда усугубляется и их невинностью. Когда удается спасти тяжело больного ребенка, это не просто помощь ему, конкретному, это победа над смертью вообще. Именно поэтому на лечение детей собираются, часто «всем миром», такие фантастические и, на первый взгляд, абсолютно неподъемные суммы.

Ученик 3.

(слайд №2)

Что же делать?

Помогать, начиная с ближнего круга. Не надо обязательно искать тех, кому помощь нужнее всего. Универсальных критериев их выявления не существует. Иногда для того, чтобы спасти жизнь человека, ему нужно сделать сложнейшую операцию, а иногда с ним надо просто поговорить . Надо просто реагировать на окружающую действительность. Все ли мы знакомы со своими соседями по подъезду? Может быть, рядом с вами живет одинокая больная старушка, которой некому принести молока.

Ученик 4. (слайд №3)

Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Прикасаясь к проблемам, в которых и так много сложного и часто даже трагичного, не надо усугублять ситуацию своим к ней отношением, надо стараться нести свет, как это делали многие меценаты России, имена которых история будет помнить во все времена.

Ученик 5. (слайд №4)

Действительный тайный советник, сын известного мецената – генерала от инфантерии, сенатора, обер-камергера П.Б. Шереметева – Николай Петрович Шереметев стал основателем Странноприимного дома (богадельни) в Москве. Ныне здесь находится Московский институт скорой помощи им. Н.В Склифосовского. Сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич - продолжил дело отца, будучи попечителем Странноприимного дома, он прославился на поприще меценатства и благотворительности.
Деловой мир Москвы теснейшим образом был связан с понятием «меценатство», «золотой век» которого пришелся на вторую половину XIX-XX веков, когда на историческую сцену вышли предприниматели, покровительствовавшие деятелям культуры и ученым. Они жертвовали большие деньги на нужды образования, искусства, для больниц и приютов.

Ученик 6. (слайд №5)

Винный откупщик и железнодорожный подрядчик В.А. Кокорев, которого Н.Г. Чернышевский назвал «наш Монте-Кристо», основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им живописных произведений. Он устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников – первый своеобразный дом творчества студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния, финансировал издания журналов «Русская беседа» и «День».

Ученик 1. (слайд №6)

Третьяковская галерея носит имя своего основателя – московского купца Павла Михайловича Третьякова. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие картины русских художников, работы старых русских мастеров, иконы, поддерживал передвижников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая в 1881 году стала свободна для посещения. В 1892 году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Павел Михайлович отказался от дворянства, которое ему хотел пожаловать царь после такого бесценного дара. Он гордился тем, что он – купец, и принял только звание «Почетный гражданин Москвы». Он бескорыстно помогал нуждающимся художникам, им были установлены стипендии в коммерческих училищах. Коллекция его младшего брата – Сергея Михайловича Третьякова – предпринимателя, общественного деятеля, собирателя западноевропейской живописи, также была завещана Москве, и после его смерти более тридцати лет была выставлена в двух залах Третьяковской галереи. С 1925 года она находится в Музее изящных искусств.

Ученик 2. (слайд №7)

Среди меценатов рода Морозовых хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Болезнь ее мужа продолжалась пять лет, и умная и волевая женщина, мать пятерых детей, твердо взяла управление предприятием в свои руки. Она была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре. Морозова стала одной из первых, кто поддерживал женские курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила в Москве ремесленное училище, начальную школу, была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц: психиатрической клиники, которой присвоила имя умершего супруга и Ракового института на Девичьем поле, переименованного потом в Онкологический институт имени П.А. Герцена.


Ученик 3. (слайды №8 и №9)

Что же такое «русское меценатство»? В России благотворительность, связанная воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию и соблюдение главной заповеди Христа: "Да любите друг друга". Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ Божий, становился "христолюбцем". Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которым она приносилась, потому, как две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорыстии – "Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое, не требуй назад". Русская благотворительность основывалась и на бесславии – "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне"

Ученик 4.

Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов , связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России. В программу развития русских меценатов всегда входила забота не только о теле и сознании русских людей. Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека. И поэтому русскими меценатами, прежде всего, строилось много церквей.

Ученик 5. (слайд №10)

А что мы знаем о современной благотворительности? Существует много благотворительных фондов, которые организовывают и оказывают помощь нуждающимся людям. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» сравнительно молодой. Он создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях.

Ученик 6. (слайд №11)

Каждый из нас тоже может помочь нуждающимся детям, приобретая сувениры или значки этого благотворительного фонда. Мы тоже можем подарить детям праздник! Все средства, полученные от их продажи, направляются Благотворительным фондом «Кто, если не Я?» на реализацию программы .

(Представитель фонда в конце классного часа занимается продажей значков.)

Ученик 1. (слайды №12 и №13)

А знаешь ли ты, что Чулан Хаматова и Дина Корзун активно занимаются благотворительностью. С 2005 года они вместе проводят акцию «Подари мне жизнь». В рамках этого проекта актрисы собирают средства для детей, больных раком крови, привлекают к сотрудничеству политиков, актеров, представителей бизнеса.12 июня популярная актриса Ч. Хаматова привезла детям, лечащимся в областной клинике игрушки, а потом отправилась на одну из площадок, где отмечался День Города. Со сцены она попросила публику поддержать благотворительную акцию по сбору денег на дорогостоящие препараты и реабилитацию для маленьких онкологических больных. За полчаса жители Тамбова опустили в «жертвенные ящики» больше 17 тысяч рублей.

Ученик 2. (слайд №14)

А знаешь ли ты, что в нашей школе есть много ребят из социально-незащищённых семей, что в нашем микрорайоне есть многодетные семьи? А в детском саду рядом со школой все дети любят играть разными игрушками? А знаешь ли ты, что школьная библиотека всегда рада семейным подаркам – книгам, которые вы уже прочитали и что в каждом кабинете английского языка принимают учебники, по которым вы закончили обучение?

Ученик 3. (слайд №15)

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим? Задумайтесь об этом. А придя домой, поговорите об этом со своими друзьями, братьями и сётрами, родителями, бабушками и дедушками.

Ученик 4. (слайд №16)

Одна песня может озарить мгновенье,
Один цветок может разбудить мечту,
Одно дерево может подарить нам лес,
Одна птица может начать весну.

Ученик 5.

Одна улыбка начинает дружбу,
Один хлопок веселит нашу душу.
Одна звезда ведет корабль в море,
Одно лишь слово может покорить другого.

Ученик 6.

Один луч света озаряет дом,
Одна свеча прогоняет сумрак.
Один лишь смех побеждает грусть,
Один лишь шаг начинает путь.

Ученик 1.

Одна надежда поднимает дух,
Одно прикосновение может выразить заботу.
Один голос может сиять мудрость,
Одно сердце может знать природу,
Одна жизнь может все изменить,

Все вместе

Ты свободен и вправе выбирать, как жить!”

Звучит песенка мамонтёнка «Пусть мама услышит, пусть мама придет,
»

муз. В.Шаинский
сл. Д. Непомнящий

По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,-
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.

Скорей до земли я добраться хочу,
"Я здесь, я приехал!",- я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.


На, на, на, на, на, на, на, на, нааа...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети

Использованная литература и статьи

для обсуждения форм благотворительности и беседы с классом о возможностях каждого помочь нуждающимся.

    Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.- 255 с.

    Журнал «Моя Москва»

    Татьяна Тульчинска «Все вместе»

    Ключевский В.О. Добрые люди. М.: Издание Ступина, 1915.С.5.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

    Коллекции и коллекционеры. Я познаю мир. М.: Астрель, С.212.

Домашний адрес : 127 204 г. Москва, Челобитьевское ш. 14, к.1, кв.53

Домашний телефон: 8 499 761 00 81

Мобильный телефон: 8 903 576 03 54

Адрес электронной почты:

Тип и версия операционной системы: Windows

Полное название работы:

Классный час. Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Реферат:

Материалы созданы на основе статей из журналов и Интернета. Разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим мини-пособием молодым специалистам.

Ключевые слова:

Внеклассное мероприятие. Воспитание нравственности. Уроки благотворительности.


Урок добра.

Возраст детей: 7-8 лет.

Классный час «Благотворительность… Что это такое?»

Цель занятия: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, благотворительности;

Задачи занятия:

учить детей нравственным понятиям: доброта, благотворительность,

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

Развивать творческие возможности детей.

Формы организации деятельности детей: беседа, занятие-фантазия (сказка), изготовление поделки(цветок из белой бумаги)

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Материалы для детей: бумага белого цвета, ножницы, клей, карандаш

Ход занятия:

Организационный момент

Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.

Садитесь, пожалуйста, ребята, на свои места.

Беседа.

1). - Скажите, ребята, хотели бы Вы найти такой чудесный сундук?

Конечно, все Вы любите чудеса. В нашем волшебном сундуке есть сюрприз – это сказка. Она необычна тем, что волшебник её не закончил. Мы поможем ему, но для этого внимательно послушаем…
«В одном небольшом городе жили-были по соседству мальчик и девочка. Ребятам недавно исполнилось по 8 лет, они имели самую обыкновенную наружность: невысокие, худенькие, кареглазые. Девочка любила качаться на качелях и мечтать, а мальчику нравилось придумывать необыкновенные истории, в которых он становился рыцарем или спасателем. Они часто играли вместе во дворе. Но однажды мальчик нашёл во дворе волшебную шляпу. С виду это была самая обыкновенная шляпа. Но на самом деле, все, кто её надевали, постепенно становились невидимками… И девочка стала замечать, что с каждым днём она всё меньше и меньше видит своего друга.»


Звучит грустная лирическая музыка.

Как Вы думаете, ребята, чем закончится эта сказка?

Я согласна с Вами, что добро должно победить зло. Но как? Давайте вместе придумаем продолжение этой истории.

(Дети взволнованы, говорят, что девочка идёт спасать друга. Ответов очень много. Задача учителя – выстроить связный рассказ с помощью наводящих вопросов, не дать «уйти» в сторону. Подвести ребят к мысли, что спасти мальчика можно всем миром. Обязательно придумать счастливый конец истории.)

2). Связь с реальностью.

Скажите, а в обычной жизни люди болеют? Часто? А что нужно делать, если болеешь?

Иногда бывает очень сложно вылечить болезнь. Как и в нашей истории, помогать нужно всеми. Благотворительность – это «творение блага», хорошего, чтобы помочь другим, часто незнакомым людям. Если много-много капелек росы собрать вместе, то получится море. А когда много-много людей сложат по капельке доброты, то получится океан любви. Она обязательно спасёт кого-то в этом мире.

Каждый из нас может сотворить маленькое чудо. Сегодня на занятии мы будем делать цветы из белой бумаги. Очень скоро наша школа примет участие в акции «Белый цветок». Ваши цветочки обменяют на средства для больных детей. Кому-то из них это обязательно поможет выздороветь!

3). Изготовление белого цветка из бумаги.

    2 листа формата А4 сворачиваем в 4 раза, чтобы в итоге у нас получилось 8 заготовок. На верхнем листе прорисуем контуры будущего цветка.

    Вырезаем заготовки вместе. От первого цветка нужно отрезать один лепесток, от второго – два, от третьего – три и т. д.

    Края всех лепестков должны быть склеены между собой.

    Как только клей подсохнет, можно собирать цветок: в серединку – один лепесток, затем два, три, и так до последней заготовки.
    Каждую деталь тщательно промазывайте клеем, немного прижмите к основанию. Осталось приклеить цветок на стебель и приклеить листики.

4). Выставка работ учащихся.

5). Подведение итогов:

Скажите, как можно назвать человека, который не остался равнодушным к чужому горю?

Что такое благотворительность?

К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.

Спасибо Вам за внимание.

Благодаря деятельности учащихся нашего класса, школа приняла самое активное участие в акции «Белый цветок». Я до сих пор не понимаю, как нам удалось собрать 8 тысяч рублей за 1 день. Для кого-то такие деньги - мелочь, но у нас это первый опыт подобной деятельности. Мои ребята, не смотря на столь юный возраст, все хотели быть волонтёрами, раздавать цветы на улице. В нашей школе всего 650 учащихся. Все удивлялись такому интересу и участию, ведь ещё в прошлом году в нашей школе эта акция не проводилась. Раньше цветы делали и отвозили в церковь в нашем микрорайоне. Надеюсь, что мы продолжим это благое дело.