• Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
  • Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
  • Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
  • Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
  • 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
  • 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
  • 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
  • 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
  • 6. Виды и формы психокоррекции
  • 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
  • 2. По содержанию различают коррекцию:
  • 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
  • 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
  • Содержание образования
  • 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
  • 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
  • 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
  • 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
  • 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
  • Технологическая карта коррекционного занятия
  • 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
  • 17. Психологические особенности младенческого возраста.
  • 1. Кризис новорожденности
  • 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
  • 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
  • 4. Основные линии психического развития ребенка
  • 5. Новообразования младенческого возраста
  • 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
  • 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
  • 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
  • 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
  • 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
  • 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
  • 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
  • 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
  • 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
  • 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
  • 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
  • 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
  • Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
  • 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
  • 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
  • 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
  • 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
  • Психопрофилактика и психогигиена,
  • 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
  • 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
  • 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
  • 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
  • 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
  • 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Гностический блок
  • Конструктивный блок
  • Организационный блок
  • Оценочный блок
  • 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • Организация коррекционно-развивающих занятий.
  • Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • III.Примерная структура фронтального занятия.
  • 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
  • 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
  • 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
  • 1. Методическое направление
  • 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
  • 3. Диагностическое направление
  • 4. Консультативное направление
  • 5. Социально-психологическое направление.
  • 6. Информационно-аналитическое направление
  • 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
  • Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
  • Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.

    Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:

    Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;

    Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

    Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

    Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

    При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:

      на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;

      на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;

      на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);

      на уровне применения знаний по образцу;

      на уровне речевой инструкции.

    Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

    Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

    Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).

    В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

    Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

    Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

    К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

    рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

    игры с песком (пескотерапия);

    игры с водой (водотерапия);

    игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

    К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

    включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

    изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом

    Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.

    Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.

    Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

    Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

    В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

    В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

    Примерная структура фронтального занятия.

    1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).

    2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

    3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).

    В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.

    Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

    4. Релаксационные упражнения.

    5. Прощание с ребенком.

    ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.

    1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)

    Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

    Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

    1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
    2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
    3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
    4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
    5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
    6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
    7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

    Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

    Таким образом, главными задачами таких коррекционных занятий является развитие навыков мышления, тренировка памяти, а также социальная адаптации к жизни и ситуациям, которые могут возникнуть в быту и обществе.

    Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

    Где они проводятся?

    В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

    Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

    В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

    К сожалению, коллективные занятия часто недоступны детям с тяжелой степенью умственной отсталости.

    Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

    Можно ли заниматься с ребенком дома?

    Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

    Но родители должны полагаться не только на специалиста. Им следует также принимать активное участие в развитии психических способностей ребенка.

    Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

    Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

    Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

    Прогноз коррекционных занятий

    Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

    К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.

    Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью обновлено: Март 21, 2018 автором: admin

    Конспект итогового подгруппового логопедического занятия

    Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющих логопедическое заключение: Стойкое нарушение речи системного характера тяжелой степени при умственной отсталости. Дизартрия.

    Подгрупповое логопедические занятия дети посещают 1 раз в неделю первый год.

    Цель занятия:

    формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в категорию дикие животные, птицы.

    В основе планирования занятия лежит программа «Обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», под общей редакцией профессора Дементьевой Н.Ф.

    Занятие относится к 2-му этапу обучения.

    Реализовывались следующие задачи:

    Формирование речевого внимания;

    Обучение детей умению слушать речь взрослого и понимать ее;

    Обучение детей знанию назначения предметов окружающего быта, учить их словесному обозначению;

    Обучение узнавать действия бытового характера и по возможности называть;

    - учить строить простую фразу.

    Данное занятие итоговое формирует вербальные представления об окружающем мире, умение воспринимать и дифференцировать птиц от животных и наоборот. Различение, уточнение и обобщение предметов становится базой для развития активной речи. Параллельно идёт формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной, артикуляционной моторики, развитие психологических основ речи через развитие внимания, мышления, памяти, восприятия. Содержание занятия включает 3 этапа занятия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБСУСОНСО «Ояшинский детский дом интернат для умственно-отсталых детей»

    Конспект итогового подгруппового логопедического занятия учителя-логопеда первой квалификационной категории Лакизо И.Л.

    Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

    Цель

    2011

    Конспект итогового открытого

    подгруппового логопедического занятия

    с детьми старшего дошкольного возраста имеющих стойкое системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости

    Умеренной и тяжелой степени выраженности

    Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

    Цель : формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в категорию дикие животные, птицы.

    Задачи:

    1. развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
    2. развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
    3. формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи местоимений, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи..)
    4. развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и интонаций голоса (!?)
    5. развитие психологических основ речи.

    Оборудование:

    Карточки для глоб.чтения (имена детей, привет, пока);

    Массажный мячик- 6 штук

    Маски животных и птиц (6)

    Карточки-буквы

    Конверты – наборы с картинками для игр и упражнений (6)

    Диски «Звуки природы», Железновы «Играем с мамой»

    Плакат «Жилье обитателей леса»

    Муз.центр

    Игрушки:медведь,заяц,ворона,ёжик.

    Предварительная работа

    Приветствие детей в группе, приглашение их на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Мобилизовать внимание детей на предстоящее занятие;

    Сообщение детям о том, что к нам пришли гости посмотреть и послушать, чему они научились. Предложить детям занять свои места и начать занятие.

    1. Глобальное чтение (методика Г.Домана):

    Развитие зрительной памяти и долговременной памяти;

    Приветственного слова: Привет

    Имена детей: Глеб, Денис, Дима, Сережа, Артем.

    2.Введение в тему:

    Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления; умения соотносить номинативное слово (отгадку) со зрительным образом (картинкой);

    1. Отгадывание загадок:

    Пригласить детей подойти поближе к взрослому и посмотреть на картинки лежащие, на столе и отгадать загадки:

    Он под кустиком сидит,

    Он ушами шевелит.

    Всех он боится:

    И волка и лисицу.

    (заяц)

    Большой, косолапый

    По лесу идет,

    Громко ревет.

    (медведь)

    Маленький, колючий,

    Свернулся в клубок,

    Закатился под кусток.

    (ежик)

    Хвост у неё рыжий, пушистый

    Бегает по лесу.

    Зайчиков ищет.

    (лиса)

    Окраской – сероватая,

    Повадкой – вороватая

    Крикунья хрипловатая –

    Известная персона.

    Кто она? …

    (ворона)

    Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

    Птица говорливая, самая болтливая.

    (сорока)

    Кто на ёлке, на суку

    Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

    Прилетела, посидела,

    Крыльями помахала и улетела…

    (кукушка)

    3.Сообщение темы:

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А в лесу, как известно много животных и птиц. Прислушайтесь! (звучит муз.сопровождение «Звуки природы»).

    4. Основная часть занятия:

    Прежде чем встретиться с лесными обитателями, давайте, вместе выполним разминки для пальцев рук и, конечно же, лица и губ. Как хорошо, играть в лесу с мячом!

    Побудить каждого ребенка к повтору движений за взрослым; развитие мелкой моторики пальцев рук и умения сочетать движения с сопроводительной речью;

    1. Логопедический массаж рук массажным мячом (по методике Крупенчук) :

    Выдаются массажные мячи детям и взрослому, выполняется комплекс «Разминка»

    Мячик сильно пожимаю и в ладошке подержу…..1,2,3.

    Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик - «привет-привет-привет».

    Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдаю, брат у брата мяч берет.

    Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

    По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

    Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..

    Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

    Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..

    Светит солнышко, поют птички, дует приятный ветерок…расположимся поудобнее.

    1. Логопедический массаж лица и пассивная артик.гимнастика

    (по методике Крупенчук, Воробьевой)

    1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
    2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
    3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
    4. стимуляция проприоцептивных ощущений
    5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
    6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
    7. формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

    см.приложение

    Массаж лица (приложение)

    ) Физминутка.

    Рано утром под лопух – ух, ух,

    Прибежал гулять петух – ух, ух,

    Там увидел он горох – ох, ох,

    Начал важно он клевать – ах, ах,

    Горошины подбирать – ах, ах,

    А потом во весь свой дух –ух, ух,

    Свою песню спел петух –ух, ух. Ку-ка-ре-ку!

    1. Игра « Эхо»:

    Продолжать развивать умение различать артикуляцию губ в соответствии с произносимым звуком подкреплять слуховой образ зрительной опорой;

    Развитие слухового внимания и восприятия, инициативности, дружеских взаимоотношений в игре, умение соблюдать очередность во время ответа.

    А теперь, давайте поиграем с вами в игру «Эхо». …

    Я показываю букву и проговариваю, а вы за мной повторяете…

    1. Игра «Кто позвал?»

    - развитие силы и динамики голоса, интонационной и мимической выразительности;

    Развитие зрительно-слуховой памяти;

    С вами хотят поиграть и наши гости: ежик, медведь, зайка, ворона. Все они разговаривают нашими звуками, послушайте и запомните, кто как разговаривает

    ворона А (.!?); медведь О (.!?); ежик У (.!?); заяц И (.!?)

    Давайте попробуем поговорить, как они…..

    А теперь угадайте, кто позвал? (дети показывают на «гостя»).

    1. Динамическая пауза (под муз.сопровождение Железновых):

    Развитие координации. Формирование умения танцевать под музыку в соответствии с песенным текстом. Побуждение к подпеванию песенки.

    Засиделись наши ребятишки, не мешало бы и попрыгать, погулять. Хотите?

    Детям предлагаются маски-шапочки с изображением диких птиц и животных, под музыку выполняются движения в соответствии с текстом.

    А теперь все проходим на свои места и садимся за столики.

    1. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

    Дифференциация обобщающих понятий «дикие животные», «дикие птицы»;

    Закрепление представлений о жилье птиц и животных леса;

    Развитие координационной системы «взгляд-рука» (соотнесение изображения «жителя» с местом расположения картинки «жилья»).

    На столе у детей по 2 разных картинки (птица и зверь). Детям предлагается расселить и назвать животное или птицу.

    Как хорошо в лесу, посмотрите, здесь у меня на доске, пустые норки и гнездышки. Давайте вместе, определим, где же живут птицы, а где живут животные?

    5. Итог:

    1. Игра с разрезными картинками:

    (игра на успех)

    Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса, мышления;

    Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3-х частей (умение различать и соотносить части тела: голова,туловище, хвост).

    На столе у детей разрезные картинки «лиса» и «сорока». На доске целостные изображения. Напомнить правила «мозайки» голова-туловище-хвост.

    Ребята, самые хитрые жители леса из-за своей болтовни и хитрости попали в неприятную историю.. и помочь им, могут только такие ловкие и умные ребятишки, как вы. Я предлагаю вам собрать из кусочков наших лесных жителей и узнать кто же это?

    Какие вы все молодцы!!! Все хорошо занимались на занятии, на котором мы научились различать диких птиц и животных друг от друга. Занятие окончено. Встали, подошли ко мне. Попрощались с игрушками, с гостями, с птичкой.


    Конспект комплексного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет).

    Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
    Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного комплексного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
    Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на продолжение формирования представления о понятии «столько же», пространственных представлений, а также развитию умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый), дифференцировать их, уметь соотносить зрительный и звуковой образ предмета.
    Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: Паровозик; Домовенок, а также лесные жители Белка и Заяц.
    Цель: продолжить формировать представления о понятии «столько же», пространственных представлениях; продолжить развивать умение дифференцировать цвета.
    Общеучебные и воспитательные задачи:
    - закрепление знаний о понятии «столько же» и пространственных представлениях;
    - развитие умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый);
    - познакомить с названием и внешним видов полевых и луговых цветов;
    - развитие умения общаться;
    -воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
    Коррекционные задачи:
    - развитие целенаправленных действий с предметами;
    - развитие артикуляционного аппарата;
    - развитие речи, мышления;
    - развивать у детей слухового и зрительного восприятия, внимания;
    - развитие аналитико-синтетической сферы.
    Форма занятия: коллективная.
    Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; игрушка Белочки, игрушка Зайчика, предметные картинки полевых цветов: колокольчика, одуванчика и мака по количеству детей; предметные картинки насекомых: пчелы, бабочки (синего цвета), божьей коровки по количеству детей; три одинаковых картонных коробки.
    Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку и звучит гудок паровоза.

    Учитель: Ребята, я слышу гудок паровоза, а вы слышите?
    Дети: Да.

    Учитель: Смотрите-ка, Паровозик приехал один и привез нам письмо.
    Из вагона Паровозика учитель достает письмо.
    Учитель: Давайте узнаем, что написано в письме. Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте. И так.
    «Ребята, на нашу лесную полянку налетел озорной Ветерок и унес в разные стороны всех жучков и бабочек с цветов. Помогите нам их вернуть обратно на лесную полянку. Ждем с нетерпением Белка и Заяц».
    Учитель: Ну, что ребята, поможем лесным жителям вернуть обратно на полянку жучков и бабочек?
    Дети: Да.
    Учитель: Ну, тогда садимся поудобнее и Паровозик нас в миг домчит до места.
    Звучит стук колес Паровозика

    Заранее раскладываются на ковре цветы синего (колокольчики), красного (маки) и желтого (одуванчики) цветов. Количество полевых цветов каждого цвета соответствует количеству детей, присутствующих на занятии. На одном краю ковра (по углам и в центре) расставляются коробки, в первой бабочки (они синего цвета), во второй – пчелки (желтого цвета), в третьей - божьи коровки (красного цвета). Количество насекомых каждого вида соответствует количеству детей.
    Дети становятся с педагогом в центр ковра, на котором разложены цветы
    .




    Учитель: Ребята, ну вот мы и на лесной полянке. Здесь нас встречают Заяц и Белка.



    Учитель: Посмотрите, озорной Ветерок распугал всех бабочек, пчелок и божьих коровок, поэтому они попрятались по разным уголкам. Нам нужно всех вернуть на свои цветы. Надо посадить на каждый синий цветок – синюю бабочку, на красный цветок – красную божью коровку, на желтый – желтую пчелу. Но вот беда, мы не знаем, где их искать. Что же делать? Смотрите-ка, Зайчик и Белка передают нам еще одно письмо, от кого же оно?
    Учитель берет письмо и читает.


    Учитель: Да это Ветерок нам оставил послание! Слушайте внимательно. «Дороге ребята! Я веселился, играл на лесной полянке, и не заметил как все бабочки и жуки испугались и попрятались по коробкам. Помогите их вернуть на полянку. Я знаю, что синие бабочки спрятались в левом углу полянки».
    Учитель: Давайте найдем, где это?
    Дети должны указать на коробку в левом углу ковра или делают это совместно с учителем. В игре принимают участие не говорящие дети, а так же дети с проблемами в передвижении, по мере сил и возможностей.
    Учитель: Хорошо, давайте проверим.
    Дети достают из коробки синие бабочки. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на сине цветы.


    Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием отлично. На синих цветах сидят синие бабочки. Может кто-то знает, как называются эти синие цветы?
    Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это колокольчик, который растет на лесных полянках и на лугах .
    Физминутка
    Учитель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Приготовились.
    Спал цветок и вдруг проснулся (руки на пояс)
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться вправо, влево)
    Взвился вверх и полетел (бег)
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется.
    Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Красные божьи коровки спрятались в правом углу полянки». Давайте найдем, где это?
    Дети должны указать на коробку в правом углу ковра.
    Учитель: Хорошо, давайте проверим.
    Дети достают из коробки божьих коровок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на красные цветы.


    Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На красных цветах сидят красные божьи коровки. Может кто-то знает, как называются эти красные цветы?
    Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это мак, который растет на лесных полянках и на лугах.
    Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Желтые пчелки спрятались в середине полянки». Давайте найдем, где это?
    Дети должны указать коробку, которая стоит посередине полянки.
    Учитель: Хорошо, давайте проверим.
    Дети достают из коробки пчелок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на желтые цветы.


    Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На желтых цветах сидят желтые пчелки. Может кто-то знает, как называются эти желтые цветы?
    Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это одуванчик, который растет на лесных полянках и на лугах.
    Когда насекомые рассажены на цветы детям предлагается посмотреть на свои руки, которые помогали им в работе.
    Учитель: Ребята, посмотрите на свои ручки, они были вашими помощниками, теперь они должны отдохнуть.
    Физминутка.
    Педагог декламирует стих, сопровождая движениями пальцев.
    - Вот помощники мои,
    Их как хочешь поверни
    Хочешь эдак, хочешь так –
    Не обидятся никак.
    Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.
    Учитель: Молодцы! Посмотрите на нашу красивую полянку и скажите, сколько у нас синих цветов и сколько бабочек?
    Дети: Синих цветов столько же сколько синих бабочек.
    Аналогичные вопросы задаются про красные цветы и желтые.
    Учитель: Здорово! Всех жителей лесной полянки мы вернули, выяснили, что синих цветов столько же сколько синих бабочек, красных цветов столько же сколько божьих коровок, а желтых – столько же сколько пчелок. Ну, вот и все! Пожелаем лесным жителям удачи, а нам пора домой. Садимся по местам, и возвращаемся в класс!
    Звучит звук колес Паровозика .
    Учитель: Вот мы и дома! Теперь пришло время попрощаться с Паровозиком, помашем ему рукой и будем ждать его в гости снова.
    Дети провожают паровозик.
    Учитель: Смотрите-ка, Домовенок уже ждет нас. Скорее давайте расскажем ему о наших приключениях.