Биография
Мао родился в семье крестьянина Мао Женьшена в провинции Хунань. В местной начальной школе он получил классическое китайское образование, включавшее знакомство с философией Конфуция и традиционной литературой.
Учебу прервала революция 1911 г. Войска под руководством Сунь Ятсена свергли Маньчжурскую династию Цин. Мао полгода прослужил в армии, выполняя обязанности связного в отряде.
В 1912-1913 гг. ему по настоянию родственников пришлось учиться в коммерческой школе. С 1913 по 1918 гг. Мао Цзедун жил в административном центре Чанша, где учился в педагогическом училище. Уехав на год (1918-1919 гг.), в Пекин, он работал в библиотеке Пекинского университета.
В апреле 1918 г. вместе с единомышленниками Мао Цзедун создал в Чанша общество "Новый народ" с целью "поиска новых путей и методов преобразования Китая". К 1919 году он приобрел репутацию влиятельного политического деятеля. В этом же году впервые познакомился с марксизмом и стал горячим сторонником этого учения. 1920 год был насыщен событиями. Мао Цзедун организовал "Общество культурного чтения для распространения революционных идей", создал в Чанша коммунистические группы, женился на Ян Кайхай, дочери одного из своих учителей. В следующем году он стал главным делегатом от провинции Хунань на учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК), проходившем в Шанхае в июле 1921 г. Вместе с остальными членами КПК Мао Цзедун примкнул к националистической партии Гоминьдан в 1923 г. и даже был избран запасным членом Исполнительного комитета Гоминьданав 1924г.
Из-за болезни в конце того же года Мао пришлось вернуться в Хунань, где он неуклонно двигался влево, создавая союзы рабочих и крестьян, что послужило поводом для его ареста. Осенью 1925 г. Мао Цзедун вернулся в Кантон, где сотрудничал в радикальном еженедельнике.
Чуть позже он обратил на себя внимание Чан Кайши и стал руководителем отдела пропаганды Гоминьдана. Почти сразу же проявились политические разногласия с Чаном, и в мае 1925 г. Мао Цзедун сместили с должности.
Он стал сотрудником курсов по подготовке руководителей крестьянского движения, представлявших крайне левое крыло КПК. Однако в апреле 1927 г. Чан Кайши порвал союз с КПК и повел наступление на членов КПК в ходе своего "Северного похода". Мао Цзэдун ушел в подполье и, независимо даже от членов КПК, организовал в августе революционную армию, которую 8-19 сентября возглавил во время восстания "Осеннего урожая". Восстание оказалось неудачным, и Мао Цзедун был выдворен из руководства КПК. В ответ он собрал остатки верных ему сил и, объединившись с Чжу Дэ, отступил в горы, где в 1928 г. создал армию под названием "Линия на массы".
Мао Цзедун и Чжу Дэ вместе организовали собственную советскую республику в горах Цзинган на границе провинции Хунань и Цзянси, которая к 1934 г. насчитывала пятнадцать миллионов человек населения. Этим они выразили открытое неповиновение не только Гоминьдану и Чан Кайши, но и находившемуся под влиянием советских руководителей Коминтерну, который предписывал всем будущим революционерам и коммунистам сосредоточиться на захвате городов. Действуя вопреки ортодоксальной марксистской доктрине, Мао Цзэдун и Чжу Дэ сделали ставку не на городской пролетариат, а на крестьянство. С 1924 по 1934 годы, используя партизанскую тактику, они успешно отбили четыре попытки Гоминьдана уничтожить Советы. В 1930 г. гоминьдановцы казнили жену Мао - Ян Кайхай. После пятой атаки на Советы в Цзингане в 1934 г. Мао Цзэдуну пришлось покинуть этот район с 86000 мужчин и женщин.
Этот массовый исход войск Мао Цзэдун из Цзингана вылился в знаменитый "Великий поход" примерно в 12000 км, завершившийся в провинции Шаньси. В октябре 1935 г. Мао Цзедун со своими сторонниками, численностью всего лишь 4000 человек, создал новую штаб-квартиру партии.
В этот момент японское вторжение в Китай заставило КПК и Гоминьдан объединиться, в декабре 1936 г. Мао Цзедун помирился с Чан Кайши. Он предпринял операцию, известную как "Наступление ста полков", против японцев в период с 20 августа по 30 ноября 1940 г., но в других отношениях проявлял меньшую активность в операциях против японцев, а сосредоточил все внимание на укреплении позиций КПК в северном Китае и своего руководящего положения в партии. В марте 1940 г. он был избран Председателем Политбюро ЦК КПК.
Во время войны Мао Цзэдун организовывал крестьян и в апреле 1945 г. был избран постоянным Председателем Центрального Комитета партии. В это же время Мао Цзэдун написал и опубликовал серию очерков, в которых он сформулировал и развил основы китайского варианта коммунизма. Он выделил три важнейших компонента стиля работы партии: соединение теории и практики, тесная связь с народными массами и самокритика. КПК, в которой к началу военных действий насчитывалось 40000 членов, в 1945 г. когда она вышла из войны, имела в своих рядах I 200 000 человек.
С окончанием войны закончилось также и хрупкое перемирие между КПК и Гоминьданом. Несмотря на попытки создать коалиционное правительство, разразилась ожесточенная гражданская война. В период с 1946 по 1949 х- войска Мао Цзэдуна наносили армиям Чан Кайши одно поражение за другим, заставив их в конце концов бежать на Тайвань. В конце 1949-г. Мао Цзэдун и его сторонники-коммунисты провозгласили на материке Китайскую Народную Республику.
Соединенные Штаты, которые поддерживали Чан Кайши и националистический Китай, отклонили попытки Мао Цзэдуна установить с ними дипломатические отношения, подтолкнув его тем самым к тесному сотрудничеству со сталинским Советским Союзом. В декабре 1949 г. Мао Цзэдун посетил СССР. Вместе с премьером Чжоу Эньлаем он вел переговоры со Сталиным и подписал перед возвращением в Китай в феврале 1950 г. китайско-советский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.
С 1949по 1954 г. Мао Цзэдун беспощадно выступал против помещиков, провозгласив программу коллективизации в деревне подобно советским пятилеткам 30-х годов. С ноября 1950 г. по июль 1953 г. КНР поддержала по приказу Мао Цзэдуна Северную Корею в войне с Южной Кореей, что означало, что коммунистический Китай и Соединенные Штаты столкнулись на поле боя.
В этот период Мао Цзэдун приобретал все большее и большее значение в коммунистическом мире. После смерти Сталина в 1953 г. он оказался самым выдающимся из марксистских деятелей. Мао открыто высказывал недовольство замедлением темпа революционных изменений в китайской деревне, указывая, что руководящие партийные чины часто ведут себя как представители прежних господствующих классов.
В 1957 г. Мао стал инициатором движения "Пусть расцветают сто цветов", лозунгом которого были слова: "Пусть цветут сотни цветов, пусть соперничают тысячи школ разных мировоззрений". Он поощрял творческих работников смело критиковать партию и ее методы политического руководства и управления. Одновременно Мао Цзэдун возобновил политику отношений с крестьянством, призывая к полному уничтожению частной собственности, к ликвидации товарного производства и созданию народных коммун. Он опубликовал программу "Большого скачка", целью которой было ускорение индустриализации в масштабах всей страны. На партийных съездах выдвигались лозунги: "Три года напряженного труда и десять тысяч лет благоденствия" или "За пятнадцать лет догнать и перегнать Англию по объему важнейшей промышленной продукции", которые не соответствовали реальному положению дел в Китае, не опирались на объективные экономические законы.
Одновременно с движением за совершение "большого скачка" в промышленном производстве в деревне развернулась кампания за повсеместное создание народных коммун, где обобществлялась личная собственность их членов, распространялась уравниловка и использование безвозмездного труда.
Политика "большого скачка" натолкнулась не только на народное сопротивление, но и на резкую критику со стороны видных деятелей КПК Пэн Дэхуая, Чжан Вэньтаня и др..
Мао Цзэдун снял с себя обязанности главы государства и был заменен Лю Шаоци; в конце 1950 - начале 1960 гг.. Мао Цзэдун позволил себе пожить в уединении и покое, но отнюдь не в бездеятельности - в середине 1960 гг. он вернулся к общественной деятельности и повел тщательно организованную атаку на Лю Шаоци. Основой борьбы стала предложенная Мао "великая пролетарская культурная революция".
В период примерно с 1966 по 1969 гг. Мао Цзэдун и его третья жена Цзянь Цин повели ожесточенную дискуссию по поводу ее политического будущего и, после того как Мао Цзэдун снова занял пост председателя партии и главы государства, начали революцию. Она была нацелена прежде всего на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех неблагонадежных членов, реализовать схему развития Китая в духе ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: "В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве - удачжайской производственной бригады", "Всей стране учиться у армии", "Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий". Первый этап "культурной революции" продолжался с 1966 по 1969 г. Это была наиболее активная фаза революции.
В мае 1966 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было заслушано сообщение, в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о "культурной революции", после чего был подвергнут резкой критике, а затем и снят со своих постов ряд высших руководителей партии, правительства и армии. Была также создана Группа по делам культурной революции (ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цинь и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шэн, курировавший органы госбезопасности - советником группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат партии и превратилась Мао Цзэдун в "штаб культурной революции".
Стали создаваться молодежные штурмовые отряды хунвэибинов - "красных охранников" (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966 г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом манифесте хунвэибинов говорилось: "Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао Цзэдун - наша опора. Освобождение всего человечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзэдуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя Председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию".
Занятия в школах и вузах по инициативе Мао были прекращены для того, чтобы учащимся ничего не препятствовало проводить "культурную революцию". Начались преследования интеллигенции, членов партии и комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей науки и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на "суд масс" в шутовских колпаках, издевались над ним якобы за их "ревизионистские действия", а в действительности - за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР.
Террор внутри страны дополнялся достаточно агрессивной внешней политикой. Мао Цзэдун решительно выступил против разоблачения культа личности Сталина, против всей политики хрущевской оттепели. С конца 50-х гг. китайская пропаганда начала обвинять лидеров КПСС в великодержавном шовинизме, в попытках вмешиваться во внутренние дела Китая и контролировать его действия. Мао Цзэдун подчеркивал, что на международной арене Китай должен бороться против любых проявлений великодержавного шовинизма и гегемонизма.
Мао Цзэдун стал свертывать всякое сотрудничество с СССР, предусмотренное договором о дружбе 1950 года. Была развернута кампания против советских специалистов с целью сделать невозможным их дальнейшее пребывание в Китае. Началось обострение обстановки на советско-китайской границе. В 1969 г. дело дошло до открытых вооруженных столкновений в районе острова Даманский и в Семипалатинской области.
В августе 1966 г. был созван пленум ЦК КПК. 5 августа Мао Цзэдун лично написал и вывесил в зале заседаний Свое дацзыбао "Огонь по штабам!". Он объявил участникам пленума о существовании "буржуазного штаба*, обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют "диктатуру буржуазии", и призвал, открыть "огонь по штабам", предполагая полностью разгромить либо парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые "революционные"органы власти.
IX съезд КПК (апрель 1969 г.) одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 19б5-19б9г.. IX съезд одобрил курс на "непрерывную революцию", на подготовку к войне.
Был принят новый Устав партии. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены "идеи Мао Цзэдуна". В программной (части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо "преемником" Мао Цзэдуна. Положение о преемнике, внесенное в Устав КПК, считалось "новаторским явлением" в области международного коммунистического движения.
После IX съезда с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры.
С 1972 г. активизируется процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин. Х съезд КПК, проведенный в августе 1973 г. санкционировал все эти меры, а также одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров, в том числе Дэн Сяопина.
В 1972 г. Мао Цзэдун встал на путь установления дипломатических и экономических отношений с Соединенными Штатами, приняв в 1972 г. в Пекине президента Никсона.
В начале 1974 г. Мао Цзэдун одобрил план новой общенациональной политико-идеологической кампании "критики Линь Бяо и Конфуция". Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма - древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане (3 в. до н. э.). Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к историческим аналогиям, к аргументам из области истории китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем.
В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва Мао Цзэдун созвал парламент. Была принята новая конституция КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: с одной стороны, в нее были включены установки 1966-1969 гг. (в том числе и призывы готовиться к войне), с другой - она закрепляла право членов коммун на приусадебные участки, признавала производственную бригаду (а не коммуну) основной хозрасчетной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.
Вскоре после принятия новой конституции выдвиженцы "культурной революции" предприняли новую попытку упрочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао Цзэдуна на рубеже 1974-1975 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы "за изучение теории диктатуры пролетариата". Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК, которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.
В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарно-денежные отношения объявлялись "буржуазным правом", которое необходимо "ограничивать", т.е. вводить уравниловку.
После тяжелой болезни в январе 1976 г. умер премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина - Тяньаньмэнь.
В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина - Тяньаньмэнь. Это был сильный удар по престижу Мао Цзэдуна. Участники выступлений осудили деятельность его жены Цзян Цинь и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их отстранения. Эти события вызвали новую волну нестабильности в стране. Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофэн. В Китае развернулась новая политическая кампания "борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции", острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с "лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути".
9 сентября 1976 года Мао Цзэдун скончался.
http://ru.ruschina.net/abchin/hicul/polhist/mao_zsedun/

Мао Цзедун творец "Культурной революции", один из самых кровавых тиранов двадцатого века.


Творец "Культурной революции", один из самых кровавых тиранов двадцатого века, Мао Цзедун , наряду с классической троицей: Маркс,Энгельс, Ленин, считался одним из столпов марксистской политической мысли. Беспощадность, целеустремленность и настойчивость отличали одного из основателей Коммунистической партии Китая и создателя Китайской Народной Республики.(1949).

Мао Цзедун родился 26 декабря 1893 г. в семье зажиточного крестьянина Мао Женъшена в провинции Хунань. В местной начальной школе он получил классическое китайское образование, включавшее знакомство с философией Конфуция и традиционной литературой.

Учебу прервала революция 1911 г. Войска под руководством Сунь Ятсена свергли Маньчжурскую династию Цин. Мао полгода прослужил в армии, выполняя обязанности связного в отряде.

В 1912-1913 гг. ему по настоянию родственников пришлось учиться в коммерческой школе. С 1913 по 1918 гг. Мао жил в административном центре Чанша, где учился в педагогическом училище. Уехав на год (1918-1919 гг.), в Пекин, он работал в библиотеке Пекинского университета.

В апреле 1918 г. вместе с единомышленниками Мао создал в Чанша общество "Новый народ" с целью "поиска новых путей и методов преобразования Китая". К 1919 году он приобрел репутацию влиятельного политического деятеля. В этом же году впервые познакомился с марксизмом и стал горячим сторонником этого учения. 1920 год был насыщен событиями. Мао организовал "Общество культурного чтения для распространения революционных идей", создал в Чанша коммунистические группы, женился на Ян Кайхай, дочери одного из своих учителей. В следующем году он стал главным делегатом от провинции Хунань на учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК), проходившем в Шанхае в июле 1921 г. Вместе с остальными членами КПК Мао примкнул к националистической партии Гоминьдан в 1923 г. и даже был избран запасным членом Исполнительного комитета Гоминьданав 1924г.

Из-за болезни в конце того же года Мао пришлось вернуться в Хунань, но он не сидел там без дела. Он неуклонно двигался влево, создавая союзы рабочих и крестьян, что послужило поводом для его ареста. Осенью 192 5 г. Мао вернулся в Кантон, где сотрудничал в радикальном еженедельнике.

Чуть позже он обратил на себя внимание Чан Кай-ши и стал руководителем отдела пропаганды Гоминь-дана. Почти сразу же проявились политические разногласия с Чаном, и в мае 1925 г. Мао сместили с должности.

Он стал сотрудником курсов по подготовке руководителей крестьянского движения, представлявших крайне левое крыло КПК. Однако в апреле 1927 г. Чан Кайши порвал союз с КПК и повел наступление на членов КПК в ходе своего "Северного похода". Мао ушел в подполье и, независимо даже от членов КПК, организовал в августе революционную армию, которую 8-19 сентября возглавил во время восстания "Осеннего урожая". Восстание оказалось неудачным, и Мао был выдворен из руководства КПК. В ответ он собрал остатки верных ему сил и, объединившись с еще одним изгоем КПК Чжу Дэ , отступил в горы, где в 1928 г. создал армию под названием "Линия на массы".

Мао и Чжу вместе организовали собственную советскую республику в горах Цзинган на границе провинции Хунань и Цзянси, которая к 1934 г. насчитывала пятнадцать миллионов человек населения. Этим они выразили открытое неповиновение не только Гоминь-дану и Чан Кайши, но и находившемуся под влиянием советских руководителей Коминтерну, который предписывал всем будущим революционерам и коммунистам сосредоточиться на захвате городов. Действуя вопреки ортодоксальной марксистской доктрине, Мао и Чжу сделали ставку не на городской пролетариат, а на крестьянство.

С 1924 по 1934 годы, используя партизанскую тактику, они успешно отбили четыре попытки Гоминьдана уничтожить Советы. В 1930 г. гоминьдановцы казнили жену Мао - Ян Кайхай. После пятой атаки на Советы в Цзингане в 1934 г. Мао пришлось покинуть этот район с 86000 мужчин и женщин.

Этот массовый исход войск Мао из Цзингана вылился в знаменитый "Великий поход" примерно в 12000 км, завершившийся в провинции Шаньси. В октябре 1935 г. Мао со своими сторонниками, численностью всего лишь 4000 человек, создал новую штаб-квартиру партии.

В этот момент японское вторжение в Китай заставило КПК и Гоминьдан объединиться, в декабре 1936 г. Мао помирился с Чан Кайши. Мао предпринял операцию, известную как "Наступление ста полков", против японцев в период с 20 августа по 30 ноября 1940 г., но в других отношениях проявлял меньшую активность в операциях против японцев, а сосредоточил все внимание на укреплении позиций КПК в северном Китае и своего руководящего положения в партии. В марте 1940 г. он был избран Председателем Политбюро ЦК КПК.

Во время войны Мао не только организовывал крестьян, но и руководил программой чисток, которая обеспечила ему в апреле 1945 г. избрание постоянным Председателем Центрального Комитета партии. В это же время Мао написал и опубликовал серию очерков, в которых он сформулировал и развил основы китайского варианта коммунизма. Он выделил три важнейших компонента стиля работы партии: соединение теории и практики, тесная связь с народными массами и самокритика. КПК, в которой к началу военных действий насчитывалось 40000 членов, в 1945 г. когда она вышла из войны, имела в своих рядах I 200 000 человек.

С окончанием войны закончилось также и хрупкое перемирие между КПК и Гоминьданом. Несмотря на попытки создать коалиционное правительство, разразилась ожесточенная гражданская война. В период с 1946 по 1949 х- войска Мао наносили армиям Чан Кай-ши одно поражение за другим, заставив их в конце концов бежать на Тайвань. В конце 1949-г. Мао и его сторонники-коммунисты провозгласили на материке Китайскую Народную Республику.

Соединенные Штаты, которые поддерживали Чан Кайщи и националистический Китай, отклонили попытки Мао установить с ними дипломатические отношения, подтолкнув его тем самым ктеснрму сотрудничеству со сталинским Советским Союзом. В декабре 1949 г. Мао посетил СССР. Вместе с премьером ЧжоуЭнь-лаем он вел переговоры со Сталиным и подписал перед возвращением в Китай в феврале 1950 г-китайско-советский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

С 1949по 1954 г. Мао беспощадно очищал партию от своих противников. Он выступил против помещиков, провозгласив программу насильственной коллективизации в деревне подобно сталинским пятилеткам 30-х годов. С ноября 1950 г. по июль 1953 г. КНР вмешивалась по приказу Мао в войну между Северной и Южной Кореей, что означало, что коммунистический Китай и Соединенные Штаты столкнулись на поле боя.

В этот период Мао приобретал все большее и большее значение в коммунистическом мире. После смерти Сталина в 1953 г. он оказался самым выдающимся из марксистских деятелей. Мао открыто высказывал недовольство замедлением темпа революционных изменений в китайской деревне, указывая, что руководящие партийные чины часто ведут себя как представители прежних господствующих классов.

В 1957 г. Мао стал инициатором движения "Пусть расцветают сто цветов", лозунгом которого были слова: "Пусть цветут сотни цветов, пусть соперничают тысячи школ разных мировоззрений". Он поощрял творческих работников смело критиковать партию и ее методы политического руководства и управления. Было ли так заранее задумано, или просто испугавшись враждебного тона критики, Мао вскоре повернул быстро нараставшее движение "Ста цветов" против инакомыслящих и приступил к созиданию собственного культа личности, как это сделал в свое время Сталин. Одновременно Мао возобновил давление на крестьян, призывая к полному уничтожению частной собственности, к ликвидации товарного производства и созданию народных коммун. Он опубликовал программу "Большого скачка", целью которой было ускорение индустриализации в масштабах всей страны. На партийных съездах выдвигались лозунги типа: "Три года напряженного труда и десять тысяч лет благоденствия" или "За пятнадцать лет догнать и перегнать Англию по объему важнейшей промышленной продукции", которые не соответствовали реальному положению дел в Китае, не опирались на объективные экономические законы.

Одновременно с движением за совершение "большого скачка" в промышленном производстве в деревне развернулась кампания за повсеместное создание народных коммун, где обобществлялась личная собственность их членов, распространялась уравниловка и использование безвозмездного труда.

Уже кконцу 1958 г. стали появляться признаки того, что политика "большого скачка" и "коммунизации деревни" заходит в тупик. Мао, тем не менее, упорно продолжал намеченный курс. Просчеты и ошибки "большого скачка" явились причиной тяжелого состояния народного хозяйства КНР. Возникли серьезные диспропорции в промышленности, усилилась инфляция, резко упал уровень жизни населения. Объем сельскохозяйственного и промышленного производства стал резко сокращаться. В стране не хватало зерна. Все это в сочетании с административным хаосом и плохими природными условиями вызвало всеобщий голод.

Политика "большого скачка" натолкнулась не только на народное сопротивление, но и на резкую критику со стороны видных деятелей КПК Пэн Дэхуая, Чжан Вэньтаня и др. Мао снял с себя обязанности главы государства и был заменен Лю Шаоци; в конце 1950 - начале 1960 гг. Мао позволил себе пожить в уединении и покое, но отнюдь не в бездеятельности; в середине 1960 гг. он вернулся к общественной деятельности и повел тщательно организованную атаку на Лю Шаоци . Основой борьбы стала предложенная Мао "великая пролетарская культурная революция".

В период примерно с 1966 по 1969 гг. Мао и его третья жена Цзянь Цин вовлекли всю страну в ожесточенную дискуссию по поводу ее политического будущего и, после того как Мао снова занял пост председателя партии и главы государства, ввергли Китай в состояние перманентной революции. Она была нацелена прежде всего на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе-левацких концепций "казарменного коммунизма", ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: "В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве - удачжайской производственной бригады", "Всей стране учиться у армии", "Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий". Одновременно с этим продолжалось развитие культа личности Мао Цзедуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства партией, Мао поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК, партией, часто не обсуждая с последними принимаемых им от имени партии решений.

Первый этап "культурной революции" продолжался с 1966 по 1969 г. Это была наиболее активная и разрушительная фаза революции. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965 г. статьи Яо Вэньюня "О новой редакции исторической драмы "Разжалование Хай Жуя". Пьеса была написана в 1960 г. видным китайским историком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, повествуя в своей драме об эпизоде из жизни средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959 г. негативную оценку "большому скачку" и народным коммунам в КНР. Пьеса была названа в статье "антисоциалистической ядовитой травой". За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦККПК.

В мае 1966 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было заслушано сообщение, в котором излагались основные идеи Мао Цзедуна о "культурной революции", после чего был подвергнут резкой критике, а затем и снят со своих постов ряд высших руководителей партии, правительства и армии. Была также создана Группа по делам культурной революции (ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цинь и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шэн , курировавший органы госбезопасности - советником группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат партии и превратилась стараниями Мао в "штаб культурной революции".

Для подавления оппозиционных сил в партии МаоЦзедун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэибинов - "красных охранников" (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966 г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом манифесте хунвэибинов говорилось: "Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао - наша опора. Освобождение всего человечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзедуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя Председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию".

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао были прекращены для того, чтобы учащимся ничего не препятствовало проводить "культурную революцию". Начались преследования интеллигенции, членов партии и комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей науки и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на "суд масс" в шутовских колпаках, избивали, глумились над ним якобы за их "ревизионистские действия", а в действительности - за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР.

По далеко не полным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности, в августе-сентябре 1956 г. хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33695 семей, произвели обыски в домах более 85 тыс. человек, изгнанных затем из столицы. К 3 октября 1966 г. по всей стране из городов было изгнано уже 397 400 человек "нечисти".

Террор внутри страны дополнялся агрессивной внешней политикой. Мао решительно выступил против разоблачения культа личности Сталина, против всей политики хрущевской оттепели. С конца 50-х гг. китайская пропаганда начала обвинять лидеров КПСС в великодержавном шовинизме, в попытках вмешиваться во внутренние дела Китая и контролировать его действия. Мао подчеркивал, что на международной арене Китай должен бороться против любых проявлений великодержавного шовинизма и гегемонизма.

Мао стал свертывать всякое сотрудничество с СССР, предусмотренное договором о дружбе 1950 года. Была развернута кампания против советских специалистов с целью сделать невозможным их дальнейшее пребывание в Китае. Власти КНР стали искусственно обострять обстановку на советско-китайской границе, открыто выдвигать территориальные притязания к СССР. В 1969 г. дело дошло до открытых вооруженных столкновений в районе острова Даманский и в Семипалатинской области.

В августе 1966 г. был созван пленум ЦК КПК, в котором не участвовали многие члены ЦК, павшие жертвами репрессий. 5 августа Мао лично написал и вывесил в зале заседаний Свое дацзыбао "Огонь по штабам!".Он объявил участникам пленума о существовании "буржуазного штаба*, обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют "диктатуру буржуазии", и призвал, открыть "огонь по штабам", предполагая полностью разгромить либо парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые "революционные"органы власти.

После "реорганизации" партийного руководства на пленуме из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один - министр обороны Линь Бяо , о котором говорилось как о "преемнике" Мао Цзедуна. В результате заигрываний Мао с хунвэйбинамидо и во время пленума (имеется в виду его переписка с хунвэйбинами, встречи с ними), призывов открыть "огонь по штабам",бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции. В годы "культурной революции" говорилось в обвинительном заключении по делу "четверки" (1981 г.), преследованиям, травле и уничтожению подверглось "большое число руководящих работников ЦК КПК, органов общественной безопасности разных ступеней, прокуратуры, суда, армии, органов пропаганды. Жертвами "четверки" и Линь Бяо , согласно документу, стало в общей сложности более 727 тыс. человек, из которых свыше 34 тыс. были "доведены до смерти". По официальным китайским данным, число пострадавших в ходе "культурной революции" составило около 100 млн. человек..

В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, служащие, учащиеся. Они должны были перенести "культурную революцию" на предприятия, в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэй-бинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а часто и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйби-нам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками. Против разгрома органов партии выступили многие высшие руководители страны. Чтобы сломить сопротивление противников "культурной революции", была развернута кампания по "захвату власти". В январе 1967 г. цзаофани Шанхая захватили партийную и административную власть в городе. Вслед за этим волна "захвата власти" у "облеченных властью и идущих по капиталистическому пути" прокатилась по всему Китаю. В Пекине в середине января 19б7 г. власть была захвачена в 300 ведомствах и учреждениях. Парткомам и органам власти предъявлялись обвинения в том, что они в течение 17 лет с основания КНР стремились "реставрировать капитализм". "Захват власти" осуществлялся с помощью армии, подавлявшей сопротивление и осуществлявшей контроль над коммуникациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секретных документов, банками, центральными архивами. Для поддержки "бунтарей" были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинствами хунвэйбинов и цзаофаней. Быстро осуществить план "захвата власти" не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили кровопролитные столкновения с цзаофаня-ми, а также схватки между различными организациями хунвэйбинов и цзаофаней. Как пишут китайские историки: "Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. Партийные и правительственные органы на всех уровнях были парализованы. Руководящие кадры и обладавшие знаниями и опытом интеллигенты подвергались гонениям". С января 19б7 г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти - "ревкомов". На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1971 г. страна фактически была взята под военный контроль. Состоявшийся в октябре 1968 г. пленум ЦК КПК, на котором присутствовало около трети состава ЦК, так как остальные были к этому времени репрессированы, санкционировал все акции "культурной революции", "навсегда" исключил из партии Лю Шаоци , снял его со всех постов, одобрил проект нового устава КПК. Началась усиленная подготовка к созыву IX съезда КПК.

IX съезд КПК (апрель 1969 г.), на который делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 19б5-19б9г. В основном докладе, с которым на съезде выступил Линь Бяо , была выдвинута установка на продолжение чистки партийных организаций и государственных учреждений, начатой весной 1968 г. Вся история партии представлялась как борьба "линии Мао Цзедуна" против различных "уклонистов". IX съезд одобрил курс на "непрерывную революцию", на подготовку к войне.

Новый Устав партии, принятый съездом, в отличие от Устава, принятого в 1956 г., не определил задач партии в области экономического и культурного строительства, улучшения жизни народа, развития демократии. Теоретической основой деятельности КПК бь1-пи провозглашены "идеи Мао Цзедуна". В программной (части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо "преемником" Мао Цзедуна. Положение о преемнике, характерное для монархического абсолютизма, внесенное в Устав КПК, считалось "новаторским явлением" в области международного коммунистического движения. Это действительно было новаторством в том смысле, что со времени возникновения мирового коммунистического движения такого странного явления еще не было. Трудно сказать, сколь великое значение имело оно для мира, а вот Китай оно привело на грань катастрофы.

После IX съезда некоторые из тех руководителей, которым удалось сохранить свои позиции, требовали от Мао корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранялся.

В 1970-1971 гг. произошли события, отразившие новый кризис внутри китайского руководства. В марте 1970 г. Мао принял решение о пересмотре Конституции КНР, высказав предложение об упразднении поста Председателя КНР. Министр обороны Линь Бяо и руководитель группы по делам культурной революции Чэнь Бода не согласились с ним.

В результате развернувшейся борьбы за власть Чэнь Бода исчез с политической сцены, а в сентябре 1971 г. настал черед Линь Бяо и группы военных руководителей. По сообщению китайской стороны, Линь Бяо погиб в авиационной катастрофе, на территорий МНР, пытаясь после неудавшегося "переворота" удрать за границу. Вслед за этим прошла новая чистка в армии, в ходе которой десятки тысяч офицеров подверглись репрессиям.

Однако страна не могла жить только насилием. С 1972 г. режим несколько смягчается. Активизируется процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин. Х съезд КПК, проведенный в августе 1973 г. санкционировал все эти меры, а также одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров, в том числе Дэн Сяопина.

В 1972 г. Мао удивил мир, став на путь установления дипломатических и экономических отношений с Соединенными Штатами, приняв в 1972 г. в Пекине президента Никсона.

Несмотря на достигнутый на Х съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974 г. Мао одобрил план новой общенациональной политико-идеологической кампании "критики Линь Бяо и Конфуция". Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма - древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане - главе первой общекитайской деспотии (3 в. до н. э.). Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к историческим аналогиям,к аргументам из области истории китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем.

В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва Мао допустил созыв парламента. Была принята новая конституция КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: с одной стороны, в нее были включены установки 1966-1969 гг. (в том числе и призывы готовиться к войне), с другой - она закрепляла право членов коммун на приусадебные участки, признавала производственную бригаду (а не коммуну) основной хозрасчетной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Вскоре после принятия новой конституции выдвиженцы - "культурной революции" предприняли новую попытку упрочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао на рубеже 1974-197 5 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы "за изучение теории диктатуры пролетариата". Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК, которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарноденежные отношения объявлялись "буржуазным правом", которое необходимо "ограничивать", т.е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в коммунах ущемлялись экономические интересы рабочих. В ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались приусадебные участки. Все это вызывало массовое недовольство народа, забастовки и волнения.

После тяжелой болезни в январе 1976 г. умер премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай . В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина - Тяньаньмэнь. Это был сильный удар по престижу Мао Цзедуна. Участники выступлений осудили деятельность его жены Цзян Цинь и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их отстранения.

Эти события вызвали новую волну репрессий. Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Го-фэн. В Китае развернулась новая политическая кампания "борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции", острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с "лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути".

Волна террора оборвалась 9 сентября 1976 г. Мао Цзедун умер. Его предполагаемые наследники немедленно подверглись репрессиям. Цзянь Цин и ее ближайшие соратники, прозванные "бандой четырех", были арестованы. Тщательно выбранного Мао преемника на пост председателя, Чжао Гофэна, изгнали из вн утреннего партийного круга, как только правительство оказалось под контролем умеренных.

"Культурная революция" представляла собой примечательную смесь противоречий. Как и у движения "Ста цветов", ее основными принципами являлись критика, сомнение в честности людей, находившихся у власти и доктрина "права на протест". И все же, несомненно, ее целью являлось создание и закрепление массового "культа личности" - верности идеям и лично Мао Цзедуну, вездесущий образ которого красовался во всех общественных местах и частных домах. "Маленькую красную книжечку" - собрание высказываний председателя Мао ("Цитатник") - можно было видеть в руках буквально каждого мужчины, каждой женщины и каждого ребенка в Китае. Между тем, не прошло и нескольких лет после смерти Мао, как Китайская коммунистическая партия, воздавая должное Мао как зачинателю революции, осудила "культурную революцию" за крайности, в том числе и за поклонение личности Мао.


Ключевые слова: Чьё гражданство у Мао Цзедун?

В 1949 г., после победы коммунистов в общенациональном масштабе, Мао Цзэдун стал руководителем нового государства – Китайской Народной Республики, сохранив за собой пост Председателя ЦК КПК. Уже в первые годы существования нового режима он возлагал большие надежды на экономическое и техническое содействие СССР. В период с 1950 по 1956 гг. поэтапно (земельная реформа – создание крестьянских кооперативов – коллективизация) были проведены аграрные преобразования. В городах в этот период для преодоления экономического кризиса произошло объединение частной промышленности и торговли.

В критический момент, пришедшийся на 1957–1958 гг., Мао выдвинул программу социально-экономического развития, известную как «большой скачок» . Он бросил огромные трудовые ресурсы на осуществление авантюрной программы строительства искусственных водохранилищ, создания сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных предприятий в деревне. В соответствии с так называемой «яньаньской моделью» партизанского коммунизма в гигантских масштабах происходила трудовая мобилизация и военизация крестьянских масс. Повсеместно был введен принцип равного распределения доходов, ликвидированы остатки частных предприятий и система материальных стимулов в промышленности и сельском хозяйстве. Китаю предписывалось «в течение 15 лет догнать и перегнать Великобританию» и построить коммунизм.

«Большой скачок» провалился. С 1959 по 1961 гг. производство сельскохозяйственной продукции продолжало неуклонно снижаться, и китайская экономика скатилась к состоянию глубокой депрессии. Вследствие этого «яньаньская модель» была упразднена, и на смену ей пришла более взвешенная и прагматичная система индивидуального стимулирования и дифференцированного материального вознаграждения.

В начале 1960-х годов Мао был серьезно обеспокоен некоторыми экономическими и политическими тенденциями в самом Китае. Он считал, что отступление от принципов «большого скачка» зашло слишком далеко, что чрезмерный акцент на материальном стимулировании и другие проявления «буржуазного индивидуализма» угрожают подорвать основы социалистической революции. Мао понимал, что и сама КПК становится все более консервативной, элитарной и переполненной бюрократизмом структурой, в результате чего эта партия перестает «служить народу». «Что делать, – угрожающе спрашивал Мао в 1965 г., – если ревизионизм проникнет в самое сердце партии?». Он ответил на этот вопрос годом позже, когда лично провозгласил начало «великой пролетарской культурной революции».

Мобилизовав по всей стране молодежь (в ряды «хунвейбинов» – «красных охранников»), рабочих и крестьян («цзаофаней» – «революционных бунтарей»), Мао задался целью очистить КПК от тех «демонов» и «чудовищ», которые якобы «пошли по капиталистическому пути»[i]. В число партийных лидеров, ставших объектами массовой критики и опалы, попали давний соратник Мао, его преемник в руководстве КПК Лю Шаоци и генеральный секретарь партии Дэн Сяопин . Они были обвинены в подготовке базы для восстановления капитализма в Китае и вместе с тысячами партийных и государственных руководителей смещены со своих постов.

«Культурная революция» внезапно завершилась в 1968 г., когда, под впечатлением ввода войск в Чехословакию, у Мао появились сильные опасения, что СССР может воспользоваться политической нестабильностью в Пекине и нанести внезапный удар по Китаю. В августе отряды хунвейбинов были расформированы, а армии было поручено восстанавливать порядок.

По мере того как в 1969 и 1970 гг. Мао пытался восстановить разгромленную партию, его все больше стали беспокоить амбиции министра обороны КНР Линь Бяо . Возведенный в 1969 гг. вместо Лю Шаоци в ранг официального наследника Мао, Линь Бяо начал политические маневры. После смерти Линя Мао Цзэдун, который к 80 годам заметно утратил здоровье и энергию, передал полномочия повседневного политического руководства страной Чжоу Эньлаю , преданность которого не вызывала сомнений еще со времен «Великого похода». Под руководством Чжоу Китай взял курс на мирное сосуществование с США. Диалог Китая и США основывался на разработанной Мао в яньаньский период тактике объединенного фронта, согласно которой надо «использовать противоречия в лагере противника» и «объединяться со второстепенными врагами, чтобы изолировать главного врага». Мао был уверен, что СССР – по крайней мере, в обозримом будущем – является наиболее опасным внешним врагом Китая.

К январю 1976 г. здоровье Мао Цзэдуна продолжало ухудшаться. В июне, на фоне слухов о его предсмертном состоянии (из-за длительного обострения болезни Паркинсона и серьезного сердечного приступа), он прекратил принимать иностранных посетителей. Последним актом его публичного политического волеизъявления стал отказ назначить своего давнего сподвижника, Дэн Сяопина, на вакантный после смерти Чжоу пост премьер- министра Госсовета. 9 сентября 1976 г. сначала в Пекине, а потом и во всей КНР было представлено официальное сообщение о смерти великого вождя.

Однако стратегия и принципы, предлагавшиеся Мао Цзэдуном не исчезли из жизни КНР с его смертью. Важно отметить, что смерть Мао Цзэдуна и последующие события, включая арест его бывшего ближайшего окружения (супруги - члена Политбюро ЦК КПК Цзян Цин, заместителя председателя ЦК КПК Ван Хун-вэня, заместителя премьера Госсовета КНР Чжан Чунь-цяо и члена Политбюро ЦК КПК Яо Вэнь-юаня), отнюдь не означают, что маоизм сошел с политической арены Китая. Наоборот, новое руководство Китая, вынужденное контролировать наиболее одиозные черты политики Мао Цзэдуна, вместе с тем демонстрировало свою верность принципиальным положениям теории и практики маоизма.

Приверженность маоизму в современном Китае имеет другой смысл, нежели раньше: это борьба не за КПК и власть в стране, а против них, против курса на приватизацию предприятий, против имущественного расслоения, коррупции, безработицы, за социальную справедливость. Большинство ортодоксальных маоистов в современной КНР находятся в оппозиции к компартии и режиму, который расценивает их именно как оппозиционеров.

При этом политические и экономические идеи и тезисы, разработанные Мао Цзэдуном, в сегодняшнем Китае приобретают новую силу. Важно отметить, что новая попытка их реализации в современной КНР началась в 2000 г. Однако происходит это лишь частично: идеи «культурной революции» и «политики большого скачка» больше не актуальны.

Смерть Мао Цзэдуна ознаменовала новую эпоху в КНР. Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «большого скачка» и «культурной революции» экономика страны оказалась на довольно низком уровне, культурная жизнь и наука были разгромлены левыми радикалами. Однако самым негативным последствием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей, пострадавших от жестоких социально-экономических экспериментальных кампаний.

С другой стороны, Мао, руководство ЦК КПК и весь китайский народ, получив в 1949 г. малоразвитую, коррумпированную, почти полностью разрушенную аграрную страну за малые сроки сделали из нее достаточно мощную, независимую державу. В годы правления Мао процент неграмотных людей в Китае снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась вдвое, население выросло более чем в 2 раза, промышленная продукция - более чем в 10 раз. Мао также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех же самых границах, которые он имел во времена империи, избавить его от унизительного диктата иностранных государств.

Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистического движения во многих странах мира - «красных кхмеров» в Камбодже, Светлого Пути в Перу, в США и Европе. Между тем реформы, начатые в КНР в 1979 г. Дэн Сяопином и продолженные его последователями, в сущности сделали экономику Китая капиталистической.

В самом Китае личность Мао оценивается довольно неоднозначно. С одной стороны, большая часть населения видит в нем героя гражданской войны, сильного правителя. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний. Однако современный Китай продолжает развиваться, вновь возвращаясь к идеям Мао Цзэдуна, пытается построить коммунистическое общество и государство, опираясь на идеи великого вождя.

Мао Цзэдун биография и деятельность великого китайского государственного и политического деятеля XX века, главного теоретика маоизма изложены в этой статье.

Мао Цзэдун краткая биография

Родился Мао 26 декабря 1893 года в поселке Шаошань, провинция Хунань в семне мелкого землевладельца. Беря пример с матери, он до подросткового возраста исповедовал буддизм, после чего отказался от него. Его родители не знали грамоты. Отец Цзэдуна проучился в школе только 2 года, а мать вообще не обучалась.

В 1919 году он вступает в марксистский кружок. И уже в 1921 году Цзэдун становится одним из основателей Коммунистической партии Китая. В последующие годы Мао выполнял задания организационного характера руководства КПК и вел активную деятельность по созданию крестьянских союзов.

Благодаря своей успешной деятельности, будущий Предводитель уже в 1928-1934 годах организовал Китайскую советскую республику, расположенную в сельских районах юга Центрального Китая. После ее разгрома он повел великие коммунистические отряды в знаменитый Великий поход в северный Китай.

В 1957-1958 годах Цзэдун выдвинул знаменитую программу по социально-экономическому развитию. Сегодня она известная как «большой скачок» и подразумевала:

  • Создание сельскохозяйственных коммун
  • Создание мелких промышленных предприятий в деревнях
  • Вводился принцип равного распределения доходов
  • Ликвидировались остатки частных предприятий
  • Ликвидировалась система материальных стимулов

Такая программа привела КНР к глубокой депрессии. И в 1959 году он оставляет пост главы государства.

В начале 60-х годов Мао занялся некоторыми политическими и хозяйственными вопросами: он посчитал, что отступление от идей «большого скачка» зашло далеко и некоторые особи в руководстве компартии не хотят строить настоящий социализм. Поэтому в 1966 году мир узнал о новом проекте Цзэдуна — «культурной революции». Но и она не принесла желаемого результата.

Мао Дзедун (1883 - 1976)
Биография Мао Дзедуна

Мао Дзедун (1883 - 1976) основал Китайскую Народную Республику в 1949 году. Он также был одним из основателей Китайской Коммунистической партии в 1921 году и расценивается, наряду с Карлом Марксом и В. И. Лениным, как один из трех великих теоретиков марксистского коммунизма. Мао Дзедун родился 26 декабря 1893 в зажиточном крестьянском семействе в Шао-Шане (Shao-shan), в провинции Хунан (Hunan). Будучи ребенком, он работал в поле и посещал местную начальную школу, где изучал традиционных конфуцианских классиков. Он часто конфликтовал со своим строгим отцом, которого Мао хорошо изучил, чтобы противостоять ему с поддержкой своей нежной и любящей матери, которая была истинной буддисткой.

Начиная с 1911 года, когда республиканские силы Сан Ят-Сена (Sun Yat-Sen) начали ниспровержение династии Ч"инг (Ch"ing) (или Маньчжур), Mao провел больше 10 лет в Чанг-ша (Chang-sha) - провинциальной столице. Он был подвержен влиянию быстрых политических и культурных изменений, охвативших в то время страну. Он некоторое время служил в республиканской армии, а затем провел пол года, самостоятельно обучаясь в провинциальной библиотеке. Это помогло ему взять в привычку самообразование.

К 1918, Mao закончил Первую Нормальную Хунанскую школу (Hunan First Normal School) и переехал в Пекин, национальную столицу, где он некоторое время работал помощником библиотекаря в Пекинском Университете. У Мао не хватало денег на учебу, и, в отличие от многих своих одноклассников, он не изучал никакой иностранный язык и не выезжал за рубеж, чтобы учиться. Из-за его относительной бедности во время учебы в университете, его никогда полностью не относили к космополитическим буржуазным интеллектуалам, которые доминировали над китайской студенческой жизнью. В университете он сходился с радикальными интеллектуалами, которые позже вошли в Китайскую Коммунистическую партию. В 1919 году Мао возвращается в Хунан, где он участвует в радикальной политической деятельности, организуя группы и издавая политические обзоры при непосредственной поддержке руководителя начальной школы. В 1920 Мао женится на Янг Кьяй-хуи (Yang K"ai-hui), дочери одного из его преподавателей. Янг Кьяй-хуи была казнена китайскими националистами в 1930 году. В том же году Мао женился на Хо Цу-чен (Ho Tzu-chen), которая сопровождала его во время "Длинного Марта" (Long March). В 1937 году Мао разводится с ней и в 1939 году женится на Чианг Ч’инг (Chiang Ch"ing).

Когда Китайская Коммунистическая партия (ККП) была организована в Шанхае в 1921 году, Мао стал одним из основателей и лидером ее Хунанского отделения. На этой стадии новая партия сформировала объединенный фронт с Коуминтангской (Koumintang) партией республиканских последователей Сан Ят-сена. Мао работал в пределах объединенного фронта в Шанхае, Хунане, и Кантоне (Canton), сосредотачивая усилия на трудовой организации, организации партии, пропаганде и Институте Обучения Крестьянского Движения (the Peasant Movement Training Institute). Его "Сообщение относительно Движения Крестьянства в Хунане" (1927) выражало его представление революционного потенциала крестьянства, но это представление было еще не сформулировано в надлежащей марксистской форме.

В 1927 году Чан Кай-Ши получил контроль над Коуминтангской партией после смерти Сан Ят-сена и полностью изменил политику сотрудничества с коммунистами. Через год, когда он получил контроль над Националистической армией также как и над Националистическим правительством, Чан производит чистку движения от коммунистов. В результате Mao был вынужден скрыться в сельской местности. В горах юга Китай он обосновался с Чу Техом (Chu Teh) под защитой партизанской армии. Это было почти случайное новшество - сплав Коммунистического руководства с партизанской силой, действующей в сельских районах с поддержкой крестьян, который должен был сделать Мао лидером ККП. Их все возрастающей военной мощи скоро стало достаточно, чтобы Мао и Чу были способны к 1930 году бросить вызов порядкам, установленным советским руководством ККП, которое предписало им пробовать захватить города. В дальнейшем, несмотря на факт, что его положение в партии было слабое и его политика критиковалась, китайские советы были основаны в Юичине (Juichin), Киангская (Kiangsi) область, председателем которых стал Мао. Ряд кампаний истребления проведенных националистическим правительством Чан Кай-Ши вынудил ККП покинуть Юичин в октябре 1934 года и начинать "Длинный Март". В Цун-и (Tsun-i) в Квейчове (Kweichow) Мао впервые получил эффективный контроль над ККП. Этим закончилась эра советского контроля над руководством ККП.

Остатки Коммунистических сил достигли Шенси (Shensi) в октябре 1935 года, после 10,000 км (6,000 миль) марша. После чего они создали новый штаб партии в Ён-ан (Yen-an). Когда Японское вторжение 1937 года вынудило ККП и Куоминтанга еще раз формировать объединенный фронт, Коммунисты получили законный статус, и Мао становится национальным лидером. В течение этого периода он утверждается как военный теоретик, а опубликованные в 1937 году эссе "На Противоречии" ("On Contradiction") и "На Практике" ("On Practice") позволили причислить его к важнейшим марксистским мыслителям. Эссе Мао "На Новой Демократии" ("On New Democracy") (1940) выделило уникальную национальную форму марксизма, подходящую Китаю; его труд "Переговоры на Ён-анском Форуме по Литературе и Искусству " ("Talks at the Yen-an Forum on Literature and Art") (1942) обеспечил основание для партии контролировать культурные дела.

Правильность уверенности в своих силах Мао и сельских партизанских стратегий была доказана быстрым ростом ККП в течение Ён-анского периода - от 40,000 членов в 1937 году до 1,200,000 членов в 1945 году. Шаткое перемирие между Коммунистами и Националистами было нарушено в конце войны. США предприняли меры, чтобы возглавить коалиционное правительство. Гражданская война прорвалась, однако, в следующие 3 года (1946-49) было заметно быстрое поражение Куоминтанга. Правительство Чанга было вынуждено бежать в Тайвань, оставляя Китайскую Народную Республику, сформированную коммунистами в конце 1949 года, контролировать большую часть континентального Китая.

Когда усилия Мао по улучшению отношений с Соединенными Штатами в конце 1940-ых годов провалились, он решил, что Китай будет должен "склониться к одной стороне", и наступил период закрытого сотрудничества с СССР. Враждебность к Соединенным Штатам была усугублена Корейской Войной. В начале 1950-ых годов, Мао являлся председателем Коммунистической партии, главой государства и председателем военной комиссии. Его международный статус марксистского лидера повысился после смерти советского лидера Сталина в 1953 году.

Уникальность Мао как лидера очевидна из его обязательства продолжить классовую борьбу во имя социализма, которое подтверждено в его теоретическом трактате "На правильном пути решения проблемы противоречий среди людей" ("On the Correct Handling of Contradictions among the People") (1957). Неудовлетворенность медлительностью развития, потеря революционного импульса в сельской местности и тенденции членов ККП вести себя подобно привилегированному классу, привела Мао к тому, что он стал брать на себя необычные инициативы в конце 1950-ых годов. Он поощрял конструктивную критику управления партии со стороны движения 1956-57 годов "Цветочной Сотни" (Hundred Flowers) . Эта критика показала глубокую враждебность по отношению к руководству ККП. Примерно в то же самое время, Mao стал ускорять реформы в отношении сельской собственности, призывая к устранению последних остатков сельской частной собственности и формированию народных коммун для инициирования быстрого индустриального роста по программе, известной под названием "Большой Прыжок Вперед" (Great Leap Forward). Поспешность этих шагов привела к административным беспорядкам и народному сопротивлению. Кроме того, неблагоприятные погодные условия привели к плохому урожаю и серьезным нехваткам продовольствия. В результате всех этих перемен, Мао потерял свое положение главы государства, его влияние в партии было сильно подорвано. Это привело к тому, что к концу 50-ых годов появились сильные различия между правительством Мао и СССР.

В течение 1960-ых годов Мао контратаку против лидеров партии и новой главы государства Лю Шао-Чи (Liu Shao-Ch"i), через Большую пролетарскую культурную революцию (Great Proletarian Cultural Revolution), которая достигла своего апогея в период с 1966 по 1969 год. Культурная революция была в значительной степени организована женой Мао, Чианг Ч’инг. Это было возможно самое большое новшество Мао, и стало, по существу, идеологической борьбой за общественное мнение в форме жестоких национальных споров. Мао, как оказалось, был хорошим тактиком. Когда он потерял возможность печатать свои идеи в Пекине, он использовал шанхайскую прессу, чтобы атаковать пекинских лидеров. Студенческое ополчение, известное как "Красная гвардия" ("Red Guards"), стало его главной опорой. Поскольку обстановка обострялась, и ситуация угрожала выйти из-под контроля, Мао был обязан положиться на военных под руководством Лин Пиао (Lin Piao). Взамен этой военной поддержки, партия Лина была признана приемником Мао в конституции 1969 года. К 1971 году, однако, Лин, как сообщали, погиб в авиационной катастрофе после того, как попытался подготовить убийство Мао, который снова получил твердый контроль над властью. Толчок Культурной Революции передался китайским массам, и народ понял, что у них было "право восстать", что это их привилегия критиковать власти и принимать активное участие в выработке решений. Во время Культурной Революции высказывания Мао были напечатанные в небольшой красной книге, которая распространялась народу; его слова рассматривали, как окончательное руководство, а его персону, как предмет восторженной лести. Несмотря на то, как могло показаться, что Мао имел больше власти, чем ККП, он показывал истинную убежденность в ленинистских представлениях о коллективном руководстве партией. Он выразил свое недовольство "культом личности", явно прося уменьшить количество своих памятников.

К концу своем жизни, Мао выдвигает новый анализ международной ситуации, в котором всемирные государства разделены на три группы: слаборазвитые нации, развитые нации и две супердержавы (Соединенные Штаты и СССР), обе из которых ищут всемирную гегемонию. Этот анализ подчеркнул положение Китая как лидера Третьего мира (то есть, слаборазвитая группа) и помог прийти к рационализированному восстановлению отношений с Соединенными Штатами. Создание более близких отношений с Соединенными Штатами рассматривалось как способ уменьшить влияние СССР, чьи отношения с Китаем продолжали ухудшаться. В 1972 году Mao, воспользовавшись своим престижем чтобы изменить эту политику, принимал американского президента Ричарда М. Никсона в Пекине.

Мао умер в Пекине 9 сентября 1976 года. В течение следующего месяца Ч’инг и его радикальные соратники, известные как "Бригада четырех" ("Gang of Four"), были арестованы. Преемник Мао Хуа-Фенг (Hua-Feng) был лишен своих влиятельных постов, поскольку партия находилась под контролем Ден-Сяо-Пина (Teng Hsio-P"ing), проводящего смягчающую политику. В 1981 году партия критиковала избыточность Культурной Революции, которая восхвалялась во время правления Мао. Конституция 1982 года заявила, что экономическое сотрудничество и прогресс были более важными вопросами, чем борьба классов, и запретила все формы культов личности. В течение 1980-ых годов расхождение с идеями Мао стало настолько велико, что в некоторых районах стали убирать его памятники. В феврале 1989 года член Центральной консультативной комиссии Коммунистической партии написал в официальную Пекинскую газету Гуанминг дейли (Guangming Daily), что "Мао был большим человеком, который олицетворяет бедствия китайских людей, но позднее он делал большие ошибки в течение длительного периода, и результатом стали еще большие бедствия для людей и страны. Он создавал историческую трагедию". Наряду с основателями Хань и Минь династий, Мао Дзедун был одним из трех правителей Китая, которые были выходцами из крестьян и добились своей власти с нуля в течение только своей жизни. К самым большим достижениям Мао можно отнести объединение Китая через разрушение Националистической власти, создание объединенной Народной Республики и предводительство самой большой социальной революции в человеческой истории. Эта революция включила в себя коллективизацию земли и собственности, разрушение класса собственников, ослабление городской буржуазии и повышение статуса крестьян и рабочих. Как марксистский мыслитель и лидер социалистического государства, Mao дал теоретическую законность продолжению борьбы класса в социалистических и коммунистических стадиях развития. Он подчеркнул важность перераспределения земли для выгоды крестьянства, и его теории сильно повлияли на непромышленный третий мир.