Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.

Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно.

Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.

Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата - артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей (к концу пребывания детей в средней группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь правильно произносить все звуки родного языка); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах).

2. Выработка дикции. Дикция - внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.

Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте - сокращение слов («весипед» - велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»- червяк, «коричвенный» - коричневый, «бривточка» - бритвочка), добавление звуков («реблята»- ребята, «иржавая» - ржавая, «игруша» - груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.

В старшем возрасте нужно обратить внимание на правильность произношения некоторых трудных слов (ошибки детей: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» - хоккей и др.).

Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение - выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога: нога, ножка, на ногу, ноги. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки детей: «арбуз», «простыня», «свекла», «шофер»), в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал», «отнял», «положил», «принял», «продал»). Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова: крУжки - кружкИ, дОма - домА, вЫсыпать - высыпАть.

Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений: коса - косу, кони - коней, коням и др.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространено диалектное произношение.

В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является составной частью обучения родному языку. Внимание детей этого возраста можно привлекать к сознательному усвоению некоторых правил (произношение отчеств, отдельных иноязычных слов: пионер, шоссе, ателье и др.).

5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д.

Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача и т. д.) - вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики.

Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.

Начиная со старшей группы эти задачи несколько усложняются. Педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).

6. Воспитание выразительности речи. Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

1) естественная выразительность повседневной детской речи;

2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения).

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.

Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.

Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н. С. Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).

Очень важная задача - развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.

У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение - весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).

7. Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями - капризными, грубыми, плаксивыми.

В «Программе» подчеркивается, что в старших группах основные навыки культуры поведения в процессе речи должны быть уже сформированы. Необходимо, чтобы ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку.

Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.).

Все эти навыки должны быть прочными.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха - фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество.

Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

В каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи. В связи с этим необходимо отметить, что в «Программе воспитания в детском саду» лишь прослеживается нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции во второй младшей и средней группах к формированию фонематического слуха, выразительности речи в старшей и подготовительной.

Воспитателю-методисту нужно следить, чтобы педагоги не сужали объем работы, руководствовались дополнительными методическими пособиями, где достаточно конкретно, с учетом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей.

1. Особенности занятий по развитию речи. 3

2. Занятие с книгами и картинками. 5

3. Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников. 7

4. Практическая часть. 9

На занятиях по развитию речи особое место занимают беседы или рассказ воспитателя без показа. Это особый вид речевого занятия, в основном он построен на слушании, а это для ребенка не простая задача. Умение слушать надо развивать своевременно. Владея им, малыш легче осваивает новую форму общения со взрослым, новую форму познания. Учитывая сложность подобного занятия, важно особенно тщательно выбирать тему для рассказывания. Рассказы должны быть понятны и интересны детям, речь педагога эмоциональной и выразительной, чтобы привлекать внимание малышей. С детьми можно беседовать о том, что они видели на прогулке, об игрушках, прошедшем или предстоящем празднике и др. Доступны для понимания малышей рассказы и о том, что они непосредственно не наблюдали, но могут понять на основании своего прошлого опыта. Например, как нашли котенка: он громко мяукал, потому что замерз и хотел есть, как его напоили молоком, сделали постель, он согрелся и уснул.

Сложность рассказа по содержанию, построению зависит от уровня развития детей. Если рассказ предназначен для детей 2 - 2,5 лет, то надо подготовить его так, чтобы малышам было понятно содержание и они могли ответить на вопросы кто? что? где? куда? распространенными предложениями. Полезно использовать такие формы, как беседа, рассказ воспитателя, не только на занятии, но и во время самостоятельной деятельности детей. Это оказывает положительное влияние на формирование инициативной речи ребенка.

Показ инсценировок. Показ инсценировок - важное средство развития игры ребенка.

Показ инсценировок, планируемый на занятии, необходимо чередовать с дидактическими играми. Сюжет инсценировок прост: взаимосвязанные последовательные действия, определенные взаимоотношения героев. Цель такого показа - оказать определенное влияние на развитие активной речи малышей и сюжетной игры.

Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе могут быть совместными однотемными. Общая тема занятия, однако, обязательно предполагает разный характер заданий: всем детям; детям определенного возраста (2,5 - 3 лет, 3,5 - 4,5 лет); индивидуальные.

Однотемные занятия необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с личными формами работы с детьми во внеучебное время.

Как часто следует проводить занятия? Исследования показали, что для разновозрастных групп с любой допустимой наполняемостью и с любым разумным комплектованием целесообразно одно занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе в неделю.

Занятие проводится в утренние часы. Можно выделить следующие три типа занятий:

I. Однотемные занятия со всей группой. Занятия проводятся раз в неделю. Их продолжительность - не более 15 мин.

II. Занятия с возрастными подгруппами. На таких занятиях формируют речевые умения, важные именно для того или иного конкретного возраста. Средняя продолжительность занятия - 8 - 12 мин. Такие занятия проводятся 2 - 4 раза в месяц в удобное для воспитателя время и по его усмотрению.

III. Работа с детьми вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с текстами, хороводные игры, пастельно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2 - 6) разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, после полдника и т. п.). Кроме того, детям читают небольшие по объему программные художественные произведения, новые и уже знакомые им.

Научить маленького ребенка ориентироваться в ближайшем окружении - важнейшая педагогическая задача. На третьем и четвертом году жизни младшего дошкольника учат различать и называть окружающие его предметы, объяснять их назначение; совершенствуют его умение сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, величине. Новыми для четвертого года являются задачи обучения классификации предметов по материалу, назначению: освоения значений обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, игрушки) и употребления этих слов в речи.

В младших группах проводят специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. И в первой и во второй младших группах детей упражняют в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных. Усложнение осуществляется за счет целенаправленного подбора речевого материала. С детьми 2,5 - 3 лет проводят упражнения на произношение более простых слов и фраз, содержащих нужный звук.

В разновозрастных группах сложнее всего реализовывать программу по ознакомлению детей с художественными произведениями, так как для каждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы. Со многими русскими народными песенками целесообразно знакомить малышей как с хороводными играми или подвижными играми с текстами.

В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено - работа с самыми маленькими детьми. Малыши 2 - 2,5 лет в силу возрастных особенностей не могут участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе с тем у воспитателя нет времени провести все рекомендуемые для этого возраста занятия по развитию речи. Однако, как показали исследования, дети этого возраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников из одновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе 2,5 лет, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек), и их опекает весь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведению старших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх. С самыми маленькими воспитатель проводит подгрупповые и индивидуальные занятия. Им читают русские народные сказки и песенки, хорошо знакомые детям постарше: «Курочка-ряба», «Репка», «Наша Маша маленька» и др. Малыши - полноправные участники простейших подвижных игр с текстами («Курочка и цыплята» - по одноименному стихотворению В. Берестова), хороводных игр («Заинька, походи...» - по одноименной русской народной песенке), игр-драматизаций. Игры стимулируют инициативные высказывания детей, что очень важно для развития речи.

На таких занятиях используют книги и серии картинок, изображения на которых объединены общим сюжетом.

Основная цель занятий: формировать у детей осмысленное восприятие содержания речи взрослого, учить употреблять грамматические формы распространенного (более 3 слов) (к 2,5 годам) и сложного предложения типа придаточного (к 3 годам); отвечать на вопросы и задавать их: кто? что? где? куда? (к 2,5 годам) и зачем? почему? (к 3 годам); обогащать словарь: продолжать развивать умение слушать рассказ взрослого, иллюстрируемый, картинками.

Как можно провести подобное занятие? Если оно организуется впервые по данной книге или картинке, воспитатель вначале предоставляет детям возможность рассмотреть иллюстрации и самостоятельно высказаться по воспринятому содержанию картинок. Малыши рассказывают о своих впечатлениях, педагог поддерживает их, если картинка понята правильно, или поправляет тех, кто ошибся.

После того как все картинки будут рассмотрены, воспитатель предлагает детям рассказать о том, что на них нарисовано. При этом дает образец, определенный сюжетный рассказ, сопровождая сказанное соответствующими иллюстрациями, уже известными детям. Рассматривание иллюстраций, предваряющее рассказ педагога, нужно использовать для того, чтобы во время рассказывания дети не отвлекались, это мешает восприятию содержания рассказа.

На первом занятии воспитатель может рассказать сюжет 1 - 2 раза. На этом занятие заканчивается.

Следующее занятие по этой же книге или серии картинок можно начать со слов: «Вы, дети, уже видели эти картинки, я вам рассказывала, о чем они; хотите еще послушать?» После рассказа педагог задает вопросы, выясняя, насколько малыши усвоили содержание. Если ответы детей свидетельствуют, что основное содержание понятно, интерес к материалу не потерян, но они еще не умеют пользоваться нужной грамматической формой речи, не овладели определенной категорией слов, воспитатель повторяет занятие с рассказом и вопросами. Если же книга или картинки у детей не вызывают Дольше интереса, на следующем занятии целесообразно заменить их и использовать новый материал и такой же план.

Поскольку речевые задачи в работе с детьми третьего года жизни решаются не на 1 - 2 занятиях, воспитатель четко ведет учет успехов детей, своевременно меняет материал, чтобы у них поддерживался интерес к книге или картинкам с новым сюжетным содержанием. Для занятий используются детские книги: «Три медведя» Л.Н. Толстого; народные сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Игрушки» А. Барто. Некоторые картинки (типа «мебель», «посуда», «овощи», «фрукты», «игрушки», «одежда») целесообразно давать детям для рассматривания в самостоятельной деятельности или на индивидуальном занятии. Хорошо, если в группе этот материал подобран в тематических альбомах.

Во время самостоятельной деятельности детей названные картинки воспитатель использует с целью обобщения словаря, расширения представлений об окружающем, формирования звуковой культуры речи и уточнения восприятия этих предметов. Например, подойдя к малышу, который рассматривает альбом, педагог проявляет интерес к картинкам с изображением овощей, может посоветовать рассмотреть их внимательно, подчеркнуть, что огурец зеленый, длинный, а помидор красного цвета, круглый и т. п.

Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуры речи:

1) развитие фонематического слуха;

2) развитие речевого дыхания

3) формирование правильного произношения звуков;

5) работа над орфоэпической правильностью речи (работа над правильным произношением и словесным (фонетическим) ударением);

6) воспитание выразительности речи;

7) выработка дикции;

8) воспитание культуры речевого общения.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить один - два раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

Еженедельная (один - два раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от двух до десяти мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе -- дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: «з» -- «ж», «с» -- «сь» и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения. В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (одна - две минуты артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, два - три раза в неделю).

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к пяти годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.

На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

Консультация

«Формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста , ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи , тенденцию к ее саморазвитию.

Понятие «звуковая культура речи » широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи , связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения . Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи .

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован , функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи , которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи .

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков , особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове . У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки . Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам , в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение , так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи .

Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи .

Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков . Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех) .

Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам) .

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи ? Это дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек.

Во второй младшей группе особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи . Оно включает формирование артикуляции звуков родного языка , правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков . На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию .

Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами . Педагог четко произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.

Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки - чистоговорки с определенными звуками .

Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих , педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей.

В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков , педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах . На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.

В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.

В средней группе значительно снижается количество неправильно произносимых звуков , реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова.

Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи , правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи . У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово» , «звук » и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки .

Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи .

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий.

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. Продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово» , «звук » . Осуществляется она разными средствами.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки .

Четкое произнесение воспитателем слов является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением .

Целесообразно использовать упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков и т . п.

В старшей группе у ребенка речь достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка . В общении со сверстниками и взрослыми ребенок может регулировать силу голоса, темп речи , способен интонационно правильно передавать свои чувства, но при пересказе художественных произведений речь детей недостаточно выразительна.

У некоторых детей наблюдаются недостатки звукопроизношения (чаще всего – свистящих и шипящих звуков , л, р) .

Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи , по ознакомлению детей с художественной литературой.

Поскольку к пяти годам еще не все дети овладевают правильным произношением звуков , особенно тех, которые относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется большое внимание.

Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими.

В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах.

Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания.

В подготовительной группе у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо.

Однако у некоторых детей еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи . Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков (главным образом свистящих и шипящих, в нечётком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе направлено прежде всего на совершенствование произносительной стороны речи .

Выработка четкого произношения слов и фраз (т. е. хорошей дикции) является одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи детей данного возраста. Работа над дикцией проводится на протяжении всего учебного года.

Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость голоса, темп речи , правильно пользоваться интонационными средствами выразительности) осуществляется на специальных занятиях по звуковой культуре речи , а также на других речевых занятиях.

Для развития голосового аппарата воспитатель предлагает детям произносить скороговорки с различной громкостью, в различном темпе. Учит, изменяя тон голоса, передавать личное отношение (радость, безразличие, огорчение и т. п.) к тем или иным явлениям окружающего мира.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием других сторон речи . Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи , на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.

В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка , с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Недостатки звукопроизношения могут отразиться в дальнейшем на усвоении грамоты, родного языка.

Используемая литература:

1. Занятия по развитиюречи в детском саду : Кн. для детского сада/ Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271с.2. А. М. Бородич Методика развитияречи детей : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.«Дошкол . педагогика и психология.» - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.-255 с.

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитании всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А.П.Усова, М.Е.Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Наибольший эффект даёт обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения. В процессе самого обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны. В ходе обучения следует также формировать у ребёнка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

Средства звуковой культуры речи (предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Формирование правильного произношения звуков

А.М.Бородич

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи

Первый этап - подготовительные артикуляционные движения - может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.

Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:

· показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме);

· произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи;

· проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи;

· упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шуткм-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

М.М.Алексеева

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

1 этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ (« Заборчик», «Баранка», «Горка», «Грибок», «Чашка»). Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Цоканье», «Пистолет и автомат»). Правила проведения артикуляционной гимнастики и некоторые упражнения будут даны в приложении. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»), артикуляционная гимнастика. Для развития речевого дыхания проводят дыхательные упражнения. Они направлены на выработку диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк).

2 этап - становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О.В.). Постановка звука начинается с легких и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Основной принцип постановки звуков - звуки ставятся группами в зависимости от сходства по месту артикуляции. Постановка звука идет на основе подражания (используем зеркало). Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.

3 этап - закрепление и автоматизация звуков. . С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.

4 этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В его основе лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

В основе работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует с простых: и, ф, т, ы и др. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребёнком фонематической системы языка.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся, начиная со второй младшей и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. Этапы формирования фонематического слуха

1 этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Неречевой слух - восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

3 этап - различение слов, близких по своему звуковому составу. Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.

4 этап - дифференциация слогов. Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы научиться различать слоги.

5 этап - дифференциация фонем. Начинать работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа

Выработка дикции.

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и чётко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. Для формирования дикции у дошкольников младшего возраста можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям. Показывая образец произношения звукосочетания, воспитатель делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко, неударно). Дети в сопряжённой и отражённой речи непроизвольно подражают речевой манере воспитателя. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (четвёртый - пятый год), когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Для совершенствования дикции используются чисто - и скороговорки (методика разучивания скороговорки дана в приложении). Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах.

Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией.

Особое значение эта работа имеет в младших группах, где дети искажают слоговой состав слова. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении потешек. Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин»). При проведении их с малышами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко, а затем и более сложные.

Степень развития слухового сосредоточения у детей старшего дошкольного возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать твёрдые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения. Для этого надо показать ребёнку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Следует при этом использовать начальные формы произвольного внимания, запоминания, лишь тогда у ребёнка возможно качественно новое отношение к своей речи и появляются условия для анализирования и синтезирования слуховых восприятий.

Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трёх- четырёх фраз), в который нужно вставить недостающие слова.

В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.

Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряжённая речь. Лучший приём - проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом - сопровождение речи движениями.

В старших группах проводят тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо»).

У детей старшего возраста вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детёнышей, произносят звукоподражания с различной высотой голоса. Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием.

Воспитание выразительности речи.

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Ладушки», «Идет коза рогатая».

Путём кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог следит за тем, чтобы во время ответа ребёнок обращался к слушателям, принимал спокойную позу. В младших группах можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что кукла выполняет необходимые действия. В старших группах используется такой приём: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая её, чтобы видели все, неправильные - черной.

Исходным приёмом является образец выразительного чтения. Образец должен сопровождаться рядом других активных приёмов. Их назначение - помочь ребёнку осознать особенности исполнения данного произведения, заблаговременно потренироваться, поучиться читать его, особенно сложные места. Образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя к выразительности речи детей. Используется напоминание сходного случая, яркого представления из жизни детей, оживляющие пережитые ранее чувства.

Во всех группах оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно это касается выбора интонаций, так как такой приём облегчает ребёнку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение.

Очень эффективен прием - чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки. В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствуующими естественности, как бы непроизвольности интонации. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Приёмы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. Как правило, на одном занятии используется одновременно несколько приёмов.

Формирование речевого слуха.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т.е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучились различать силу и характер звука.

В старших группах слуховые восприятия у детей развивают путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т.д. Следует чаще практиковать «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чём говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали.

Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их.

Средний возраст - пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребёнка к предстоящему затем овладению звуковым анализом. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение звука в слове.

Воспитание речевого дыхания.

Задача воспитателя - научить ребёнка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребёнка: двух-трёхлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2-3 слова, ребёнку среднего и старшего дошкольного возраста - фразы из трёх-пяти слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребёнка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

· упражнения на развитие физиологического дыхания;

· дыхательные упражнения без участия речи;

Цель предлагаемых упражнений:

· развитие сильного плавного ротового выдоха;

· активизация губных мышц.

Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумаааажных птичек, шариков и т.д.).

Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.