Каракалпаки являются тюркским народом и относятся к кыпчакской подгруппе. Название переводится как «черный колпак». Эта народность состояла в родстве с хазарами, печенегами и узами, проживали они по соседству с русскими, неподалеку от башкир и древних булгар, заселяя левый берег Волги. Всего в мире проживает около 825 000 каракалпаков.

Существует у каракалпаков предание, что они когда-то проживали на территории Средней Азии, а в свои настоящие места проживания пришли из бывшего Казанского ханства, откуда их изгнали ногаи. Они были вынуждены бродить долгое время по степям, бороться с киргиз-кайсаками. После народность распалась на три части. Одни поселились в дельте реки Амударья, вторые - на нижней Сырьдарье и Ени-дарье, третьи в Зеравшанской долине. В 18 веке одна из частей каракалпаков приняла русское подданство, но потом перешла под покровительство Хивы и части Бухары, так как русские не смогли оградить ее от киргизов. В 1873 году территория правого берега Амударьи, на которой проживали каракалпаки, вошла в состав России.

Где живут

Основной район проживания народности - Каракалпакстан, Республика Каракалпакстан, расположенная на территории Узбекистана в дельте реки Амударья. Небольшое количество представителей этой народности живет в Ферганской долине и Хивинском оазисе, в Казахстане, в основном в Маниутской области, Туркмении, Москве, Московской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской областях.

Язык

Каракалпакский язык является одним из языков тюркской семьи и относится к ногайско-кыпчакской подгруппе. 1 декабря является официальным днем каракалпакского языка.

В каракалпакском существует два диалекта:

  1. юго-западный
  2. северо-восточный

В советское время на основе северных говоров образовался литературный каракалпакский язык. Письменность каракалпакского языка на основе латиницы, до 1996 года была на основе кириллицы. На каракалпакском языке ведется преподавание в начальных и средних школах, проходит чтение некоторых дисциплин в Каракалпакском государственном университете имени Бердаха.

Жизнь

Основной деятельностью каракалпаков является скотоводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот, баранов и птицу. Занимаются рыболовством и земледелием. Из народных ремесел распространено тиснение по коже, резьба по дереву, ковроделие, вышивка, ткацкое и ювелирное ремесло, валяние войлока, плетение циновок и пошив одежды.

В полях сеяли пшеницу, ячмень и просо, землю пахали на быках. Каракалпаки умело использовали для орошения полей озера и протоки. До сих пор в низовьях реки Сырдарья сохранились следы полей и остатки специальных ирригационных сооружений 18 века. На зиму, чтобы прокормить скот, запасали сено и камыш. Каракалпаки добывали свинец, селитру и красную медь, из которых изготавливали пули и порох. Оружие они получали из Бухары.

Передвигались по реке и перевозили грузы на лодках и арбах, распространена у народа и верховая езда на лошадях. Для рыбалки использовали лодку «кайык».


Жилище

Каракалпаки являются полуоседлым народом, у них существовало большое количество временных жилищ, которые отличались строительным материалом, способом устройства и планировкой. В основном все зависело от природно-хозяйственных условий. Единственными устойчивыми и постоянными жилищами, которые не зависели от местности и условий природы, являются юрта и саманный, глинобитный дом «там». Жили в юртах зимой и летом. Когда нужно было обороняться от соседей-кочевников, казахов и туркменов, особенно это случалось зимой, каракалпаки собирались в аулы и ставили свои юрты в укреплениях «цала». Их обносили стенами или огораживали земляным валом, окруженным рвом.

Дом строили прямоугольной формы, с плоской крышей. В нем было одно или два жилых помещения. Под одной крышей с домом часто обустраивали очаг, хлев, кладовые и крытый двор, в котором ставили юрту. Вход в дом был закрыт большими деревянными воротами. В таме жили в основном зимой, летом предпочитали переселяться в юрту.

Строили каракалпаки и глиняные мазанки, полуземлянки и землянки. У крупных феодалов–баев были замки-усадьбы, которые строились из пахсы и обносились стенами. Сегодня в поселениях каракалпаков распространены и жилые дома, но есть много традиционных жилищ.


Религия

Каракалпаки исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.

Еда

В национальной самобытной кухне каракалпаков присутствуют элементы соседних народов: узбеков, казахов и туркменов. Мясные блюда готовят в основном из говядины и баранины, едят конину, верблюжатину и домашнюю птицу. Свинину по религиозным соображениям не употребляют. Много едят картофеля, овощей, первые и вторые блюда готовят из круп и бобовых: рис, просо, маш, джугара, фасоль, сорго.

Блюда в основном жарят и варят. В кухне распространена широко комбинация из отварного теста и мяса. Самые распространенные каракалпакские блюда: плов, лагман, гуртик, шавля, манпар, самса, манты, шорпа, пельмени, суп-лапша на бульоне и суп-машаба. Практические все блюда к столу подают с лепешками, приготовленными из пшеничной муки. Из джугарной муки делают клёцки. Одним из любимых блюд каракалпаков является турама - мелко накроенное мясо с клёцками.

Пьют черный и зеленый чай с молоком. Этот обычай распространился у народа только в 19 веке. Из кисломолочных продуктов делают кумыс, айран, творожную кислую массу сузьма, кисломолочный напиток из кипяченого молока катык и курут - сушеные шарики из сузьмы с перцем и солью.


Внешность

Одежда каракалпаков состоит из рубахи на выпуск, штанов, которые заправляли в сапоги, халата - шапан, подпоясанного платком или кушаком. Халаты шили из темных тканей в мелкую полоску, под них надевали стеганый камзол - бешпент. Зимой носили тулуп из овчины шерстью внутрь, в качестве головного убора - овчинную шапку черного цвета. В древности носили черные войлочные высокие шапки конусообразной формы «калпак-такыя», которые и послужили основой названия народа.

Женщины носили рубаху-платье, штаны и халат. Вместо камзола часто надевали безрукавку. Женщины этой народности любят одежду ярких цветов, особенно красного и синего. Много на их одежде вышивки и украшений из металла. Вместо паранджи надевали халатообразную накидку жегду, которая не закрывала лицо. Часто на голове носили длинный платок, его повязывали поверх тюбетейки, как чалму.

Женский головной убор саукеле является произведением искусства каракалпаков и создается искусными ювелирами. Он представляет собой шлем, выполненный из войлока и покрытый красным сукном. Убор богато украшают металлическими бляхами, узорами, подвесками, цветными бусами и камнями, в основном коралловыми. Тумак - верхняя часть шлема - перекрещена черным широким крестом из нашитых тканевых полосок. На лоб спускается тяжелая серебряная бляха жыга. К наушникам прикрепляют две серебряные бляхи с бирюзовыми или сердоликовыми вставками кыран. По форме бляхи похожи на орла или ловчих охотничьих птиц. Сзади к саукеле прикрепляется длинная полоса ткани (халака), украшенная вышивкой.


Культура

Фольклор народа каракалпаков состоит из различных направлений:

  • обрядово-бытовые и лирические песни
  • легенды
  • сказки
  • богатырский эпос
  • танцы

Все произведения исполнялись перед народом сказителями и певцами. Из народных музыкальных инструментов каракалпаки использовали смычковый кобуз, щипковый дутар, духовые инструменты сурнай и най, бубен дэп.

Традиции

У народа существуют определенные строгие правила и обычаи поведения во время приема пищи. По традиции пищу каракалпаки едят сидя на полу вокруг скатерти. Бульоны подают в мисках или чашках, густую пищу едят руками. Обычно в день едят три раза. Перед тем как начать трапезу, нужно полить на руки воду, которая полностью должна стечь. Стряхивать ее с рук нельзя, чтобы брызги не попали в пищу. Первым начинает есть старший по положению или возрасту. Если в дом приезжает гость, его обязательно угощают айраном, кислым молоком или варят похлебку катыбыламык.

При рождении ребенка проводятся обряды, которые должны защитить новорожденного от всех несчастий и бед. Большое внимание уделяется имени, выбирает его самый уважаемый член общества, старейшина или духовный лидер. Часто имена дают в честь прадедов и прабабушек. Самые распространенные у каракалпаков имена с корнем -нур , например, Нурсултан, Нуратдин.

Через 40 дней после рождения ребенка устраивают бешик-туй. Ребенка купают, впервые пеленают и кладут в ярко раскрашенную кроватку-качалку (бешик), которую приносят родственники молодой матери. Вместе с ней они приносят лепешки, завернутые в скатерть, игрушки и сладости.

Под подушку в бешик ребенку принято класть лук, нож и перец, чтобы ребенок был беспощаден с врагом, большой точильный камень и хлеб, чтобы голова была как камень твердой, ум великим, а глаза зоркими. Под ножки кладут зеркало, чтобы лицо было красивым и открытым, а жизнь светлой. К одежде маленьких детей пришивают разные обереги, чтобы в жизни их не коснулись беды. После проводятся смотрины, и каждый гость преподносит новорожденному подарок.


Свадьба у каракалпаков состоит из нескольких этапов, основными из них являются следующие:

  • сговор;
  • малый пир в доме невесты «патия той»;
  • день свадьбы (пир в доме невесты и в доме жениха).

Сговор проводится обычно в доме невесты, родители жениха дарят родителям невесты подарки. Обязательно в сговоре должны принимать участие старейшины, которые дают разрешение на брак. Родственники жениха дарят вещи белого цвета и договариваются о размере калыма.

После сговора родители невесты и жениха устраивают «кенес той», приглашают на него родственников, близких и соседей. На этом мероприятии все они решают вопросы проведения свадьбы. Потом проводится «патия той», расходы на который оплачивает жених. Он одаривает невесту, ее родителей и родных подарками. После малого пира родители невесты приходят к родителям жениха и дарят им подарки.

Плач невесты «сынсу» является неотъемлемой частью свадебного обряда. Он выражает грусть девушки, которая покидает отчий дом. Когда невеста приходит к дому жениха, его мать забрасывает ее конфетами, чтобы жизнь молодой жены была сладкой. После девушку проводят в комнату, закрытую узорчатой ширмой шымылдык. Там она должна находиться до начала самой важной церемонии открытия лица - бет ашар. Потом невеста приветствует каждого гостя и кланяется ему. Этот обряд называется келин салом.


Известные люди

Есть среди представителей народа и известные люди, которые прославились своим талантом и выдающейся деятельностью:

  1. поэт Мусаев Аяпберген
  2. поэт Дабылов Аббаз
  3. поэт и драматург Аймурзаев Джолмурза
  4. академик Нурмухамедов Марат
  5. народный писатель и государственный деятель Каипбергенов Тулепберген
  6. актриса театра, народная артистка СССР Шамуратова Аймхан.

Узбекистан - из тех стран постсоветского пространства, где помимо традиционных областей затесалась ещё и национальная автономия: республика Каракалпакстан, самый обширный (166 тыс. квадратных километров, то есть почти 1/3 страны) и один из самых малолюдных (1,7 миллиона жителей, то есть 10 человек на километр) регион, хорошо заметная на карте квадратная "голова" Узбекистана. Живут здесь примерно поровну узбеки (32%), каракалпаки (30%) и казахи (26%), первые больше в оазисах Элик-Калы, вторых - в амударьинских низовьях, а третьих - в глухих степях у границ. В Каракалпакии мы , в ней же лежат древнее крепости типа , а вот Хива, рассказ о которой мы закончили - это уже крошечная, но сопоставимая по населению Хорезмская область с центром в .

Центр же Каракалпакии - Нукус, наряду с Бухарой 5-6-й по величине (275 тыс. жителей, а с городами-спутниками и под полмиллиона) узбекистанский город, о котором я вряд ли скажу что-то хорошее. Поэтому, чтобы пост не вышел совсем уж в стиле Варламова, здесь же расскажу про каракалпаков как народ.

Что каракалпаки - это не узбеки, видно невооружённым глазом. Скорее их можно перепутать с казахами, коих здесь тоже немало, и хотя в этнографической литературе каракалпакскую внешность характеризуют как "переходную от европеоидной к монголоидной с преобладанием монголоидных черт, меньшим, чем у казахов, но большим, чем у узбеков", мне каракалпаки внешне напомнили даже не казахов, а бурят и . Может, впрочем, дело не только во внешности, но и в каком-то особом настроении: каракалпаки - народ степной...

2. этот и следующие кадры сняты не в Нукусе, а в других городах Каракалпакстана.

Название "карака-калпаки" с большинства тюркских языков переводится как "чёрные шапки", и тут сложно не вспомнить народ "чёрных клобуков" - "прирученных" киевскими князьями печенег, получивших удел близ , чтобы защищать Киев от новой степной напасти - половцев... но скорее всего это просто созвучие, и "те" каракалпаки к нынешним не имели прямого отношения. Более вероятный каракалпакский предок - ногайцы, кочевники Золотой Орды (подробнее я о них писал ), жившие от Дона до Эмбы и после её падения. В 1530-х из Ногайской орды выделялась Алтыульская орда , или Орда Шести Сынов, названная то ли в честь шести наследников основавшего её хана Шейх-Мамая , то ли в честь шести родов, к коим себя причисляют каракалпаки (Муйтены, Конграты, Кытаи, Кыпшаки, Кенегесы и Мангыты - тут поясню, что "сетки" родов и народов в Степи не совпадают, все эти роды есть и среди казахов и узбеков, и именно узбекские Кунграты и Мангыты были ханами Хивы и бухарскими эмирами). Более вероятно, как это часто бывало в степи, что верны все гипотезы, и каракалпаки в равной степени потомки огузов-печенег и кипчаков-ногайцев - просто век за веком степные кочевники цеплялись за горы и моря, там оседала их некая часть, слой за слоем слагались иные народы: в Восточной Европе - , на Тянь-Шане , а близ Аральского моря и гиблых дельт Амударьи и Сырдарьи - каракалпаки.

Достоверно же история каракалпаков прослеживается с весьма недавних времён: в 18 веке они откочевали на Жанадарью (южный рукав Сырдарьи), возможно спасаясь от джунгар, не учтя, что это были владения Хивинского ханства, над которыми оно временно потеряло власть из-за смуты. В 1811 году хан Мухаммед Рахим II вернул контроль над дельтой Сырдарьи, и конечно не мог не обрадоваться такому "подарочку". Каракалпаки под Хивой переселились с восточных берегов Арала на южные, в самые низовья Амударьи, и в отличие от туркмен, всегда были лояльны хивинскому хану. Когда в 1920-м году на смену ханству пришла Хорезмская Народная Советская республика, в её составе образовалось три автономные области - Узбекская (Хива), Туркменская (Ташауз) и Киргиз-Каракалпакская (Ходжейли), в 1924 году разошедшиеся между Узбекистаном, Туркменией и Казахстаном соответственно. В состав ККАО добавилось правобережье Амударьи, бывший Амудаьинский отдел Сырдарьинской области с центром в Турткуле (Петро-Александровске), который и стал до 1933 года первым центром Каракалпакии. Изначально она была автономной областью в составе Казахской ССР, в 1930-36 годах - непосредственно в составе РСФСР, и лишь затем, отрезанная от неё выделившейся в отдельную Союзную респубоику Казахстаном, вошла в состав Узбекской ССР, где и осталась. Ныне Республика Каракалпакстан значится "суверенным государством в составе Узбекистана" с официальным двуязычием и собственным парламентом Жокаргы-Кенес в Нукусе.

Ныне каракалпаков порядка 600 тысяч человек - из них полмиллиона в Узбекистане и по полсотни тысяч в Казахстане и Туркмении. То есть, их немало - примерно как бурят и больше, чем якутов, коми или калмыков. Но при этом каракалпаки - едва ли не самый компактно расселённый народ Средней Азии: даже в родном Каракалпакстане их ареал - дай бог если треть республики, в той же Элик-Кале, по словам местных узбеков, их нет, а в основном они живут в дельте Амударьи и на южном берегу бывшего Арала, от Нукуса до Муйнака, до края пустыни Устюрта. Каракалпакский культурный ландшафт очень непохож на узбекский: они не древние землепацы, а вчерашние кочевники, и их аулы да окраины городов больше похожи на Казахстан, если бы тот был намного беднее: функциональные безликие дома, пыльные улицы, высокие печальные столбы...

Каракалпакскую речь в этих краях слышишь чаще узбекской (тем более она и заметно другая на слух - жёстче и резче), а сам язык некоторые считают чуть ли не диалектом казахского, но я, читая вывески, видел не больше знакомых по Казахстану корней, чем в узбекском. Вдобавок у обоих языков теперь по две азбуки (каракалпакский так же неудачно перевели на латиницу в 1996-м), и любое здешние название можно записать аж в 4 вариантах: "Qaraqalpaqstan Respublikasi", Қарақалпақстан Республикасы, Qoraqalpog`iston Respublikasi, Қорақалпоғистон Республикаси" или "No‘kis, Нөкис, Нукус, Nukus". Ещё запомнилось, что если белый цвет на большинстве тюркских языков "ак", то по-узбекски - "ок", а по-каракалпакски - "хак". В вывесках двуязычность тут выдерживается поосновательнее, чем в большинстве республик России, на уровне той же Башкирии. Разговорить каракалпаков на темы политики и национальных отношений я не пытался, но навскидку президента шёпотом ругают так же, как и узбеки, а на своё положение и отношения с узбеками не жалуются. Мне кажется, их тут действительно не притесняют, по крайней рассуждений на тему "надеюсь, однажды русские вернутся" я от них, как от узбекистанских таджиков или персов, не слышал.

Отличается тут в общем и уклад, и в любом путеводителе напишут, что по Нукусу и другими каракалпакским городам не стоит гулять ночью - как у казахов или киргизов, у каракалпаков хватает лихой молодёжи, на которую плохо действует алкоголь, а вот узбекской домовитости, махаллизма - как-то нет. Но какого-то личного впечатления о каракалпаках как народе у меня сложилось: люди как люди, дружелюбные и гостеприимные, с хорошо знакомыми по всей Средней Азии реакциями и разговорами. Скажу лишь, что зашкаливающего казахского гонора у них нет, больше всего они мне напомнили, пожалуй что, калмыков.

Если же говорить о национальном колорите и традиционной культуре, то как видите - в быту заметно немногое: ну, пожилые женщины тут одеваются и покрывают голову немного иначе (причём ближе к казашкам, чем к узбечкам), но национального костюма тут не сохранилось, чёрные шапки (папахи) стоит искать на сувенирных развалах Хивы, и даже юрт в степи я в Каракалпакии (как в той же ) не видел - хотя и не берусь утверждать, что их там нет: степь большая. Не повезло мне как-то и с национальной кухней , которая вроде бы сохранилась у каракалпаков из традиционного быта лучше всего - это, например, турама (мелко накрошенное мясо с клёцками), гуртук (местный аналог бешбармака), блюда из джугаровой муки (те же клёцки), а в Кунграде и Муйнаке кое-где попадаются вывески "балык куурдак", то есть традиционное среднеазиатское жаркое с луком и картошкой, но не из мяса, а из рыбы. Однако я так и не нашёл ни одного кафе, где всё это было бы в наличии - в основном обычные плов-шурпа-лагман-самса. Единственное - здесь кое-где наливают верблюжий шубат и наверное кобылий кумыс, не характерные для кухни земледельцев-узбеков.

В изначальном варианте этого поста у меня не было и фотографий традиционной культуры из музеев - почему, объясню позже, и это будет жирный камень в огород Нукусу. Скажу лишь, что у каракалпаков в старину были очень красивые женские украшения в лучших традициях ювелирики Хорезма (тут см. ), в том числе позолоченные головные уборы. Другим популярным искусством была вышивка (которой у хорезмийцев, наоборот, не было), в том числе по коже - последнее было сугубо мужским ремеслом. Вот например женские халаты-накидки - вверху жепак-жегде (молодой женщины), внизу - ак-жегде (пожилой женщины):

8.

9.

И конечно всякие ковры да убранство юрты - чёрно-красные геометрические каркалпакские орнаменты, мрачноватые на взгляд чужака, не спутаешь ни с чем:

Да и сам быт каракалпаков в старину был весьма интересен: некоторые учёные называют их "кочевыми земледельцами ", постоянно перемещавшимся по переменчивой амударьинской дельте, а на новом месте не просто ставя юрты, но и хорошо окапываясь, возводя из глины небольшую крепость. Зимние аулы обычно включали кладбище с мавзолеем святого-покровителя и небольшое медресе, а крупнейшим собственно каракалпакским поселением был торговый Чимбай на "русском" берегу дельты. У каракалпаков был продуман и разнообразен транспорт - несколько типов арбы ("монгольская" телеген-арба и "хорезмская" тат-арба), лодки-каюки. Юрта по-каракалпакски называлась царан-уй, её купол - шацарац и шангарак (созвучно "шанырак" у казахов), и в целом конструкция юрты была вполне себе тюркской (см. ), а отличиалась она скорее украшениями - не припомню подобных узоров и палитр больше нигде у народов Степи.

Ковры и резная мебель юрты:

11.

Деталь убранства юрты "акбаскур" и образцы каракалпакской керамики - всё те же неповторимые гаммы:

12.

И в общем близость Хивы да общее окончание века великих степных войн взяли своё: каракалпаки были культурные кочевники, и искусство их задолго до советской власти перестало быть сугубо прикладным. Например, уже в 19 веке оформилась каракалпакская литература, основателями которой значатся поэты Ажинияз и Бердах . Последний был так же и первым каракалпакским историком, и ныне считается главным светилом национальной культуры: имя Бердах среди каракалпаков очень популярно, а музей Бердаха - одно из двух-трёх красивых зданий на весь Нукус:

У нынешнего Каракалпакстана есть все полагающиеся атрибуты - своя академия наук (известнейший каракалпак-учёный - советский микробиолог Чаржой Абдиров), университет, театр, или вот например студия "Каракалпакфильм" с кинотеатром "Бердах". А вот смущённо-очаровательные девицы на переднем плане - это волейболистки из Андижана с тренером: меня угораздило приехать в Нукус аккурат во время всеузбекистанской Спартакиады.

Поэтому в гостиницах не было мест: на весь город, правда всего-то со второй попытки, я нашёл лишь один свободный номер, да и за тот пришлось крепко поторговаться: номер стоил 75 долларов по официальному курсу (тогда это было 2500 сумов за доллар), я же сумел сбить цену на те же 75 за две ночи, но уже по курсу рыночному (тогда это было 4300 сумов за доллар), то есть примерно по 1800 рублей за каждую из двух ночей - немало и по российским меркам, что уж говорить про Среднюю Азию. В общем, рассказав о каракалпаках, начинаю рассказ и об их столице . Увы, со столицей этому замечательному народу категорически не повезло.

Честно говоря, не могу припомнить города, который бы мне НАСТОЛЬКО не понравился. Давние читатели знают, что обычно я любой город стараюсь раскрыть без эмоций, увидеть в нём что-то интересное и самобытное, а к недостаткам относиться по принципу "это не баг, это фича". Это называется "я обычно запоминаю лица, но для вас сделаю исключение". Говоря коротко: Нукус - дыра, а учитывая его изрядный размер (это крупнейший в стране город западнее Самарканда) - большая дыра.

Чем же Нукус настолько плох? В первую очередь он уныл, уныл настолько, насколько в принципе может быть довольно крупный город. Да, у него истории конечно всего-ничего - аул известен с 1862 года, а городской статус получен в 1932 году, когда сюда перенесли центр Каракалпакской автономии из затопленного Амударьёй ... но я знаю много городов, которые ещё моложе, однако смотрятся как-то интереснее. Нукус же - какой-то безликий, бесформенный, без явных доминант и запоминающихся "фишек", так что проехав пол-города, не очень понимаешь, что изменилось. Я, конечно, понимаю, что многие тут так видят "почти каждый постсоветский город", но у меня-то не так, я неповторимое лицо разглядел в Сыктывкаре и Сургуте, и , и , а вот здесь - хоть тресни, ничего не вижу. Столь же скучны разве что и , но они как-то уютнее.

Где-то ближе к центру попадаются подобия махаллей, хотя скорее обычный частный сектор, в котором мне очень хотелось разглядеть признаки старого торгового аула:

Кое-где встречается эта характерная для Хорезма "псевдо-уездная" архитектура, она везде явно новая:

Но застройки старше малоэтажных сталинок я тут и не припомню... да, тут оцените белорусскую ухоженность - прилизанных мест в Нукусе в целом немало, хотя расположены они абсолютно бессистемно:

Однако в основном Нукус попросту очень неуютный, и его дома и кварталы напоминают не столько городскую ткань, сколько наспех застроенный пустырь, как где-нибудь на Крайнем Севере:

Вот типичный для Нукуса пустынный пыльный выжженный солнцем двор, который в отличие от многих других подобных дворов хоть немного скрашивает чистенькая новостройка:

Новостройки в Нукусе тоже есть, характерные для Узбекистана широкие и парадные улицы, застроенные "залпом":

Но большая часть города - это различные вариации пятиэтажек, иногда украшенных каким-то узором балконных решёток. Так же обратите внимание на торчащие из окон трубы - прежде я видел такое лишь в некоторых глухих посёлках Казахстана, и скорее всего это значит, что Нукус пережил развал сети ЖКХ и печки-буржуйки в квартирах, по мере стабилизации жизни заменённые газовыми котлами.

Среди всего этого понатыканы в основном современные (или осовремененные) общественные здания - всякие колледжи, спортзалы, пугающе пафосные органы управления республики:

На самой окраине - железнодорожный вокзал, ещё не реконструированный со сносом, как большинство вокзалов в крупных городах Узбекистана (). Железная дорога Чарджоу-Кунград пришла сюда в 1955 году, но здание явно лет на 10-20 моложе. И - опять же одно из самых унылых в стране:

А за путями, на самом краю Кызылкумов, стоит ещё и неожиданно красивый автовокзал, пожалуй в принципе один из лучших образцов жанра, что я видел.... вот только видел я его лишь совсем мельком с "коллективного такси" и так и не сумел заснять. Фото не моё, и сейчас он другого цвета. Скажем так - автовокзалы-сталинки мне видеть доводилось, но автовокзалы в национальном стиле - нет. Затрудняюсь даже предположить, когда он мог быть построен:

27а. отсюда .

Ну, ещё можно обойти кружок по центру Нукуса, который хотя и весьма условен, но выглядит чуть-чуть поживее, чем остальной город. Начнём на главной улице, связующей Центральный базар с выездом на "материковый" Узбекистан, и за отправную точку возьмём Дом с чёртиком - так я прозвал вот это позднесоветское здание со скульптурой на бетонной стене. Это, между прочим, не что-нибудь, а Каракалпакская Академия наук:

С другой стороны - пара доминант нукусского центра: высотка гостиницы "Ташкент" и Каракалпакский музыкальный театр имени конечно же Бердаха:

У гостиницы - очень приятные мозаики, такой прямо проблеск в нукусской серости:

Театр же был реконструирован совсем недавно, обзаведясь "лицом" на фасаде, а действует с 1930 года, основанный ещё в Турткуле, и в советское время почему-то был имени Станиславского. Советское здание 1960-х годов очень громоздкое, но украсили его что надо:

Ещё неподалёку есть Дом связи:

На одной из улиц близ него я свернул направо. Тут сделаю лирическое отступление о другом нукусском недостатке - тут, особенно по меркам сытного Узбекистана, совершенно безобразный общепит: я обошёл десяток кафе, но во всех был лишь стандартный набор пары-тройки блюд, утром неуютная пустота, вечером - наоборот, многолюдно и агрессивно. Попадалась, справедливости ради, и парочка очень приятных с виду кафе - но это были скорее какие-то кондитерские или кафе-мороженные, меня не интересовавшие. Кончилось тем, что у базара в забегаловке (причём не пустой, то есть по местным меркам она вполне годная) я взял куурдак... и не смог съесть ни кусочка, настолько отвратительно он был сделан. Так что ужин я себе покупал в продуктовом магазине с полупустыми к вечеру полками и отсутствием сдачи у продавщицы.

Меж тем, улица, куда я свернул, оказалась примечательна целой сталинкой (на кадре выше), а упиралась в Белый дом - парламент (Жокаргы-Кенес) и кабинет министров Республики Каракалпакстан, в основе вроде бы тоже сталинка . Увы, и тут типовая реновация по-тюркски, хокимияты-башни в областных центрах (как или ) строились куда интереснее. Памятник - Бердаху: расцвет каракалпаков пришёлся на те времена, когда грозные ханы и орды остались в глубоком прошлом, и их герой - не батыр, а поэт.

Практически напротив... Ничего себе, самая настоящая сталинка 1950-х годов, причём даже с декором, не охрущёбленная! Смотрится как барочный дворец в заполярном посёлке. Обратите внимание на отодранную табличку - улицы в Нукусе переименовывались ни один раз, и например та, на которой стояла моя гостиница, ныне значилась как Ата-Юли ("Отчий путь"? звучит!), а на визитке гостиницы имела ещё более звучное название "улица ПолуНиязова" (на самом деле Палуниязова, конечно, и шутить над фамилией не стоит - улица названа в честь погибшего бойца Великой Отечественной). Этот же домик изначально вмещал музей имени Савицкого, о котором расскажу чуть позже.

Дальше широкая площадь бульвара Дружбы Народов (сама эта улица, кстати, называется проспектом Дослык, т.е. Дружбы - и это название каракалпакское, по-узбекски было бы Дустлик). Белый дом с куполом на заднем плане - местный ЗАГС:

А у многоэтажек очень красивые мозаики на подъездах, на каждом разные:

На лавочке мамаша с маленьким ребёнкам углядела меня и сказала (не по-русски, конечно, но всё и так понятно): "Смотри, малыш, вон дядя-иностранец! Давай с ним поздароваемся! Хэллоу! Хэллооооу!" - вернувшись из Муйнака, я слышал этот звук раз наверное сотый за день и потому их разочаровал глухим молчанием.

Ну а отсюда рукой подать до единственной (обычно пишу - "единственной официальной", но тут просто единственной) достопримечательности Нукуса - Музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого. Огромный музейный комплекс - в процессе строительства, и пока открыто только здание слева с коричневым узором на фасаде. На самом деле сюда я сходил первым делом, только заселившись в гостиницу - ведь что попало "Эрмитажем в пустыне" не назовут!

Художник Игорь Савицкий родился в 1915 году в Киеве, но вырос уже в Москве, по состоянию здоровья избежал мобилизации на фронт и провёл войну вместе с художественным институтом имени Сурикова (где тогда учился) в эвкуации в Самарканде. Позже он возвращался в Среднюю Азию с арехологами, в том числе с крупнейшим исследователем Хорезма Сергеем Толстовым, но увлёкся здесь не столько археологией, сколько этнографией. В 1950 году он переехал в Нукус насовсем - по одной версии, попав в немилость каким-то кругам в столице за своё творчество и по сути оказавшись тут в ссылке, а по другой - вполне сознательно поближе к местам своих изысканий. Как бы то ни было, здесь Игорь Витальевич прижился, и хотя каждый каракалпак в самой далёкой юрте знал, что по пустыням бродит русский "старьёвщик" и интересуется старыми ожерельями или кошмами, едва ли не более активно Савицкий коллекционировал живопись. Советская Средняя Азия оказалась просто на удивление богата художниками, в основном русскими (в широком смысле, то есть включая немцев, евреев и всяческих депортантов), но немало достойных нашлось и среди узбеков с каракалпаками: видимо просто сочность и сюрреалистичность здешнего пейзажа хорошо пробуждают этот талант. Особенно Савицкого интересовал русский авангард, в русле которого творил и он сам, и его усилиями это нелюбимое советской властью искусство стекалось в Нукус не только из Средней Азии. Всему этому покровительствовал сам Шараф Рашидов, тогдашний руководить УзССР, и наконец в 1966 году в Нукусе открылся художественный музей неожиданного для Средней Азии масштаба.

Вообще, "Эрмитаж", даром что "в пустыне" - это конечно громко сказано, но - твёрдый уровень лучших краеведческих музеев в областных центрах России, может не Екатерибурга или Казани, но близко. Здесь роскошная коллекция каракалпакской этнографии (в том числе потрясающе красивые украшения и юрта в полный рост), множество древностей из городищ Хорезма (хивинские музеи рядом не стояли), целый зал копий разных шедевров искусства (скульптур, картин, архитектурных элементов) Европы и Азии, и конечно же целый этаж той самой живописи - где-то слышал, что это вторая по величине коллекция русского авангарда, и уж точно - лучшая коллекция картин в Средней Азии. Самая известная из них - "Бык" ташкентского художника Василия Лысенко:

39.

Но всё впечатление оказалось испорчено одной-единственной деталью: за фотосъёмку здесь просят 120 000 сумов, то есть порядка 1500 рублей - это в несколько раз (!) больше, чем в любом другом известном мне музее. Более того, тут вам не , фотоаппарат надо сдавать в камеру хранения. От таких правил у меня возникло острое желание оплатить фотосъёмку, сфоткать каждый экспонат с трёх разных ракурсов и выложить в интернете хотя бы в 5 разных местах... но переплата за гостиницу несколько охладила этот пыл.

40.

В изначальном варианте поста, написанном в 2015 году, фотографий из "Эрмитажа пустыне" вообще не было. Но дальше случилась удача - год спустя в Москве я попал на выставку Нукусского музея в московском Музее изящных искусств имени Пушкина. Привезли они туда, скажем прямо, немногое, но зато это можно было фотографировать абсолютно бесплатно!

41.

Главное богатство музея, как уже говорилось, картины, и здесь не буду даже пытаться показать их хоть сколько-нибудь полно. Скорее просто пара примеров: вверху Николай Карахан, "Прокладка водопровода в Бухаре", внизу - Алексей Моргунов, "Химкомбинат Кемерово":

42.

Слева направо: ленинградка Алиса Порет, "Девочка-чернявка"; Николай Карахан, "Две девушки у хауза", а вот к третьей подпись перефотографировать я досадным образом забыл.

43.

Помимо картин и этнографии (кадры №№8-9 и 11-12), не обошёл стороной Савицкий, даром что друг Толстова, и древности. Лица Хорезма начала нашей эры:

44.

Хорезм - не жизнелюбивая Согдиана, он всегда был суров и преисполнен фатализма:

44а.

Куда ж на возможной родине Зороастра без оссуариев? Скульптура - это тоже не идол, а оссуарий, олицетворяющий видать того человека, чьи кости, заботливо вынутые неприкасаемым из снесённой на башни молчания плоти, он вместил.

45.

Но самый красивый - вот этот, расписной. Хорезм не зря называют Среднеазиатским Египтом:

46.

Это уже не ассуарии, а кувшины. Глиняным около 1000 лет, бронзовому - порядка 2000:

47.

Но как много сокровищ "Эрмитажа в пустыне" не представлены были на эой выставке!
В Нукусе, побродив пару часов по залам, я направился в "общий" краеведческий музей, который оказался запрятан во двор школы по соседству. Там я надеялся всё-таки сфотографировать хоть что-нибудь из местных этнографии с археологией. Но попасть в музей оказалось не так-то просто - пока искали какого-нибудь завуча, который меня сопроводит через школьный коридор, какой-то сорванец разбил стекло в фойе, и всем стало резко не до меня. Наконец, после минут так двадцати ожидания я прошёл в краеведческий музей, но там оказалась всего пара тёмных комнат, а за съёмку запрашивали, если мне не изменяет память, порядка 400 рублей (в сумах, конечно), и аргументировали это убийственно железно: "А вы в музее Савицкого были? Там цены видели? А мы что, хуже что ли?!". В общем, увы, больше фотографий
Отсюда я вышел к базару - он на той же улице, где гостиница и театр. Впрочем, скажем прямо, это не базар, а рынок - то есть, без всякого колорита и восточного драйва:

Отсюда я поехал в Ходжейли с пересадкой через нечто под названием Старый город, никаких впрочем признаков старины (хотя бы 1930-х годов) в котором я не приметил. Вот так выглядит местная маршрутка - обратите внимание на табуреточку для бабушки. До 2007 года в Нукусе был свой троллейбус, причём пущенный в 1991 году, но ныне остались лишь такси да корейские маршрутки - типичная в общем ситуация в Средней Азии.

Пара видов из окна маршрутки. Нукус стоит на Амударье, её правом (при царе - "русском") берегу, но Амударья здесь предельно условная. Во-первых, она рассеяна на несколько небольших проток:

Во-вторых и основное её русло выглядит обмелевшим, так что в общем хорошо понятно, почему усыхает Аральское море. Великую реку добивает Нукусская ГЭС, построенная в 1950-х годах чуть выше города (ныне её дамба связует Нукус с городом-спутником Тахиаташ, где есть ещё и ГРЭС) - она не столько вырабатывает энергию, сколько регулирует поступление воды в оросительные каналы, важнейший из которых - Главный Туркменский канал, ведущий в Каспий "по мотивам" древнего Узбоя - так и не был построен. В целом, подумалось, Нукус даёт некоторое представление о том, как выглядели все эти Элиста или Саранск, Йошкар-Ола или Сыктывкар в советское время, искусственно слепленные на коленке (чаще, впрочем, из уездных городков) центры национальных автономий, лишь в постсоветское время обретшие какое-то лицо.

53.

. Виды сверху, ремёсла, детали.
. Дворцы Ичан-Калы.
. Вдоль стен Ичан-Калы.
. Ичан-Кала, улица Пахлаван-Махмуда.
. Ичан-Кала, закоулки и медресе.
. Дишан-Кала, или Внешний город.
. Дворцы окраин.
Каракалпакия .
Нукус. Столица Каракалпакии.
Миздакхан. У мировых часов.
Муйнак. У засохшего моря...

Незнакомые слова и непонятные ситуации - см. по ссылкам ниже.

На чтение 8 мин.

Республика Каракалпакстан – современный развивающийся регион с древней историей. Некогда территории Каракалпакии были частью могущественной империи Хорезма. О ее процветании и бесконечных захватнических нападениях свидетельствуют сотни исторических памятников. Земли Каракалпакии малонаселенны, бо́льшая часть – пустыни. Однако недра республики богаты полезными ископаемыми.

В последние годы район переживает экологический кризис в связи с высыханием Аральского моря. Заброшенные порты и пустеющие города стали своего рода достопримечательностями. Туристы из других стран приезжают, чтобы посмотреть на них.

Информация о Республике Каракалпакстан

Это суверенная республика в составе . У Республики отдельная конституция, принятая в апреле 1993 года. Государственный символ – флаг Каракалпакстана – был утвержден в 1992 году. На нем представлены те же цвета, что и на флаге Узбекистана, и разделены красными полосами.

Герб Каракалпакстана утвердили в 1993 году. Он тоже схож с . Отличие в том, что он дополнен флагом Каракалпакии, а также изображениями Аральского моря и реки Амударьи.

Гимн Каракалпакстана получил официальное признание в 1993 году. Текст составлен на родном языке каракалпаков, который, как и узбекский, признан официальным языком автономии.

Согласно закону Узбекистана Каракалпакия имеет право на выход из состава государства по результатам народного референдума.

Где находится Каракалпакстан

Каракалпакстан находится на и занимает около 40% площади страны. Граничит с Казахстаном и Туркменистаном. Огромные территории республики занимают , уникальное плато Устюрт, а в северной части расположено высыхающее Аральское море. Каракалпакстан объявлен зоной экологического бедствия и получает иностранные дотации на предотвращение дальнейшего высыхания озера.

В апреле 2018 года в Узбекистане было принято постановление о пересмотре внутренних границ страны. Границы Республики Каракалпакстан, согласно конституции автономии, могут быть пересмотрены только при одобрении республиканского правительства.

Современное административное деление

Герб г.Нукус

Совет министров республики самостоятельно принимает решения в вопросах административного деления автономной территории. Современные районы Каракалпакстана были определены в 2017 году, когда к уже имеющимся 14 районам был присоединен 15-й район – Тахиаташский (выделенный из части Ходжейлийского).

Вехи современной истории:

  • 1990 год – провозглашена независимость Каракалпакской АССР;
  • 1992 – образование Республики Каракалпакстан;
  • 1993 – принято соглашение о присоединении Каракалпакстана как автономной территории к Республике Узбекистан сроком на 20 лет.

Население

Количество человек, проживающих в Каракалпакстане, приближается к отметке 2 миллиона. Рождаемость в республике превышает смертность приблизительно в 4 раза. Бо́льшая часть населения проживает в городской местности. Жители кишлаков и небольших селений составляют меньшинство и многие стремятся переехать в городские поселения, в частности в столицу – .

По некоторым данным в Республике Каракалпакстан проживают в основном узбеки, каракалпаки, казахи. Численность русских, туркмен, украинцев и представителей других национальностей значительно ниже.

Вероисповедание большинства жителей: ислам (суннитское направление).

Что посмотреть в республике

Музей искусств им. И.Савицкого в Нукусе

В 1950-х годах переехал из Москвы в Нукус, а спустя 10 лет стал директором музея искусств. Он был страстным коллекционером полотен художников-авангардистов, запрещенных в СССР. За годы жизни ему удалось собрать коллекцию из нескольких десятков тысяч картин. Все они включены в экспозицию музея. Благодаря этим уникальным полотнам музей искусств в Нукусе стал известен в мире как один из крупнейших исторических центров русского авангарда. Также в коллекции экспонатов музея выставлены копии известных полотен Лувра, работы каракалпакских художников, изделия народного творчества, различные предметы хорезмийского искусства.


Адрес музея искусств: ул. Рашидова, 116 (второй этаж).

Режим работы: вторник - воскресенье с 9:00 до 18:00.

Краеведческий музей Каракалпакстана в Нукусе

С 1929 года коллекция музея постоянно пополняется уникальными артефактами. Число экспонатов достигает 60 тысяч. Выставочные залы посвящены истории, этнографии и природе Каракалпакии. Особенно полюбились посетителям музея экспонаты, обнаруженные при раскопках древних поселений и городищ. А также пользуются популярностью предметы быта каракалпаков, богато украшенная национальная одежда, музыкальные инструменты, старинные ювелирные украшения и многое другое.

Адрес краеведческого музея: г.Нукус, ул.Рашидова, 116 (первый этаж).

Краеведческий музей и музей искусств располагаются в одном здании, поэтому туристы могут посетить их за один день. Конечно, это будет лишь беглое ознакомление с экспонатами. Если же туристы смогут выделить несколько дней на самые известные музеи Каракалпакстана, то еще больше оценят достояния культуры и истории самобытного народа.

Муйнак – город-призрак и «кладбище» кораблей

Несколько десятилетий назад был крупным портовым городом на берегах Аральского моря. Благополучие и процветание Муйнака напрямую зависело от даров Арала. Здесь был построен большой рыбный завод, обеспечивающий работой многих жителей города. С того времени, как Аральское море стало стремительно высыхать, Муйнак начал превращаться в настоящий город-призрак. Море ушло от города на 200 км. Теперь среди песчаной пустыни одиноко ржавеют более десятка брошенных кораблей. Количество жителей неуклонно сокращается.


Кладбище кораблей

Но есть основание надеяться на возрождение города благодаря найденным в окрестностях месторождениям нефти и газа.

Туристы, которые приезжают в эти края, впечатлены пустующими домами и улицами и уникальным «кладбищем» кораблей. Муйнак молчаливо свидетельствует о том, к чему приводит бесконтрольное потребление природных ресурсов.

Древние и средневековые крепости

На территории Каракалпакстана сохранилось множество . Например, руины Топрак-кала – одни из самых древних во всей Средней Азии. Крепость Топрак-кала расположена в Элликалинском районе. Второе название – «Пятьдесят крепостей».

Кызыл-кала находится недалеко от города Бируни. Сооружение интересно своей квадратной формой. Здесь был перекресток торговых путей и стратегически важное укрепление на границах древнего Хорезма.

Крепость Джанпык-кала расположена на побережье Амударьи в 6 км от Каратау. Сооружение было построено в IX веке. При раскопках найдены предметы, доставленные средневековыми торговцами из дальних уголков Российской империи, Китая, Европы, Египта и Индии.

Койкрыглан-кала – не совсем оборонительное сооружение, хотя и имеет защитную стену с 9 башнями. Внутри построен храм, жрецы которого поклонялись яркой звезде Фомальгаут, наблюдали за движением небесных светил и занимались астрологией. Койкрыглан-кала находится в Элликалинском районе.

Популярен среди гостей Каракалпакстана комплекс Аяз-кала, состоящий из двух отдельных крепостей. Они расположены на правобережье Амударьи в 200 км от озера Арал. Малое укрепление Аяз-кала напоминает по форме башмак. Существует легенда, что построивший крепость Аяз-хан происходил из бедной семьи и имел прозвище Чарык («башмак бедняка»).

Заповедник Бадай-Тугай


Достопримечательность находится на правом берегу Амударьи в Берунийском районе. Эта местность знаменита тугайными зарослями, в которых гнездятся десятки видов птиц. Особое внимание уделяется разведению редких бухарских оленей и других видов исчезающих животных, птиц и растений. Заповедными являются и воды Амударьи, где обитают ценные рыбы, занесенные в Красную книгу. Например, лжелопатонос, белоглазка, остролучка и другие.

Каракалпакстан влечет своими неповторимыми достопримечательностями и гостеприимством местного населения. Путешественники, побывавшие в этой республике, долго хранят в памяти яркие впечатления от увиденного и стремятся попасть туда снова.

На чтение 7 мин.

Каракалпаки – нация, большая часть населения которой проживает в , входящей в состав Узбекистана. Столица государства – город .

Каракалпаки – потомки кочевых тюркоязычных народов, мусульмане. У них свой национальный язык, культура, традиции и обычаи.

История каракалпакских племен

История каракалпаков насчитывает несколько веков. Давние предки народа – сако-массагетские племена (ираноязычные кочевники), которые проживали на южном побережье Аральского моря во 2–7 веках до нашей эры.

В хрониках встречаются упоминания о «черных колпаках». Историки связывают термин с названием народа «каракалпаки».

К середине 16 века завершился процесс формирования народности из нескольких печенежских, кыпчакских (тюркоязычные племена половцев), ногайских и огузских племенных родов. В этом же столетии в междоусобной борьбе за престол, Ногайское ханство разделилось на три части: Большая, Малая и Алтыульская Орда. Каракалпаки вошли в состав Орды шести улусов.

В источниках, датированных концом 16 века, встречается упоминание о каракалпаках как о едином народе.

Постоянные набеги калмыков разделили Аральское поселение на две группы. Каракалпаки обосновались на свободных территориях между Сырдарьей и Амударьей и стали заниматься орошением и земледелием.

Во время раскопок в пересохших руслах реки Кувандарьи археологами были обнаружены полуоседлые сельские поселения с укрепленными стенами Чирик-Рабат, Баланды, а также погребальные курганы.

В первых годах 19 века каракалпакские племена попали в подчинение .

В 1873 году между Россией и было подписано соглашение, в результате которого Хивинское ханство стало вассалом царской России. Земли на правом берегу Амударьи, где основное население составляли каракалпаки, вошли в состав Российской империи.

Нация сформировалась в условиях советского строя. В 1924 году была образована Каракалпакская автономная область, в 1936 она вошла в состав Узбекской ССР.

Ханы

Каракалпакские ханы – потомки ханов Золотой Орды. Каждое племя возглавлял бий (старший, тюркский титул) – представитель богатого рода. Он распоряжался землей, пастбищами, оросительными каналами.

Находясь постоянно в зависимости от более сильных соседних ханств, правили каракалпаками казахские ханы. Наиболее заметный след в истории оставил Абулхайр-хан. Под его руководством было принято подданство царской России.

Где живут

Представители нации компактно проживают в Средней Азии.

Численность населения каракалпаков на всех территориях составляет менее 800 тысяч человек.

Больше всего их проживает в долинах рек , на территории Узбекистана в автономии Каракалпакстан. Встречаются поселения этого народа в Ферганской долине, Казахстане, Афганистане, Туркмении, Турции, а также на территории России (в Оренбургской, Волгоградской и Астраханской областях).

Внешность каракалпаков


Национальная одежда каракалпаков очень схожа с одеянием народов Средней Азии и Казахстана, нарядами узбеков Хорезмского ханства. Основа традиционной одежды – халат. Его шили из дорогой лощеной шелковой ткани, в подмышках оставляли прорези. Это были стеганые халаты на вате или верблюжьей шерсти. Обувь – кожаные сапоги на каблуке с острым слегка загнутым кверху носком.

Старшее поколение в одежде придерживается традиционных правил. Мужчины носят просторные рубахи из хлопка навыпуск и штаны, заправленные в сапоги. Зимой надевают тулуп из овчины, а головным убором круглый год служит меховая овчинная шапка черного цвета.

Женский наряд состоит из просторного платья в виде рубахи (койлек), штанов, накидки типа . Зимой сверху надевают шубы.

Каракалпакские женщины ходят с открытыми лицами. На голову поверх тюбетейки повязывают большой платок в форме чалмы. Женщины украшают себя серебряными браслетами, серьгами, перстнями, нагрудными подвесками и колье с символами-оберегами.

Современное молодое поколение даже в дальних аулах редко носит национальную одежду, но отдельные элементы присутствуют: тюбетейки, кушаки, сапоги.

Внешностью каракалпакский народ больше похож на казахов с сильно выраженными монголоидными чертами, есть что-то общее с бурятами и калмыками.

Язык и религия каракалпаков

Узбекский и каракалпакский языки имеют разные диалектические ветви. Узбекский язык сформировался путем слияния нескольких тюркских и иранских языков. Каракалпакский – под влиянием тюркских языков, входящих в кыпчакскую группу. Он близок к казахскому и ногайскому.

Литературный язык народа сформировался на основе северного диалекта.

Обучение во всех учебных заведениях ведется на каракалпакском языке. До двадцатых годов прошлого столетия у каракалпаков была арабская письменность. Но в конце века нация полностью перешла на латинский язык.

Речь (на слух) более жесткая, чем узбекская, напоминает казахский и калмыцкий говор.

Культура и традиции

Культура каракалпаков многолика и тесно соприкасается с культурой азиатских народов. Этнические элементы тюркских племен присутствуют в традициях, устоях и обрядах. В культуре и традициях каракалпаков из разных родов и племен есть некоторые отличия.

Культурное наследие народа прослеживается в фольклоре, прикладном творчестве. Здесь следуют семейно-бытовым обычаям и традициям. В фольклоре присутствуют сказки, легенды, обрядовые песни и танцы.

Народные всегда звучат на всех семейных праздниках, свадьбах. Самый распространенный национальный инструмент – бубен. Также он является важнейшим предметом народных обрядов.

Большое значение в приобщении к духовным и семейным ценностям имеют национальные праздники. Все тюркоязычные народы Средней Азии почитают Курбан-байрам (исламский праздник жертвоприношения) и Ураза-байрам (окончание поста в месяц Рамазан), другие духовные торжества.

Жилище


Жилищем степных азиатских народов традиционно служила юрта и глинобитные дома с хозяйственными постройками. Кочевники-скотоводы каракалпаки ставили переносное жилье рядом с водоемами.

Для постройки юрты основными строительными материалами служили жерди и шкуры животных. Особенности каракалпакской юрты: летом в ней прохладно, а зимой тепло. Постройку жилья начинали с двери и боковых стоек. В качестве украшения вешали камышовые циновки.

Жерди изготавливали из березы и ивы. Рейки из ивы сгибали, чтобы они приобрели форму полукруга, затем стягивали сыромятными кожаными ремнями. Так получались стены (кереге). Размер юрты определялся количеством крыльев кереге: самая большая имела 12 и могла вместить около 100 человек. Устройством жилья занимались и мужчины, и женщины.

Изготовление юрты – один из видов народного мастерства, которое передавалось от поколения к поколению. Традиционное народное жилище каракалпаков можно встретить и в наши дни: в городах, аулах, в поселениях в дельте Амударьи. До начала 20 века юрты были основным жилищем для полукочевого народа.


При раскопках древних поселений в пересохшем русле реки Жандарьи археологи обнаружили развалины жилых построек круговых юрт из глиняных мазанок. Полуоседлые степные народы селились вблизи караванных путей, а жилище строили из прессованной глины (пахсы). Прочный долговечный материал служил для постройки стен домов и оборонительных сооружений.

Еда

Каракалпакская кухня складывалась из многовековых традиций. Этот народ придерживается мусульманских правил в принятии пищи. Коран категорически запрещает употреблять свинину и мясо осла. Много ограничений в употреблении тех или иных продуктов связано с общепринятыми мусульманскими предписаниями. Дозволенные блюда объединены в категорию «халяль» (экологические чистые продукты, разрешенные по исламским нормам).

Кухня этого народа – самобытная национальная кухня, кулинарные традиции которой тесно переплелись с блюдами степных азиатских народов.

Традиционно, как все азиатские степные народы, каракалпаки любую пищу принимают сидя на полу, располагаясь вокруг скатерти. Приготовленные блюда едят без столовых приборов, руками, а жидкую пищу наливают в пиалы или миски.


Главные мясные блюда готовят из баранины, говядины, верблюжатины, конины. В кулинарии повсеместно используют рис, овощи, лапшу, фасоль, хлебное сорго.

Национальными блюдами каракалпакской кухни считаются: плов, шурпа (бульон из жирного мяса с овощами), манты (аналог пельменей), лагман (лапша с мясом и овощами), самса (пирожки с различными начинками), нарын (отварное мясо с луковым соусом) и другие очень калорийные мясные блюда.

Завершают трапезу кисломолочными продуктами: катыком, айраном, кумысом, зеленым или черным чаем с добавлением молока.

Известные люди каракалпаки

Каракалпаки очень гордятся своими знаменитыми соотечественниками, видными деятелями культуры, науки. Среди них:

  • народный писатель, лауреат Государственной и международных премий, Т.И. Каипбергенов. Более 100 произведений переведены на русский, узбекский, турецкий языки;
  • Герой Узбекистана – Юсупов Ибрагим. Поэт и драматург, который перевел на каракалпакский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Шевченко и других классиков;
  • Шамуратова Айсхан – народная артистка СССР, единственная каракалпакская актриса, удостоенная этого звания за выдающиеся заслуги в области культуры, исполнительница национальных песен;
  • народный поэт Каракалпакии Абаз Дабылов – автор эпических фольклорных произведений, воспевающих сказочных мифических героев. Эпос «Бахадыр» о легендарном полководце переведен на несколько языков;