Соседи Сказка Салтыкова-Щедрина читать

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали "сударем" и "Семенычем", а бедного - просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый - даже отличный. Как есть во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. "Это, говорит, с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно - это уж свинство. А я еще ничего". А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил ценности. И тоже говорил: "Это с моей стороны лепта".

Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым - всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.

У тебя завтра с чем щи? - спросит Иван Богатый.

С пустом, - ответит Иван Бедный.

А у меня с убоиной.

Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль ему станет.

Чудно на свете деется, - молвит он, - который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит - у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?

И я давно думаю: "С чего бы это?" - да недосуг раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров - смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом, мысли-то и уходят.

Надо бы, однако, нам это дело рассудить.

И я говорю: надо бы.

Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется - смотрит, Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины, ради праздника, во щи прислал.

В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую материю примутся.

Веришь ли, - молвит Иван Богатый, - и наяву, и во сне только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!

И на этом спасибо, - ответит Иван Бедный.

Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако ведь ты... не выйди-ка ты вовремя с сохой - пожалуй, и без хлеба пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?

Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.

Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я ее одобряю, - ни боже мой! Я только об одном и тужу: "Господи! как бы так сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я - свою порцию, и он - свою порцию".

И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это, действительно, что кабы не добродетель ваша - сидеть бы мне праздник на тюре на одной...

Что ты! что ты! разве я об том! Ты об этом забудь, а я вот об чем. Сколько раз я решался: "Пойду, мол, и отдам пол-имения нищим!" И отдавал. И что же! Сегодня я отдал пол-имения, а назавтра проснусь - у меня, вместо убылой-то половины, целых три четверти опять объявилось.

Значит, с процентом...

Ничего, братец, не поделаешь. Я - от денег, а деньги - ко мне. Я бедному пригоршню, а мне, вместо одной-то, неведомо откуда, две. Вот ведь чудо какое!

Наговорятся и начнут позевывать. А между разговором Иван Богатый все-таки думу думает: "Что бы такое сделать, чтобы завтра у Ивана Бедного щи с убоиной были?" Думает-думает, да и выдумает.

Слушай-ка, миляга! - скажет, - теперь уж недолго и до ночи осталось, сходи-ка ко мне в огород грядку вскопать. Ты шутя часок лопатой поковыряешь, а я тебя, по силе возможности, награжу, - словно бы ты и взаправду работал.

И действительно, поиграет лопатой Иван Бедный часок-другой, а завтра он с праздником, словно бы и "взаправду поработал".

Долго ли, коротко ли соседи таким манером калякали, только под конец так у Ивана Богатого сердце раскипелось, что и взаправду невтерпеж ему стало. Пойду, говорит, к самому Набольшему, паду перед ним и скажу: "Ты у нас око царево! ты здесь решишь и вяжешь, караешь и милуешь! Повели нас с Иваном Бедным в одну версту поверстать. Чтобы с него рекрут - и с меня рекрут, с него подвода - и с меня подвода, с его десятины грош - и с моей десятины грош. А души чтобы и его, и моя от акциза одинаково свободны были!"

И как сказал, так и сделал. Пришел к Набольшему, пал перед ним и объяснил свое горе. И Набольший за это Ивана Богатого похвалил. Сказал ему: "Исполать тебе, добру молодцу, за то, что соседа своего, Ивашку Бедного, не забываешь. Нет для начальства приятнее, как ежели государевы подданные в добром согласии и во взаимном радении живут, и нет того зла злее, как ежели они в сваре, в ненависти и в доносах друг на дружку время проводят!" Сказал это Набольший и, на свой страх, повелел своим помощникам, чтобы, в виде опыта, обоим Иванам суд равный был, и дани равные, а того бы, как прежде было: один тяготы несет, а другой песенки поет - впредь чтобы не было.

Воротился Иван Богатый в свое село, земли под собою от радости не слышит.

Вот, друг сердешный, - говорит он Ивану Бедному, - своротил я, по милости начальнической, с души моей камень тяжелый! Теперь уж мне супротив тебя, в виде опыта, никакой вольготы не будет. С тебя рекрут - и с меня рекрут, с тебя подвода - и с меня подвода, с твоей десятины грош - и с моей грош. Не успеешь и ты оглянуться, как у тебя от одной этой поровенки во щах ежедень убоина будет!

Сказал это Иван Богатый, а сам, в надежде славы и добра, уехал на теплые воды, где года два сряду и находился при полезном досуге.

Был в Вестфалии - ел вестфальскую ветчину; был в Страсбурге - ел страсбургские пироги; в Бордо был - пил бордоское вино; наконец приехал в Париж - все вообще пил и ел. Словом сказать, так весело прожил, что насилу ноги унес. И все время об Иване Бедном думал: "То-то он теперь, после поровенки-то, за обе щеки уписывает!"

А Иван Бедный между тем в трудах жил. Сегодня вспашет полосу, а завтра заборонует; сегодня скосит осьминник, а завтра, коли бог ведрушко даст, сено сушить принимается. В кабак и дорогу позабыл, потому знает, что кабак - это погибель его. И супруга его, Марья Ивановна, заодно с ним трудится: и жнет, и боронует, и сено трясет, и дрова колет. И детушки у них подросли - и те так и рвутся хоть с эстолько поработать. Словом сказать, вся семья с утра до ночи словно в котле кипит, и все-таки пустые щи не сходят у нее со стола. А с тех пор, как Иван Богатый из села уехал, так даже и по праздникам сюрпризов Иван Бедный не видит.

Незадача нам, - говорит бедняга жене, - вот и сравняли меня, в виде опыта, в тягостях с Иваном Богатым, а мы все при прежнем интересе находимся. Живем богато, со двора покато; чего ни хватись, да всем в люди покатись.

Так и ахнул Иван Богатый, как увидел соседа в прежней бедности. Признаться сказать, первою его мыслью было, что Ивашка в кабак прибытки свои таскает. "Неужели он так закоренел? неужели он неисправим?" - восклицал он в глубоком огорчении. Однако Ивану Бедному не стоило никакого труда доказать, что у него не только на вино, но и на соль не всегда прибытков достаточно. А что он не мот, не расточитель, а хозяин радетельный, так и тому доказательства были налицо. Показал Иван Бедный свой хозяйственный инвентарь, и все оказалось в целости, в том самом виде, в каком было до отъезда богатого соседа на теплые воды. Лошадь гнедая покалеченная - 1; корова бурая, с подпалиной - 1; овца - 1; телега, соха, борона. Даже старые дровнишки - и те прислонены к забору стоят, хотя, по летнему времени, надобности в них нет и, стало быть, можно было бы, без ущерба для хозяйства, их в кабаке заложить. Затем осмотрели и избу - и там все налицо, только с крыши местами солома повыдергана; но и это произошло оттого, что позапрошлой весной кормов недостало, так из прелой соломы резку для скота готовили.

Словом сказать, не оказалось ни единого факта, который обвинял бы Ивана Бедного в разврате или в мотовстве. Это был коренной, задавленный русский мужик, который напрягал все усилия, чтобы осуществить все свое право на жизнь, но, по какому-то горькому недоразумению, осуществлял его лишь в самой недостаточной степени.

Господи! да с чего ж это? - тужил Иван Богатый, - вот и поравняли нас с тобой, и права у нас одни, и дани равные платим, и все-таки пользы для тебя не предвидится - с чего бы?

Я и сам думаю: "С чего бы?" - уныло откликнулся Иван Бедный.

Стал Иван Богатый умом раскидывать и, разумеется, нашел причину. Оттого, мол, так выходит, что у нас нет ни общественного, ни частного почина. Общество - равнодушное; частные люди - всякий об себе промышляет; правители же хоть и напрягают силы, но вотще. Стало быть, прежде всего надо общество подбодрить.

Сказано - сделано. Собрал Иван Семеныч Богатый на селе сходку и в присутствии всех домохозяев произнес блестящую речь о пользе общественного и частного почина... Говорил пространно, рассыпчато и вразумительно, словно бисер перед свиньями метал; доказывал примерами, что только те общества представляют залог преуспеяния и живучести, кои сами о себе промыслить умеют; те же, кои предоставляют событиям совершаться помимо общественного участия, те сами себя зараньше обрекают на постепенное вымирание и конечную погибель. Словом сказать, все, что в Азбуке-копейке вычитал, все так и выложил перед слушателями.

Результат превзошел все ожидания. Посадские люди не только прозрели, но и прониклись самосознанием. Никогда не испытывали они такого горячего наплыва разнообразнейших ощущений. Казалось, к ним внезапно подкралась давно желанная, но почему-то и где-то задерживавшаяся жизненная волна, которая высоко-высоко подняла на себе этот темный люд. Толпа ликовала, наслаждаясь своим прозрением; Ивана Богатого чествовали, называли героем. И в заключение единогласно постановили приговор: 1) кабак закрыть навсегда; 2) положить основание самопомощи, учредив Общество Доброхотной Копейки.

В тот же день, по числу приписанных к селу душ, в кассу общества поступило две тысячи двадцать три копейки, а Иван Богатый, сверх того, пожертвовал неимущим сто экземпляров Азбуки-копейки, сказав: "Читайте, други! тут все есть, что для вас нужно!"

Опять уехал Иван Богатый на теплые воды, и опять остался Иван Бедный при полезных трудах, которые на сей раз, благодаря новым условиям самопомощи и содействию Азбуки-копейки, несомненно должны были принести плод сторицею.

Прошел год, прошел другой. Ел ли в течение этого времени Иван Богатый в Вестфалии вестфальскую ветчину, а в Страсбурге - страсбургские пироги, достоверно сказать не умею. Но знаю, что когда он, по окончании срока, воротился домой, то в полном смысле слова обомлел.

Иван Бедный сидел в развалившейся лачуге, худой, отощалый; на столе стояла чашка с тюрей, в которую Марья Ивановна, по случаю праздника, подлила, для запаха, ложку конопляного масла. Детушки обсели кругом стола и торопились есть, как бы опасаясь, чтоб не пришел чужак и не потребовал сиротской доли.

С чего бы это? - с горечью, почти с безнадежностью, воскликнул Иван Богатый.

И я говорю: "С чего бы это?" - по привычке отозвался Иван Бедный.

Опять начались предпраздничные собеседования на лавочке перед хоромами Ивана Богатого; но как ни всесторонне рассматривали собеседники удручавший их вопрос, ничего из этих рассмотрении не вышло. Думал было сначала Иван Богатый, что оттого это происходит, что не дозрели мы; но, рассудив, убедился, что есть пирог с начинкою - вовсе не такая трудная наука, чтоб для нее был необходим аттестат зрелости. Попробовал было он поглубже копнуть, но с первого же абцуга такие пугала из глубины повыскакали, что он сейчас же дал себе зарок - никогда ни до чего не докапываться. Наконец решились на последнее средство: обратиться за разъяснением к местному мудрецу и филозофу Ивану Простофиле.

Простофиля был коренной сельчанин, колченогий горбун, который, по случаю убожества, ценностей не производил, а питался тем, что круглый год в кусочки ходил. Но в селе про него говорили, что он умен, как поп Семен, и он вполне оправдывал эту репутацию. Никто лучше его не умел на бобах развести и чудеса в решете показать. Посулит Простофиля красного петуха - глядь, ан петух уж где-нибудь на крыше крыльями хлопает; посулит град с голубиное яйцо - глядь, ан от града с поля уж ополоумевшее стадо бежит. Все его боялись, а когда под окном раздавался стук его нищенской клюки, то хозяйка-стряпуха торопилась как можно скорее подать ему лучший кусок.

И на этот раз Простофиля вполне оправдал свою репутацию прозорливца. Как только Иван Богатый изложил пред ним обстоятельства дела и затем предложил вопрос: "С чего бы?" - Простофиля тотчас же, нимало не задумываясь, ответил:

Оттого, что в планту так значится.

Иван Бедный, по-видимому, сразу понял Простофилину речь и безнадежно покачал головой. Но Богатый Иван решительно недоумевал.

Плант такой есть, - пояснил Простофиля, отчетливо произнося каждое слово и как бы наслаждаясь собственным прозорливством, - и в оном планту значится: живет Иван Бедный на распутий, а жилище у него не то изба, не то решето дырявое. Вот богачество-то и течет все мимо да скрозь, потому задержки себе не видит. А ты. Богатый Иван, живешь у самого стека, куда со всех сторон ручьи бегут. Хоромы у тебя просторные, справные, частоколы кругом выведены крепкие. Притекут к твоему жительству ручьи с богачеством - тут и застрянут. И ежели ты, к примеру, вчера пол-имения роздал, то сегодня к тебе на смену целых три четверти привалило. Ты - от денег, а деньги - к тебе. Под какой куст ты ни заглянешь, везде богачество лежит. Вот он каков, этот плант. И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом - ничего не выдумаете, покуда в оном планту так значится.

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого
величали "сударем" и "Семенычем", а бедного - просто Иваном, а иногда и
Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый - даже отличный. Как есть
во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении
богатств очень благородно мыслил. "Это, говорит, с моей стороны лепта.
Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно - это
уж свинство. А я еще ничего". А Иван Бедный о распределении богатств
совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил
ценности. И тоже говорил: "Это с моей стороны лепта".
Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым - всем
досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.
- У тебя завтра с чем щи? - спросит Иван Богатый.
- С пустом, - ответит Иван Бедный.
- А у меня с убоиной.
Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль
ему станет.
- Чудно на свете деется, - молвит он, - который человек постоянно в
трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при
полезном досуге состоит - у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?
- И я давно думаю: "С чего бы это?" - да недосуг раздумывать-то мне.
Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров -
смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом,
мысли-то и уходят.
- Надо бы, однако, нам это дело рассудить.
- И я говорю: надо бы.
Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и
во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется - смотрит,
Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины, ради праздника, во щи
прислал.
В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за
старую материю примутся.
- Веришь ли, - молвит Иван Богатый, - и наяву, и во сне только одно я и
вижу: сколь много ты против меня обижен!
- И на этом спасибо, - ответит Иван Бедный.
- Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако
ведь ты... не выйди-ка ты вовремя с сохой - пожалуй, и без хлеба пришлось
бы насидеться. Так ли я говорю?
- Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом
случае я первый с голоду пропаду.
- Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я
ее одобряю, - ни боже мой! Я только об одном и тужу: "Господи! как бы так
сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я - свою порцию, и он -
свою порцию".
- И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это, действительно, что
кабы не добродетель ваша - сидеть бы мне праздник на тюре на одной...
- Что ты! что ты! разве я об том! Ты об этом забудь, а я вот об чем.
Сколько раз я решался: "Пойду, мол, и отдам пол-имения нищим!" И отдавал.
И что же! Сегодня я отдал пол-имения, а назавтра проснусь - у меня, вместо
убылой-то половины, целых три четверти опять объявилось.
- Значит, с процентом...
- Ничего, братец, не поделаешь. Я - от денег, а деньги - ко мне. Я
бедному пригоршню, а мне, вместо одной-то, неведомо откуда, две. Вот ведь
чудо какое!
Наговорятся и начнут позевывать. А между разговором Иван Богатый
все-таки думу думает: "Что бы такое сделать, чтобы завтра у Ивана Бедного
щи с убоиной были?" Думает-думает, да и выдумает.
- Слушай-ка, миляга! - скажет, - теперь уж недолго и до ночи осталось,
сходи-ка ко мне в огород грядку вскопать. Ты шутя часок лопатой
поковыряешь, а я тебя, по силе возможности, награжу, - словно бы ты и
взаправду работал.
И действительно, поиграет лопатой Иван Бедный часок-другой, а завтра он
с праздником, словно бы и "взаправду поработал".
Долго ли, коротко ли соседи таким манером калякали, только под конец
так у Ивана Богатого сердце раскипелось, что и взаправду невтерпеж ему
стало. Пойду, говорит, к самому Набольшему, паду перед ним и скажу: "Ты у
нас око царево! ты здесь решишь и вяжешь, караешь и милуешь! Повели нас с
Иваном Бедным в одну версту поверстать. Чтобы с него рекрут - и с меня
рекрут, с него подвода - и с меня подвода, с его десятины грош - и с моей
десятины грош. А души чтобы и его, и моя от акциза одинаково свободны
были!"
И как сказал, так и сделал. Пришел к Набольшему, пал перед ним и
объяснил свое горе. И Набольший за это Ивана Богатого похвалил. Сказал
ему: "Исполать тебе, добру молодцу, за то, что соседа своего, Ивашку
Бедного, не забываешь. Нет для начальства приятнее, как ежели государевы
подданные в добром согласии и во взаимном радении живут, и нет того зла
злее, как ежели они в сваре, в ненависти и в доносах друг на дружку время
проводят!" Сказал это Набольший и, на свой страх, повелел своим
помощникам, чтобы, в виде опыта, обоим Иванам суд равный был, и дани
равные, а того бы, как прежде было: один тяготы несет, а другой песенки
поет - впредь чтобы не было.
Воротился Иван Богатый в свое село, земли под собою от радости не
слышит.
- Вот, друг сердешный, - говорит он Ивану Бедному, - своротил я, по
милости начальнической, с души моей камень тяжелый! Теперь уж мне супротив
тебя, в виде опыта, никакой вольготы не будет. С тебя рекрут - и с меня
рекрут, с тебя подвода - и с меня подвода, с твоей десятины грош - и с
моей грош. Не успеешь и ты оглянуться, как у тебя от одной этой поровенки
во щах ежедень убоина будет!
Сказал это Иван Богатый, а сам, в надежде славы и добра, уехал на
теплые воды, где года два сряду и находился при полезном досуге.
Был в Вестфалии - ел вестфальскую ветчину; был в Страсбурге - ел
страсбургские пироги; в Бордо был - пил бордоское вино; наконец приехал в
Париж - все вообще пил и ел. Словом сказать, так весело прожил, что насилу
ноги унес. И все время об Иване Бедном думал: "То-то он теперь, после
поровенки-то, за обе щеки уписывает!"
А Иван Бедный между тем в трудах жил. Сегодня вспашет полосу, а завтра
заборонует; сегодня скосит осьминник, а завтра, коли бог ведрушко даст,
сено сушить принимается. В кабак и дорогу позабыл, потому знает, что кабак
- это погибель его. И супруга его, Марья Ивановна, заодно с ним трудится:
и жнет, и боронует, и сено трясет, и дрова колет. И детушки у них подросли
- и те так и рвутся хоть с эстолько поработать. Словом сказать, вся семья
с утра до ночи словно в котле кипит, и все-таки пустые щи не сходят у нее
со стола. А с тех пор, как Иван Богатый из села уехал, так даже и по
праздникам сюрпризов Иван Бедный не видит.
- Незадача нам, - говорит бедняга жене, - вот и сравняли меня, в виде
опыта, в тягостях с Иваном Богатым, а мы все при прежнем интересе
находимся. Живем богато, со двора покато; чего ни хватись, да всем в люди
покатись.
Так и ахнул Иван Богатый, как увидел соседа в прежней бедности.
Признаться сказать, первою его мыслью было, что Ивашка в кабак прибытки
свои таскает. "Неужели он так закоренел? неужели он неисправим?" -
восклицал он в глубоком огорчении. Однако Ивану Бедному не стоило никакого
труда доказать, что у него не только на вино, но и на соль не всегда
прибытков достаточно. А что он не мот, не расточитель, а хозяин
радетельный, так и тому доказательства были налицо. Показал Иван Бедный
свой хозяйственный инвентарь, и все оказалось в целости, в том самом виде,
в каком было до отъезда богатого соседа на теплые воды. Лошадь гнедая
покалеченная - 1; корова бурая, с подпалиной - 1; овца - 1; телега, соха,
борона. Даже старые дровнишки - и те прислонены к забору стоят, хотя, по
летнему времени, надобности в них нет и, стало быть, можно было бы, без
ущерба для хозяйства, их в кабаке заложить. Затем осмотрели и избу - и там
все налицо, только с крыши местами солома повыдергана; но и это произошло
оттого, что позапрошлой весной кормов недостало, так из прелой соломы
резку для скота готовили.
Словом сказать, не оказалось ни единого факта, который обвинял бы Ивана
Бедного в разврате или в мотовстве. Это был коренной, задавленный русский
мужик, который напрягал все усилия, чтобы осуществить все свое право на
жизнь, но, по какому-то горькому недоразумению, осуществлял его лишь в
самой недостаточной степени.
- Господи! да с чего ж это? - тужил Иван Богатый, - вот и поравняли нас
с тобой, и права у нас одни, и дани равные платим, и все-таки пользы для
тебя не предвидится - с чего бы?
- Я и сам думаю: "С чего бы?" - уныло откликнулся Иван Бедный.
Стал Иван Богатый умом раскидывать и, разумеется, нашел причину.
Оттого, мол, так выходит, что у нас нет ни общественного, ни частного
почина. Общество - равнодушное; частные люди - всякий об себе промышляет;
правители же хоть и напрягают силы, но вотще. Стало быть, прежде всего
надо общество подбодрить.
Сказано - сделано. Собрал Иван Семеныч Богатый на селе сходку и в
присутствии всех домохозяев произнес блестящую речь о пользе общественного
и частного почина... Говорил пространно, рассыпчато и вразумительно,
словно бисер перед свиньями метал; доказывал примерами, что только те
общества представляют залог преуспеяния и живучести, кои сами о себе
промыслить умеют; те же, кои предоставляют событиям совершаться помимо
общественного участия, те сами себя зараньше обрекают на постепенное
вымирание и конечную погибель. Словом сказать, все, что в Азбуке-копейке
вычитал, все так и выложил перед слушателями.
Результат превзошел все ожидания. Посадские люди не только прозрели, но
и прониклись самосознанием. Никогда не испытывали они такого горячего
наплыва разнообразнейших ощущений. Казалось, к ним внезапно подкралась
давно желанная, но почему-то и где-то задерживавшаяся жизненная волна,
которая высоко-высоко подняла на себе этот темный люд. Толпа ликовала,
наслаждаясь своим прозрением; Ивана Богатого чествовали, называли героем.
И в заключение единогласно постановили приговор: 1) кабак закрыть
навсегда; 2) положить основание самопомощи, учредив Общество Доброхотной
Копейки.
В тот же день, по числу приписанных к селу душ, в кассу общества
поступило две тысячи двадцать три копейки, а Иван Богатый, сверх того,
пожертвовал неимущим сто экземпляров Азбуки-копейки, сказав: "Читайте,
други! тут все есть, что для вас нужно!"
Опять уехал Иван Богатый на теплые воды, и опять остался Иван Бедный
при полезных трудах, которые на сей раз, благодаря новым условиям
самопомощи и содействию Азбуки-копейки, несомненно должны были принести
плод сторицею.
Прошел год, прошел другой. Ел ли в течение этого времени Иван Богатый в
Вестфалии вестфальскую ветчину, а в Страсбурге - страсбургские пироги,
достоверно сказать не умею. Но знаю, что когда он, по окончании срока,
воротился домой, то в полном смысле слова обомлел.
Иван Бедный сидел в развалившейся лачуге, худой, отощалый; на столе
стояла чашка с тюрей, в которую Марья Ивановна, по случаю праздника,
подлила, для запаха, ложку конопляного масла. Детушки обсели кругом стола
и торопились есть, как бы опасаясь, чтоб не пришел чужак и не потребовал
сиротской доли.
- С чего бы это? - с горечью, почти с безнадежностью, воскликнул Иван
Богатый.
- И я говорю: "С чего бы это?" - по привычке отозвался Иван Бедный.
Опять начались предпраздничные собеседования на лавочке перед хоромами
Ивана Богатого; но как ни всесторонне рассматривали собеседники удручавший
их вопрос, ничего из этих рассмотрении не вышло. Думал было сначала Иван
Богатый, что оттого это происходит, что не дозрели мы; но, рассудив,
убедился, что есть пирог с начинкою - вовсе не такая трудная наука, чтоб
для нее был необходим аттестат зрелости. Попробовал было он поглубже
копнуть, но с первого же абцуга такие пугала из глубины повыскакали, что
он сейчас же дал себе зарок - никогда ни до чего не докапываться. Наконец
решились на последнее средство: обратиться за разъяснением к местному
мудрецу и филозофу Ивану Простофиле.
Простофиля был коренной сельчанин, колченогий горбун, который, по
случаю убожества, ценностей не производил, а питался тем, что круглый год
в кусочки ходил. Но в селе про него говорили, что он умен, как поп Семен,
и он вполне оправдывал эту репутацию. Никто лучше его не умел на бобах
развести и чудеса в решете показать. Посулит Простофиля красного петуха -
глядь, ан петух уж где-нибудь на крыше крыльями хлопает; посулит град с
голубиное яйцо - глядь, ан от града с поля уж ополоумевшее стадо бежит.
Все его боялись, а когда под окном раздавался стук его нищенской клюки, то
хозяйка-стряпуха торопилась как можно скорее подать ему лучший кусок.
И на этот раз Простофиля вполне оправдал свою репутацию прозорливца.
Как только Иван Богатый изложил пред ним обстоятельства дела и затем
предложил вопрос: "С чего бы?" - Простофиля тотчас же, нимало не
задумываясь, ответил:
- Оттого, что в планту так значится.
Иван Бедный, по-видимому, сразу понял Простофилину речь и безнадежно
покачал головой. Но Богатый Иван решительно недоумевал.
- Плант такой есть, - пояснил Простофиля, отчетливо произнося каждое
слово и как бы наслаждаясь собственным прозорливством, - и в оном планту
значится: живет Иван Бедный на распутий, а жилище у него не то изба, не то
решето дырявое. Вот богачество-то и течет все мимо да скрозь, потому
задержки себе не видит. А ты. Богатый Иван, живешь у самого стека, куда со
всех сторон ручьи бегут. Хоромы у тебя просторные, справные, частоколы
кругом выведены крепкие. Притекут к твоему жительству ручьи с богачеством
- тут и застрянут. И ежели ты, к примеру, вчера пол-имения роздал, то
сегодня к тебе на смену целых три четверти привалило. Ты - от денег, а
деньги - к тебе. Под какой куст ты ни заглянешь, везде богачество лежит.
Вот он каков, этот плант. И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько
ни раскидывайте умом - ничего не выдумаете, покуда в оном планту так
значится.

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

Богатый постоянно занимался распределением богатств, а Бедный постоянно работал, да и распределять ему особо нечего было.

Сойдутся было вечерком два соседа, да и беседуют, рассуждают, почему им так живется. Бедный вроде работает, не покладая рук, а в доме ни копейки, а Богатый ничего не делает, только богатства свои раздает, а оно не убывает. Думали они как бы стать им равными. Посидят, поговорят, да и по домам расходятся. Богатый, по доброте душевной, продуктов Бедному соседу иногда посылает, понимает, как ему трудно живется.

Придумал, как – то Богатый Иван к государю сходить и попросить их уровнять с соседом. Царь похвалил его за великодушие и сделал так, как он просил. Стали теперь соседи подати одинаковые в казну платить. Сообщил об этом Богатый Бедному Ивану, да и за границу уехал, понадеялся, что теперь соседу легче жить станет.

А Бедному еще хуже жить стало, Богатый подарков не присылает, и работы прибавилось, а денег, как не было, так и нет.

Приехал Богатый Иван с заграницы, смотрит, а Бедный, как жил в нищете, так и живет, подумал Богатый, что сосед в кабаке все пропивает, но тот вообще пить бросил, потому что некогда, да и не на что.

Опять стал думать Богатый, как соседу помочь. Создал общество «Доброхотной копейки», организацию самопомощи. Кабак закрыл и опять на курорт уехал, думая, что теперь наверняка Бедный разбогатеет.

Вернувшись, застал Богатый, своего соседа в еще большей нужде, совсем обнищал Бедный, отправился тогда Богатый Иван к нищему Простофиле, который славился своим прозорливым умом, просить помощи в таком не простом деле. Ответил ему Простофиля, что Бедный по плану живет, на распутье и изба у него плохая, вот добро то и не держится. А Богатый, потому богат, что живет у самого стека, все ручьи к нему стекаются, и хоромы добротные, заборы хорошие, богатство течет и застревает, Богатый его раздает, а оно прибавляется. Это план такой, и его не изменить, сколько не старайся.

Эта сказка, о разных слоях общества, которые, несмотря на свое положение, жили в мире и согласии.

Картинка или рисунок Соседи

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Короленко Огоньки
  • Краткое содержание Куприн В цирке

    Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

  • Краткое содержание Демиан Гессе

    Произведение Гессе Демиан - это история Эмиля Синклера, его взросления и самоопределения. Он - просто молодой парень, пытающийся решить свои психологические проблемы с помощью философии.

  • Краткое содержание Фонвизин Бригадир

    Игнатий Андреевич – это человек по должности бригадир, который является отцом, и у него есть сын. Родители парня хотят его быстрее выгодно женить. Мать зовут Акулиной Тимофеевной.

  • Краткое содержание Драгунский Похититель собак

    В книге рассказывается о собачке по кличке Чапка. Ранее рассказчик жил на даче у своего дяди Володи. По соседству с ним жил Борис Климентьевич со своей собачкой Чапкой.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали «сударем» и «Семенычем», а бедного – просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый – даже отличный. Как есть во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. «Это, говорит, с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно – это уж свинство. А я еще ничего». А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но взамен того производил ценности. И тоже говорил: это с моей стороны лепта.

Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым – всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.

– У тебя завтра с чем щи? – спросит Иван Богатый.

– С пустом, – ответит Иван Бедный.

– А у меня с убоиной.

Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль ему станет.

– Чудно на свете деется, – молвит он, – который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит – у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это? j

– И я давно думаю: с чего бы это? да недосуг раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров – смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом, мысли-то и уходят.

– Надо бы, однако, нам это дело рассудить:

– И я говорю: надо бы.

Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется – смотрит, Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины ради праздника во щи прислал.

В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую материю примутся.

– Веришь ли, – молвит Иван Богатый, – и наяву и во сне только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!

– И на этом спасибо, – ответит Иван Бедный.

– Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако ведь ты… не выйди-ка ты вовремя с сохой – пожалуй, и без хлеба пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?

– Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.

– Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я ее одобряю, – ни боже мой! Я только об одном и тужу: «Господи! как бы так сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я – свою порцию, и он – свою порцию».

– И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это действительно, что кабы не добродетель ваша – сидеть бы мне праздник на тюре на одной…

– Что ты! что ты! разве я об том! Ты об этом забудь, а я вот об чем. Сколько раз я решался: пойду, мол, и отдам полимения нищим! И отдавал. И что же! Сегодня я отдал полимения, а назавтра проснусь – у меня вместо убылой-то половины целых три четверти опять объявилось.

– Значит, с процентом…

– Ничего, братец, не поделаешь. Я – от денег, а деньги – ко мне. Я бедному пригоршню, а мне вместо одной-то неведомо откуда две. Вот ведь чудо какое!

Наговорятся и начнут позевывать. А между разговором Иван Богатый все-таки думу думает: что бы такое сделать, чтобы завтра у Ивана Бедного щи с убоиной были? Думает-думает да и выдумает.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали "сударем" и "Семенычем", а бедного - просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый - даже отличный. Как есть во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. "Это, говорит, с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно - это уж свинство. А я еще ничего". А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил ценности. И тоже говорил: "Это с моей стороны лепта".

Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым - всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.

У тебя завтра с чем щи? - спросит Иван Богатый.

С пустом, - ответит Иван Бедный.

А у меня с убоиной.

Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль ему станет.

Чудно на свете деется, - молвит он, - который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит - у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?

И я давно думаю: "С чего бы это?" - да недосуг раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров - смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом, мысли-то и уходят.

Надо бы, однако, нам это дело рассудить.

И я говорю: надо бы.

Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется - смотрит, Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины, ради праздника, во щи прислал.

В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую материю примутся.

Веришь ли, - молвит Иван Богатый, - и наяву, и во сне только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!

И на этом спасибо, - ответит Иван Бедный.

Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако ведь ты... не выйди-ка ты вовремя с сохой - пожалуй, и без хлеба пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?

Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.

Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я ее одобряю, - ни боже мой! Я только об одном и тужу: "Господи! как бы так сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я - свою порцию, и он - свою порцию".

И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это, действительно, что кабы не добродетель ваша - сидеть бы мне праздник на тюре на одной...

Что ты! что ты! разве я об том! Ты об этом забудь, а я вот об чем. Сколько раз я решался: "Пойду, мол, и отдам пол-имения нищим!" И отдавал. И что же! Сегодня я отдал пол-имения, а назавтра проснусь - у меня, вместо убылой-то половины, целых три четверти опять объявилось.

Значит, с процентом...

Ничего, братец, не поделаешь. Я - от денег, а деньги - ко мне. Я бедному пригоршню, а мне, вместо одной-то, неведомо откуда, две. Вот ведь чудо какое!

Наговорятся и начнут позевывать. А между разговором Иван Богатый все-таки думу думает: "Что бы такое сделать, чтобы завтра у Ивана Бедного щи с убоиной были?" Думает-думает, да и выдумает.

Слушай-ка, миляга! - скажет, - теперь уж недолго и до ночи осталось, сходи-ка ко мне в огород грядку вскопать. Ты шутя часок лопатой поковыряешь, а я тебя, по силе возможности, награжу, - словно бы ты и взаправду работал.

И действительно, поиграет лопатой Иван Бедный часок-другой, а завтра он с праздником, словно бы и "взаправду поработал".

Долго ли, коротко ли соседи таким манером калякали, только под конец так у Ивана Богатого сердце раскипелось, что и взаправду невтерпеж ему стало. Пойду, говорит, к самому Набольшему, паду перед ним и скажу: "Ты у нас око царево! ты здесь решишь и вяжешь, караешь и милуешь! Повели нас с Иваном Бедным в одну версту поверстать. Чтобы с него рекрут - и с меня рекрут, с него подвода - и с меня подвода, с его десятины грош - и с моей десятины грош. А души чтобы и его, и моя от акциза одинаково свободны были!"

И как сказал, так и сделал. Пришел к Набольшему, пал перед ним и объяснил свое горе. И Набольший за это Ивана Богатого похвалил. Сказал ему: "Исполать тебе, добру молодцу, за то, что соседа своего, Ивашку Бедного, не забываешь. Нет для начальства приятнее, как ежели государевы подданные в добром согласии и во взаимном радении живут, и нет того зла злее, как ежели они в сваре, в ненависти и в доносах друг на дружку время проводят!" Сказал это Набольший и, на свой страх, повелел своим помощникам, чтобы, в виде опыта, обоим Иванам суд равный был, и дани равные, а того бы, как прежде было: один тяготы несет, а другой песенки поет - впредь чтобы не было.

Воротился Иван Богатый в свое село, земли под собою от радости не слышит.

Вот, друг сердешный, - говорит он Ивану Бедному, - своротил я, по милости начальнической, с души моей камень тяжелый! Теперь уж мне супротив тебя, в виде опыта, никакой вольготы не будет. С тебя рекрут - и с меня рекрут, с тебя подвода - и с меня подвода, с твоей десятины грош - и с моей грош. Не успеешь и ты оглянуться, как у тебя от одной этой поровенки во щах ежедень убоина будет!

Сказал это Иван Богатый, а сам, в надежде славы и добра, уехал на теплые воды, где года два сряду и находился при полезном досуге.

Был в Вестфалии - ел вестфальскую ветчину; был в Страсбурге - ел страсбургские пироги; в Бордо был - пил бордоское вино; наконец приехал в Париж - все вообще пил и ел. Словом сказать, так весело прожил, что насилу ноги унес. И все время об Иване Бедном думал: "То-то он теперь, после поровенки-то, за обе щеки уписывает!"

А Иван Бедный между тем в трудах жил. Сегодня вспашет полосу, а завтра заборонует; сегодня скосит осьминник, а завтра, коли бог ведрушко даст, сено сушить принимается. В кабак и дорогу позабыл, потому знает, что кабак - это погибель его. И супруга его, Марья Ивановна, заодно с ним трудится: и жнет, и боронует, и сено трясет, и дрова колет. И детушки у них подросли - и те так и рвутся хоть с эстолько поработать. Словом сказать, вся семья с утра до ночи словно в котле кипит, и все-таки пустые щи не сходят у нее со стола. А с тех пор, как Иван Богатый из села уехал, так даже и по праздникам сюрпризов Иван Бедный не видит.

Незадача нам, - говорит бедняга жене, - вот и сравняли меня, в виде опыта, в тягостях с Иваном Богатым, а мы все при прежнем интересе находимся. Живем богато, со двора покато; чего ни хватись, да всем в люди покатись.

Так и ахнул Иван Богатый, как увидел соседа в прежней бедности. Признаться сказать, первою его мыслью было, что Ивашка в кабак прибытки свои таскает. "Неужели он так закоренел? неужели он неисправим?" - восклицал он в глубоком огорчении. Однако Ивану Бедному не стоило никакого труда доказать, что у него не только на вино, но и на соль не всегда прибытков достаточно. А что он не мот, не расточитель, а хозяин радетельный, так и тому доказательства были налицо. Показал Иван Бедный свой хозяйственный инвентарь, и все оказалось в целости, в том самом виде, в каком было до отъезда богатого соседа на теплые воды. Лошадь гнедая покалеченная - 1; корова бурая, с подпалиной - 1; овца - 1; телега, соха, борона. Даже старые дровнишки - и те прислонены к забору стоят, хотя, по летнему времени, надобности в них нет и, стало быть, можно было бы, без ущерба для хозяйства, их в кабаке заложить. Затем осмотрели и избу - и там все налицо, только с крыши местами солома повыдергана; но и это произошло оттого, что позапрошлой весной кормов недостало, так из прелой соломы резку для скота готовили.

Словом сказать, не оказалось ни единого факта, который обвинял бы Ивана Бедного в разврате или в мотовстве. Это был коренной, задавленный русский мужик, который напрягал все усилия, чтобы осуществить все свое право на жизнь, но, по какому-то горькому недоразумению, осуществлял его лишь в самой недостаточной степени.

Господи! да с чего ж это? - тужил Иван Богатый, - вот и поравняли нас с тобой, и права у нас одни, и дани равные платим, и все-таки пользы для тебя не предвидится - с чего бы?

Я и сам думаю: "С чего бы?" - уныло откликнулся Иван Бедный.

Стал Иван Богатый умом раскидывать и, разумеется, нашел причину. Оттого, мол, так выходит, что у нас нет ни общественного, ни частного почина. Общество - равнодушное; частные люди - всякий об себе промышляет; правители же хоть и напрягают силы, но вотще. Стало быть, прежде всего надо общество подбодрить.

Сказано - сделано. Собрал Иван Семеныч Богатый на селе сходку и в присутствии всех домохозяев произнес блестящую речь о пользе общественного и частного почина... Говорил пространно, рассыпчато и вразумительно, словно бисер перед свиньями метал; доказывал примерами, что только те общества представляют залог преуспеяния и живучести, кои сами о себе промыслить умеют; те же, кои предоставляют событиям совершаться помимо общественного участия, те сами себя зараньше обрекают на постепенное вымирание и конечную погибель. Словом сказать, все, что в Азбуке-копейке вычитал, все так и выложил перед слушателями.

Результат превзошел все ожидания. Посадские люди не только прозрели, но и прониклись самосознанием. Никогда не испытывали они такого горячего наплыва разнообразнейших ощущений. Казалось, к ним внезапно подкралась давно желанная, но почему-то и где-то задерживавшаяся жизненная волна, которая высоко-высоко подняла на себе этот темный люд. Толпа ликовала, наслаждаясь своим прозрением; Ивана Богатого чествовали, называли героем. И в заключение единогласно постановили приговор: 1) кабак закрыть навсегда; 2) положить основание самопомощи, учредив Общество Доброхотной Копейки.

В тот же день, по числу приписанных к селу душ, в кассу общества поступило две тысячи двадцать три копейки, а Иван Богатый, сверх того, пожертвовал неимущим сто экземпляров Азбуки-копейки, сказав: "Читайте, други! тут все есть, что для вас нужно!"

Опять уехал Иван Богатый на теплые воды, и опять остался Иван Бедный при полезных трудах, которые на сей раз, благодаря новым условиям самопомощи и содействию Азбуки-копейки, несомненно должны были принести плод сторицею.

Прошел год, прошел другой. Ел ли в течение этого времени Иван Богатый в Вестфалии вестфальскую ветчину, а в Страсбурге - страсбургские пироги, достоверно сказать не умею. Но знаю, что когда он, по окончании срока, воротился домой, то в полном смысле слова обомлел.

Иван Бедный сидел в развалившейся лачуге, худой, отощалый; на столе стояла чашка с тюрей, в которую Марья Ивановна, по случаю праздника, подлила, для запаха, ложку конопляного масла. Детушки обсели кругом стола и торопились есть, как бы опасаясь, чтоб не пришел чужак и не потребовал сиротской доли.

С чего бы это? - с горечью, почти с безнадежностью, воскликнул Иван Богатый.

И я говорю: "С чего бы это?" - по привычке отозвался Иван Бедный.

Опять начались предпраздничные собеседования на лавочке перед хоромами Ивана Богатого; но как ни всесторонне рассматривали собеседники удручавший их вопрос, ничего из этих рассмотрении не вышло. Думал было сначала Иван Богатый, что оттого это происходит, что не дозрели мы; но, рассудив, убедился, что есть пирог с начинкою - вовсе не такая трудная наука, чтоб для нее был необходим аттестат зрелости. Попробовал было он поглубже копнуть, но с первого же абцуга такие пугала из глубины повыскакали, что он сейчас же дал себе зарок - никогда ни до чего не докапываться. Наконец решились на последнее средство: обратиться за разъяснением к местному мудрецу и филозофу Ивану Простофиле.

Простофиля был коренной сельчанин, колченогий горбун, который, по случаю убожества, ценностей не производил, а питался тем, что круглый год в кусочки ходил. Но в селе про него говорили, что он умен, как поп Семен, и он вполне оправдывал эту репутацию. Никто лучше его не умел на бобах развести и чудеса в решете показать. Посулит Простофиля красного петуха - глядь, ан петух уж где-нибудь на крыше крыльями хлопает; посулит град с голубиное яйцо - глядь, ан от града с поля уж ополоумевшее стадо бежит. Все его боялись, а когда под окном раздавался стук его нищенской клюки, то хозяйка-стряпуха торопилась как можно скорее подать ему лучший кусок.

И на этот раз Простофиля вполне оправдал свою репутацию прозорливца. Как только Иван Богатый изложил пред ним обстоятельства дела и затем предложил вопрос: "С чего бы?" - Простофиля тотчас же, нимало не задумываясь, ответил:

Оттого, что в планту так значится.

Иван Бедный, по-видимому, сразу понял Простофилину речь и безнадежно покачал головой. Но Богатый Иван решительно недоумевал.

Плант такой есть, - пояснил Простофиля, отчетливо произнося каждое слово и как бы наслаждаясь собственным прозорливством, - и в оном планту значится: живет Иван Бедный на распутий, а жилище у него не то изба, не то решето дырявое. Вот богачество-то и течет все мимо да скрозь, потому задержки себе не видит. А ты. Богатый Иван, живешь у самого стека, куда со всех сторон ручьи бегут. Хоромы у тебя просторные, справные, частоколы кругом выведены крепкие. Притекут к твоему жительству ручьи с богачеством - тут и застрянут. И ежели ты, к примеру, вчера пол-имения роздал, то сегодня к тебе на смену целых три четверти привалило. Ты - от денег, а деньги - к тебе. Под какой куст ты ни заглянешь, везде богачество лежит. Вот он каков, этот плант. И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом - ничего не выдумаете, покуда в оном планту так значится.