Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1 (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЖД» Исследовательская работа на тему: “Мир иллюзии” Выполнена учеником 8 класса Тюкавин Александр Руководитель: Трубачёва Марина Викторовна Котлас, 2015

Мир Иллюзий Цель нашей исследовательской работы – изучить некоторые виды иллюзий и установить причину их возникновений.

ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты? Ответы на эти и многие другие вопросы зрители передачи " Очевидное-невероятное " Морис Эшер «Восхождение и спуск», 1953 г.

Иллюзорен ли видимый мир?

Оптические иллюзии Зрительном восприятии лунная иллюзия баннерная слепота физиологии зрения

Физиологические иллюзии Иллюзии восприятия цвета Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется иррадиацией.

Восприятие глубины Иллюзии восприятия глубины - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одно-выпуклые (-вогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подзразумеваемого) освещения.

Восприятие размера Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой. Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Перевёртыши Перевёртыш - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является « уткозаяц »: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

Оптико-геометрические иллюзии Иллюзия Понцо. Иллюзия Понцо-также иллюстрирует искажения восприятия размера. Левый отрезок кажется значительно больше правого. Было предложено множество теорий, объясняющих подобные искажения.

Мюллера-Лайера Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.

"Невозможная" лестница Пенроуза Пенроуза Эшера "Восхождение и спуск" хорошо это иллюстрирует. ответьте на вопрос: движется ли человек вверх? Каждый отдельный пролет лестницы говорит нам о том, что он поднимается вверх, однако, пройдя четыре пролета, он оказывается в том же месте, с которого начал свой путь. "Невозможная" лестница не воспринимается как единое целое, поскольку нет согласованности между отдельными ее фрагментами. Раз за разом мы следуем взором за ступеньками, ведущими вверх, пытаясь найти способ решения этой проблемы, и не находим его.

Иллюзии переработки информации Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям

Подобные иллюзии обусловлены более высоким уровнем обработки информации, когда характер решаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире.

Влияет ли культура на восприятие иллюзий? Как будут восприниматься иллюзии в культурах, где признаки перспективы отличны от западной, где дома и комнаты прямоугольные, дороги длинные с параллельной разметкой?

Выводы: Иллюзии восприятия цвета происходят тогда, когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и темных областей. В этом случае свет от ярко освещенных участков как бы перетекает на темные участки. Это явление называется иррадиацией. Восприятие глубины зависит от направления (реального или подразумеваемого) освещения. Восприятие размера (геометрические иллюзии) зависит от характера фона изображения. Восприятие движения зависит от информации об изменении формы объекта. В случае, когда нет однозначной информации об изменении формы объекта, то зрительная система трактует увеличение сетчаточного изображения, как приближение объекта, а не как увеличение его размеров. Этот феномен называется лумингом. Иллюзии переработки информации возникают в связи с тем, что человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности. Физические иллюзии возникают на основе законов физики.

Мы пришли выводу, что в основе восприятия лежат врожденные зрительные реакции, связанные с физиологическими механизмами зрительных систем. Ищите иллюзии вокруг, и вы больше узнаете о себе!


Около 1,5 кг материи, астрономическое число нейронов, миллиарды соединений… Двигаем ли мы мизинцем, решаем ли сложное уравнение или вспоминаем наши самые счастливые дни – всеми этими действиями управляет наш мозг, главный орган центральной нервной системы. Но как связаны между собой мозг и память? Разумеется, память имеет прямое отношение к мозгу и вовлекается практически в любую деятельность. Память является неотъемлемой частью нашего самосознания, нашего интеллекта, нашей эмоциональности.


Вопреки распространенному мнению память не локализируется в каком-то определенном участке мозга. Когда та или иная информация закладывается в память, происходит одновременная активация большого числа нейронных соединений, так что в создании воспоминаний участвует очень большая часть головного мозга. Поэтому неправильно говорить о существовании центра памяти. Закрепление информации в памяти и ее воспроизведение зависят от работы различных запоминающих систем мозга и его отделов, отвечающих за восприятие сигналов(звуковых, зрительных и т.д.)


Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе. Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе.



Зрительные сигналы воспринимаются сетчаткой глаза и преобразуются в серию нервных импульсов. За тысячные доли секунды эти импульсы достигают центрального отдела зрительного анализатора - первичной проекционной зоны, расположенной в затылочной области коры больших полушарий. Полученная информация обрабатывается по отдельности согласно различным категориям (форма, цвет, движение). Затем информация временно поступает в гиппокамп, где при участии различных отделов коры больших полушарий сопоставляется с уже имеющимися в памяти сведениями. Наконец, эта информация забывается или фиксируется в памяти. Ее эмоциональная окраска влияет на то, как она отложится у нас в памяти. Зрительная память


Амнестический синдром - неспособность за­ поминать текущие события, из-за чего всякое обучение новому становится невозможным. Умственные способности при этом сохраняются, за исключением способности усваивать новую информацию и приобретать новые сенсорно- двигательные навыки. Причиной патологий могут стать сосудистые нарушения, болезнь Альцгеймера, травмы мозга или остановка сердца. Ретроградная амнезия - неспособность вспомнить события, произошедшие до начала болезни. При этом из памяти могут выпасть периоды времени от считанных дней до нескольких лет. В большинстве случаев эти вос­ поминания не стираются бесследно, но доступ к ним затруднен. При антероградной амнезии утрачиваются воспоминания о событиях в период после начала болезни, хотя то, что было раньше, человек помнит хорошо. Могут быть следствием электрического шока или мозговых травм; иногда проявляются при синдроме Корсакова и болезни Альцгеймера.


Антероретроградная или тотальная, амнезия сочетает в себе неспособность запоминать новую информацию и утрату воспоминаний обо всех знаниях, приобретенных до начала болезни. Причиной может стать обширное повреждение коры головного мозга; болезнь Альцгеймера. Гипермнезии характеризуются способностью запоминать большое количество однотипной информации (например, длинных списков имен, больших чисел и т. д.). Могут быть постоянными или кратковременными и не имеют отношения к уровню интеллекта. Могут возникать во время эпилептических припадков или в момент сильных эмоциональных переживаний. Парамнезии - искажения памяти: у человека возникает ощущение «дежавю», то есть уже однажды виденного или пережитого, или, напротив, появляется чувство нереальности всего происходящего. При экмнезиях стирается грань между прошлым и настоящим, и человек переживает события из прошлого так, как если бы они происходили в настоящем. Такие искажения памяти наблюдаются при болезни Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - самое распространенное заболевание центральной нервной системы. Оно характеризуется прогрессирующим необратимым снижением интеллекта. У пациента постепенно развивается деменция, или слабоумие. В некоторых отделах мозга, начиная с гиппокампа, происходит массовая гибель нейронов, что сопровождается снижением в мозге уровня ацетилхолина - нейромедиатора, участвующего в процессах запоминания. Существуют лекарства, позволяющие затормозить эти процессы, однако они дают эффект, только если их назначают на ранней стадии развития болезни. Болезнь Альцгеймера


Атеросклероз - распространенное заболевание, которое поражает кровеносные сосуды, питающие сердце, почки, конечности и головной мозг. При атеросклерозе на внутренней стенке сосудов наслаиваются жировые отложения, из-за чего просвет сосудов сужается, что приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга. Стенка сосуда, пораженного склеротическими наслоениями, теряет эластичность, что может стать причиной ее разрыва и кровоизлияния в мозг (инсульта). Симптомы инсульта зависят от того, насколько обширна пораженная зона мозга и где она расположена. Атеросклероз


Болезнь Паркинсона связана с гибелью нейронов подкорковых нервных центров, отвечающих за выработку нейромедиатора дофамина и регуляцию движений. Именно из-за снижения этого вещества у страдающих болезнью Паркинсона появляется дрожание конечностей, скованность (ригидность) и замедленность движений, нарушение равновесия и походки, тормозится умственная деятельность. Информация запечатлевается в памяти больного хорошо, но процесс припоминания затруднен или замедлен. Современное лечение болезни Паркинсона строится на применении лекарственных препаратов, которые возмещают недостаток дофамина и тем самым нивелируют последствия гибели. Болезнь Паркинсона


Синдром Корсакова наблюдается у людей, злоупотребляющих спиртным, и у хронических алкоголиков. Обычно он развивается после 55 лет и проявляется антероградной амнезией, потерей ориентации и конфабуляциях - ложных воспоминаниях. Иногда развитию болезни предшествует ретроградный пробел в памяти. Болезнь сопровождается спутанностью мыслей, потерей равновесия при ходьбе, параличом глазодвигательных мышц. Иногда ее единственным признаком на первых стадиях является поражение периферических нервов, а рассудочная деятельность не нарушается. Причина этого вида амнезии - недостаток тиамина (витамина B1), связанный с тем, что алкоголь препятствует усвоению этого витамина. Синдром Корсакова


Хотя люди, подолгу пребывающие в депрессии, не страдают специфическими тяжелыми нарушениями памяти, они все же с некоторым трудом припоминают недавние события. Недостаток мотивации и энергии, связанный с депрессивным состоянием, снижает способность таких людей фиксировать информацию. Если информация неверно закодирована, ее потом трудно извлечь из памяти. Таким образом, депрессия приводит к общему ослаблению умственной деятельности. Депрессия


Тем не менее влияние депрессии на память существенно отличается от таких патологий, как болезнь Альцгеймера. Депрессия проявляется в снижении уровня мотивации, которое сказывается на способности больного концентрировать внимание, когда как болезнь Альцгеймера обусловливает патологию памяти, что ведет к нарушению процессов кодировки, хранения и повторного вызова информации из памяти. Когда депрессия проходит, к человеку возвращаются интеллектуальные способности.


Каждый орган чувств приспособлен к восприятию определенных факторов внешней среды. Поступающая от них информация анализируется и обрабатывается специализированными отделами головного мозга (в частности, корой больших полушарий). Такую информацию называют экстерорецептивной, поскольку она поступает к нам из окружающего мира. Но мы можем также воспринимать информацию, поступающую к нам изнутри, например болевые ощущения или чувство удовольствия. Такая информация носит название интерорецептивной.


Эффективность восприятия информации зависит прежде всего, от совершенства работы наших органов чувств. Причины многих трудностей в запоминании станут понятны, если мы обратим внимание на то, что происходит еще на входе в «черный ящик» нашей памяти, то есть на качество вводимой в него сенсорной информации. Нельзя восстановить в памяти то, что не удалось как следует разглядеть или расслышать. Поэтому вместо того, чтобы ругать память, лучше заняться тренировкой сенсорного аппарата.


Информация, воспринимаемая нашими органами чувств, немедленно переводится на «язык мозга», то есть кодируется. При кодировании вновь поступившая информация сравнивается с уже накопленной. Она соотносится с кодом, который может представлять собой запах, образ, мелодию, слово – иначе говоря, любой указатель или «метку», по которой эту информацию можно отыскать в памяти и вызвать повторно.




Если мы хотим запомнить какую-либо информацию надолго, то должны приложить к этому дополнительные усилия. Для эффективного запоминания недостаточно лишь правильно организовывать информацию. Ее нужно повторить 4-5 раз в течение суток и время от времени к ней возвращаться. Закрепление памяти






Изучая возможности кратковременной памяти, американский исследователь Джордж Миллер в 1956 году столкнулся с проблемой определения ее емкости. Емкость памяти означает меру, которую она способно вместить за ограниченный промежуток времени максимум за 3 минуты. Он доказал, что человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Джордж Миллер назвал это число «магическим» по аналогии со многими другими символическими для нас семерками, такими, как семь дней недели, семь чудес света, ритуальный семисвечник и т.д.


Сохранять готовность к восприятию. Развивайте наблюдательность и поддерживайте гибкость ума, воспринимайте все новое. Если необходимо запомнить важную информацию, постарайтесь избавиться на этот момент от посторонних забот, чтобы как можно лучше сосредоточиться. Сохранять любознательность и интерес к жизни. Познание мира не имеет ограничений по возрасту. Найдите для себя то, что поддержит вашу любознательность в тонусе. Строить планы и добиваться их реализации. Любая цель способствует движению вперед и стимулирует созидательную деятельность. Она придает жизни смысл, даже если наши планы со временем меняются. Цель – «двигатель» внимания. Строя и воплощая планы, мы реализуем нашу связь с внешним миром. Развивать социальные связи. Хобби и увлечения способствует общению и являются отличным способом установления новых социальных связей, которые стимулируют внимание и память. Делиться информацией означает хотеть передать знания другому. Этому предшествует умственная подготовка, стимулирующая внимание и память. Золотые правила активного внимания


Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности, является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека.


Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее: - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Логическая связь мыслей способствует запоминанию. - Логическая связь мыслей способствует запоминанию.






Процессы памяти В памяти различают четыре основных процесса: В памяти различают четыре основных процесса: 1. Запоминание; 1. Запоминание; 2. Сохранение. 2. Сохранение. 3. Забывание. 3. Забывание. 4. Восстановление. 4. Восстановление. Главным из которых является запоминание. Главным из которых является запоминание.


Виды памяти: Различают несколько видов памяти: Различают несколько видов памяти: по степени волевой регуляции: по степени волевой регуляции: 1. Непроизвольная- 1. Непроизвольная- процесс удержания информации происходит сам по себе. процесс удержания информации происходит сам по себе. 2. Произвольная 2. Произвольная - человек ставит перед собой задачу запоминания информации. - человек ставит перед собой задачу запоминания информации.


Виды памяти: По объекту запоминания: По объекту запоминания: 3. Словесно-логическая – 3. Словесно-логическая – запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. 4. Наглядно-образная – 4. Наглядно-образная – запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений. запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений.


Длительность сохранения информации Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью). Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью).


Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памяти Необходима в профессиях Вид памяти Необходима в профессиях Произвольная - Во всех Произвольная - Во всех Непроизвольная Во всех Непроизвольная Во всех Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Эмоциональная Артист, писатель, композитор Эмоциональная Артист, писатель, композитор Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель


Гигиена памяти мнемотехника Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Мнемотехника –это искусство запоминания. Мнемотехника –это искусство запоминания. Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; в) полноценный регулярный сон; в) полноценный регулярный сон; г) ритмическое полноценное питание; г) ритмическое полноценное питание; д) отказ от кофе, чая при утомлении. д) отказ от кофе, чая при утомлении. Приемы мнемотехники: Приемы мнемотехники: в 1-й день 2-3 повторения; в 1-й день 2-3 повторения; во 2-й 1-2 повторения; во 2-й 1-2 повторения; в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению. в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению.


Способы запоминания Способ Цицерона Способ Цицерона для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».


Способы запоминания Группировка. Группировка. Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), карандаш (похож на цифру 1), очки (2 стекла), очки (2 стекла), люстра (3 лампочки), люстра (3 лампочки), стул (4 ножки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), звезда (5 лучей), жук (6 ног). жук (6 ног).


Диагностика Дневник самоопределения стр.7. Дневник самоопределения стр.7. Слуховое запоминание. Слуховое запоминание. Зрительное запоминание Зрительное запоминание Моторно-слуховое запоминание. Моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Смысловое и механическое запоминание Смысловое и механическое запоминание (методика стр.127) (методика стр.127) Пиктограмма (методика стр. 138) Пиктограмма (методика стр. 138) Определение доминирующего вида памяти. Определение доминирующего вида памяти.


Диагностика наглядно-образной памяти Диагностика наглядно-образной памяти Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил. Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил.







Обработка данных Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Слуховая Слуховая Зрительная Зрительная Моторно-слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая


Способы запоминания Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Из слов Из слов шар, желток, шар, желток, медь, самовар, медь, самовар, бритва, товар бритва, товар можно составить фразу: можно составить фразу: Бритве шар принес товар желтый медный самовар. Бритве шар принес товар желтый медный самовар.




Приемы тренировки памяти Метод Айвазовского. Метод Айвазовского. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, рассмотрите детали изображения. рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. И так несколько раз. И так несколько раз.


Метод спичек. Метод спичек. Метод спичек. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок.


Анализ событий дня. Анализ событий дня. Анализ событий дня. Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений. с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений.


Упражнения для освоения некоторых приемов мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Мнемотехника Упражнение 1. Упражнение 1. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Снимите платок. Сосчитайте до десяти, Снимите платок. Сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати.

1 слайд

2 слайд

Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

3 слайд

Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

4 слайд

5 слайд

Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

6 слайд

Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

7 слайд

8 слайд

Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

9 слайд

Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

10 слайд

Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

11 слайд

Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

12 слайд

Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

13 слайд

Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

14 слайд

Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

15 слайд

Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

16 слайд

Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

17 слайд

18 слайд

Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

19 слайд

Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

20 слайд

23 слайд

24 слайд

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

25 слайд

Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Память. Диагностика и развитие памяти

Задачи: Понять, что такое память. Изучить свойства памяти. Определить виды своей памяти. Определить объём памяти. Узнать, как можно развивать свою память.

Память- психический процесс Запоминания Сохранения Воспроизведения прошлого опыта

Запоминание Механическое Осмысленное Непроизвольное Произвольное

Сохранение Сенсорная память Кратковременная память Долговременная память

Воспроизведение Непроизвольное воспоминание Произвольное воспоминание

Свойства памяти объём прочность точность организованность

Виды памяти Двигательная память Эмоциональная память Образная(зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая) Словесно-логическая

Диагностика слуховой памяти «10 слов» дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.

Диагностика смысловой памяти «Пары слов» шум - вода дуб - желудь стол - обед дичь - выстрел мост - река рой - пчела рубль - копейка час - время лес - медведь гвоздь - доска

Пары слов Шум Стол Мост Рубль лес Дуб Дичь Рой Час гвоздь

Определение объёма памяти

Тренировка памяти Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать и влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего. Он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь отошел, первый слез с дерева и смеется. «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» «Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Запишите как можно больше слов на темы: Школа Спорт Музыка Искусство Книга

Повторите скороговорку Карл у Клары украл корралы, а Клара у Карла украла кларнет. Я вокруг погреба хожу. Все про погреб говорю. Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Пошла Поля полоть в поле, да все поле не переполоть Поле.

Напишите рассказ Поляна Колесо Чашка Ведро Нора Лупа Весы Экскаватор Листья Овраг

Гибкость памяти 1.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… 2.По улицам слона водили… 3.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит…. 4.У лукоморья дуб зеленый… 5.В доме восемь дробь один У заставы Ильича…

Правила запоминания Относится к предмету не безразлично, а с интересом. Старайтесь понять смысл материала. Выделите главное, что нужно запомнить. Систематически повторяйте и воспроизводите материал

«Повторение – мать учения» Что запоминается быстро, то очень быстро и уходит из памяти. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер, а повторять его на следующее утро.

ПАМЯТЬ самое ценное, что есть у человека. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Поэтому постоянно пополняйте свою шкатулочку новыми знаниями и умениями.