Человечество издавна восхищается птицами из-за их загадочности, сезонных исчезновений, способности летать и возможности отправиться туда, куда мы просто не могли попасть в течение очень длительного периода времени. Все знают о некоторых мифологических птицах, таких как феникс, например, но в мировой мифологии существуют птицы, которые намного более странные, чем феникс.

10. Бенну (Benu)

Птица Бенну была египетской версией более известного нам феникса. В египетской мифологии сотворения мира, птица Бенну пролетела над поверхностью хаоса, приземлилась, и испустила крик, который нарушил изначальную первобытную тишину. По преданию именно этот крик решил, что будет в этом мире и чего не будет. Традиционно, птица Бенну напоминает цаплю, но она обладает огненно-оранжевым оперением и иногда человеческой головой. Её часто ассоциировали с богом египетского солнца, причём настолько часто, что образ птицы Бенну стал обозначать самого бога солнца, который часто изображался в короне.

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения. Первоначальная птица Бенну, которая сотворила мир, была рождена из пламени в кроне дерева Персея, которое росло на вершине обелиска. Более поздние рассказы наделяют птицу Бенну ещё большим количеством характеристик, присущих фениксу - Геродот (Herodotus) рассказывает историю о птице Бенну, которая жила на протяжении 500 лет, прежде чем загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь богу солнца.

9. Анзуд (Anzu)


Анзуд это древняя шумерская птица с телом орла и головой льва. Она была настолько огромной, что единственным деревом, достаточно большим, чтобы выдержать её гнездо было дерево, которое опиралось на семь верховий реки бога солнца, Уту (Utu). Полёт Анзуда был способен поднять огромные песчаные и пыльные бури, её крик заставлял весь мир сотрясаться и даже боги считали её почти непобедимой угрозой.

Согласно легенде, гигантская птица украла Скрижали Судеб (Tablet of Destinies), которые наделили её силами богов и властью над миром смертных. Энлил (Enlil), сын того бога, у которого Анзуда украла скрижали, был отправлен в первобытный, частично сотворённый мир, чтобы остановить её и вернуть власть богам, напустив потоки воды вместе с ветрами и бурями, которые формируют мир. Намного позже ассирийским царям приписывали убийство гигантской птицы, что позволило создать великие истории об эпических сражениях, и написать о смертных правителях этой области.

Оригинальные рассказы об Анзуде являются одними из старейших известных «боевых мифов», в которых на героя возложена задача отправиться на поиски, и сразиться с грозным противником. Эпос об Анзуде и Энлиле относится к периоду до 1200 года до нашей эры. Анзуд также отображается в гораздо более позднем фольклоре Израиля, где ему приносятся жертвоприношения, чтобы его успокоить.

8. Бубри (Boobrie)


Бубри это меняющая форму птица из мифологии и фольклора Северо-Шотландского нагорья (Scottish Highlands). Вместо того, чтобы использовать свои крылья для полёта, она чаще использует их чтобы плавать в озёрах и колодцах, где она охотится. Бубри, известная как подражательница, часто имитирует крики пострадавшего детёныша животного, хватая и топя любое взрослое животное, которое окажется достаточно любопытным, чтобы приблизиться и посмотреть в чём дело. Она предпочитает крупный рогатый скот и овец, но в случае необходимости может также съесть выдр.

Бубри также обладает способностью превращаться в лошадь и ходить по воде в такой форме, и она также может превратиться в насекомое, чтобы высосать кровь из лошадей. Существуют рассказы охотников, которые клялись, что они видели водную лошадь, ещё одно мифическое существо из шотландского фольклора, но при ближайшем рассмотрении следов, оставленных этим существом, они увидели отличительные следы, похожие на рога, которые являются уникальными для Бубри. По словам очевидцев, Бубри обладает длинной белой шеей, широким размахом крыльев, длинным клювом, короткими ногами, массивными частично перепончатыми лапами, и криком, который похож на мычание быка.

7. Гаруда (Garuda/Karura)


В индуистской мифологии Гаруда это птица, принадлежащая богу Вишну, которая достаточно большая для того, чтобы он на ней ездил и настолько ярко окрашенная, что её часто ошибочно принимают за бога огня. Несмотря на то, что она не была создана как бог, ей часто поклоняются как таковому.

Её также можно найти в японской мифологии, где она известна как Карура. Некоторые изображения Каруры показывают существо, которое является частично человеком и частично птицей, и часто обладает многочисленными руками, крыльями, и перьями. Интересно то, что некоторые индуистские и японские изображения Гаруда и Каруры практически идентичны. В Японии она почти всегда изображена держащей флейту или играющей на ней. В качестве Гаруды, она обычно обладает телом, руками, и ногами человека и крыльями, головой и когтями орла, с блестящими золотыми перьями.

Обе её версии представляют её как царя всех птиц, способного летать быстрее ветра. В соответствии с обеими версиями, её смертельным врагом является Нага - злобное, змееподобное существо, которое угрожает естественному балансу мира. Именно Гаруда стала причиной бессмертия Наги. Когда Нага похитила её мать, она добилась её освобождения отдав Наге амброзию, и она стала её бессмертным врагом.

6. Птица-сирота (Orphan Bird)


Птица-сирота это малоизвестное существо из средневекового бестиария Пьера де Бове (Pierre de Beauvais). На самом деле, она настолько малоизвестна, что его работа является единственным известным упоминанием об этом существе. Об авторе также известно совсем немногое - лишь то, что он составил два бестиария до 1218 года, которые в деталях описывают ряд мифологических существ, которые даже не были выходцами из Европы.

Птица-сирота родом из Индии и описывается обладающей телом журавля, шеей и грудью павлина, ногами орла и перьями чёрного, красного и белого цвета. Мать птицы-сироты откладывает яйца в воду, и существует два различных вида этих существ - хорошие и плохие. Хорошие яйца всплывают и когда они вылупливаются, мать и отец воспитывают их, приветствуя их в мир и радуясь их появлению. Плохие яйца опускаются на дно водоёма и вылупливаются там. Эти плохие птицы обречены жить в темноте под водой. Считается, что птица-сирота является аллегорией для хороших душ, которые поднимаются на небеса и плохих, которые обречены на жизнь во мраке ада.

5. Стимфалийские птицы (Stymphalian Birds) и Птицы Ареса (Ornithes Areioi)


Стимфалийские птицы или Стимфалиды, были плотоядными птицами из греческой мифологии. Истребление этих птиц было одной из задач Геракла, так как они уже давно терроризировали озеро Аркадии (Arkadia) под названием Стимфалис. Когда он дошел до озера, где обитала стая птиц, он обнаружил, что не мог добраться до них, не утонув в болоте. Однако Афина дала ему погремушку, и звук погремушки заставлял птиц взлетать. Он убил выстрелом несколько из них и те, которые улетели, переселились на остров. Там они были переименованы в Птиц Ареса и в конечном итоге были найдены Ясоном, когда он искал Золотое Руно. Ещё некоторое их количество погибло от рук греческих моряков.

Изначально птиц описывали как постоянно голодных, плотоядных птиц, которые нападали на людей и пожирали их. Считалось, что они были выращены Аресом и умели стрелять перьями своих крыльев с силой стрел. Существуют различные версии Стимфалийских птиц в более поздних мифах, в том числе та, в которой они на самом деле были хранителями храма Артемиды, и единственное что в них напоминало птиц это их ноги. В другом мифе они были человеческими дочерями Стимфалоса, убитыми Гераклом, так как он счёл, что они не приняли его в свой дом с достаточной любезностью и почестью.

4. Стрига (Strige)


Стрига или Стрикс (strix) это существа, которые происходят из греческой мифологии. Они в конечном итоге стали частью римской мифологии, а также религиозной мифологии Европы в эпоху Средневековья. Изначально они были частью истории о двух братьях, которые были превращены в диких животных в качестве наказания за съедение другого человека. Один из них стал Стриксом, обреченным на жизнь вниз головой без еды и питья, чей отчаянный крик можно было услышать ночью.

Существует много споров о том, что конкретно представляет собой стрикс или стрига. В латинском языке слово «Стрикс» можно интерпретировать как предвестник несчастья. В некоторых местах Стрикс чаще ассоциируется с вампирами или ведьмами. Согласно некоторым текстам, это существо является хищной птицей в течение дня и ведьмой в ночное время. По преданию, эти ведьмы душат детей и пьют их кровь, но так же, как и в случае вампиров, Стрикса может отогнать амулет, сделанный из чеснока и одетый на шею ребенка. В Естественной истории Плиния (Pliny’s Natural History), они описываются как реальные существа, но он также признает, что он многого о них не знает. В средние века они сделали скачок от классической мифологии к христианской мифологии, когда о них заговорили как о слугах дьявола.

3. Куйгараш (Liderc)


Куйгараш это существо из венгерской мифологии, которое выглядит как курица без перьев. Существуют несколько различных типов куйгараша. Куйгараш, которого часто ассоциируют с ведьмами, просто появляется в домах или вылупливается из яйца, которое хозяин дома вынашивает подмышкой. Куйгараш служит в качестве помощника ведьмы, неустанно выполняя для неё одно поручение за другим, но если он не будет достаточно занят работой, он убивает её. Считается, что предотвратить это можно лишь дав куйгарашу невозможное задание, например, принести воды в решете.

Другим типом куйгараша является существо, появившееся из историй об инубе и суккубе. В данном случае, куйгараш, выглядящий абсолютно также как человек, за исключением ног гуся, охотится на людей, которые переживают потерю супруга. Они появляются каждую ночь, и их неустанные ухаживания заставляют жертву этих страстей постепенно чахнуть. Чтобы избавиться от куйгараша и предотвратить его возвращение, нужно украсть ботинок или гусиную ногу, которую он носит на своей человеческой стопе.

2. Киннамолг (Cinnamologus)


Киннамолг, пожалуй, является одним из самых странных объяснений существования продукта природного происхождения. В 5-м веке до нашей эры корица была очень желанной пряностью. Согласно произведениям таких греческих авторов, как Плиний Старший (Pliny the Elder) и Геродот (Herodotus), самой ценной корицей была та, которую собирал киннамолг. В Естественной Истории Плиния Старшего говорится, что эти гигантские птицы строили свои гнёзда только из палочек корицы, которые они собирали с деревьев корицы. Поскольку они расположены настолько высоко на деревьях и настолько хрупкие, единственным способом получения корицы было бросание свинцовых шаров в гнёзда, чтобы сбить палочки корицы.

Та же история рассказывается позже Исидором Севильским (Isidore of Seville) в 7 веке, в то время как Геродот рассказывает несколько иную версию истории о киннамолге в 5 веке. По словам историка, эти арабские птицы собирают палочки корицы и строили свои гнёзда высоко на отвесных скалах, цементируя их с помощью грязи. Те, кто собирали корицу, разрезали волов и других крупных животных на большие куски, оставляя их у основания скалы и заманивая птиц унести их в свои гнёзда. Гнёзда не могли выдержать веса добычи и падали, что позволяло людям собирать корицу и продавать её, получая большую прибыль.

1. Удод (Hoopoe)


Удод это странно названная птица, которая является как реальным существом, так и предметом некоторых противоречивых мифологий. В арабской мифологии удод считается просвещенной птицей, которая обладает силой исцеления и предсказывания по воде. В легенде также говорится о том, что удоды спасли царя Соломона, когда он застрял в пустыне, собравшись в стаю, чтобы их крылья служили ему тенью.

В бестиариях Плиния Старшего и Исидора Севильского удод является одним из немногих существ, у которых молодняк заботится о старших, когда они стареют и ослабевают. Тем не менее, существует также ряд других, менее очаровательных историй, связанных с этой птицей. Согласно Исидору эту птицу всегда можно увидеть на кладбищах. Легенда восточно-европейской мифологии гласит о том, что когда Бог создал удода, он предоставил ему все традиционные продукты питания, которые, как правило, нравятся птицам. Однако удод отказался съесть какой-либо из них, и в качестве наказания, Бог обрёк птицу вечно питаться только экскрементами других животных.

Древний Египет Згурская Мария Павловна

Камень Бен Бен – метеорит, или Летающая тарелка, или Что было раньше – феникс или яйцо?

Камень Бен Бен – метеорит,

Летающая тарелка,

Что было раньше – феникс или яйцо?

Исходя из многих дополнительных источников, можно также предположить, что первое появление Феникса на исторической, а точнее мифологической сцене, судя по всему, послужило причиной возникновения культа камня Бен Бен, который рассматривался как «яйцо», или «семя», космической птицы. Можно ли исключать, что камень попал в Древний Египет с небес, из космоса? Может ли Бен Бен считаться предметом внеземного происхождения?

Многие египтологи нашего времени считают, что камень Бен Бен имел коническую форму. В самых ранних известных изображениях Бен Бена с сидящим на нем Бенну-Фениксом камень имеет не пирамидальную форму: его концы слегка округлены, и он больше напоминает конус, и только позднее его заменил пирамидион. Эта форма, возможно, указывает на метеоритное происхождение священного камня. Существует два типа метеоритов: железные и каменные. Первые, как правило, имеют черный цвет и размеры, превышающие габариты каменных метеоритов, поскольку при ударе о землю они практически не раскалываются или вовсе остаются целыми. Входя в земную атмосферу, некоторые железные метеориты сохраняют положение и не вращаются, после падения передняя их часть расплавляется и смещается назад, и потому метеорит приобретает характерную форму конуса.

Египтяне называли железо «металлом небес», поскольку на протяжении долгого времени они знали только метеоритное железо (содержавшее большой процент никеля). По причине «божественного» происхождения металла метеоритное железо использовалось, в частности, при изготовлении охранительных амулетов и магических инструментов. Жители Древнего Египта называли такое (а другого они и не знали) железо «бья». Слово «бья» часто встречается в «Текстах пирамид»: «Я чист, беру с собой мои железные (бья) кости, я расправляю свои нетленные члены, которые находятся в чреве Нут»; «Мои кости – железо (бья), и мои члены – неугасимые звезды»; «Кости царя – железные (бья), и его члены – неугасимые звезды». Как показывают эти отрывки, существовало убеждение, что когда ушедшие цари перевоплощались в звезды, их кости становились «бья», то есть железным «небесным материалом», из которого некогда были созданы звездные боги. Такие космические железные объекты, как метеориты, являлись единственным материальным свидетельством реальности Земли в небесах, населенных звездами-душами царей, и легко понять, почему, по мнению древних, звезды состояли из «бья». Поскольку души ушедших царей – звезды, то их кости должны быть тоже из железа. Железо для египтян было одним из металлов мистического характера. Например, согласно легенде, скелет Сета был сделан из железа.

Это возвращает нас к камню Бен Бен в Гелиополе, который многие египтологи ассоциируют с метеоритом. Вообще-то метеориты по деталям своего появления вполне вписываются в эту теорию. Полет метеорита – очень впечатляющее зрелище. Они иногда оставляют за собой светящийся след, а их падение сопровождается громом. Метеорит входит в земную атмосферу на большой скорости, но затем замедляет свой ход из-за сопротивления воздуха и раскаляется до высокой температуры. Он приобретает вид огненного шара, а облако раскаленных газов делает шар еще больше. Ассоциация с огненной птицей напрашивается сама собой. При прохождении через атмосферу возникает также ударная волна, которая производит звук, похожий на пушечный выстрел или удар грома, и, видимо, именно поэтому в древности метеориты ассоциировались с богами грозы, такими как Надцад в Финикии или Зевс в Греции.

Существует много свидетельств о почитании метеоритов в самых разных местах планеты. Подобный культ легко понять, поскольку человек в древности видел в метеоритах материальное воплощение небесных богов и, в частности, богов звездных. Конечно, в этом ряду убедительным звучит предположение, что и камень Бен Бен мог быть метеоритом конической формы. Можно ли считать Бен Бен, а стало быть, и птицу Феникс как его символ, не чем иным, как метеоритом? Вполне возможно, что во времена II или III династий в районе окрестностей Мемфиса упал железный метеорит конической формы. Когда он пролетал по небу, жители города наверняка наблюдали движение яркой точки с длинным перистым «хвостом». Это зрелище позже стало ассоциироваться с образом птицы. На месте падения метеорита ими был обнаружен камень, который посчитали семенем (яйцом) этой самой птицы. Священная птица якобы оставила в Египте свое семя-яйцо как некий знак богов.

Конический метеорит играл большую роль в формировании религиозных воззрений и в культе возрождения. Британский египтолог Г. А. Уэйнрайт проследил эволюцию египетского «метеоритного» культа и его связь с почитанием некоторых богов; в частности, он доказал, что подобная конусу форма бога Амуна говорит о том, что сам «бог» был метеоритом, известным под названием Ка-мут-ф, причем, замечает Уэйнрайт, коническая форма очень характерна для метеоритов малой величины.

Любопытно, что, согласно Уэйнрайту, с метеоритным культом был тесно связан еще один город, носивший название «Город удара молнии». Километрах в двадцати к северу от Гизы в дельте Нила, примерно на той же широте, что и Гелиополь, расположен еще один важный центр: древний город Кхем, названный позднее греками Летополем. Он был ориентирован строго на запад от храма Феникса в Гелиополе. Кхем когда-то был связан с именем Гора – бога с головой сокола, и в нем сохранился древний храм (старше пирамид). Известно, что Кхем существовал еще до эпохи строительства пирамид, и многие египтологи, в том числе и Г. А. Уэйнрайт, считали, что он был географическим центром, относительно которого измерялись расстояния в Древнем Египте. Таким образом, город Летополь являлся геодезической точкой, к которой по меридиану была «привязана» Великая пирамида, а по широте – Гелиополь-Иуну, где хранился камень Бен Бен. Летополь служил своеобразным «дорожным знаком», указывающим «дорогу Осириса на небо», и связывал, по меридиану и широте, Бен Бен и Великую пирамиду.

Интересное дополнение к теме внеземного происхождения Бен Бена и его культа дает «Весткарский папирус». Он повествует о начале царствования V династии, власть которой была освящена божественной волей самого Ра, бога солнца. Вмешательство бога имело место во времена предыдущей IV династии, когда правил Хуфу (Хеопс). Может, это и есть отражение искомого (хотя и происшедшего раньше) события – появления Бен Бена, например, падения метеорита или даже прибытия корабля пришельцев. А Феникс вполне мог стать воплощенным образом такого объекта.

Возможно, что именно эти древние отголоски прослеживаются в иероглифах, напоминающих летательные аппараты, или древней модели планера, найденной, в частности, в Саккаре. Доктор Джордж Витт из США по этому поводу пишет следующее: «К категории НИО (неопознанных ископаемых объектов) мы уверенно можем отнести уникальные находки под общеизвестным в науке названием „Египетский планер“. Эту изготовленную из редкого эбенового дерева фигурку, пропитанную для предохранения от порчи специальным составом неизвестной нам рецептуры, принципиально отличает от огромного количества сохранившихся древних изображений птиц форма хвоста – вертикальный киль, как у винтомоторных самолетов, подобие которому в животном мире не встречалось. Египетские специалисты по исследованию НИО во главе с профессором Каирского научного центра Халилем Мессиха сразу же предположили в этой реликвии искусно выполненную модель планера, хотя ее возраст более 2200 лет! Но как и кто сможет это доказать? Время как будто специально лишило нас возможности сделать объективный вывод о том, что эта таинственная фигурка – действительно копия правильно сконструированного и нормально летавшего планера. Каким образом прояснить ситуацию? Очевидно, необходимо сопоставить „египетский планер“ с находками в других регионах планеты, но имеющими аналоги. Специалисты единогласно избрали аналогом не менее знаменитый „колумбийский золотой самолетик“ – такое название получил изящный 4-сантиметровый предмет, использовавшийся, вероятно, в роли амулета или подвески-украшения и изготовленный не позднее середины I тысячелетия до н. э. Вообще-то, к счастью исследователей, это изделие отнюдь не единственное: всего таких предметов на сегодня обнаружено 33, и найдены они не только в Колумбии, но и на территории Перу, Коста-Рики, Венесуэлы».

Отметим, что аэродинамические свойства этой «летающей птицы» древних исследовались в лабораториях НАСА американскими учеными, которые пришли к выводу, что это точная копия (только уменьшенная в тысячу раз) некоего настоящего летательного аппарата.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

Из книги Чудо-оружие СССР. Тайны советского оружия [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

«Летающая крепость» Американский самолет «B-17g», именуемый «Летающая крепость», исчез при загадочных обстоятельствах примерно в 100 милях от Бермудских островов. Расследование показало, что самолет мог быть разрушен мощным восходящим потоком воздуха вблизи фронта

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

6. Замечание по ходу дела: имя «Аполлон» было раньше широко распространено на Руси По поводу происхождения самог? имени АПОЛЛОН историки теряются в догадках. Пишут так: «Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлон, что свидетельствует о

Из книги Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира автора Бартон Элизабет

Тарелка с видом Лондона. Тарелка с видом Лондона Надпись: «Роза - красна. Трава - зелена. Боже, храни Елизавету, нашу королеву». Образчик «агитационного фарфора» елизаветинских

Из книги Битва за звезды-1. Ракетные системы докосмической эры автора Первушин Антон Иванович

Летающая лаборатория «Ц-1» («ЛЛ-1») И после окончания войны конструкторская мысль неоднократно возвращалась к идее ракетных самолетов. Во второй половине 1945 года коллектив, возглавляемый автором известных десантных планеров Павлом Владимировичем Цыбиным, начал

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Феникс и сотворение мира. Когда и как родился первый Феникс? Таинственная птица упоминается еще в древнейших из дошедших до нас мифах – в сказаниях о сотворении мира. Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис,

Из книги Чудо света на Руси под Казанью автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Оказывается, было достаточно оснований установить Черный Камень именно на Горе Господ Старинные свидетельства Напомним подробнее, что такое Кереметь. Известно следующее.«Членами экспедиций Росс. имп. Академии наук (XVIII в.), миссионерами, путешественниками Кереметь

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Феникс и Бенбенский камень А теперь зададимся вопросом, что же общего у взорвавшихся планет и птицы, способной возрождаться из пепла, которую греки называли Фениксом? Этот символ и ныне широко используется как эмблема гибели и воскрешения. До появления христианства это

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Золотое Яйцо индуизма Индусы расходятся в версиях о происхождении мира. Но самая известная легенда такова.Некогда Вселенная была окутана мраком без проблесков света. Всюду простиралась вода, а земля была лишь дном океана. Внезапно посередине океана возникло Золотое

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

18. Апостол Петр-Камень с ключами неба и бог Гефест-метеорит с небесными клещами. Падение Фаэтона и распятие Петра «стремглав» Вернемся снова к сказаниям об апостоле Петре и боге Гефесте. Мы уже видели, что оба жизнеописания в значительной мере являются отражениями одного

Из книги Немецкая пехота. Стратегические ошибки вермахта. Пехотные дивизии в войне против Советского Союза. 1941-1944 автора Фреттер-Пико Максимилиан

V Благодаря дезинформации противника о замысле и времени переправы через Днепр та осуществляется на быстроходных катерах и с использованием дымовых боеприпасов на день раньше срока, а также при более значительном плацдарме, чем это было предусмотрено

Из книги Великокняжеская оппозиция в России 1915-1917 гг. автора Битюков Константин Олегович

«Все, что было раньше известно… тесному кругу посвященных, сделалось… достоянием… публики и рядового обывателя…» Возмущение усугублялось политикой властей. Широко известным стало уже упоминавшееся письмо А.И. Гучкова М.В. Алексееву. Новые назначения Н.В. Раева на

Из книги Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях ХХ века автора Щербакова Ирина Викторовна

«Все это было, было, было…» Судьба семьи спецпереселенцев из Нижнего Поволжья Анна Молчанова, Анна Носкова П. Первомайский Сысольского района Республики Коми, научный руководитель Т.А. Попкова О замысле работы и авторах воспоминанийНесколько лет подряд мы, две

Из книги Мифы о сотворении мира автора Шахнович Михаил Иосифович

МИРОВОЕ ЯЙЦО Древние люди судили о возникновении мира часто по аналогии с зачатием и рождением людей или млекопитающих животных. Мир не сотворен, а рожден в результате размножения или появляется из яиц.В Древнем Египте в одном магическом папирусе упоминается яйцо из

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Яйцо Мировое Источник зарождения жизни, как и солнце, потому оно в глубокой древности стало эмблемой солнца и было почитаемо древними славянами (к примеру, пасхальное красное яйцо (крашенка)).Яйцо Мировое, Яйцо Космическое – мифопоэтический символ многих народов. Из

Другой культ кордов-езидов также зафиксирован в мифологических преданиях башкордов Урала. Это вызывания через воду духа потустороннего мира, который открывает людям будущее через шейха или пира. Этот ритуал у кордов-езидов сохранился до наших дней, а у башкордов описан в предании ``Кузы-Курпэс менэн Маянhылыу"", в котором описывается добрая волшебница Мэскэй, она видит будущее на особой доске (таз с водой). А прислуживает ей Собака огромной величины по имени Чалтук, из шерсти которой по приказу Мэскэй сыпется белая пшеница. ``Чалтук"" на языке кордов означает ``неочищенный рис"".

Как мы видим, культ Собаки присутствует и здесь, вследствие чего и встает вопрос: а где, в каком географическом районе вообще впервые была приручена человеком дикая собака? По этому поводу весьма определенно высказался археолог Г.Н.Матюшин: Кости собаки найдены на стоянке Иерихон в слое седьмого тысячелетия до нашей эры. Но некоторые исследователи считают, что это кости не собаки.а шакала. Хромосомный набор собаки и шакала настолько различен, что собака не могла произойти от шакала, как это предполагали некоторые ученые. Предки собаки пока точно не известны. Вполне вероятно, что их следует искать где-то на севере. Вспомним, что кости домашних собак найдены в позднепалеолитических стоянках Сибири (погребение собак на стоянке Усть-Белая на Ангаре) и Европе. Исследования показали, что современная собака ближе к мезолитической собаке собаке Севера, нежели к шакалу юга. (см. Г.Н.Матюшин, 1972 г., с. 229). Само имя башкордского рода ``Борзен - Борйэн"" означает ``душа - дух волка"". Отсюда и чеченское название волка - борз, отсюда и немецко-бургунское имя овчарки Berger - Берже.

Башкордский властелин мировых вод Хау Бени

священная птица Бену древних египтян

Согласно древнеегипетской мифологической традиции, известной нам из города Гелиополя - ОНА, находившегося на севере в дельте Нила, впервые Солнце - Ра появилось вмире и осветило всю вселенную, находившуюся до того момента во власти тьмы, благодаря хохлатой цапле, которую древние египтяне почитали как священную птицу по имени Бену.

Священная птица Бену древних египтян

почитаемая как творец солнца и суши

из мировых вод.

По версии из г. Она (Гелиополь - его греческое имя) о сотворении мира из первоначально существовавшего водного хаоса поднялся извечно рожденный Бену и пронзил вселенскую тьму и мрак ночи своим криком - (синграу). Взмахом своих крыльев он создал ветер - буран, бу - ветер на языке кордов, который всколыхнул воды первозданного океана, воды расступились и обнажился холм земли, на котором взошло солнце, а точнее, холм и был самим солнцем. Слово Бен в древнеегипетском языке произошло от кордского глагола xwe Ben и означает раскрывать, отворять, распахивать, о цветке - распускаться, что журавль и делает в условиях Урала - раскрывает небо, небесное яйцо Кукай для солнца. И в эту небесную трещину попадают воды небесного океана, которые в виде теплых капель дождя -Йамгор достигают земли. Само же небесное яйцо - Вселенная Кукай по-прежнему плавает в первозданных водах небесного пресноводного океана. О том, что слово Бен вышло из кордского языка и только затем вошло в древнеегипетский язык, говорит и тот факт, что в древнем Египте Бену был творцом первого земного (твердого) холма посреди мировых вод. Так вот, на языке кордов Банд и означает творец, а Ав-бенд - запруда. Древние египтяне считали, что с рождения первого холма земли посреди, мировых вод появилась сама возможность для отсчета земного времени, иными словами, именно с именем журавля Бену древние египтяне связывали появление календаря времени. Как символ этого по всему древнему Египту в честь него сооружались маленькие четырехугольные пирамидки, называемые Бен-бен. Так вот, на языке кордов слово Xweben и означает ``календарь"".

Священный символ Торна

Хаубена изготовленный из дерева

(обнаружен фольклористом

Фанузой Надыршиной в одной

из Башкордских деревень Изображение журавля-цапли Бену фигурирует практически на всех древнеегипетских папирусах, где речь заходит о загробной жизни. Само оперение цапли - золотистое с красными вспышками - символизировало Солнце - Ра, освещающее землю своим светом.

Ученые-специалисты, изучающие мифологию древнего Египта, в частности, из Германии и Скандинавии, давно поняли, что миф о птице Бену не мог зародиться в самом Египте по многим причинам.

Во-первых, такие дикие птицы, как журавль и цапля не несут яйца и не выводят своих птенцов в Северной Африке, а летят для этого на Север, на Урал, где весной тают снега, что совпадает с прилетом этих птиц. Древний человек воочию видел, как в природе из под воды от растаявшего снега появляется рождается земля.

Во-вторых, в Северной Африке у людей нет такого понятия как Полярная ночь. Поэтому сюжет из мифа о Бену, где он появляется во вселенной, окруженный непроглядной темнотой и мраком и приносит с собой солнце, имеет ярко выраженный урало-нордический характер. Тем более, что на Урале мы наблюдаем этот природный феномен из года в год на протяжении многих тысяч лет. На языке немцев Ваnnе означает ``знаменосец"", a Bahn - путь, дорога, перелет.

В башкордском мифе ``Ак Боз Ат"", об этом говорится так:

Страну под названием Урал

От врагов охраняю я - Хаубан.

О Хаубане сказано буквально следующее - ``Он радовался роднику на лужайке словно озеру, кваканью лягушек, словно шуму свадьбы"".

Мать Хау Бана живет под водой, Сура - отец Хау Бана. Суравелк - жаворонок у кордов, который прилетает на Урал весной раньше журавля - хаубена. Са-Ра сын Солнца с древнеегипетского. У башкордов Хау Бен - настоящий борец с водой. Во что бы то ни стало, он хочет добыть сушу, освободить землю от воды. Наркэс спрашивает Хаубена:

С какой целью

Ты пришел сюда воевать,

Рассек своим мечом озеро мое (меч - это клюв журавля).

А также о Сура - отце Хау Бена:

Сура-батор львом был.

При нем водяной падишах

Не смел и ногой ступить на землю.

У башкордов Ба-Тор - сильный человек, но есть и более древнее значение: Ба - ``душа ""на древнеегипетском, Ба - ``ветер"" на кордском языке, отсюда ``Боран"". Тор - на кордском и Тур - на башкордском - это ``предводитель"", а у башкордов Торна уже означает ``журавль"". Все это показывает, что журавль ассоциировался в древности с теплым ветром, заставляющим таять снег. Поскольку Солнце светит и зимой, а снег не тает, то тепло у башкир ассоциировалось не напрямую с солнцем, а с теплым ветром, который с неба приносит журавль.

Но при сопоставлении древнеегипетского бога Бена и древне-башкордского Хау Бена, необходимо сделать и важное различие: что, во-первых, сразу бросается в глаза, это полный антропоморфизм Хаубена, что говорит о длинном историческом развитии его культа у башкордов. Если в древнем Египте Бен есть душа, Ба бога - Ра, то у башкордов он есть сын героя СО-РА (Сура). ``Сора"" означает красный в кордском языке, а у башкордов ``сора"" - желтый цвет, отсюда и ведийское - Хари Рама!. В мифе происходит превращение журавля в человека - Хау Бена (более точно Хыу - Бен - воздушно-водный творец), так как в башкордском языке сохранилась древняя нерасчлененность воздуха - хауа и воды - хыу, ибо и дождь и снег падают с неба - воздуха. Баран - дождь на кордск. языке, буран у башкордов.

Хаубен уже ездит на коне. Предки башкордов приручили лошадь неизвестно в каком тысячелетии до нашей эры, поскольку на Южном Урале найдены ритуальные погребения лошадей уже вместе с колесницами, датируемые 1800-1700 годами до н.э. А в древний Египет лошадь пришла вместе с вторжением Хека-Каз-Ут (Гиксосы). Это вторжение состоялось приблизительно около 1700 года до н.э. Но более важный факт тот, что древнеегипетские колесницы, которые также не были известны в Египте до Гиксосов, сделаны из березы, сосны, ясеня и осины. Береза не растет ни в Египте, ни в Ливане, а южный ареал этой породы дерева заканчивается Северным Кавказом.

Крик Бену, определяющий развитие мира

Как ипостась Атума, птица Бену, согласно некоторым мифам , пролетела над первичным океаном перед созданием мира. Согласно этой традиции, птица приземлилась на возникшую из водного хаоса скалу – Бенбен, где ее крик сломал первобытную тишину и обозначил начало творения мироздания; также этот крик определил то, что будет и что не должно быть в разворачивающемся процессе возникновения нового мира.

Бену, согласно древней египетской мифологии, также была ба (душой) бога Ра; иероглифический знак, изображающий птицу, использовался, чтобы написать имя этого бога солнца. Позже Бену станет считаться также ба и одним из проявлений возрожденного бога Осириса.

Возникший сам из себя

Бену возник сам из себя. «Тот, кто возник cам» - это один из эпитетов этого бога. Каждое утро Бену появляется в виде утреннего солнца. Это олицетворение с солнцем, которое каждый день возрождается на небе, привело к тому, что древние греки считали Бену фениксом – бессмертной птицей, возрождающейся из пепла.

Священными фетишами Бену являются камень Бенбен (он также является фетишем бога Ра) и дерево Ишед (на нем находится дом Бену).

В древнеегипетской иконографии Бену изображается в виде цапли, носящей головной убор с перьями, но иногда изображается без головного убора, может также иметь и гибридную форму – птицы с головой человека.

Амулеты с изображением Бену, являясь символом возрождения, должны были помочь умершим успешно пройти взвешивание сердца в «Зале двух истин», чтобы продолжить жизнь в загробном мире. В «Книге мертвых » есть формулы, чтобы определенным образом преобразовать покойного в Бену. Покойный говорит: "Я - Бену, душа Ра, и проводник богов в Дуате (подземном мире)." В другом стихе он говорит: "Я чист. Моя чистота - чистота Бену…"


Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.


Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.


Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Птица Сирин


Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.


Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Птица Гамаюн








Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.


Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Птица Феникс








Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.


Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.

Птица Бенну (Бен-Бен)









Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».


По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.


Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.








Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.


Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Птица Симург








Симург - вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).


На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург - положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, - например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, - таинственная птица проживает на горе Каф - горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.


Симург - фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург - это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».


В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.


Птицам открывается, что шах Симург - это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски - тридцать, «мург» - птица.


Симург и его подданные едины:

Тот, кто был вознесен к единению разом,

Тайн единого бога достиг его разум.

Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,

Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.

(Навои, «Язык птиц»)


Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме - город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), - в классической восточной поэзии Мани - образ гениального художника.


Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.