После отмены крепостного права в России наблюдается экономический спад, вызванный перестройкой хозяйственной жизни. Помещики остались и без работников, орудий труда, скота, им приходилось платить зарплату наемным работникам. Большинство помещиков промотали государственную компенсацию, и чтобы, выжить, они вынуждены были сдавать большую часть земли в аренду крестьянам. Кризис переживало и крестьянское хозяйство. Аренда земли привязала крестьянские хозяйства к помещичьим. Крестьянские хозяйства были обременены сборами (выкупные платежи, государственные и земские налоги и т.д.). После реформы 1861г. была сохранена крестьянская община. Она помогала крестьянам выплачивать подати, поддерживала их достаток. Но в общине существовала круговая порука и ограничение передвижения, что сковывало хоз. деятельность крестьян.

Экономические реформы правительство начало с изменений в деятельности банков. В 1860 г. был открыт Государственный банк, который предназначался для финансирования частных компаний. В 60-70 гг. стали возникать частные банки. Их создание оказало огромное влияние на экономическое развитие России.

Становление банков было тесно связано с железнодорожным строительством, которое также поощрялось правительством. 1868-1872 гг. – период «железнодорожной горячки». Если к 1861г. в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. км, то к 80-м гг. – свыше 22 тыс. км. С 1861г. по 1877г. перевозка грузов по железным дорогам увеличилась в 25 раз, в то время как на речном транспорте – лишь на 59 %.

Развитие промышленности после отмены крепостного права шло на спад. Это было связано с тем, что на заводах и фабриках широко применялся труд крепостных крестьян. Освободившись от зависимости, они уходили с предприятий в поисках лучшей доли. В 1861г. разразился мировой экономический кризис, возросли цены на сырьё, ввозимое из-за рубежа (хлопок). Ко второй половине 60-х гг. начался быстрый экономический подъем. А к 80-м гг. завершился промышленный переворот – фабричное производство восторжествовало над ремесленным и мануфактурным. Росла и тяжелая промышленность. Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Создавался новый металлургический район на юге (Донбасс, Кривой Рог). На Кавказе в районе Баку сосредоточилась добыча нефти. В 60-70-х гг. идет строительство машиностроительной промышленности. Путиловский завод в Петербурге обеспечивал российские дороги рельсами, Коломенский в Московской губернии впервые организовывал строительство ж/д. мостов, товарных вагонов и платформ, паровозов. Продукция хлопчатобумажной промышленности возросло за 30 лет в 4 раза. Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность, развивавшаяся в черноземных губерниях Европейской России. Она увеличила свою продукцию с 1,9 млн. пудов в 1862 г. до 12,5 млн. пудов в 1880 г. Развитие промышленности способствовало росту численности рабочих. С 1865 по 1879 гг. кол-во промышленных рабочих выросло в полтора раза и достигло почти 1 млн. человек.

Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего развитие новых форм хозяйства происходило в промышленности. Рост товарного производства в сельском хозяйстве был затруднен.

Промышленный переворот в России, который начался в 30-е годы XIX века предопределил начало промышленного подъёма и развитие товарно-денежных отношений. Особенно мощный толчок получило социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

Экономическое развитие России после Крестьянской реформы

Необходимым условием для перехода на новый уровень рыночно-капиталистических отношений было преобразование вспомогательной инфраструктуры-строительство новых шоссейных дорог, судоходных фарватеров, железных дорог и вокзалов.

Железнодорожный транспорт

Особенно остро в Российской империи стоял вопрос с железными дорогами. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Москвой 1 ноября 1851 года. В середине 60-х годов строительство железнодорожных путей ускорилось. Центральной осью строительства стала Москва.

  • 1 августа 1862 года из Нижнего Новгорода в Москву ушёл первый состав. В 1869 году была отстроена дорога, которая соединяла южные губернии с Москвой. Железные дороги опутывали и Сибирь, так в 1891 году было в основном завершено строительство Транссибирской железной дороги. Уже к середине 90 годов общая протяженность железнодорожных путей России составляла 28,7 тысяч вёрст.

Благодаря железным дорогам развивались маленькие уездные городки городки о которых никто не слышал. И наоборот, крупные города могли оказаться в периферийной зоне, вдалеке от железных дорог. Например, в 1871 году из слияний двух маленьких сёл Иванова и Вознесенского возник крупный промышленный центр Иваново-Вознесенск с развитой текстильной промышленностью. А вот находившийся рядом город Владимир понемногу стал останавливаться в развитии, так как находился довольно далеко от железной дороги.

Рис. 1. Иваново-Вознесенск. Фабрика Н. Гарелина.

Металлургическая отрасль

После Крестьянской реформы промышленная отрасль страны немного замедлилась в своём развитии, так как многие отрасли, в том числе и металлургические переходили с принудительного труда на вольнонаёмный труд. Кроме того, требовалось переоборудование многих предприятий на новый лад.

  • Лишь к началу 70-х годов XIX века выплавка чугуна достигла объёмов конца 50-х годов. Такие замедленные темпы роста происходили из-за полной перестройки оборудования уральских заводов.
  • В это же время происходит ускоренный темп роста горной и металлургической промышленности в Донецком бассейне.
  • Машиностроение в Российской империи было недостаточно развито и не могло в полной мере обеспечить подвижными составами железную дорогу. Поэтому паровозы и вагоны завозились в то время главным образом из Англии, так как своего отечественного машиностроения практически не было.
  • Александр II делал всё возможное для поощрения отечественного машиностроения, и в начале 70-х годов, оно наконец-то было пущено на поток. К началу 80-х годов в основном весь железнодорожный парк состоял из вагонов и паровозов отечественного производства.

С конца 60-х до середины 80-х годов XIX века в Российской империи были сформированы основные промышленные районы-Петербургский, Московский, Уральский и Южный. В Московском промышленном районе было сконцентрировано текстильное производство, Петербургский промышленный район был центром машиностроения. Южный и Уральский промышленные район являлись основными металлургическими базами Российской империи.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Социально-экономическое развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства в Российской империи после Крестьянской реформы 1861 года было не столь успешным как в сфере промышленности. Правда к 1881 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту хлеба.

  • После отмены крепостного права в 1861 году помещикам пришлось заново приспосабливаться к новым экономическим условиям рынка и заново перестраивать своё хозяйство. Созданные во время реформ мизерные “нарезки” вынуждали крестьян идти на поклон к помещику, чтобы арендовать у него землю.
  • Что мог предложить крестьянин помещику за аренду наделов? Зачастую ничего, кроме своего труда. Крестьянин продолжал отрабатывать барщину у помещика, только теперь уже своим инвентарём и своими лошадьми. Такая отработка являлась полукрепостническим пережитком и тормозила дальнейшее развитие рыночных отношений.
  • Передовые помещики стремились строить свои хозяйства с капиталистическим уклоном. Они заводили собственный скот, покупали инвентарь, внедряли технические новшества в сельское хозяйство и нанимали рабочих за сдельную оплату. Однако далеко не все были способны выдержать конкуренцию с кабальными формами эксплуатации.
  • После 1861 года в деревне стало наблюдаться явное расслоение крестьянства: семья, у которой оставались излишки урожая, и которой теперь не нужно было делиться с помещиком, постепенно становилась зажиточной. С другой стороны, в деревне появились разорившиеся крестьяне, которые влачили нищенское существование и никак не могли уже ничем исправить своё положение. Основная же масса крестьян проживающих в волостях и уездах состояла из бедноты и середняков. В среднем на почти каждую крестьянскую семью приходилось до 34 рублей ежегодных выплат, что убийственно било по финансам любой семьи.

Рис. 2. Возвращение крестьян с похорон зимою. В. П. Перов 1880 год.

После Крестьянской реформы 1861 года отношение помещика к крестьянам сильно изменилось. Если раньше помещик мог ещё прийти на помощь крестьянину (потому что тот являлся собственностью помещика), то теперь бывший хозяин, выжимал из крестьянина последние силы, когда тот отрабатывал барщину. Только единицы из наиболее гуманных помещиков старались наладить разрушенные отношения между помещиком и крестьянином. Всё это приводило к дальнейшим классовым противоречиям между помещиком и крестьянином.

  • Социально-экономическое развитие в Черноземье понемногу набирало темпы. Первому поколению крестьян удалось частично расплатиться за свои наделы после Крестьянской реформы. Наделы земли стали передаваться по наследству.
  • Совсем по-другому протекали дела в нечерноземных губерниях. Здесь наделы земли не приносили такой доходности. Выделенные наделы себя не окупали совершенно. Это вынуждало крестьян выдвигаться на заработки в город. Хотя при этом, крестьянин не имел права избавиться от надела не расплатившись за него.

Рис. 3. Крестьяне уходят на заработки в город.

Многие рабочие порывали с деревней и оставались в городе навсегда. Так города пополнялись населением за счёт приехавших на заработки крестьян.

Социально-экономические процессы в Российской империи протекали далеко неодинаков в разных уголках огромной страны. Однако, несмотря на всю противоречивость и незавершённость реформ, они ускорили переход от натурального хозяйства к товарно-рыночным отношениям капиталистического уклада. Промышленный переворот завершился в основном к 90-м годам XIX века. К этому времени Российская империя вышла на мировой уровень по многим показателям лёгкой и тяжёлой промышленности.

Что мы узнали?

Отмена крепостного права 1861 года и либеральные реформы значительно улучшили условия для развития производительных сил и формирования новых капиталистических отношений. Процесс этот был противоречивым и далеко неоднозначным, что показало несовершенность и незавершённость либеральных реформ Александра II.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 105.


Основа сельского хозяйства после реформы - помещичьи и крестьянские хозяйства. Сельское хозяйство Каковы положительные и отрицательные моменты в развитии: А) помещичьего, Б)крестьянского хозяйства в пореформенное время (стр).


Сделайте вывод Отсутствие денег на выплату заработной платы наемным работникам; развитие хозяйства. Существование отработочной системы Временнообязанное положение крестьян Рост арендной платы за землю Выкупные платежи Существование крестьянской общины Темп перехода хозяйства на капиталистические рельсы - медленный


Развитие капитализма Укажите, какие факты развития России конца XIX века относятся к феодальным пережиткам, какие к капиталистическим Феодальные Капиталистические Сохранение отработочной системы. Открытие Гос.Банка. Выкупные платежи. Освобождение крестьян. Сохранение крестьянской общины. Сохранение помещичьего землевладения. Вывод


Факт 1. Работавшие на заводах и фабриках приписные крестьяне, получив свободу, бросали подневольный труд и возвращались в деревню. Развитие промышленности Факт 2. В 1861г. разразился мировой торгово- промышленный кризис, резко возросли цены на хлопок. Российская хлопчато- бумажная промышленность работала в основном на ввозимом хлопке. Какой вывод можно сделать анализируя эти факты?


УралМеталлургическое производство Юг России (Донбасс)Добыча каменного угля, железной руды, металлургическая промышленность Кавказ (район Баку)Добыча нефти Центр России (Московская губерния) Крупное машиностроение ПетербургКрупное машиностроение Средняя АзияХлопчато - бумажная промышленность Центральная РоссияСвеклосахарная промышленность Экономическое развитие страны




Государственный банк г. Финансовая реформа 1. Финансирование предприятий 2. Содействие развитию отраслей промышленности: металлургической; текстильной; сахарной; машиностроительной В.А. Кокорев



Донецкий Каменноугольный бассейн Текстильная промышленность Центральный экономический район Уральский экономический район. Металлургическая промышленность Сахарная промышленность Чернигов, Харьков Текстильная промышленност ь Польша Путиловский машиностроительный завод Промышленный переворот г.г XIX в г.г XIX в.



Развитие с-х

В первые годы после реформы 1861 г. в России наблюдался экономический спад, вызванный коренной перестройкой хозяйственной жизни.

Больнее всего реформа ударила по помещикам. Быстрый переход к новым формам ведения хозяйства, на который надеялись многие сторонники преобразований, в реальной жизни затянулся.

Для ведения хозяйства с помощью наемных рабочих помещикам нужно было иметь значительные денежные суммы. Ведь надо платить работникам заработную плату, приобрести собственный инвентарь и рабочий скот. Ничего этого у большинства дворян не было. До отмены крепостного права крестьяне обрабатывали барскую землю своими орудиями и с использованием своего скота, и, следовательно, после освобождения и скот, и орудия остались у крестьян, а помещикам приходилось все приобретать вновь.

Правда, по условиям реформы 1861 г. помещики получили большие суммы денег. Но большинство из них быстро промотали эти деньги и не сумели использовать их для перестройки своих хозяйств. К тому же при выдаче выкупа правительство удерживало из него все помещичьи задолженности. Поэтому многие дворяне получили не так уж много денег.

Помещики были вынуждены сдавать большую часть земли в аренду крестьянам. Поэтому развитие помещичьего хозяйства в 60-70-х гг. в большинстве земледельческих губерний происходило по так называемой отработочной системе: крестьяне обрабатывали оставшиеся не сданными в аренду помещичьи земли своим инвентарем, что и являлось их платой за арендованные участки.

К тому же у большинства помещиков не было и причин стремиться вести свои хозяйства по-новому: реформа 1861 г. сохранила многочисленные крепостнические пережитки. Основная часть угодий принадлежала помещикам, в их руках остались пашни, луга, леса, водопои. У помещика остались и возможности принуждать крестьян работать на господской земле в законном порядке: временнообязанное положение крестьян, круговая порука в общине, неравноправное положение крестьян и т. д.

В этот период сложилась благоприятная ситуация для развития хлебопашества. За границей значительно повысились цены на хлеб, увеличился спрос на русское зерно. Но даже это обстоятельство не смогло подтолкнуть русских помещиков к более активной хозяйственной деятельности.

Кризис переживало и крестьянское хозяйство. Аренда земли привязывала крестьянские хозяйства к помещичьим. Но иного выхода у крестьян не было, так как по реформе они получали недостаточные наделы. Кроме того, несмотря на значительный рост цен на хлеб (более чем на 100%), арендная плата за землю росла еще быстрее (на 300 и даже на 400%). Крестьянские хозяйства были обременены и всякого рода сборами (выкупные платежи, государственные и земские налоги и т. д.). По подсчетам современников, на среднюю семью приходилось около 30 рублей в год различных платежей, что для большинства крестьян являлось непосильной суммой.


К тому же реформа, освободив крестьян от личной зависимости, не уравняла их с помещиками в гражданских правах. Она перевела крестьян из разряда крепостных в разряд так называемого податного сословия. Государство облагало представителей этого сословия подушной податью, т. е. налогом не на имущество, а на человека вне зависимости от его доходов.

После реформы 1861 г. сохранилась и даже укрепилась крестьянская община. Она помогала крестьянам выплачивать подати, поддерживала примерно равный достаток своих членов. Однако община, в которой существовала круговая порука и ограничения в свободе передвижения, сковывала хозяйственную деятельность крестьян.

Развитие промышленности.

В первые годы после реформы 1861 г., вопреки ожиданиям многих, в России не наблюдалось и быстрого роста промышленного производства, увеличения количества фабрик и заводов.

Промышленники ждали крестьянской реформы, сознавая, что для развития фабричного и торгового дела нужны свободные рабочие руки, широкий рынок труда. Реформа, казалось бы, решила эту проблему, поскольку крестьяне, с одной стороны, освобождались от личной зависимости, а с другой - многие из них готовы были идти в город на заработки.

Однако на первых порах решающими стали иные обстоятельства. На многих фабриках и заводах к моменту отмены крепостничества работали не наемные, а прикрепленные к ним рабочие. Как только эти люди получили свободу, ненависть к подневольному труду заставила их толпами бросать работу и уходить с заводов, продавая за бесценок дома и огороды. Не помогла вернуть рабочих и выросшая в несколько раз заработная плата. Поэтому в первое время после реформы многие предприятия сократили производство.

Это было особенно характерно для железоделательных заводов и суконных фабрик, в широких масштабах применявших труд крепостных. Лишь через 10 лет, освоившись в новых условиях, они начали увеличивать свое производство.

Неблагоприятная картина наблюдалась и в хлопчатобумажной промышленности. Правда, она была связана с другой причиной, совпавшей по времени с крестьянской реформой. Значительная часть этих фабрик, применявших в основном вольнонаемный труд, работала на ввозимом из- за границы хлопке. В 1861 г. разразился мировой торгово-промышленный кризис, цены на хлопок резко возросли, что привело к сокращению производства.

Несмотря на трудности, российская экономика сумела достаточно быстро перестроиться. Это случилось во многом благодаря экономической политике государства.

Финансовая политика . Экономические реформы правительство начало с изменений в деятельности банков. В 1860 г. был открыт Государственный банк, который предназначался для финансирования частных предприятий. Он должен был «содействовать силой кредита» развитию наиболее важных отраслей промышленности: металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной; поддерживать частные банки.

В 60-70-х гг. стали возникать частные банки, в первую очередь в Петербурге, а затем в Москве и других городах. Их создание оказало огромное влияние на экономическое развитие России. Без них было бы невозможным становление новых форм предпринимательства. Одним из зачинателей банковского дела стал разбогатевший на винных откупах В. А. Кокорев. В конце 60-х гг. по его инициативе был создан Московский купеческий банк, в 1870 г. - Волжско-Камский банк для финансирования промышленных предприятий, ставший вскоре одним из крупнейших в стране.

Железнодорожное строительство.

Становление банков было теснейшим образом связано с железнодорожным строительством, которое также всячески поощрялось правительством. Заинтересованность властей в развитии этой отрасли хозяйства объяснялась двумя причинами. Во-первых, Крымская война показала серьезное отставание системы связи в России. Во-вторых, правительство стремилось для получения дополнительных доходов увеличить вывоз хлеба за границу. Поэтому строились железные дороги из хлебных губерний к морским портам. Правительство разработало программу привлечения к железнодорожному строительству частных лиц и иностранного капитала, предусмотрев для них существенные льготы и поощрения.

1868-1872 годы вошли в историю нашей страны как период «железнодорожной горячки». Если к 1861 г. протяженность железных дорог в России составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х гг. - свыше 22 тыс. км. На этом строительстве выросло новое поколение предпринимателей, тесно связанных с чиновниками и государственными заказами. Военный министр Д. А. Милютин писал, что «с ведома высших властей раздаются концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в виде барышей тем или другим личностям».

Построив железнодорожную ветку в 500-600 верст, капиталист клал себе в карман 25-30 млн рублей. Особенно щедро платило правительство за строительство железных дорог, связанных с военными нуждами. Кроме того, оно разрешило некоторым предпринимателям приобретать за границей за государственный счет вагоны и паровозы, беспошлинно ввозить рельсы и другие необходимые для строительства материалы.

Большинство новых дорог строилось непосредственно в интересах промышленности и торговли (Новки - Шуя, Кинешма - Иваново - Москва - Нижний Новгород). С 1861 по 1877 г. перевозка грузов по железным дорогам увеличилась в 25 раз, в то время как на речном транспорте - лишь на 59%.

Железнодорожное строительство стало мощным фактором развития промышленности, так как предъявляло огромный спрос на изделия из металла (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для целой армии рабочих-строителей.

Промышленный подъем .

Во второй половине 60-х гг. в России начался быстрый промышленный подъем. К 80-м гг. в наиболее важных отраслях промышленности завершился промышленный переворот - фабричное производство восторжествовало над ремесленным и мануфактурным.

Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Быстрыми темпами шло и создание нового металлургического района на юге России. В районе реки Северский Донец (Донбасс) были разведаны промышленные залежи железной руды и угля, а неподалеку, в Кривом Роге, - железной руды. В Донбассе английский промышленник Джон Юз основал металлургический завод, получив правительственный заказ на производство рельсов. По добыче каменного угля Донбасс вышел на первое место в России. На Кавказе в районе Баку сосредоточилась добыча нефти.

Промышленные районы на юге России были свободны от пережитков крепостничества и развивались гораздо быстрее старых центров промышленного производства.

В 60-70-х гг. началось становление машиностроительной промышленности (до 1861 г. в России производились лишь сельскохозяйственные машины). В первые пореформенные годы были построены два крупнейших завода: Пу- тиловский в Петербурге обеспечил российские дороги рельсами, а на Коломенском в Московской губернии впервые в стране было организовано строительство мостов для железнодорожного транспорта, производство паровозов, товарных вагонов и платформ. Петербург и Москва стали центрами крупного машиностроения.

Как и в дореформенный период, ведущие позиции в промышленности занимала хлопчатобумажная отрасль. Рост цен на хлопок на мировом рынке заставил промышленников обратить внимание на внутренние возможности. Текстильные компании стали скупать земельные участки в недавно присоединенной к России Средней Азии. Первым «движение в Среднюю Азию» начал промышленник Т. С. Морозов. Его представители раздавали местным жителям качественные сорта египетского и американского хлопка и заключали договоры на покупку будущих урожаев. Продукция хлопчатобумажной промышленности выросла за 30 лет в 4 раза.

Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность , развивавшаяся в черноземных губерниях Европейской России. Она увеличила свою продукцию с 1,9 млн пудов в 1862 г. до 12,5 млн пудов в 1880 г.

Развитие промышленности способствовало росту численности рабочих. За неполных 15 лет (с 1865 по 1879 г.) количество промышленных рабочих выросло в полтора раза и достигло почти миллиона человек. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. Первым крупным выступлением российских рабочих за свои права стала стачка на Кренгольмской мануфактуре в 1872 г.

Тем не менее российская промышленность, несмотря на мощный рывок, значительно отставала от передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, в техническом оснащении и особенно по темпам роста производительности труда.

Бурное экономическое развитие 70-х гг. сменилось резким замедлением темпов роста в начале 80-х. Основными причинами этого явились: война с Турцией, поглотившая огромные средства; угнетенное состояние крестьянства, задавленного выкупными платежами, налогами и повинностями, что сильно ограничивало его покупательные способности; снижение цен на зерно и другие российские товары за границей.

Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего развитие новых форм хозяйства происходило в промышленности. Рост товарного производства в сельском хозяйстве был затруднен наличием крепостнических пережитков.

Социально­ экономическое развитие после отмены крепостного права Разговор о развитии экономики начнем с сельского хозяйства, на тот момент ведущей отрасли в стране. Парадоксально, но в первые годы после реформы 1861 г. в России наблюдался экономический спад, вызванный коренной перестройкой хозяйственной жизни. Больнее всего реформа ударила по помещикам. После реформы 1861 г. класс помещиков, господствовавший в российском феодальном обществе с его натуральной, инертной экономикой, вынужден был приспосабливаться к новым, быстро растущим отношениям. Изменились, однако, не только общие условия хозяйствования на земле. Во второй половине XIX в. произошли изменения и в среде самих помещиков, в их землевладении. Манифест 19 февраля 1861 г. закрепил за помещиками право собственности на все принадлежавшие им земли. Но земля стала товаром, было пересмотрено аграрное законодательство и сняты ограничения в мобилизации частного землевладения, дворянские земли стали переходить в руки других сословий, прежде всего крестьянства. В результате, в пореформенную эпоху одной из главных тенденций помещичьего землевладения становится его убыль. Процесс этот шел очень быстро. Если в 1862 г. помещичья земельная собственность исчислялась более 87 млн десятин, то уже 1877 г. она сократилась до 77 млн, а в начале ХХ в – до 51 с небольшим млн. В литературе XIX в. этот процесс получил название дворянского «оскудения». Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально­ экономическому содержанию, сводилось к двум основным системам: отработочной и капиталистической. Экономическим основанием для отработочной системы служила крестьянская аренда, вынуждаемая малоземельем и обездоленностью деревни и отношений хозяйственных угодий. Большая часть крестьян не имела средств для денежной аренды, и она оплачивалась натурой в виде обработки, как это было при барщине, помещичьей земли крестьянским инвентарем. Из­за привязанности к общине земли арендовали в основном у соседнего помещика и тот, пользуясь безвыходным положением крестьянина, навязывал ему самые кабальные условия аренды. Отработочная система задерживала развитие новых рыночных отношений в сельском хозяйстве. Правда, по условиям реформы 1861 г. помещики получили большие суммы денег. Но большинство из них быстро промотали эти деньги и не сумели использовать их для перестройки своих хозяйств. К тому же при выдаче выкупа правительство удерживало из него все помещичьи задолженности. Поэтому многие дворяне получили не так уж много денег. К тому же у большинства помещиков не было и причин стремиться вести свои хозяйства по­новому: реформа 1861 г. сохранила многочисленные крепостнические пережитки. Основная часть угодий принадлежала помещикам, в их руках остались пашни, луга, леса, водопои. У помещика остались и возможности принуждать крестьян работать на господской земле в законном порядке: временнообязанное положение крестьян, круговая порука в общине, неравноправное положение крестьян и т. д. В этот период сложилась благоприятная ситуация для развития хлебопашества. За границей значительно повысились цены на хлеб, увеличился спрос на русское зерно. Но даже это обстоятельство не смогло подтолкнуть русских помещиков к более активной хозяйственной деятельности.

Кризис переживало и крестьянское хозяйство. Аренда земли привязывала крестьянские хозяйства к помещичьим. Но иного выхода у крестьян не было, так как по реформе они получали недостаточные наделы. Кроме того, несмотря на значительный рост цен на хлеб (более чем на 100%), арендная плата за землю росла еще быстрее (на 300 и даже на 400%). Крестьянские хозяйства были обременены и всякого рода сборами (выкупные платежи, государственные и земские налоги и т. д.). По подсчетам современников, на среднюю семью приходилось около 30 рублей в год различных платежей, что для большинства крестьян являлось непосильной суммой. Неизбежным спутником общинного землепользования являлась чересполосица. Она была двух видов. Одна проистекала из методов отвода земли крестьянам по реформе 1861г., когда эта земля оказывалась окруженной или в нее вклинивались земли крупных владельцев – помещиков, казны, уделов. Таким образом, община получала землю не в виде цельного массива, а разбросано, в виде нескольких, или даже многих полей, кусков, расположенных чересполосно с частновладельческими землями, зачастую очень отдаленных от деревни. Другой и особенно тяжкой для крестьянского хозяйства была внутриобщинная чересполосица. Земли отдельных дворов должны были быть равноценными по их суммарной производительности и поэтому выделялись в виде полос, разбросанных на участках разного плодородия. В большинстве губерний надел состоял из 20, 25, а иногда и более полос. Такая чересполосица требовала единых, принудительных севооборотов, применения однотипной сельскохозяйственной техники, единовременного проведения уборочных работ, чтобы до очередного сева ранние поля могли служить общинным пастбищем и т.п. Общинные порядки землепользования были сильным препятствием для выделения из крестьян настоящих хозяев. Промышленность. Первые пореформенные десятилетия вошли в историю российской промышленности как время завершения промышленного переворота. Одновременно с этим наблюдается рост количества рабочих. Промышленники ждали крестьянской реформы, сознавая, что для развития фабричного и торгового дела нужны свободные рабочие руки, широкий рынок труда. Реформа, казалось бы, решила эту проблему, поскольку крестьяне, с одной стороны, освобождались от личной зависимости, а с другой ­ многие из них готовы были идти в город на заработки. Правда, в это время намечается и другой процесс ­ процесс ухода с предприятий приписных рабочих, на них тоже распространялась воля и многие из них покинули ненавистную работу. Поэтому в первое время после реформы многие предприятия сократили производство. Это было особенно характерно для железоделательных заводов и суконных фабрик, в широких масштабах применявших труд крепостных. Лишь через 10 лет, освоившись в новых условиях, они начали увеличивать свое производство. Неблагоприятная картина наблюдалась и в хлопчатобумажной промышленности. Правда, она была связана с другой причиной, совпавшей по времени с крестьянской реформой. Значительная часть этих фабрик, применявших в основном вольнонаемный труд, работала на ввозимом из­за границы хлопке. В 1861 г. разразился мировой торгово­ промышленный кризис, цены на хлопок резко возросли, что привело к сокращению производства. Несмотря на трудности, российская экономика сумела достаточно быстро перестроиться. Это случилось во многом благодаря экономической политике государства.

Финансы. Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60­х годах XIX в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения – земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862 г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов. В 60­70­х гг. стали возникать частные банки, в первую очередь в Петербурге, а затем в Москве и других городах. Их создание оказало огромное влияние на экономическое развитие России. Без них было бы невозможным становление новых форм предпринимательства. Одним из зачинателей банковского дела стал разбогатевший на винных откупах В. А. Кокорев. В конце 60­х гг. по его инициативе был создан Московский купеческий банк, в 1870 г. ­ Волжско­Камский банк для финансирования промышленных предприятий, ставший вскоре одним из крупнейших в стране. Железные дороги. Становление банков было теснейшим образом связано с железнодорожным строительством, которое также всячески поощрялось правительством. Система транспорта в России требовала в кратчайшие сроки создать сеть железных дорог. Правительство содействовало росту железнодорожного строительства, раздавая подряды на строительство. На этом строительстве выросло новое поколение предпринимателей, тесно связанных с чиновниками и государственными заказами. 1868­ 1872 гг. вошли в историю страны как период «железнодорожной горячки». Если к 1861 г. протяженность железных дорог в России составляла 2 тыс. км, то к началу 80­х гг. ­ свыше 22 тыс. км. Военный министр Д. А. Милютин писал: «С ведома высших властей раздаются концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в виде барышей тем или другим личностям». Железные дороги строили, прежде всего, чтобы соединить морские порты с центром. Большинство новых дорог строилось непосредственно в интересах промышленности и торговли (Новки ­ Шуя, Кинешма ­ Иваново ­ Москва ­ Нижний Новгород). С 1861 по 1877 г. перевозка грузов по железным дорогам увеличилась в 25 раз, в то время как на речном транспорте ­ лишь на 59%. Железнодорожное строительство стало мощным фактором развития промышленности, так как предъявляло огромный спрос на изделия из металла (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для целой армии рабочих­строителей. Промышленность. Во второй половине 60­х гг. в России начался быстрый промышленный подъем. К 80­м гг. в наиболее важных отраслях промышленности

завершился промышленный переворот ­ фабричное производство восторжествовало над ремесленным и мануфактурным. Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Но быстрыми темпами шло и создание нового металлургического района на юге России. В районе Донбасса были разведаны промышленные залежи железной руды и угля, а неподалеку, в Кривом Роге, - железной руды. В Донбассе английский промышленник Джон Юз основал металлургический завод, получив правительственный заказ на производство рельсов. По добыче каменного угля Донбасс вышел на первое место в России. На Кавказе в районе Баку сосредоточилась добыча нефти. Промышленные районы на юге России были свободны от пережитков крепостничества и развивались гораздо быстрее старых центров промышленного производства. В 60­70­х гг. началось становление машиностроительной промышленности (до 1861 г. в России производились лишь сельскохозяйственные машины). В первые пореформенные годы были построены два крупнейших завода: Путиловский в Петербурге, который обеспечил российские дороги рельсами, и Коломенский в Московской губернии, где впервые в стране было организовано строительство мостов для железнодорожного транспорта, производство паровозов, товарных вагонов и платформ. Петербург и Москва стали центрами крупного машиностроения. Но ведущие позиции в промышленности занимала хлопчатобумажная отрасль. Рост цен на хлопок на мировом рынке заставил промышленников обратить внимание на внутренние возможности. Текстильные компании стали скупать земельные участки в недавно присоединенной к России Средней Азии. Первым «движение в Среднюю Азию» начал промышленник Савва Тимофеевич Морозов. Его представители раздавали местным жителям качественные сорта египетского и американского хлопка и заключали договоры на покупку будущих урожаев. Продукция хлопчатобумажной промышленности резко выросла за 30 лет в 4 раза. Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность, развивавшаяся в черноземных губерниях Европейской России. Развитие промышленности способствовало росту численности рабочих. За неполных 15 лет (с 1865 по 1879 г.) количество промышленных рабочих выросло в полтора раза и достигло почти миллиона человек. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. Тем не менее, российская промышленность, несмотря на мощный рывок, значительно отставала от передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, в техническом оснащении и особенно по темпам роста производительности труда. Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего развитие новых форм хозяйства происходило в промышленности. Рост товарного производства в сельском хозяйстве был затруднен наличием крепостнических пережитков.