Творчество - это вид когнитивной деятельности, который ведёт к новому или необычному видению проблемы. Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, проектирование оперы или атомного реактора, музыкальная импровизация. Креативность (от лат. creatre - творить) в этом случае - всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.

В качестве примера попробуйте решить эту задачу (говорят, что меньше чем 1 человек из 10 может решить её правильно, а точнее максимально рационально, ведь правильного ответа тут нет и вовсе):

Вы с другом путешествуете в горах (в оригинальном источнике это был бразильский тропический лес, можете представить его) и наталкиваетесь на ущелье. Глубина ущелья - 12 метров 192 сантиметра, ширина - 18 метров 288 сантиметров, длина - несколько километров. У вас с собой 6-метровая лестница, плоскогубцы, спички, свечи, бесконечный запас верёвки, а вокруг камни. Как вы переберётесь через ущелье?

(ответ в конце материала).


Из чего состоит творческий процесс

В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.

ПОДГОТОВКА - постановка задачи и весь предшествующий опыт
(уроки математики или занятия в художественной школе);

ИНКУБАЦИЯ - отвлечение от задачи. Часть учёных считают, что на этом этапе
мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают ,
что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;

ИНСАЙТ - озарение, просветление. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы
с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации,
но так и не достигли просветления»;

ПРОВЕРКА - длительной этап проверки идей и их отбора.

Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила,
но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей. Самый известный пример - открытие свойств автоморфных функций французским математиком Анри Пуанкаре. Он вспоминает, что несколько недель безуспешно работал над функциями. Затем отправился в геологическую экспедицию, где совсем этим не занимался. Решение пришло к нему неожиданно. Пуанкаре вспоминает: «Мы садились в омнибус, и, когда я поставил ногу
на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки пришла идея о том,
что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии».


Кто такой творческий человек

Считается, что творческие люди эксцентричны, интерактивны, неконформны
и противоречивы. Последние 100 лет исследователи пытались понять, как
на самом деле устроена личность творца: от книги Чарльза Ламброзо
«Гениальность и помешательство» до сложных моделей современной психологии. Стоит отметить, что в исследованиях креативности и творчества редко изучают иконических гениев (big-C, как их называют когнитивные психологи) . Обычно изучают творцов, которые набрали самые высокие баллы в тестах на креативность (или little-c) ; например, придумали самое необычное применение кирпичу.

В психологии есть много моделей, описывающих человеческую личность. Самая популярная среди них - так называемая «большая пятёрка», в которую входят:

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ - любознательность, хорошее воображение
и широкий круг интересов.

ЭКСТРАВЕРСИЯ - возбудимость, коммуникабельность, энтузиазм,
напористость, самоуверенность.

НЕВРОТИЦИЗМ - эмоциональная неустойчивость, чувствительность.

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (сознательность) - самоконтроль, желание следовать правилам.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - доверие, доброта, альтруизм.

Некоторые факторы очевидно связаны с креативностью, например, открытость опыту и высокий уровень экстраверсии. С другими факторами всё не так однозначно. Высокий уровень невротицизма - характерная черта многих художников, хотя учёные чаще бывают эмоционально стабильными.

Добросовестность - тоже неоднозначный фактор. Креативная личность должна быть обособленной и не подчиняться правилам. Художники получают очень низкие оценки по этой шкале, а учёные - даже выше, чем в среднем в популяции. Американский исследователь Григорий Фист заметил , что креативные учёные
в среднем получают куда более высокие оценки по этой шкале, нежели их менее креативные коллеги. Добросовестность связана с умением эффективно организовать работу и достичь лучших результатов в любом виде творчества.
Это первое доказательство противоречивости творческой личности.

Доброжелательность - фактор, который почти во всех исследованиях негативно коррелирует с креативностью. Учёные сходятся на том, что творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности. Они не склонны
к командной работе, часто несдержанны в обществе, нетолерантны
и производят не самое хорошее впечатление. Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи заметил, что творческие
люди демонстрируют особенности личности, которые у обычных людей редко считаются позитивными. «Вероятно, парадоксальные особенности личности
и многогранный характер - отличительный признак творческого человека»,
- говорит учёный.

Творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности

Модель «большой пятёрки» не объясняет, какие особенности личности на самом деле связаны с креативностью. Поэтому исследователи Женевского университета объединили факторы из большой пятёрки в суперфакторы. Учёные выясняли,
как суперфакторы связаны с генерацией и отбором идей. Они предполагали,
что пластичность и дивергентность отвечают за создание идей, в то время
как конвергентность помогает выбрать лучшую.

ПЛАСТИЧНОСТЬ («открытость к опыту» и «экстраверсия»);

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (низкий уровень «добросовестности» и «доброжелательности»);

КОНВЕРГЕНТНОСТЬ (высокий уровень «добросовестности»).

В двух последовательных экспериментах приняли участие более 200 человек.
Они заполняли 3 вида опросников: о личностных особенностях, создании идей
и достижениях в «творческих занятиях» (например, писательстве или сочинении музыки). Для анализа данных авторы использовали моделирование структурными уравнениями (SEM). Это особый метод компьютерного моделирования, который позволяет анализировать причинные связи.

В результате оказалось, что именно высокий уровень пластичности и дивергентности (это самодостаточные, независимые нонконформисты) помогает генерировать идеи. Это напрямую связано с высоким творческим потенциалом.
С другой стороны, высокий уровень конвергентности помогает отбирать лучшие идеи, но само по себе это не влияет на творческий потенциал. То есть исключительно конформные, самокритичные люди практически никогда
не преуспевают в творчестве. Креативные люди полны парадоксов.


Почему деление
на левое и правое полушарие - это миф

Первые свидетельства о связи областей мозга и креативности появились благодаря пациентам с разнообразными поражениями мозга. Были случаи, когда пациенты с очагом эпилепсии в левых лобно-височных областях неожиданно открывали у себя творческие способности. Недавно подобный случай описали
и для пациента с очагом в правом полушарии. Творческое озарение посещало
и пациентов с лобно-височной деменцией (особый, довольной редкий вид старческого слабоумия) . Позже систематические исследования показали,
что такие случаи - скорее исключение. Автор подобного исследования
Катерин Ранкин заметила : «Несмотря на творческие успехи отдельных пациентов, в среднем для людей с лобно-височной деменцией более характерна апатия».

Исследования пациентов с поражением центральной нервной системы -
не единственный способ выяснить, чем креативные люди отличаются
от остальных. Совсем недавно в арсенал исследователей попал ещё один метод, основанный на магнитно-резонансной томографии, - воксельная морфометрия (воксел - это трёхмерный пиксель) . Метод основан на том, что данные МРТ особым образом обрабатывают и стандартизируют, так что можно напрямую сравнить различия в размерах разных отделов мозга.

Рекс Юнг, исследователь университета Нью-Мехико, сравнивает особенности мозга творческих людей. Участников эксперимента поделили на две группы
по результатам тестов на креативность и сравнили отличия в строении их мозга.
В одном из таких исследований установили, что у людей с высоким уровнем креативности толще правая задняя поясная извилина - её видно, если два полушария разделить между собой. Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше - например, язычная извилина, веретеновидная извилина, левая лобная доля, левая латеральная орбитофронтальная кора и правая угловая извилина. Интересно, что у людей с более высоким IQ есть преимущество
в размерах мозга, а с творчеством дела обстоят иначе.

Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше

Юнг отмечает, что различия серого вещества можно связать с определёнными функциональными сетями, например, сетью когнитивного контроля (cognitive control network) . С её помощью объясняют такие функции, как переключение внимания, осознанное принятие решений и рабочую память. В сеть когнитивного контроля входят боковые участки префронтальной коры и задние области теменной коры.

Сеть когнитивного контроля обычно подавляет работу другой нейрональной сети - сеть оперативного покоя (от англ. default mode network, можно встретить
и другие варианты перевода: сеть пассивного режима работы мозга, или сеть пассивного режима, сеть базового режима и так далее; к сожалению, в русском языке не прижился пока ни один из этих терминов)
. Сеть оперативного покоя активна при свободном бодрствовании - например, если вы мечтаете. Она образуется из соединения медиальной лобной коры, медиальной височной коры, задней части поясной извилины, нижней части теменной коры и многого другого.

Именно с этой активностью связывают работу воображения, генерацию новых идей и неожиданных ассоциаций - и в том числе музыкальную импровизацию. Лимб и Браун, исследователи Университета Южной Калифорнии, продемонстрировали , что во время музыкальной импровизации на фортепиано активируются области коры, связанные с сетью оперативного покоя. Активность работы мозга регистрировалась с помощью фМРТ. Примерно так же ведёт себя
и мозг рэперов во время фристайла.

Теперь вы понимаете, почему идея о творческом правом полушарии - это всего лишь миф. Левое не меньше связано с работой сложных сетей и, соответственно, с творчеством, креативностью и генерацией идей. Хотя (по данным некоторых исследований) во время решения творческих задач активность справа чуть больше, это совершенно не доказывает доминантной роли правого полушария
в творчестве.


Как стать творческим

Бегайте по утрам, ешьте больше белков, планируйте ваш день, проводите бизнес-встречи на свежем воздухе - в интернете можно найти , как стать креативнее. Существуют сотни образовательных методов повысить творческий потенциал. Если верить большому мета-анализу , многие из них работают, особенно те, которые развивают когнитивные навыки и применение на практике. Не стоит забывать, что во многих лабораториях исследователи активно стимулируют мозг человека электрическими или магнитными полями и добиваются фантастических результатов при решении задач. Тут я бы хотел остановиться на способах, предложенных психологом Хейзом ещё в конце 70-х годов прошлого столетия. Даже авторы современных методов разделяют мнение, что это чрезвычайно важно.

ПОМНИТЕ: БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ - БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА . Почти всех гениальных людей объединяет усердие. Знаменитые художники и учёные тратили многие годы на совершенствование своих навыков и сбор информации.

СОЗДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА. Стоит вспомнить про мозговые штурмы, о которых говорит профессор UCL Винсент Волш. Это хорошо работает не только в группах, но и с самим собой.

ИЩИТЕ АНАЛОГИИ. Сложные новые задачи часто похожи на те, которые мы уже не раз решали, но далеко не всегда это легко распознать.

(Ответ на задачу: стоило заполнить ущелье бесконечным запасом веревки и спокойно перейти на другую сторону. Этот пример позаимствован из отличного учебника по когнитивной психологии Роберта Солсо).

Экология жизни. Люди: Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.

Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.

Наука ещё не может объяснить точно, как происходят все эти процессы, однако креативность, как полагают, включает несколько познавательных процессов. Трудно сказать, что определённое поведение связано именно с креативностью.

Однако существуют некоторые различные черты, типы поведения и социального влияния, на которые влияет креативность.

Вот четырнадцать черт, характерных для творческих натур

1. Они внимательные

Творческие люди тщательно наблюдают за всем вокруг. Они также любят наблюдать за людьми. Многие творческие люди часто носят с собой ноутбук, блокнот или камеру, чтобы запечатлеть то, что они видят. Во многих известных работах именно детали очаровывают нас больше всего.

Например, мы видим много нюансов поведения человека в романах Джейн Остин. Эти маленькие, но захватывающие детали вдыхают в её произведения жизнь.

2. Они мечтательные

Когда мы были детьми, большинству из нас говорили перестать мечтать. Однако сейчас психологи утверждают, что мечтать и тратить время впустую – не одно и то же .

Мечтание на самом деле является сложным мозговым процессом, во время которого устанавливаются связи, происходит понимание и рождаются новые идеи. Когда мы мечтаем, мы можем смотреть на жизнь по-другому, воображая, каково было бы быть кем-то ещё или жить в мире, устроенном иначе. Это может улучшить творческие мыслительные процессы и привести нас к новым идеям.

3. Они бросают вызов статус-кво

Творческие личности часто не хотят принимать вещи такими, какие они есть. Они хотят изменить мир и ощущать собственную значимость. Они задаются такими вопросами, как «Что, если?» и «Почему нет?» Это помогает им пересмотреть возможности.

Взять, к примеру, поэта времён Первой мировой войны Уилфреда Оуэна. Он принял решение бросить вызов убеждению, что умереть за страну – это великолепно, и изобразил все ужасы войны.

4. Они регулярно вливаются в творческий поток

Творческие личности, когда они вовлечены в работу, проскальзывают в «зону». Также известное, как «поток», это состояние описано в книге Михая Чиксентмихайи. Автор объясняет, как достигается состояние потока, когда мы работаем над чем-то, чем мы наслаждаемся, а также в моменты, когда ситуация бросает нам вызов. В состоянии потока творческая работа удаётся намного лучше.

Креативность не влечёт за собой многозадачности. Часто нужно лишь отвлечься, чтобы войти в поток.

5. Они испытывают затруднения, заканчивая проект

Одним из недостатков творческого склада ума является то, что завершение дел может стать настоящей проблемой. Начальные стадии творческого проекта кажутся захватывающими и новыми, но это волнение может со временем исчезнуть, как и в большинстве любовных романов!

Они легко могут бросать проекты, когда они становятся более трудными и сложными. Творческие личности могут также отвлечься на другую гениальную идею.

6. Они видят структуры и связи

Что отличает творческих личностей от других, так это способность устанавливать связи. Креативность часто заключается в соединении вещей, которые другие могут рассматривать как абсолютно несвязанные.

Обнаруживая структуры и связи, которые упускают из вида другие, творческие люди могут создавать что-то новое из упущенного и недооценённого. Они видят возможности там, где другие их не видят, и используют это, чтобы создать что-то оригинальное.

7. Они питают свои души

Мы не можем постоянно создавать новые вещи, если мы не тратим время, чтобы питать свои души. Джулия Кэмерон описала это как «хорошее наполнение». Она говорит: «Мы должны быть достаточно внимательными, чтобы сознательно пополнять наши творческие ресурсы, поскольку мы пользуемся ими».

У каждого человека существуют различные требования к этому наполнению. Часто это касается времени, которое нужно провести в одиночестве. Независимо от того, как мы проводим время и что делаем для этого, питание души важно для продолжения творческого выражения.

8. Они открыты

Открытость – ключевой фактор креативности. Творческие люди очень любопытны и любят новые впечатления.

Будучи открытыми для новых эмоций, творческие личности очарованы новой информацией, сенсациями и чувствами. Они постоянно исследуют внешний мир и свой внутренний и остаются открытыми для новых возможностей всю свою жизнь.

9. Они настоящие

В обществе, которое ценит внешние признаки успеха больше, чем богатую внутреннюю жизнь, творческие личности могут потерпеть неудачу. Однако они движутся по другому курсу. Творческий процесс – часть того, что делает их теми, кем они являются.

В итоге творческие личности остаются верными своему видению окружающего мира и следуют за своей мечтой, а не стремятся к успешности и популярности.

10. Они творят циклично

Креативность имеет свои собственные естественные ритмы, которые невозможно изменить, как и времена года. В жизни любой творческой личности происходят быстрые изменения: периоды производительности сменяются желанием оставаться в полном покое – и наоборот.

Творческие проекты начинаются с периода инкубации, и лишь через время они готовы увидеть свет. Творческие люди поддаются этим циклам вместо того, чтобы быть одержимыми постоянной производительностью.

11. Они не верят в себя

Творческие личности страдают от тех же самых сомнений и проблем, касающихся уверенности в себе, как и все остальные люди. Когда художник изо всех сил пытается найти своё место в жизни и завоевать любовь аудитории, отсутствие уверенности в себе может ощущаться более остро. Даже очень успешным творческим личностям часто бывает трудно признать великолепие собственной работы.

12. Они жизнерадостны

К счастью, несмотря на то, что творческие личности часто сомневаются в себе, они остаются жизнерадостными. Они должны быть такими. В творческой работе присутствует много проектов, которые идут не по правилам и часто терпят неудачи. Именно здесь и нужна жизнерадостность.

Творческие личности не могут позволить себе принимать неудачу близко к сердцу. Лучший способ пересмотреть свою точку зрения на это – признать, что это не ошибка, а полезный опыт.

13. Они следуют за своими увлечениями

Творческих людей редко мотивирует материальное вознаграждение. Они находят мотивацию во внутреннем вознаграждении, таком как личное удовлетворение, кураж и увлечение.

Художники творят, потому что что-то внутри них требует этого, а не из жажды известности или богатства либо желания понравиться кому-то. Понимание, что такая внутренняя мотивация ведёт к успеху, может повысить общую креативность.

14. Они рассматривают жизнь как возможность самовыражения

Творчество – часть нашего самовыражения. Всё, что мы делаем, прибывает из нашей собственной потребности в самовыражении. Таким образом, вся наша жизнь может стать творческим проектом .

В то время как некоторые люди могут быть более творческими, чем другие, я думаю, что креативность – качество, которое есть у всех нас . Если вы посмотрите на собственную жизнь, вы увидите, что она полна креативности. Когда мы готовим еду, ремонтируем комнату, выбираем оборудование или высаживаем сад, мы творим. Вещи, которые мы выбираем, говорят много о нас и являются частью того, как мы строим свои собственные жизни. опубликовано

Что такое творчество? Написанный на холсте пейзаж, или стих, наполненный душевными переживаниями, новый архитектурный шедевр или вкуснейшее блюдо, приготовленное поваром? Творчество, вдохновленное порывом души выражается в разных вещах, оно уникально и бесценно не только для автора, но порой и для всего человечества.

Творчество - что это?

Уникальность – это основной критерий этого понятия. Само же понятие «творчество» подразумевает процесс деятельности человека, который создает определенные ценности, как материальные, так и духовные. Такой результат может получиться только у автора данного творчества. Этот факт и придает ценность конечному результату. При этом в процессе производства творчества автор выражает свои личностные аспекты.

Психология творчества

Наука, техника, виды искусства, обычный день в повседневной жизни – все это может быть сферами, в которых человек проявляет свою уникальность. Целый раздел психологии изучает творческую деятельность человека. Психология активно изучает творческое и , вдохновение, воображение, индивидуальность и интуицию. Долгие годы изучения этих областей так и не выдали четкие ответы на вопросы, что такое творчество и как его внедрять в жизнь простых людей. В основу психологии творчества положены отношения, которые складываются между автором и продуктом.

Философия творчества

У человека не существует предела в мире желаний и фантазий. Эгоист желает всего того, чего нет у других людей, человек, который одержим мечтой, желает того, чего не существует в природе, у разумного человека жажда творчества выливается в . Вся философия творчества направлена на то, что была создана гармония и красота, а созданные шедевры служили на благо цивилизации.

Виды творчества

Творческая личность может искать реализацию своих идей, замыслов, полетов фантазии в разных видах деятельности:

  1. Научное творчество – различного рода открытия, конечный продукт – знания.
  2. Техническое творчество – практическое ил технологическое развитие, конечный продукт – механизм или конструкция.
  3. Художественное творчество – эстетическая основа мира, стремление к прекрасному. Конечный продукт – художественный образ (поэма, картина, скульптура).
  4. Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
  5. Детское творчество – процесс воображения ребенка, его фантазия.
  6. Педагогическое творчество – особый подход к преподаванию знаниям, его цель научить чему-то новому.

Что развивает творчество в человеке?

Четкого, определенного ответа на поставленный вопрос не может дать никто. Для того что бы открыть и развить человек должен ответить сам себе на вопрос, что такое творчество конкретно для него? Развитию способностей человека в творчестве может поспособствовать гармония, стоит попробовать посмотреть на привычный мир другими глазами, под новым углом. Очистив свое сознание намного проще зачерпнуть, то новое, что предложит мир. Настоящий творец живет, в каждом человеке.

Что способствует творчеству?

Терпимость к окружающему миру и внутреннее спокойствие - это основа творческого процесса. Открытому для мира человеку, лишённому стереотипов и предрассудков легче ощутить тончайшую материю творчества, почувствовать легкое дыхание музы у себя за спиной:

  1. Стоит найти мелодию, которая оказывает положительное влияние на творческий процесс.
  2. Письмо от руки, а не с помощью компьютера способствуют творчеству.
  3. Медитация - лучший способ расслабиться привести мысли в порядок.
  4. Занятия свободными ассоциациями разбудят воображение.
  5. Не стоит зацикливаться, стоит порой подумать о чем-то далеком. Например, о том, как встречать Новый год в 2030 году.
  6. Синие и зеленые цвета влияют на творческие способности.
  7. Смена обстановки может поспособствовать творчеству.
  8. Смейтесь, даже через силу. Это окажет положительное влияние на головной мозг.
  9. Сделайте что-то руками.
  10. Тренируйтесь. Во время занятий спортом не только укрепляется тело, но и в значительной степени раскрепощается мозг.
  11. Попробуйте что-то новое. Жизнь и творчество тесно связаны, новые эмоции может принести, например, поездка за границу, покорение гор, погружение на глубины морские.
  12. Спите, то самое «утро вечера мудренее» действительно работает.

С чего начинается любое творчество?

Замысел или задумка, это начало любой работы художника, композитора, писателя, изобретателя, модельера. Творческий процесс начинается с образного наброска, замысла всего произведения. У каждого индивида этот процесс проходит по-своему, но всегда делится на три этапа. Без соблюдения подобного плана действий замысел будет рождаться стихийно и не всегда воплощаться в жизнь.

  • познание и творческая переработка впечатлений;
  • возникновение художественного замысла;
  • реализация замысла.

Творчество и воображение

Новые образы создаются на основе реальности окружающего мира. Но приправленные воображением они делают творчество по истине уникальным. позволяет получить представление о чем-либо при этом, не входя с ним в контакт. Творчество в жизни человека всегда связано с воображением, его примеры можно увидеть при изучении процесса создания. Например, при создании сказочных существ и различных предметов используются особые приемы.

  • перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации;
  • типизация – отнесение объекта к определенному типу;
  • аналогия – создание образа по аналогии с другим;
  • преувеличение или преуменьшение;
  • придача – объекту приписываются новые функции и свойства;
  • агглютинация – создание образа из двух разных идей.

Творчество и креативность

Зачастую большинство людей воспринимают данные понятия, как одно целое. Но такое сравнение ошибочно. Слово «креативность» в конце 80-х годов пришло в бизнес-сообщества, а уже после стало употреблять в широких кругах. Креативность – это способности, которые может проявить человек в нестандартном, творческом мышлении, его способность к выдвижению уникальных идей. Творчество подразумевает деятельность по созданию, способность преодолевать стереотипы, это мотивация к новому. Творчество и креативность тесно связаны, их все сложнее отделить друг от друга.

Как развить творческие способности?

Стремление к большему, это нормальное развитие человека в любой области. человека безграничен, а при правильной его тренировке он может удивить владельца, который сомневался в наличии хоть каких-то творческих зачатков в своей личности:

  1. Утренний ритуал. Проснувшись, сразу берем ручку, блокнот и пишем. О чем? Обо всем! Главное писать, можно особо и не думать. Писать следует минимум 750 слов.
  2. Задаем вопрос к любому объекту или действию: «А что, если бы?». Например, а что, если бы собаки умели разговаривать? А что, если бы все люди в мире замолчали? Этот метод призван .
  3. Дробление и соединение разных слов. Такой метод обязательно заставит мозг отключить привычное мышление и включить фантазию. Необходимо взять два разных слова их раздробить соединить. Например, подушка + одеяло = подуяло, шторы + тюль = штоль.
  4. Метод Торренса основывается на однотипных каракулях, которые еще называют дудлами. На листе бумаг стоит нарисовать одинаковые символы (несколько кругов или квадратов, кресты, ромбы и так далее). Включаем фантазию и рисуем с использованием нарисованных фигур.
  5. Метод фокальных объектов. «Берем» случайный объект, например карандаш, расчёску, небо и открываем книгу (газету, журнал) на любой странице. «Хватаем» случайные 5 слов, связываем их с предметом в историю.

Творческий кризис

Фантазия не включается, вдохновение не приходит, вокруг все серо и мрачно и явно не способствует рождению новой идеи или шедевра. может коснуться любого человека, деятельность или жизнь которого так или иначе связана с творчеством. В чем же кроется проблема творчества? Не стоит искать ответы в окружающем мире, при этом не разобравшись в себе. Поиск ответов на вопросы «Что такое творчество? Как начать снова творить? Где найти творческое вдохновение?» будут безрезультатными, если человек не найдет в себе силы для обретения спокойствия.

  1. Необходимо творить (писать, рисовать, конструировать и так далее) в одном том же месте.
  2. Стоит отвести одно и то же время для творческой деятельности.
  3. Перед началом работы стоит прослушивать одну и ту же песню.
  4. Использовать для работы одни и те же вещи, например для письма один и тот же текстовый редактор, для рисования привычные кисти и мольберт.
  5. Следует работать каждый день, порядок больше всего уничтожают выходные.

Книги о творчестве

Черпая вдохновение из книгах, многие окрыляются жизнью героев, примерами их жизни. Мир творчества необычный, яркий и страстный представлен во многих работах известных авторов:

  1. «Кради, как художник» Остин Клеон . Автор рассказывает читателям, о том, как открыть в себе творчество.
  2. «Муза, где твои крылья?» Яны Франк наполнена вдохновением и написана для людей, которые решили посвятить все свою жизнь творчеству.
  3. «Воплощение идей» Скотта Белкси расскажет, как преодолевать сомнения, расставлять приоритеты и достигать результата.
  4. «Гениальность на заказ» от автора Марка Леви предлагает необычный способ находить решение проблемы - фрирайтинг.
  5. «Сотвори и продай» С. Воинская . Книга рассказывает, как продать свое творение.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Исследование творческих людей выявило ряд общих для них характеристик. Наиболее заметными являются следующие.

Творческие люди динамичны
В отличие от большинства людей творческие люди не позволяют своему мышлению быть пассивным, всеядным, не задающим вопросов. Им удается поддерживать огонь своей любознательности или, по крайней мере, вновь разжигать его. Одним аспектом этого интеллектуального динамизма является любовь к играм. Как маленькие дети с кубиками, творческие люди любят играть с идеями, складывая их в новые сочетания, рассматривать их с разных точек зрения. Именно такого рода деятельность подразумевал Исаак Ньютон, когда писал: «Не знаю, каким могу я являться миру, но самому себе я кажусь всего лишь мальчиком, играющим на морском берегу, отвлекающимся время от времени, а затем находящим более гладкий камешек или более красивую ракушку, чем обычно, в то время как передо мной расстилается океан неразгаданной истины».

Эйнштейн в своих размышлениях пошел еще дальше. Он видел в такой любви к играм «существенную черту продуктивной мысли». Но какое бы место ни занимала любовь к играм среди характеристик творческих людей, несомненно одно: она дает этим людям более богатый и более разнообразный набор идей, чем тот, каким располагает обычный человек.

Творческие люди отважны
Для творцов мышление - это приключение. Относительно свободные от предвзятых мнений и предубежденных взглядов, творческие люди менее расположены принимать господствующие взгляды, имеют более широкую перспективу и с меньшей вероятностью подчинятся мышлению окружающих их людей. Они смелы в своих представлениях, готовы защищать непопулярные идеи и кажущиеся маловероятными возможности. Поэтому, как Галилей и Колумб, Эдисон и братья Райт, они более открыты, чем другие, к творческим идеям.

Их отвага дает дополнительное преимущество. Она делает их менее склонными, чем других, к спасению лица. Они готовы встретить неприятный опыт, приложить свою любознательность и извлечь урок из этого опыта. Как следствие, они с меньшей вероятностью, чем другие, будут повторять ту же неудачу снова и снова.

Творческие люди находчивы
Находчивость - это способность действовать эффективно и предлагать метод, который решает проблему - даже когда проблема ставит в тупик других людей, а имеющихся ресурсов не хватает. Эта способность не измеряется IQ-тестами, однако она является одним из важнейших аспектов практического ума. Об одном выразительном примере этого качества сообщалось в журнале «Сайнтифик Америкэн» более полувека назад. В одном из западных штатов из тюрьмы сбежал заключенный, но был пойман через несколько недель. Тюремные начальники допрашивали его с пристрастием не один день. «Где ты взял пилу, чтобы перепилить решетку?» - наседали они на него. Со временем он сдался и сознался, как ему удалось перепилить решетку. Он утверждал, что в тюремной мастерской он собрал обрывки шпагата, поместил их сначала в клей, а потом в наждак и тайно пронес их назад в свою камеру. Каждую ночь в течение трех месяцев он «пилил» стальные прутья толщиной 1 дюйм. Тюремные начальники приняли его объяснение к сведению, снова посадили его в камеру и следили за тем, чтобы он больше никогда не бывал в мастерской.

Однако это еще не конец данной истории. Однажды темной ночью, примерно три с половиной года спустя, этот мужчина снова сбежал, и тюремные начальники обнаружили, что решетка перепилена точно таким же образом. Поскольку его так больше никогда и не поймали, о том, как он сбежал, до сих пор ходят легенды в преступном мире. Он солгал, что для первого побега использовал материал из мастерской. Он оказался намного находчивее. Он использовал шерстяные нити из своих носков, смачивал их слюной и натирал их в пыли на полу своей камеры.

Творческие люди трудолюбивы
«Все проблемы, - утверждает Уильям Гордон, - предъявляются мышлению как угроза неудачи»16. Только у людей, которых не пугает перспектива неудачи и которые твердо намерены добиться успеха, каких бы усилий это ни стоило, есть шанс добиться успеха. (Конечно, даже и у них нет гарантии успеха.) Творческие люди готовы проявлять необходимую настойчивость. Именно эту настойчивость подразумевал Томас Эдисон, когда сказал: «Гений - это 99% потения и 1% вдохновения»; и Джордж Бернард Шоу, когда объяснял: «Еще в молодости я заметил, что девять из десяти вещей, которые я делал, оказывались неудачными. Но я не хотел быть неудачником и поэтому работал в десять раз больше».

Прилежность творческих людей частично связана с их способностью полностью погрузиться в проблему и уделить ей самое пристальное внимание. Но она также берет начало от их состязательности, которая, в отличие от состязательности большинства людей, направлена не на других людей, а на идеи. Они принимают идейный вызов лично. Таким человеком был Лестер Пфистер. Ему пришла в голову идея скрестить колосья кукурузы, чтобы исключить более слабые сорта. Он начал с 50 тысяч колосьев и обрабатывал их вручную в течение нескольких сезонов. Через пять лет у него осталось всего четыре колоса, и он полностью обнищал. Но он получил улучшенный сорт17. Там, где другие уступили бы чувству разочарования и отчаяния, он упорно продолжал работать, потому что не желал признать поражение.

Творческие люди независимы
Каждая новая идея, которую мы обдумываем, отторгает нас от других людей, а высказывание этой идеи увеличивает это отторжение. Это пугает, особенно тех, кто черпает свои силы от связи с другими людьми и опирается на других людей в определении своей идентичности. Маловероятно, что такие люди будут чувствовать себя уютно, поддерживая, а тем более высказывая новые идеи. Они слишком боятся быть отвергнутыми.

Творческие люди - иные. Это не значит, что их не радует одобрение и поддержка других людей или их не беспокоит возможность потерять друзей. Это значит, что как бы сильно они ни желали одобрения, поддержки и дружбы, они не нуждаются в них так, как в них нуждаются другие. Вместо того чтобы смотреть на других ради признания своих идей, они смотрят в себя18. По этой причине они меньше боятся выглядеть эксцентричными или странными, более уверены в себе и более способны говорить и действовать независимо.

Знание этих пяти характеристик может помочь вам развить свой творческий потенциал, если вы готовы сделать усилие, чтобы приобрести их - или, если вы уже имеете их, укрепить. Это задача не из легких; старые привычки сопротивляются нововведениям. Но даже умеренный прогресс изменит качество вашего мышления.