Цель занятия: формирование правильного произношения сонорного звука.

Развитие органов артикуляции;

Развитие слухового внимания;

Развитие фонетико-фонематического слуха.

Артикуляционная гимнастика, формирование правильного произношения звука “Л”

Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При подборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо логопеда.

Логопед следит за качеством выполняемых движений: точностью, правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью. Хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;

Показ упражнения;

Выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

Проверка правильного выполнения, указание на ошибки;

Выполнение упражнения без зеркала.

Вначале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические – требуют ритмического повторения (примерно 6 раз) движений, координации, хорошей переключаемости.

Упражнения следующие:

“Индюк” - цель: выработать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ –БЛ (как индюк болбочет).

“Пароход гудит” - цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Приоткрыть рот и длительно произносить звук “Ы”.

“Самолет гудит” - цель: вызывание звука, близкого к “Л”.

Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “Ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится “Л”.

“Вкусное варенье” - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

“Лошадка” - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“Качели” - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

“Стрелочка” - рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

“Спрячь конфетку” - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Положение органов речи при произношении звука “Л”

Губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Средняя часть напряженной спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струю.

Постановка звука “Л”

Логопед показывает ребенку, как прикусывать широкий кончик языка. Ему объясняют: “Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке.” Теперь открой рот, а язык пусть лежит по – прежнему. Сделай так несколько раз подряд. (Ребенок упражняется перед зеркалом)

Подражая логопеду, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука “Л” при межзубном положении языка. Логопед предлагает ребенку произносить звук “А” в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Упражнение повторяется 5-6 раз. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и слышно сначала слоги “АЛ, АЛ, АЛ”, затем – “ЛА, ЛА, ЛА”.

Логопед выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы он видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.

Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Логопед предлагает ребенку поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги “ЛЫ, ЛЫ, ЛЫ”. В сочетании со звуком “Ы” звук “Л” приобретает большую четкость.

Отработка звука “Л” в слогах

Проговаривание по 3-5 раз:

Отработка звука “Л” в словах

Бал – вал – мал – пал – зал
Бол – вол – мол – пол – зол
Бул – вул – мул – пул – зул
Был – выл – мыл – пыл – зыл
Бил – вил – мил – пил – зил
Бел – вел – мел – пел – зел
Бял – вял – мял – пял – зял
Стул, Павел, забыл, пенал, пол….

Отработка звука “Л” в предложениях

Лыжник едет по лыжне.
В углу стоят лыжи.
У Лайки была белая лапа.
Мила поставила лампу на стол.
Клава пила молоко и ела булку.
Клубок упал со стула на пол.
Павел плыл в лодке по волнам.

Отработка звука “Л” во фразовой речи

Стихотворение “Вот какая мама”

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.

Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.

Вот как мама угодила –
Свою дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Скороговорка

Ал – ал – ал – пенал на пол упал,
Ол – ол – ол – пенал упал на пол,
Ул – ул – ул – пенал упал на стул,
Ыл – ыл – ыл – Павел пенал забыл.

Рассказы

Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли, зато кукла вышла славная. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были большие.

Петяпомог

Над окном одного дома было ласточкино гнездо. Из гнезда выглядывали четыре птенчика.

Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточкам жалко было птенчика. Они кружились над ни и пищали, но помочь не могли.

Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика.

В конце занятия подводятся итоги. Проверяется правильность выполнения артикуляционных упражнений. Уточняется артикуляционный уклад при произнесении звука “Л”.

В тетради записывается домашнее задание, которое ребенок выполняет дома перед зеркалом под присмотром взрослых. В работе с тетрадью необходимо соблюдать последовательность: постепенно переходим от задания к заданию, от простого к сложному.

Изученный материал закрепляется тщательно.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе.

Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Основная задача логопеда - включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.

Только при положительном отношении ребенка к занятиям можно выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление.

На занятиях используется игра, рисование, художественное слово и другие средства и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребенка, позволяющие избегать быстрого утомления.

Применяются разнообразные приемы: называние картинок, добавление слов, отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, разучивание стихотворений, потешек, считалок, исключение неподходящего слова и подбор обобщающих понятий, сопровождение речи выразительными движениями, игры со словом, работа со звуковыми схемами слов, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием и многие другие интересные для детей виды работ.

Используемая литература

  1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. “Энциклопедия логопедических игр”. – СПб.: КАРО, 2007.
  2. Крутий Е.Л. “Волшебная логопедия”. – Д.: Сталкер, 1999.
  3. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. “Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников”. – М., 1995.
  4. Лопухина И.С. “Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей”. – М.: Аквариум, 1995.
  5. Пожиленко Е.А. “Волшебный мир звуков и слов”. – М., Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
  6. Решетник Т.П. “Логопедические развивалки. Развивающие игры для детей”. – М.: Эксмо, 2010.
  7. Руденко В.И. “Логопедия: практическое пособие для логопедов”. – Изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  8. Ткаченко Т.А. “Если дошкольник плохо говорит”. – СПб: Акцидент,1997.

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция - исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык - получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно - не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при , связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика - это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ - это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап - автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед - Мы сломали велосипед - Она сломала велосипед”.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет - она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений - залог быстрого освоения звука Л. Важное условие - чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата - не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация - 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению - 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше - полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие - хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие – 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая – ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» – «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам – Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па – Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. – Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. – Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

Грамотная, красивая речь без дефектов это залог социализации и успешного развития. При общении все обращают внимание на то, как говорит человек. Если речь красивая и «льется как ручей», такого человека слушать приятно. В детском возрасте необходимо правильно постановить речь ребенка. Основные проблемы и трудности — это согласные «л» и «р».

Произношение «л» кажется взрослому простым, однако поставить его получается в некоторых случаях только к годам 6. Данная статья поможет вам следовать правилам, когда требуется постановка твердого и мягкого звука «л» у ребенка.

Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

Неправильное произношение звуков

Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам малыши должны произносить уже все буквы кроме трудных шипящих и «р», производного от него «рь». В этом возрасте у детей появляется повышенная речевая активность.

К пяти-шести годам малыш должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а использовать сложные обороты. Этот возраст относится к периоду взросления и перехода к школьному возрасту. Если ребенок испытывает трудности с произношением, то следует обратиться за помощью к врачу либо усиленно заниматься дома.

Самые распространенные звуковые ошибки:

  • шипящие заменяются звуком «сь», «зь», (сорох –шорох, сенок-щенок, ез-еж);
  • р заменяются на «л», «ль» (работа-лабота, руль-луль, рабость-ладость).

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Причины неправильного произношения «л»

Неправильное произношение Л происходит по определенным причинам. К категории таких причин относят:

  • дошкольник, в силу своего маленького возраста, еще не может произносить этот звук. Этот дефект естествен до 4 лет. В возрасте 4-5 лет, малыш уже должен знать, как научиться выговаривать букву «л», а к 6 годам должен различать в словах твердый и мягкий «л»;
  • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык выполняет основную функцию в произведении речи. Если у ребенка есть проблемы со слабыми мышцами языка, тогда вместо «л» будет слышаться «в»;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Такой эффект характерен, когда малыш произносит «л», и в этот момент ставит язык между зубами. К такому варианту относится и двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

Такие причины чаще связаны не с какими-либо дефектами в развитии. Проблема происходит из-за неправильного положения языка, либо неправильного распределения выпускаемого воздуха.
Если у дошкольника существуют трудности с произношением звука «л», это легко исправить. Потребуется время для его постановки. Обычно 15-20 минут в день в домашних условиях, и через некоторое время ребенок добьется успеха. Если спустя длительный промежуток времени усилия прошли даром, надо обратиться к логопеду. .

Формирование правильного произношения звуков

Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

  1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
  2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
  3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
  4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
  5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

Как постановить звук «л»

Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

Артикуляция «л»

Для начала необходимо поработать над артикуляцией языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и по форме напоминать гамак. Воздух просачивается вдоль языка. Такое положение следует показать ребенку на своем примере, так малыши лучше усваивают. Это первое, что требуется в начальной работе.

Ошибки при попытке произнести «л»

В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.

Причины, при которых не удается произнести «л»:

  • неправильное расположение губ;
  • язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
  • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

  1. Задания на развитие речевого дыхания.
  2. Упражнения по автоматизации произношения.

Тренировка артикуляционной гимнастики

Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.

«Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

«Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.

«Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.

«Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

Твердый «л»

Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.

Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

  1. «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
  2. Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
    После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.

Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

Автоматизация

Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

Помощь логопеда

Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.

Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:

  • если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
  • при неврологических заболеваниях;
  • при психических заболеваниях.

В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

Заключение

Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.

В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.

Александра является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье ребенка.

Написано статей

Постановка звука [л]

Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звука

Игровые приемы

— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

Произносится многократно звук [л].

Формирование зрительного образа звука (л]

Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции

Формирование кинестетического образа звука

Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].

2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал ), затем между гласными (алла ) и, наконец, в открытом слоге (ла ). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).

4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании

Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».

Ещё по данной теме: